Э. Хансен. Экономические циклы и национальный доход > Глава 6. Национальный доход
Одним из наиболее важных достижений экономической науки в XX в. является разработка теоретических представлений и статистических данных, относящихся к национальному доходу. В понятие "национальный доход" можно вкладывать различный смысл, и существует по меньшей мере пять смысловых вариантов этого понятия, которые нам придется разграничить.
Разработка этого теоретического понятия и относящихся к нему статистических данных возбудила общественный интерес к политической экономии. Мы получили как нация представление о значении и роли главных компонентов национального дохода и изучаем их изменения и взаимоотношения для того, чтобы определить, является ли текущее состояние экономики уравновешенным и здоровым или же оно имеет тенденцию привести к затруднениям и осложнениям инфляционного или дефляционного характера.
Руководители крупных и мелких предприятий, рабочие и фермерские лидеры, члены конгресса, администраторы, возглавляющие различные органы федерального правительства, чиновники из органов местного самоуправления и сведущие люди вообще — все они оперируют теоретическими понятиями и статистическими данными, относящимися к национальному доходу. Публицисты и обозреватели, выступающие в печати или по радио, считают для себя затруднительным обсуждать текущие явления экономической жизни, не обратившись к главному барометру — национальному доходу. Понятие "национальный доход" стало важным орудием мышления и действий в экономических делах современного мира. Но это сложное и трудное понятие, которым во многих случаях злоупотребляют и которое часто трактуют неправильно. В этой главе мы попытаемся отбросить технические детали и усложнения и представить простое объяснение предмета, которое, надеемся, может оказаться полезным для студентов и широкого круга читателей. Процесс просвещения постепенно приучит нас как нацию к более умелому обращению с этими полезными, но сложными орудиями разумного мышления и действия.
Варианты понятия "национальный доход"
Мы говорили выше о том, что "национальный доход" представляет собой широкое понятие, имеющее по меньшей мере пять смысловых вариантов. Эти варианты таковы:
1. Валовой национальный продукт (gross national product).
2. Чистый национальный продукт (net national product).
3. Национальный доход по факторальным издержкам (national income at factor cost).
4. Личный доход (personal income).
5. Чистый личный доход (disposable income).
Валовой национальный продукт
Из всех перечисленных вариантов наиболее широким является понятие "валового национального продукта" или — если сформулировать это более подробно — понятие "валового национального продукта, выраженного в рыночных ценах". Под "валовым национальным продуктом" мы подразумеваем денежную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в любой заданный период времени - обычно в течение месяца, квартала или года.
В употребленном выше выражении "конечные товары и услуги" слово "конечные" имеет важное значение. Валовой национальный продукт не включает в себя все произведенные товары. Многие товары являются промежуточными продуктами — продуктами, которые входят составной частью в конечные товары в качестве сырья или полуфабрикатов; стоимость таких продуктов образует часть стоимости конечных товаров. Так, например, мужской костюм есть конечный товар, и мы включаем его в валовой национальный продукт; но мы не включаем в него ткань, из которой сшит костюм, или шерсть, из которой изготовлена ткань. Аналогичным образом мы не включаем в валовой национальный продукт уголь, использованный на текстильной фабрике для производства электричества, тепла или света. Все эти бесчисленные формы промежуточных продуктов исключаются.
Много текстильных изделий продается, конечно, непосредственно потребителям, и, прежде чем попасть к потребителю, они не превращаются в костюмы или другие виды одежды. Такие текстильные изделия являются конечными продуктами. Точно так же уголь используется не только на фабриках; он сбывается и в домашние хозяйства для непосредственного потребления. Этот уголь является конечным продуктом.
