РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОРЯДОК ЕЕ ПОДАЧИ И УТВЕРЖДЕНИЕ
Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 2542-III, Бюджетным кодексом Украины, Законом Украины о Государственном бюджете Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28.02.00 № 419 (с изменениями), «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.02 № 228 (с изменениями) и «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований относительно их образования и направлений использования »(с изменениями) от 17.05.02 № 659, приказом Министерства финансов Украины« Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета »от 28.01.02 № 57, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 01.02.02 за № 86 / 6374, и другими нормативно-правовыми актами по вопросам бюджетных отношений годовые отчеты составляются за отчетный год, которым считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь учреждений отчетным периодом является срок со дня образования учреждения до 31 декабря включительно. Это не касается учреждений, созданных путем реорганизации или на базе ликвидированных установ.В случае разделения учреждения к вновь учреждений, возникших в результате этого переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях имущественные права и обязательства реорганизованного учреждения. В балансе созданного учреждения отражаются данные активов и пассивов раздельного балансу.
В формах бухгалтерских отчетов приводятся все предусмотренные показатели. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается или заполняется нулями.
Формы отчетности заполняются в гривнях, чернилами, пастой шариковых ручек, на пишущих машинках, принтерах, с помощью средств автоматизации и другими способами, которые бы обеспечили сохранность этих записей в течение установленного срока хранения отчетности и предотвратили бы внесение несанкционированных и незаметных виправлень.
Заглавная часть форм заполняется в следующей последовательности:
реквизит ДКУД (Государственный классификатор управленческих документов)
реквизит «Учреждение» отражает полное название учреждения (согласно учредительным документам), зарегистрированное в установленном порядке, и его идентификационный код по единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ);
реквизит «Территория» отражает название территории, где расположено учреждение, согласно системе обозначений административно-территориальных единиц (КОАТУУ)
реквизит "Отрасль (вид деятельности)» отражает вид деятельности учреждения в соответствии с Общим классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)
реквизит «Орган государственного управления» отражает название органа, в ведении которого находится учреждение (если он есть) и которому подается бухгалтерский отчет (НИЗА)
реквизит «Контрольная сумма» учреждениями не заполняется
реквизит «Адрес организации» отражает полный почтовый адрес учреждения;
реквизит «Количество учреждений» отражает количество юридических лиц, включенных органом управления в сводный баланса;
код и название ведомственной классификации расходов;
код и название программной классификации видаткив.
Активы, пассивы и операции в иностранных валютах включаются в годовой бухгалтерский отчет в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в денежную единицу, действующую на территории Украины, - гривню. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций утверждены приказом Государственного казначейства Украины «Об утверждении Порядка отражения в учете операций в иностранной валюте» от 24.07.01 № 126.
Данные статей баланса на конец отчетного года должны быть обоснованы результатами тщательно проведенной перед составлением годового бухгалтерского отчета инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, резервов, документов и расчетов, порядок которой регламентирован Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 № 90.
До подачи годового бухгалтерского отчета на основании утвержденных руководителем учреждения предложений постоянно действующих инвентаризационных комиссий по урегулированию расхождений фактического наличия ценностей инвентаризации соответствующие записи должны быть внесены в регистры и счетов бухгалтерского учета. Суммы статей баланса по средствам на счетах в банках, банковским ссудам, данные о движении финансирования из бюджета и внебюджетных фондов должны соответствовать сведениям, указанным в выписках банков. Отражение в балансе сумм по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, которые взаимно не согласованы, не допускаеться.
Бухгалтерские отчеты и балансы подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения. Без таких подписей отчеты считаются недействительными. В централизованных бухгалтериях отчеты и балансы подписывают руководитель этого органа управления учреждения, при котором он образован, и главный бухгалтер. Кроме того, отчеты о выполнении плана по штатам и в министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) госадминистраций подписывает руководитель планово-финансовой служби.
В бухгалтерских отчетах и балансах не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправление ошибок в отчетах осуществляется с соблюдением требований Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 № 88.
При обнаружении проверяющей организацией или другими органами в отчетах как текущего, так и прошлого года (после их утверждения), искажений отчетных данных, приписок и т.п. исправления осуществляются в отчетах за тот отчетный период, в котором они были обнаружены, причем вносятся исправления в данных за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлено периода, во время которого были искажены отчетные данные, то исправление также выполняются в отчетах за тот период, в котором было обнаружено приписки и другие перекручення.
