Курс для высшего управленческого персонала > Часть шестая. Советы управляющему - Глава VII. Развивайте умение руководить и подчиняться.
Правильно используйте свое право на руководство
Ваше назначение на руководящую должность предоставляет вам как минимум право:
— Избавляться от плохих работников.
— Добиваться от своих подчиненных желаемых результатов.
— Быть справедливым в своих оценках, даже если они задевают за живое.
Каждое из перечисленных прав возлагает на вас и соответствующие обязанности. Ни одно из этих прав не дает вам основания узурпировать права других людей. Исчерпайте до дна каждое из предоставляемых вам прав, но не переходите границы, и вы станете именно таким руководителем, которым мечтали быть.
Избавляйтесь от плохих работников. Если вы считаете, что выражения «уживаться с людьми» и «уживаться с каждым» являются синонимами в вопросах руководства, то вам или следует в корне изменить свое мнение, или распроститься со своей мечтой стать настоящим управляющим. Стремление «ужиться с каждым» приведет вас к необходимости работать рука об руку с тупицами, бездельниками и никчемными людьми, которые проникают во всякую организацию и во всякое дело. Эти люди будут с восторгом играть роль послушных исполнителей воли великодушного босса, но вы, их великодушный босс, с такими работниками ничего не достигнете. Подобные люди являются носителями лености, неэффективности и расточительности. Уживаясь с ними, вы таким образом отказываете себе в праве быть настоящим руководителем.
Люди, с которыми вам следует уживаться, это — зрелые, знающие себе цену работники. Их много, они составляют преобладающее большинство в каждой хорошей организации, и поэтому вы не должны забывать то, чему вас учили, когда вы проходили методику взаимоотношений с людьми. Когда все ваши подчиненные осознают, что добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей служит не только интересам всей организации, но и их личным интересам, у вас появится полная возможность показать себя либеральным и демократичным руководителем. Более того, если вы хотите вести за собой людей, то вы должны быть именно таким руководителем. Но если у вас заведется хоть один подчиненный, стремящийся прожить за счет труда других, вы обязаны занять по отношению к нему совершенно непримиримую позицию. Дайте такому работнику хоть какое-то право голоса в вопросах руководства вашей группой, и вы потеряете всякое уважение у своих подчиненных, имеющих чувство собственного достоинства.
Будьте объективны в отношении каждого подчиненного. Будьте внимательны к своим подчиненным, так как каждый из них имеет свою индивидуальность. Рассматривайте подчиненных, обладающих чувством собственного достоинства и духом здорового соревнования, как потенциальных руководителей, которыми они в действительности и являются. Относитесь к своим подчиненным-«работягам», как к будущим хорошим работникам, которыми они могут стать при условии умного руководства и направления их действий. Считайте не поддающихся исправлению подчиненных помехой в работе, давайте им возможность изменить свое поведение, но ничего более! Если вы не можете заставить их понять, что их посильное участие в достижении целей, стоящих перед организацией, служит их же собственным интересам, то их нельзя более терпеть в организации. Не беспокойтесь при этом о вашем служебном контракте с ними. Если ваша компания утратила право уволить сотрудника, который не вносит посильного вклада в дело компании, знайте: для вас настало время подыскивать другое место, где вы будете иметь возможность быть настоящим руководителем.
Тщательно изучите политику вашей компании в вопросах увольнения нежелательных сотрудников, если вы пока что не знаете ее в деталях. Методы хорошего руководства требуют, чтобы до принятия окончательного решения об увольнении непригодного работника его непосредственный начальник заранее предупредил такого работника устно, а иногда и письменно о его деловой непригодности. Следуйте этой практике, претворяйте ее в жизнь вне зависимости от того, как бы бюрократично это ни выглядело и сколько бы неудобств ни причинило. Если вы будете стремиться избежать этих неприятностей, стараясь как-то ужиться со своими «неисправимыми» подчиненными, в конце концов это принесет вам гораздо большие неприятности. Если вы будете держать на работе плохих работников лишь потому, что «следовать обычной в этих случаях процедуре очень хлопотно», то тем самым вы распишетесь в своей посредственности.