Процесс производства, осуществляемый страной в целом, состоит из длинной цепи последовательных операций, в результате которых предметы переходят из состояния первичного сырья в состояние законченных продуктов, включая перемещение продукта от последнего производителя к оптовому, розничному торговцу и в конечном счете — к потребителю. Представим себе, что мы в состоянии обозреть этот обширный взаимосвязанный производственный процесс с удобного наблюдательного пункта, мимо которого широкой процессией беспрерывно движутся конечные продукты. С этого наблюдательного пункта мы в состоянии зафиксировать все конечные продукты, продефилировавшие мимо нас в течение месяца или года или за какой угодно период, избранный нами для того, чтобы в его пределах измерить массу произведенных товаров и услуг. Но мы подсчитываем только конечные продукты в том виде, в каком они окончательно выходят из длительного производственного процесса. Мы не обращаем внимания на длинный сборочный конвейер и не включаем дополнительно в подсчет те продукты, которые на различных стадиях процесса возникают, но быстро превращаются в конечные продукты.
Совокупный объем всевозможного рода покупок и продаж, совершенных на рынке в течение любого года, в 10-12 раз превышает объем произведенных конечных товаров и услуг. В процессе производства происходит огромное "перемешивание" сырых материалов и полуфабрикатов. Одни и те же сырые материалы обретают многие формы и многократно продаются, прежде чем, приняв форму конечного продукта, они попадут наконец к непосредственному потребителю. Но ни один из продуктов, вступивших в процесс производства конечных продуктов, не входит в валовой национальный доход; в эту категорию включаются только конечные продукты.
Чистый национальный продукт
Все, что было сказано о конечных товарах и услугах, применимо не только к валовому национальному продукту, но также (с одним лишь исключением) и к чистому национальному продукту. При исчислении чистого национального продукта делается еще один вычет; вычет "потребления" (износа) машин и прочих капитальных благ. В валовом национальном продукте, несмотря на вычет сырых материалов и полуфабрикатов, остается некоторый элемент повторного счета, так как при его исчислении не делается никакой поправки на износ или потребление капитальных благ, таких, например, как производственые здания, сооружения и мащины.
Другими словами, если валовой национальный продукт, помимо конечных потребительских товаров и уедут, включает в себя все новые капитальные блага, произведенные в рассматриваемый отрезок времени без всякой скидки на потребленные в процессе производства капитальные блага, то чистый национальный продукт включает в себя только конечные потребительские товары и услуги плюс чистые прибавления к массе капитальных благ; при его подсчете учитывается потребление капитальных благ. Так, например, в 1947 т. при валовом национальном продукте в 231,6 млрд. долл. потребление (износ) капитальных благ составило 13,3 млрд. долл. Следовательно, чистый национальный продукт составил лишь 218,3 млрд. долл.
Национальный доход по факторальным издержкам
Мы переходим теперь к национальному доходу по факторальным издержкам [Термин "национальный доход" в том значении, в каком он употребляется в подсчетах Министерства торговли, фактически означает "национальный доход по факторальным издержкам".], который обычно именуется просто "национальным доходом", хотя это наименование следует, пожалуй, считать неудачным, поскольку каждое из пяти понятий, перечисленных выше, выражает известную разновидность национального дохода. Национальный доход по факторальным издержкам отличается от чистого национального продукта только потому, что в большинстве современных стран некоторая часть национального продукта присваивается государством не в порядке прямого налогового обложения. Если бы не существовало никаких косвенных налогов: акцизных сборов, таможенных пошлин, налога с продаж и т.п., то понятия чистого национального продукта и (так называемого) национального дохода были бы идентичными понятиями.
Это обстоятельство станет совершенно ясным, если мы сравним между собой две теоретически мыслимые ситуации, отличающиеся друг от друга только по форме взимаемых налогов. Предположим вначале, что чистый национальный продукт известной страны составляет 100 млрд. долл., из которых 90 млрд. долл. — это товары и услуги, произведенные частными предприятиями, между тем как 10 млрд. долл. являются товарами и услугами, предоставленными государством. Частные предприятия реализуют товары и услуги на сумму 90 млрд. долл., куда включены налоги с продаж в сумме 10 млрд. долл. После уплаты государству этих косвенных налогов хозяйственные предприятия выплачивают все остающиеся 80 млрд. долл. в форме заработной платы, жалованья, дивидендов, рент и процентов. Мы принимаем для простоты, что у хозяйственных объединений не остается нераспределенных прибылей. 10 млрд. долл., отданные государству в виде налогов с продаж, выплачиваются в форме заработной платы и жалованья государственным служащим, производящим бесплатные товары и услуги (школьное образование и т.п.), предоставляемые обществу государством.
Мы принимаем, таким образом, что оплата всех "факторов производства", использованных в частных хозяйствах, составляет 80 млрд. долл., а оплата "факторов производства", использованных государством, составляет 10 млрд. долл. Совокупный доход, приходящийся на все факторы (использованные частными хозяйствами и государством), составляет в таком случае 90 млрд. долл., и мы принимаем, что весь этот доход тратится на приобретение товаров и услуг, произведенных частными хозяйствами. Следовательно, хозяйственные объединения получают за произведенные частным образом товары и услуги в общей сложности 90 млрд. долл., которых хватает для того, чтобы покрыть налоги с продаж в сумме 10 млрд. долл. и выделить вдобавок 80 млрд. долл. на оплату всех факторов, использованных частными хозяйствами.
Мы можем теперь окончательно представить положение вещей так, как это сделано в табл. 5.
Таблица 5
Национальный доход (т.е. доход по факторальным издержкам) равен (в млрд. долл.): | |
1. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные в частных хозяйствах | 80 |
2. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные государством | 10 |
Всего | 90 |
Чистый национальный .продукт равен (в млрд. долл.): | |
1. Стоимости товаров и услуг*, произведенных в частных хозяйствах | 90 |
2. Стоимости товаров и услуг, произведенных государством | 10 |
Всего | 100 |
* Денежной стоимости товаров по рыночным ценам, включая налог с продаж.
Но предположим теперь, что налоги с продаж отменены. Государству надлежит теперь добывать свои средства каким-то другим путем, скажем посредством введения личного подоходного налога. Если налоги с продаж отменяются, то это может повлечь за собой одно из двух последствий. Первое из возможных последствий заключается в том, что хозяйственные предприятия, освобожденные от необходимости собирать налоги с продаж, будут сбывать свои товары и услуги по сниженным ценам, выручая за них в действительности на 10 млрд. долл. меньше, чем прежде. Раз произошло снижение цен, то обладатели использованных производственных факторов в состоянии теперь выплачивать 10 млрд. долл. подоходных налогов без снижения своего жизненного уровня. При таких обстоятельствах цифры изменятся так, как это представлено в табл. 6.
Таблица 6
Национальный доход (т.е. доход по факпюральным издержкам) равен (в млрд. долл.): | |
1. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные в частных хозяйствах | 80 |
2. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные государством | 10 |
Всего | 90 |
Чистый национальный продукт равен (в млрд. долл.): | |
1. Стоимости товаров и услуг, произведенных в частных хозяйствах | 80 |
2. Стоимости товаров и услуг, произведенных государством | 10 |
Всего | 90 |
Таким образом, отмена налога с продаж привела бы при описанных выше обстоятельствах к снижению денежной стоимости товаров, произведенных в частных хозяйствах, до 80 млрд. долл., эту же сумму частные предприятия выплачивают обладателям использованных факторов (включая дивиденды и оклады руководящего персонала). Совокупный национальный доход (90 млрд. долл.), полученный всеми использованными факторами (использованными как частными хозяйствами, так и государством), распределился бы тогда следующим образом: 80 млрд. долл. было бы израсходовано на приобретение товаров и услуг, произведенных частными хозяйствами, и 10 млрд. долл. (подоходные налоги) — на приобретение товаров и услуг, предоставленных государством. Если не существует никаких косвенных налогов, то чистый национальный продукт равняется национальному доходу (т.е. доходу по факторальным издержкам).
Упразднение налогов с продаж может иметь и другой результат. Хозяйственные объединения, освобожденные от необходимости собирать для государства эти налоги с продаж, могли бы вместо снижения цен на сумму прежних налогов с продаж пытаться удерживать ранее существовавшие цены, содержавшие в себе эти налоги. До тех пор пока им удавалось бы так делать, они получали бы крупные прибыли, не поступающие в фонд распределения. При таких условиях, однако, взаимная конкуренция работодателей наряду с нажимом профессиональных союзов привела бы, вероятно, к росту заработной платы, жалованья и дивидендов. Имеются, стало быть, основания полагать, что при таких обстоятельствах доход, приходящийся на используемые факторы, увеличился бы в конечном счете на всю сумму упраздненных налогов с продаж. Мы получаем, следовательно, состояние, показанное в табл. 7.
Таблица 7
Национальный доход (по факторальным. издержкам) равен (в млрд. долл.): | |
1. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные в частных хозяйствах | 90 |
2. Доходу, приходящемуся на факторы, использованные государством | 10 |
Всего | 100 |
Чистый национальный продукт равен (в млрд. долл.): | |
1. Стоимости товаров и услуг, произведенных частными хозяйствами | 90 |
2. Стоимости товаров и услуг, произведенных государством | 10 |
Всего | 100 |
Мы видим еще раз, что с отменой налогов с продаж чистый национальный продукт становится равным национальному доходу (по факторальным издержкам). Для общества, которое обходилось бы без всяких косвенных налогов, понятие национального дохода (по факторальным издержкам) и понятие чистого национального продукта были бы идентичными. [Некоторые незначительные расхождения между этими двумя величинами могли бы все же остаться. Если поставляемые государством товары и услуги продавались бы государственными предприятиями с прибылью, тогда стоимость этих товаров и услуг превышала бы затраты на них (доход, приходящийся на использованные факторы). Вследствие этого чистый национальный продукт превышал бы по своей стоимости национальный доход (по факторальным издержкам) на сумму текущего избытка доходов над расходами, получаемого государственными предприятиями. И в другом случае, если бы, например, государство выплачивало частным хозяйственным объединениям субсидии для того, чтобы дать им возможность продавать ниже факторальных издержек, это привело бы к тому, что выраженная в рыночных ценах стоимость товаров и услуг, произведенных частными хозяйствами, была бы меньше факторальных издержек на сумму субсидий. Вследствие этого чистый национальный продукт был бы меньше национального дохода (по факторальным издержкам) на сумму подобных субсидий.]
Личный доход
Мы приходим теперь к четвертому понятию, понятию личного дохода. В известном смысле существует склонность рассматривать понятие личного дохода как наиболее важное, поскольку оно выражает объем денежного дохода, выплачиваемого всем членам общества. Личный доход в некоторых отношениях отличается от национального дохода по факторальным издержкам. Во-первых, доход, заработанный обладателями использованных факторов, может быть выплачен не в полной мере; и во-вторых, некоторые виды дохода, выплачиваемого частным лицам, могут выплачиваться не за услуги, оказанные в процессе производства.
Оба эти обстоятельства требуют дополнительных объяснений. Рассмотрим первый из упомянутых выше моментов. Держатели акций корпоративного предприятия, будучи в конечном счете собственниками этого предприятия, являются законными претендентами на доход корпорации. Но если в стране существует налог на корпорации, то корпорация обязана вначале уплатить этот налог, прежде чем какие-либо прибыли будут распределены в виде дивидендов. Эта часть дохода, следовательно, никогда не выплачивается. Правда, поскольку эти прибыли принадлежат акционерам, постольку уплату налога на корпорации можно рассматривать как уплату, совершаемую за акционеров, и это будет справедливо даже в том случае, если акционеры будут вновь обложены налогом на прибыли, действительно выплаченные в виде дивидендов. Но при всех обстоятельствах, при какой угодно рационализации системы налогов на корпорации неизменным остается тот факт, что существует разность между доходом, заработанным акционерами, и доходом, который выплачивается им в виде дивидендов.
После уплаты налога на доходы корпорации остающаяся часть прибылей может быть полностью распределена в форме дивидендов. Но в действительности этого может и не быть. Часть остающихся прибылей может быть удержана корпорациями для обеспечения расширения производства или в качестве страхового фонда. Следовательно, доход, заработанный акционерами, может превышать доход, выплаченный акционерам, на две величины: (1) на сумму налогов с корпораций и (2) на сумму нераспределенных корпоративных прибылей.
Рассмотрим сейчас второе из упомянутых нами обстоятельств, сводящееся к тому, что некоторая часть дохода, выплачиваемого частным лицам, может представлять собой доход, не заработанный этими лицами как производителями, и тем самым может не быть включенной в национальный доход (по факторальным издержкам). Такие "незаработанные" выплаты (незаработанные в том смысле, что они не являются прямой уплатой за оказанные услуги) называются "трансферными выплатами". Примерами трансферных выплат служат: (1) пособия по социальному страхованию, выплачиваемые престарелым лицам или безработным, (2) пособия ветеранам войны и (3) выплаты процентов по государственным долгам. Следовательно, личный доход включает в себя: (1) выплаты отдельным лицам за производство товаров и услуг (выплаты факторальных издержек) и (2) трансферные выплаты.
При этом, однако, требуется произвести один уравновешивающий вычет. Взносы в фонд социального страхования удерживаются до того, как выплачивается заработная плата. Поэтому доход, выплачиваемый частным лицам, сокращается на сумму этих взносов. Если бы в действительности эти взносы точно совпадали с суммой полученных пособий по социальному страхованию, то тогда чистые трансферные выплаты по этому виду пособий равнялись бы нулю.
Резюмируем: беря за исходную величину национальный доход (по факторальным издержкам), мы вычитаем из него налоги на доходы корпораций, нераспределенные прибыли и взносы на социальное страхование. Затем мы прибавляем к этой величине трансферные выплаты и проценты по государственному долгу. Полученный итог представляет собой личный доход или доход, выплаченный отдельным лицам.
Чистый личный доход
В заключение мы рассмотрим понятие чистого личного дохода. Это совершенно простое понятие. Оно означает личный доход минус налоги с личных доходов, т.е. минус все прямые налоги, уплачиваемые частными лицами, будь то общегосударственные налоги, налоги, взимаемые штатами, или местные налоги. Налоги с личных доходов включают в себя подоходные налоги, налоги на наследства и дарения, автомобильные и водительские лицензии, подушные подати и пр. Косвенные налоги (вроде, например, налогов с продаж, акцизных сборов, таможенных пошлин или налога на жилые строения) к налогам с личных доходов, разумеется, не относятся.
Сопоставление понятий, относящихся к доходу
Для того чтобы читатель получил исчерпывающее представление об этом довольно сложном предмете, мы приводим ниже относящиеся к 1947 г. фактические данные, выражающие пять указанных категорий национального дохода; и тут же мы показываем принцип выведения каждой из этих величин. Мы сравниваем между собой пять указанных понятий, группируя их попарно, как это представлено в табл. 8.
Таблица 8
Валовой национальный продукт и чистый национальный продукт в 1947 г. (в млрд. долл.) | |
Валовой и национальный продукт | 231,6 |
Минус износ капитальных благ | 13,3 |
Чистый национальный продукт | 218,3 |
Чистый национальный продукт и национальный доход (по факторальным издержкам) (в млрд. долл.) | |
Чистый национальный продукт | 218,3 |
Плюс субсидии и минус текущие прибыли государственных предприятий | (-0,1) |
Минус косвенные налоги, взысканные с частных предприятий | 18,5 |
Минус трансферные выплаты частных предприятий* (включая безнадежные долги потребителей, невозмещенные хищения, денежные премии и пожертвования, выданные корпорациями некоммерческим организациям) | 0,6 |
Минус поправка на расхождения статистических данных | (-3,4) |
Национальный доход (по факторальным издержкам) | 202,5 |
Национальный доход (по факторальным издержкам) и личный доход (в млрд. долл.) | |
Национальный доход (по факторальным издержкам) | 202,5 |
Минус: | |
нераспределенные прибыли корпораций | 6,1 |
налог на прибыли корпораций | 11,7 |
взносы в фонд социального страхования | 5,6 |
Плюс: | |
чистые проценты, выплаченные государством | 4,4 |
государственные трансфсрные выплаты | 11,1 |
трансфсрные выплаты частных предприятий | 0,6 |
Личный доход | 195,2 |
Личный доход и чистый личный доход | |
Личный доход | 195,2 |
Минус налоги с личных доходов | 21,6 |
Чистый личный доход | 173,6 |
Национальный доход (по факторальным издержкам) | 202,5 |
Минус: | |
нераспределенные прибыли корпораций** | 6,1 |
налог на прибыли корпораций | 11,7 |
взносы в фонд социального страхования | 5,6 |
Плюс: | |
чистые проценты, выплаченные государством | 4,4 |
государственные трансфeрные выплаты | 11,1 |
трансферные выплаты частных предприятий | 0,6 |
Личный доход | 195,2 |
Личный доход и чистый личный доход | |
Личный доход | 195,2 |
Минус налоги с личных доходов | 21,6 |
Чистый личный доход | 173,6 |
*Эти потери и пожертвования входят в национальный продукт, выраженный в рыночных ценах, но не являются частью дохода, приходящегося на использованные факторы, т.е. национального дохода (по факторальным издержкам). В качестве трансферных платежей они образуют часть дохода, выплаченного частным лицам.
** С учетом поправки на оценку товароматериальных запасов фирм.
Чтобы обратить особое внимание читателя на наиболее важные черты, присущие различным понятиям, связанным с национальным доходом, мы представляем ниже краткий итог, подчеркивающий эти главные особенности. Этот обзор, носящий более обобщенный характер, может быть представлен так, как это сделано в табл.9.
Таблица 9
(В млрд. долл.)
1. Валовой национальный продукт | 231,6 |
Минус износ капитальных благ | 13,3 |
2. Чистый национальный продукт | 218,3 |
Минус косвенные налоги и пр. | 15,8 |
3. Национальный доход (по факторальным издержкам) | 202,5 |
Минус: | 23,4 |
нераспределенные прибыли | 6,1 |
налоги на корпорации | 11,7 |
взносы в фонд социального страхования | 5,6 |
Плюс трансферные выплаты | 16,1 |
4. Личный доход | 195,2 |
Минус налоги с личных доходов | 21,6 |
5. Чистый личный доход | 173,6 |
Минус личные сбережения | 8,8 |
Остаток, предназначенный для частных потребительских расходов | 164,8 |
Доскональное овладение этими пятью понятиями, связанными с национальным доходом, имеет для человека, изучающего природу экономических циклов и текущих экономических явлений, весьма важное значение. В самом деле, без точного знания этих пяти различных понятий дохода невозможно критически следить за статистическими данными, которые публикуются ежемесячно различными правительственными органами, например за данными, содержащимися в "Survey of Current Business", "Federal Reserve Bulletin", Treasury Bulletin", "Monthly Labor Review", "Social Security Bulletin" или в докладах президента США об экономическом положении страны.
Употребление дохода
Сейчас мы подготовлены к тому, чтобы получить полное представление о валовом национальном продукте в двух весьма существенных аспектах: (1) каково употребление дохода, получаемого от совокупного производственного процесса, и (2) на какие категории товаров и услуг расходуются эти средства.
Касаясь первого аспекта проблемы, мы в состоянии утверждать, что употребление средств, поступающих из валового национального продукта, может быть подразделено на три категории:
1) употребление дохода для потребительских расходов;
2) употребление дохода для уплаты налогов;
3) употребление дохода для сбережений.
Пусть GNP обозначает валовой национальный продукт, С — потребление, Т — налоги и S' — валовые сбережения. Мы можем, стало быть, дать следующее итоговое определение категорий, на которые подразделяется валовой национальный продукт под углом зрения употребления дохода: GNP = С + Т + S'.