Исправление ошибок (искажений), допущенных в текущем году и обнаружены в этом же году до утверждения и представления годового отчета за текущий год, осуществляются в бухгалтерском учете исключением (сторнированием) неправильных записей и заменой их правильными в том месяце, в котором они были обнаружены , но не позднее отчета за декабрь текущего року.
Исправление ошибок, допущенных в прошлом году в результате искажения данных об издержках производства и учета затрат в бухгалтерском учете и отчетности о финансовых результатах за прошлый год, не вносятся, а отражаются в текущем году как финансовый результат прошлых лет, выявленный в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами учета, по которым допущены перекручення.
Формы годового отчета должны быть пронумерованы, прошиты и сброшюрованные в отдельную папку, составлен перечень форм, включенных в годовой звиту.
Сроки подачи годовых отчетов учреждениями устанавливаются органами, в которые направляются эти звити.
Годовой бухгалтерский отчет учреждения для представления его в определенные органы рассматривается и утверждается в порядке, установленном законодательством и учредительными документами установ.
Годовые бухгалтерские отчеты представляются:
высшей учреждении;
органа Государственного казначейства - при получении ассигнований из Государственного бюджета;
финансовому органу;
Счетной палате;
органа государственной статистики - при отдельных вказивках.
Сводные годовые отчеты министерств, других центральных органов исполнительной власти подаются в управления консолидированной отчетности по исполнению бюджетов Государственного казначейства Украины руководителями бухгалтерских служб этих учреждений после проверки данных об ассигнованиях управлением расходов Государственного бюджета Государственного казначейства Украины, отчеты формы № 3 «Отчет о выполнении плана по штатам и контингентах »подаются в отраслевых управлений Министерства финансов Украини.
Информационность годового отчета должна быть дополнена пояснительной записке, которая является обязательным приложением к годовому отчету. Ее объем и содержание не регламентированы, хотя вряд ли целесообразно перегружать записку исчислению показателей, непосредственно читаются по формам отчетности. Вместе с тем в пояснительной записке приводятся пояснения основных факторов, повлиявших на хозяйственные и финансовые результаты работы учреждения, освещается финансовое и имущественное состояние установи.
В пояснительной записке следует освещать следующие вопросы:
-Краткое описание деятельности бюджетного учреждения;
-Движение денежных средств за отчетный год по операциям, проведенным в денежной и неденежной формах, приводится по установленной форме;
-Основные факторы, повлиявшие на выполнение сметы, данные о задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам;
-Изменения в финансовом состоянии бюджетного учреждения за отчетный год;
-Результаты проведения ежегодной инвентаризации активов и обязательств (в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28.02.00 № 419);
-Состояние дебиторской и кредиторской задолженности учреждения на конец отчетного года, причины проведения предварительной оплаты и получения товаров, работ, услуг без осуществления платежей за них
-Суммы списанной в течение отчетного года дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, в соответствии с приказом Главного управления Государственного казначейства Украины «Об утверждении Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса »от 30.10.98 № 90, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 за № 728/3168, по установленной форме по общим и специальным фондам. В случае невыполнения требований указанного приказа причины невыполнения приводятся в пояснительной записке отдельно;
-Задолженность по выплатам пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы приводится в строке 010;
-Реструктуризирована задолженность бюджетного учреждения и основания для него;
в случае уплаты в бюджет штрафов, наложенных на бюджетном учреждении контрольными органами, - сумма выплаты, основание, виновные лица;
-Аннулированы и восстановлены протоколы взаимозачетов и отменены и восстановлены векселя прошлых периодов (главными распорядителями в сводных финансовых отчетах такая информация предоставляется в виде таблиц произвольной формы, где указываются дата и номер протокола (векселя), общая сумма, предприятие-участник, на счет которой задолженности переведено)
-Сумма средств специального фонда, направленную на погашение задолженности по социальным выплатам общего фонда или на другие нужды;
- Поступление гуманитарной помощи и ее использования;
-Поступления благотворительных взносов, грантов, подарков и инвестиций в национальной и иностранной валютах, основания и цель их получения, номер распорядительного документа, название юридического лица и срок погашения;
-Расшифровка текущих счетов, находящихся в учреждениях банков, основания для наличия этих счетов с указанием остатков на этих счетах и вида средств (для бюджетных учреждений, согласно действующему законодательству Украины переведены на казначейское обслуживание смет)
-Информация о движении средств на счетах отделений АКБ «Украина» за средствами государственного бюджета (если такие операции проводились)
-Информация о состоянии депозитных операций учреждений, где необходимо отразить депозитные операции, проводит бюджетное учреждение (остатки на счетах), с указанием нормативно-правового акта, на основании которого проводятся эти операции;
-Информация о выполнении статьи Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год»;
-Информация о сокращении нормативов на содержание учреждения;
-Расшифровка о суммах дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по операциям, которые не отражаются в формах № 7д и № 7м «Отчет о задолженности бюджетных учреждений», по установленной формою.