Помните, что подчиненные ждут от вас руководства. Люди, находящиеся на различных ступеньках иерархической лестницы, ожидают, что к ним будут предъявляться определенные требования. Более того, они; отдают себе отчет в том, что за плохую работу с них будут взыскивать. Единственное, к чему они не подготовлены, — это к тому, чтобы увидеть руководителя, который сам не знает, чего он хочет, и не замечает плохой работы некоторых своих подчиненных. Это их больше всего возмущает. Спросите любого управляющего, близкого к правлению компании, кого из своих прошлых руководителей он уважает больше всего, и в девяти случаях из десяти вы получите примерно такой ответ: «Конечно, мистера Бланка. Он знал, что делает. Всегда. Он был дьявольски требователен, и когда ты делал какую-либо глупость, он мог одним лишь движением бровей заставить тебя почувствовать это. И ты знал свое место. Он был тверд, как кремень, но справедлив. У него я научился большему, чем у кого бы то ни было».
Всем своим поведением покажите, что и руководитель тоже может быть человечным. Когда бы вы пи встретились со своим подчиненным после работы, постарайтесь его убедить своим поведением, что вы являетесь его начальником только на службе. Никогда не пользуйтесь внеслужебными встречами для обсуждения служебных проблем, чтобы показать свое техническое превосходство или подчеркнуть свое служебное положение. Используйте, эти случаи для показа своей человечности. Пусть ваши сотрудники знают, что, помимо вашего стремления быть эффективным руководителем на службе, у вас есть и другие интересы. Своей заинтересованностью ими как людьми давайте им понять, что все ваши проблемы, связанные с ними, как с вашими работниками, исчезают, как только вы покидаете контору.
Один молодой администратор с большой долей гордости рассказывает такую историю: «Мой хозяин наводил на работе страх, и я, бывало, ненавидел его желчный характер. Однажды он «вправлял мне мозги» за то, что по моей вине компания вынуждена была пойти на некоторые сверхурочные работы. Хозяин вышел из себя и на минуту я подумал, что он ударит меня по физиономии. И вдруг он остановился в самой середине своей тирады и сказал: «Слушай, Джо, это твоя проклятая глупость стоит мне слишком много желчи. Пойдем выпьем по чашечке кофе, пока я немного остыну, а когда мы вернемся, я расскажу тебе, какую глупость, как мне кажется, ты допустил». С тех пор мы стали лучшими друзьями. Он еще «пилит» меня, когда я заслуживаю этого (не так часто, как бывало), но за него я готов в огонь и воду, и он знает об этом».
Изучите, во что обходится «уживчивость с каждым». Недостаточно умелое и правильное руководство ведет к большой текучести кадров среди молодых управляющих и практикантов. Это является одной из наиболее дорогостоящих проблем в современном управлении. А ведь хорошо известно, что подбор, наем и обучение начинающего администратора почти в любой компании является делом очень дорогим. Прежде чем средний практикант сможет сделать свой первый полезный шаг в качестве управляющего, он обходится компании в сумму, обозначаемую пятью цифрами. Если такой управляющий уходит, не проработав и двух лет, то компания на нем почти всегда несет убыток. Если же он начинает быстро осваивать дело и проработает в компании два с половиной года, то она возвращает средства, вложенные в его подготовку.
Из всех начинающих управляющих, подобранных, нанятых и подготовленных компаниями, лишь половина задерживается в них на срок до трех лет. Почему же они уходят? Есть много причин для этого, но главная из них — недостаточный уровень руководства молодыми кадрами. Или эта молодежь не получает необходимой поддержки, для того чтобы проявить себя, или же ее руководители закрывают глаза на аляповатую работу своих начинающих коллег или на их безделие.
Ежегодно тысячи разочарованных молодых людей оставляют управленческую работу, потому что они не находят в ней того, чего ожидали. И отчасти в этом повинны их руководители. Не старайтесь объяснить уход некогда перспективного практиканта ошибками при подборе кадров и не ссылайтесь на то, что «эти ребята не из того теста, чтобы стать управляющими». Посмотрите на эти случаи с другой стороны. Пытались ли вы в «текучке» повседневной работы заинтересовать их перспективой, показать им возможности? Не увидели ли они в вас руководителя такого типа, которым они не хотели бы стать? Не стали ли они свидетелями того, что те должности, на которые они хотели бы попасть, «заняты», по-видимому, навсегда?
Приучайте себя и своих подчиненных не обращать внимания на различного рода ложные препятствия. Почти во всех организациях есть администраторы, давным-давно переставшие во все возрастающей степени быть полезными для компании, которая их держит. Но они по-прежнему остаются на руководящих постах и являются своего рода барьерами на пути молодых и энергичных работников. На первый взгляд новичкам кажется, что, для того чтобы продвинуться в данной компании, им надо вытеснить этих людей и занять их должности. В действительности же таких людей вытеснить нельзя, да они и не являются препятствием на пути молодых. Ведь сейчас они просто дотягивают до пенсии и не могут принести никакого вреда. К тому же не всегда такие должности являются малыми. Зачастую за столом вице-президента компании сидит человек, принесший ей в свое время миллионы долларов прибыли, но у которого теперь уже нет достаточно сил, чтобы защищать ее в борьбе с конкурентами.
Научитесь понимать такого рода «препятствия» и помогите своим подчиненным в них разобраться. Прямо и откровенно укажите каждому подчиненному, что он должен делать, с кем он должен ладить и в какой мере он должен считаться с указаниями других, для того чтобы показать свою способность работать с вами как с руководителем. И очень скоро вам станет ясным, считает ли он вас стоящим того, чтобы с вами ладить.
Добивайтесь от своих подчиненных желаемых результатов. Передача части своих полномочий, как это показано в гл. IV, является одним из лучших средств подготовки управляющих. Но вы не можете передавать часть своих полномочий подчиненным до тех пор, пока они не будут готовы сознательно и эффективно пользоваться ими. Для того чтобы все ваши подчиненные были готовы пользоваться полномочиями, нужно твердое руководство, которое может быть обеспечено лишь боссом. Такого рода руководство потребует от вас иногда сдержанности, а иногда и настойчивых действий. Вам нужно будет 1:
— Наводить на мысли тех, кто способен их воспринимать и действовать в соответствии с ними.
— Давать советы тем, кто нуждается в подталкивании в отношении самоусовершенствования.
— Давать прямые указания тем, кто ждет указаний.
— Приказывать тем, кто пренебрегает указаниями.
Наводите на мысли тех, кто способен их воспринимать и действовать в соответствии с ними. При наличии идеальных подчиненных вам остается лишь намекнуть им на проведение того или иного мероприятия, чтобы добиться желаемого результата. Вы знаете, что они сами стараются работать как можно быстрее и лучше, что они не нуждаются в напоминании быть бережливыми и экономными, когда дело касается времени и средств, и что они с удовольствием воспринимают мысли, содействующие повышению эффективности производства. Они с полным основанием негодуют, когда им кто-либо приказывает, так как это люди способные и ответственные. Но таких идеальных подчиненных мало; кроме того, они недолго остаются на положении подчиненных. Они поднимаются вверх к все более и более ответственным должностям, до тех пор пока не исчерпывают полностью своих потенциальных возможностей в качестве управляющих.
Давайте советы тем, кто нуждается в подталкивании в отношении самоусовершенствования. В идеале весь смысл ваших советов, даваемых подчиненным, должен быть в оценке их планов и мыслей, а не в подсказывании им всей последовательности действий, вплоть до мельчайших подробностей. Консультирование подчиненных вовсе не означает, что вы должны думать за них. Побуждайте их самих находить правильные решения тех проблем, с которыми они приходят к вам. Один руководитель на вопрос подчиненного «Как Вы хотите, чтобы это было сделано?» всегда отвечает: «Быстро, эффективно и хорошо. Как Вы думаете этого добиться?».
Отвечать вопросом на вопрос в определенных кругах считается невежливым, но это тем не менее отличный метод руководства. Он дает возможность многое узнать о способностях вашего подчиненного решать те или иные проблемы и самостоятельно мыслить.
Но никогда не отвечайте вопросом на вопрос подчиненного, если сами неспособны дать на него вразумительный ответ. Вы не можете помнить всех деталей, и поэтому не следует бояться того, что вы подорвете свой авторитет в глазах подчиненного, если признаете это. Попросите подчиненного, озадачившего вас своим вопросом, сообщить подробности и самому подумать над ответом.
Давайте прямые указания тем, кто ждет указаний. Большинство начинающих управляющих довольствуются тем, что придерживаются установленного порядка работы (что, между прочим, и является их задачей), занимаются текущими делами и ждут лишь указаний следовать последнему параграфу официального перечня их обязанностей, который гласит: «Выполняйте любую работу, какая требуется!». Тем не менее они ждут указаний, а не приказов (для них указание значит, «что сделать», и, возможно, в первом приближении им надо сообщить еще, когда это должно быть сделано. Приказ же предусматривает указания, «что надо сделать», «как надо сделать», и обязательный срок выполнения задания).
Указание может быть выражено по-разному, начиная от мягкой просьбы и кончая резким требованием. Мягкое и вежливое указание приближается к пожеланию, резкое указание — к приказу. В практической работе вам придется пользоваться всеми видами указаний, но на первый раз вообще попробуйте пользоваться мягкими формами. Ниже даны три формы одного и того же указания, направленные на достижение той же цели:
«Будьте любезны подготовить мне полный доклад о счетах фирмы «Олпэк» ко второй половине дня».
«Просмотрите счета фирмы «Олпэк» и дайте мне после обеда полный отчет по ним».
«Мне нужен полный доклад, я подчеркиваю — исчерпывающий доклад — о счетах фирмы «Олпэк», и я хочу получить его от вас сегодня после обеда».
Приказывайте тем, кто пренебрегает указаниями. Подчиненных ниже среднего уровня имеется, по-видимому, больше, чем идеальных. К их числу относятся молодые управляющие и практиканты, которые хотят завоевать в организации какое-то положение, не прилагая особых усилий. Они особенно чувствительны, когда затрагиваются их права, но у них или мало или вообще нет чувства ответственности. Они считают себя недооцененными, так как занимают незначительные посты. Такие подчиненные .ошибочно принимают ложную гордость за чувство личного достоинства. Они игнорируют советы и тактичные указания и нехотя реагируют только на приказы. В вашей организации их должно быть немного, ибо при найме лишь некоторым из них удается скрыть свое истинное лицо. Однако после того как вы стали руководителем в какой-либо организации, в ней в течение кратчайшего отрезка времени не должно остаться ни одного такого сотрудника. Речь, собственно, идет о таких людях, из которых вы никогда не сможете вырастить работников, исполняющих даже свои обязанности только по приказу. Без них вы вполне можете обойтись.
Проведите сухую деловую беседу. На некоторых таких «неисправимых» действует суровая лекция, выдержанная в виде наставления. Предупредите его о вашем намерении официально поставить вопрос о его неполном служебном соответствий и последующем увольнении. Когда он убедится, что вы говорите серьезно, он, может быть, займется делом. Конкретно укажите ему, что, где и когда надо делать. Внимательно следите за его работой и требуйте результатов. Смягчайте свое отношение к нему по мере улучшения его работы.
Когда приказы не дают результатов — увольняйте. В отношении подчиненного, которому были предоставлены все возможности стать полезным сотрудником организации и который не захотел ими воспользоваться, необходимо занять твердую, окончательную и бескомпромиссную позицию. О нем без всяких умствований можете сказать: «Этот парень не из того теста, чтобы стать управляющим». После того как вы безуспешно использовали все средства и методы, стараясь довести до сознания такого работника, что «руководить значит больше, чем быть боссом, хотя понятие руководства и включает в себя умение быть боссом», вы обязаны подкрепить свою точку зрения безапелляционной прерогативой начальника: «Вы уволены». В этом и проявляется ваше основное право обходиться без людей, которые вам не нужны.
Будьте справедливы в своих оценках, даже если они задевают за живое
Ваше право давать объективные оценки своим подчиненным включает в себя также и право растить тех, кто лучше других работает под вашим руководством, отказав в этом тем, кто, по вашему мнению, малоперспективен. Здесь имеются в виду прежде всего такие сотрудники, подготовка которых вряд ли когда-нибудь компенсирует усилия, которые вы на них затратите.
Ваше право оценивать людей несет с собой и право выбора собственной методики такой оценки. Лучшей, без сомнения, является открытая программа оценки работы (см. гл. VI), но ее разработка требует известного времени. Между тем вам нужно подготавливать помощников и возможных заместителей. Ведь, может быть, уже через неделю или через месяц вам подвернется новая возможность повышения, но эта возможность не будет возможностью, если вы не готовы ее использовать.
К счастью, выполнение вашего права и вашей обязанности оценивать подчиненных и доводить эту оценку до их сведения является сильным средством воспитания. Вы информируете заинтересованных лиц о своем отношении к работе путем похвалы, простого одобрения или критики. В то же время вы:
— Используете похвалу для того, чтобы поднять хорошее качество работы вашего подчиненного до отличного.
— Используете простые формы поощрения для того, чтобы отметить удовлетворительную работу подчиненных.
— Используете конструктивную критику с целью добиться повсеместного улучшения труда.
Используйте похвалу для того, чтобы поднять хорошее качество работы вашего подчиненного до отличного. Похвала не является универсальным средством для решения всех проблем взаимоотношений между людьми, как об этом время от времени провозглашают. Неоправданная похвала может быть эффективным стимулом лишь для человека с детским мышлением, но для зрелого человека — это оскорбление.
Создавая впечатление удовлетворенности тем уровнем работы, который еле-еле дотягивает до уровня «удовлетворительно», вы тем самым толкаете своих подчиненных к тому, чтобы они продолжали убаюкивать вас теми же посредственными результатами своего труда.
Приберегите свою похвалу для того, чтобы отметить действительно достойные достижения, и используйте ее для стимулирования других, а также для повышения уровня работы и того человека, которого вы хвалите.
Для того чтобы ваша похвала была эффективной, старайтесь придерживаться следующих простых рекомендаций:
— Форма похвалы должна соответствовать достижению.
— Увязывайте похвалу сотрудника на людях с конкретной формой проявления признательности.
— Похвалив сотрудника, расширяйте круг его обязанностей.
— Используйте похвалу как приманку, а не как стимул.
Форма похвалы должна соответствовать достижению сотрудника. Вне зависимости от того, какими словами вы выразите свою похвалу сотруднику, целенаправленная похвала для него всегда означает «Я горжусь вами». Если же ваша похвала не означает вашей действительной гордости за этого человека, то она принижает и самого человека, и его достижение. На первый раз достаточной похвалой за хорошо выполненную работу будет что-то вроде: «Пауль, Вы сделали эту работу весьма недурно». Но если повторите эту же похвалу во второй и третий раз за такую же простую работу, то это будет означать, что в действительности вы мало цените способности этого работника, не говоря уже об отсутствии у вас гордости его работой.
За небольшие успехи похвалите работника в частном порядке. Человеческому «я» этого работника вряд ли будет приятно, если вы его похвалите в присутствии его коллег за то, что и другие работники делают в такой же степени хорошо. Ему будет полезнее наедине услышать от вас слова о том, что вы цените его усилия не отставать от уровня работы других сотрудников.
Увязывайте похвалу сотрудника на людях с конкретной формой проявления признательности. Достижение, достойное публичной похвалы, т. е. такой, как объявление в печатном органе компании или в другом каком-либо издании, специальное собрание сотрудников по этому поводу, должно увязываться с чем-то большим, нежели просто похвала. Если вы соберете сотрудников и объясните, что один из них добился замечательного успеха в своей работе, и не отметите этого достижения ничем большим, то собравшиеся, расходясь после собрания, неизбежно начнут злословить и отпускать остроты вроде того, что «если бы к этой похвале прибавить еще два автобусных билета, то этот парень смог бы съездить в центр города и вернуться обратно».
Денежная премия или дополнительный недельный отпуск являются подходящим вознаграждением за особо ценное достижение. То же самое относится и к денежным вознаграждениям за ценные предложения. Некоторые компании решили проблему опозданий и прогулов путем награждения 25-долларовыми бонусами и сообщением в своих печатных органах имен сотрудников (включая и управляющих), которые безукоризненно являлись на работу в течение квартала.
Повышение сотрудника в должности считается, однако, нецелесообразным вознаграждением за похвальное выполнение работы, если только при этом он не показал своих способностей справиться со всеми обязанностями на более высокой должности. Пусть похвала, принимающая форму повышения сотрудника в должности, отражает вашу гордость за его способности, а не за прошлую работу.
Похвалив сотрудника, расширяйте круг его обязанностей. Если ваша похвала призвана служить достижению двойной цели — проинформировать работника о вашем отношении к результатам его труда и воодушевить его, то вы должны доказать свою гордость за него тем, что предоставите ему возможность проявить свои действительные способности. Когда вы хвалите подчиненного за успехи на административном поприще, будьте готовы передать ему дополнительные полномочия.
Используйте похвалу как приманку, а не как стимул. Никогда но используйте свою похвалу работника в качестве стимула для других сотрудников. Похвала — это все та же старая палка, с помощью которой мать, бывало, пыталась наставить на путь истинный своего капризного сына: «Старайся быть таким же хорошим и вежливым мальчиком, как Чарли Бидлфорд». Это только вызывает сильное чувство раздражения против Чарли, который, возможно, мог бы служить действительно хорошим примером, если бы его не использовали для маскировки критики.
Дайте возможность другим увидеть самим, что получают ваши Чарли Бидлфорды за свои усилия быть хорошими маль