Расходование дохода
Касаясь второго аспекта поставленной проблемы, мы можем утверждать, что доход затрачивается на товары и услуги, из которых складывается валовой национальный продукт, следующим образом:
1. Суммы, предназначенные для целей потребления, идут на потребительские расходы.
2. Налоги и сбережения расходуются на оплачиваемые государством мероприятия и услуги и на валовые инвестиции.
Обозначим буквой G государственные расходы и буквой I` валовые инвестиции. Тогда GNP = С + G + I`.
Налоги плюс сбережения равняются государственным затратам плюс инвестиции
Эти уравнения являются, конечно, простыми тождествами или трюизмами. Та часть GNP, которая не расходуется на личное потребление, неминуемо должна быть либо сбережена, либо выплачена в виде налогов. И опять-таки та часть GNP, которая не является объектом потребительских затрат, должна служить объектом государственных затрат или объектом инвестиционных затрат на капитальные блага. Следовательно, T + S' = G + I`.
Чтобы проиллюстрировать эти понятия, мы воспользуемся статистическими данными, относящимися к 1944 г. (табл. 10). Этот год подходит для нашей цели, поскольку здесь отсутствовали усложняющие моменты, которые, вероятно, отвлекли бы наше внимание от главного.
Таблица 10
(В млрд. долл.)
А. Статьи валовых сбережений в 1944 г.: | |
1. Износ капитальных благ | 11,9 |
2. Нераспределенная прибыль корпораций (с поправкой на оценку товароматериальных запасов) | 5,8 |
3. Личные сбережения | 34,2 |
Валовые сбережения | 51,9 |
В. Налоги в 1944 г.: | |
1. Косвенные налоги с предприятий | 14,0 |
2. Налог на прибыль корпораций | 13,5 |
3. Налоги с личных доходов | 18,9 |
Всего налогов | 46,4 |
С. Валовые сбережения плюс налоги (S` + T) | 98,3 |
Государственные закупки товаров и услуг составили в 1944 г. 96,5 млрд. долл., между тем как валовые инвестиции — всего 4,3 млрд. долл. Следовательно, G + I'= 100,8 млрд. долл. Незначительное расхождение между величиной (G + I`) и величиной (S' + Т) объясняется главным образом статистическими погрешностями.
В статью налогов мы не включили налоги на нужды социального страхования (5,2 млрд. долл.), а в статью государственных расходов — трансферные выплаты (5,8 млрд. долл.). В 1944 г. трансферные выплаты состояли преимущественно из пособий по социальному страхованию и из процентов по федеральному долгу. Трансферные выплаты не являются платежами за купленные товары и услуги и поэтому они исключаются из валового национального продукта. В соответствии с этим надлежит исключить и денежные поступления государства, накопленные для этих трансферных выплат. В 1944 г. случилось так, что налоги по социальному страхованию приблизительно покрыли трансферные выплаты и потому в зачет исключенных трансферных платежей мы вычли из общей суммы взысканных налогов указанные доходы. В послевоенные годы эти статьи не уравновешивали бы друг друга. Общее правило, применимое ко всем годам, состоит в том, что из государственных кассовых поступлений надлежит вычесть сумму, равную исключаемым расходам по трансферным выплатам. Когда это сделано, то сумма налогов (с указанной поправкой) плюс валовые сбережения будет равняться сумме государственных затрат (с указанной поправкой) плюс валовые инвестиции.
В 1944 г. преобладающая часть сбережений частных лиц и пред-приятийбыла отдана взаймы государству для покрытия дефицита, созданного огромными военными расходами. Вряд ли вообще какие-нибудь сбережения были использованы для инвестирования, поскольку затраты частных предприятий на строительство и на производственное оборудование удерживались на минимальном уровне. Однако в благоприятные годы мирного времени сбережения используются главным образом для финансирования капитальных затрат частных предприятий. Но мы стоим здесь на пороге трудной проблемы, которая будет рассмотрена в гл. 12.