Кроме того, в пояснительной записке к годовому финансовому отчету обязательно должны быть изложены разъяснения о разногласиях между плановыми бюджетными ассигнованиями и фактическим поступлением средств, между данными разных форм отчетности, а также между показателями отчетности на конец отчетного года и на начало следующего года (если такие расхождения имели место).
Операции по поступлению и использования специального фонда за отчетный год, проведенные в натуральной форме или в иностранной валюте, отражаются по отдельным формам годовой финансовой отчетности, составленным по определенному виду поступлений. Такие формы подаются в органы Государственного казначейства Украины для учета данных в сводных отчетах по территории и визируются органами Государственного казначейства Украины, но ответственность за законность и правильность отражения в отчетах указанных операций несут распорядители бюджетных коштив.
Показатели форм годовой финансовой отчетности об операциях, проведенных в иностранной валюте, должны быть перечислены в национальную валюту в порядке, определенном приказом Государственного казначейства Украины «Об утверждении Порядка отражения в учете операций в иностранной валюте» от 24.07.01 № 126, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украина 06.08.2001 за № 670/5861.
Формы годовой финансовой отчетности об операциях в натуральной форме должны быть составлены в национальной валюте в общем порядке. Т.е. формы годовой финансовой отчетности о таких операциях должны содержать данные о поступлении и кассовые расходы в равном объеме. С целью учета операций, проведенных в натуральной форме, в консолидированном отчете о выполнении государственного бюджета они условно приравниваются к плановым показателям, поступлений и кассовых расходов. По операциям в натуральной форме вносятся изменения в специальный фонд сметы на основании справок установленной формы, которые подаются в органы Государственного казначейства до окончания отчетного периоду.
Средства, поступающие на имя учреждений на восстановление кассовых расходов (за телефонные переговоры, ошибочно перечисленные др.), согласно действующему законодательству Украины отражаются в соответствующих формах годовой финансовой отчетности как уменьшение кассовых расходов по тому коду экономической классификации расходов, по которым они были произведены в отчетном периоди.
При составлении форм годовой финансовой отчетности применяются коды бюджетной классификации, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Украины «О бюджетной классификации и ее внедрении» от 27.12.01 № 604.
Распорядители бюджетных средств, которые получают ассигнования на выполнение отдельных программ как от своего распорядителя высшего уровня, так и от других министерств и ведомств, в годовых финансовых отчетах отражают все операции о суммах полученных средств и их использования.
Годовой финансовый отчет такого распорядителя бюджетных средств включается в сводный годового финансового отчета распорядителя высшего уровня.
В годовом финансовом отчете главного распорядителя бюджетных средств, который определен ответственным исполнителем по программе, при перечислении средств исполнителю программы, ему не подчинен, такие суммы средств отражаются в строке Справки к счету 70 «Доходы общего фонда» формы № 1 «Баланс». О суммах перечисленных средств ответственные исполнители по программе составляют справку и подают ее в составе годового финансового отчета.
Годовые финансовые отчеты распорядителей бюджетных средств и сводные годовые финансовые отчеты главных распорядителей бюджетных средств составляются в гривнах, в том числе об операциях, проведенных в иностранной валюти.
Дополнительные статьи и показатели в формы финансовой отчетности предприятия, учреждения и организации, которые обслуживаются в органе Государственного казначейства Украины по коду экономической классификации расходов 4000 «Кредитование за вычетом погашения», дополнительно к формам годовой финансовой отчетности подают справку в КЕК 4000 «Кредитование за вычетом погашения ».
Формы годовой финансовой отчетности и объяснительные записки подписываются руководителями учреждений и организаций и главными бухгалтерами. Без таких подписей отчеты считаются недийсними.
Списание доходов и расходов для определения финансового результата исполнения сметы за год бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с Порядком осуществления годовых заключительных оборотов по списанию доходов и расходов бюджетных учреждений по рик.
Правильность составления годовых финансовых отчетов определяется путем проверки и сравнения отдельных показателей в соответствующих формах финансовых звитив.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ , ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВ | РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ |