Аннотация

К оглавлению1 2 3 

И.Т. Касавин, С.П. Щавелев

 

Анализ повседневности

 

 «Das Bekannte überhaupt ist, darum weil es bekannt ist, nicht erkannt».

Hegel

«Знакомое, именно потому, что оно знакомо, остается непознанным».

Г.В.Ф. Гегель

 

Summary

 

Ilya Kasavin, Sergej Schavelev

 

Alltäglichkeit: Sphere and Limits of the settled mentality and existence

 

The analysis of everyday experience has been carried out under the basic presupposition that it represented a phenomenon building the sphere and limits of the settled world perception, activity and communication. Nevertheless it can be hardly defined in itself, without grasping its relationships with obviously different, though inherently interconnected phenomena like creativity, mobility and extraordinary experience. The major novelty of the given approach is its interdisciplinary character: the authors broadly use recent results of different social and human sciences in order to justify their conceptual generalisations.

There is a list of predicates following from the different approaches to the analysis of everyday experience, or better to use a German word, Alltäglichkeit.

Alltäglichkeit as the most well-studied sociological phenomenon appears in the form of an average mass opinion measured by the representative questionnaires.

Alltäglichkeit as a psychological phenomenon corresponds to a set of stable behavioural reactions to the changing surroundings.

The social-anthropological aspect of Alltäglichkeit coincides with a cumulative group experience, which produces a gradual content growth in terms of solution of the standard problems in the experiencing of the repeating structure-similar situations.

In the cognitive-sociological aspect Alltäglichkeit represents itself as a social use of the creative cultural resources. The individual creative achievements of the definite authors, breaking the cultural continuity, acquire an intersubjective form in the process of cultural use and produce a basis of the traditional mechanisms.

In the methodological sense Alltäglichkeit  appears as a result of an analytical procedure, which gives us a synchronical cut of the cultural migration. Alltäglichkeit is a static image of the world, in which the creative, innovative processes are artificially stopped and solely the stable, unquestionable foundations of human life are distinguished (traditions, rites, stereotypes, conceptual systems).

From the transcendental point of view Alltäglichkeit proceeds as “Veralltäglichung” (M. Weber), as a secularisation of archetypes or the historical apriori (E. Husserl). At the same time Alltäglichkeit sacralizes the everyday phenomena, giving them a status of the everyday myths. 

And last not least existential dimension of Alltäglichkeit consists in its ability to “swallow” the boundary situations, to transform them from the source of fear and despondency into the basis of courage and patience. Alltäglichkeit transforms the state of looseness in the world into the finding-oneself-in the world.

 

Summary 2

Предисловие 6

Введение 6

Раздел I. Элементы теории повседневности 8

1. на пути к Дефиниции 8

1.1. Аспекты и акциденции повседневности 8

1.2. Общие черты повседневности и её персонификации 9

1.3. Просторечное выражение или философская категория? 13

1.4. Обыденное знание, естественный язык, философия здравого смысла 15

2. Фрагменты философской историографии повседневности 19

1.             В трюме “философского парохода” и на нарах “колымской академии” 19

2. В составе диалектического и исторического материализма 21

3. На подступах к теоретико-методологической перестройке 24

4. Современные тенденции философской тематизации обыденного сознания 27

3. Повседневность как реальность, знание, философский принцип 35

4. Повседневность и миф 38

На страже повседневности. Притча о человеке дождя 40

5. субстанция или функция? 42

4.1. Субстанциональная интерпретация повседневности 42

4.2. Функциональная интерпретация повседневности 44

Парадокс повседневности 44

6. Элементы повседневности 45

5.1. Обыденное представление о природе 45

5.2. Чувства в сфере повседневности 47

6. Относительность и противоречивость повседневности 50

6.1. Оппозиции-”лигатуры” повседневности 53

6.1.1. Ритуал 54

6.1.2. Праздник 57

6.1.3. Экстрим 58

6.1.4. Игра, учёба и труд 63

6.2. Кепка, берет, цилиндр. Маргинальная, богемная и элитарная зоны повседневности 68

Раздел II. Повседневность как предмет социально-гуманитарных наук 75

1. Историко-культурологический экскурс 78

1.1.  Археология повседневности 78

1.2. История повседневности 85

1.3. Этнология и культурная антропология повседневности 95

1.4. Этология и социобиология повседневности 104

1.5. Культурология повседневности 107

2. Социология повседневности 109

2.1. Вводные замечания 109

2.2. Понятие сommon sense в социологии 112

2.2.1. Повседневные и внеповседневные ситуации 112

2.2.2. Повседневное знание и научная деятельность. Интеллектуал и здравый рассудок 114

2.2.3. Повседневное знание и социальные микроструктуры 116

2.3. Повседневность как предмет социологической критики 118

2.4. Ориентация покупателя как форма социализации 122

2.5. Свое и чужое. Ситуация Эдипа глазами феноменолога 125

2.5.1. Персонажи и коллизии 126

2.5.2. Знание и социальная стратификация 127

2.5.3. Познание и страдание 129

2.5.4. Миграция как эпистемологический урок 132

2.6. Бунт против повседневности. Провинциальная астрономическая сказка 135

3. Психология повседневности 138

3.1. Психологические подходы к анализу повседневного знания 140

3.2. Приключения в мире техники 143

3.3. “Цивилизация юзеров” 144

3. «Общество риска» 147

3.4. К феноменологии повседневных форм 150

3.5. Структурные оппозиции повседневности 152

3.5.1. Повторение и обновление 152

3.5.2. Стандарты и эксперименты 152

3.5.3. Самоочевидность и самопознание 152

3.5.4. Склонность и протест 152

3.5.5. Самозабвение и самолечение 152

4. Повседневность и язык 152

4.1. К дефиниции понятия «язык» 152

4.1.1. Употребление слов и значение 152

4.1.2. Язык как описание 152

4.1.3. Оценки и ценности 152

4.1.4. Центр и периферия. Понятие коннотации 152

4.1.5. Литературный язык, устная речь, обыденный язык 152

4.1.6. Этнолингвистика,  фольклористика о повседневности 152

4.2. Логика повседневности 152

4.2.1. Понятийные стратегии 152

4.2.2. Обыденная логика и аргументация 152

4.2.3. К правилам пространственной категоризации 152

4.2.4. Серия местоимений как фигуративная языковая сеть 152

4.3. Обыденная интерпретация текста 152

Повседневный текст 152

4.4. К феноменологии естественного языка 152

4.4.1. Оговорка как откровенность 152

4.4.2. Полисемия как намек 152

4.4.3. Недоговоренность как конвенция (договоренность) 152

4.4.4. Сплетня как коммуникация 152

4.4.5. Эвфемизм как табу 152

4.4.6. Стилистическая инконгруенция как похвала, оскорбление или юмор 152

Подытоживаем незавершенное 152

Заключение 152

Библиография 152

 

 

 

 

 

 

И.Т. Касавин, С.П. Щавелев

 

Анализ повседневности

 

 «Das Bekannte überhaupt ist, darum weil es bekannt ist, nicht erkannt».

Hegel

«Знакомое, именно потому, что оно знакомо, остается непознанным».

Г.В.Ф. Гегель

 

Summary

 

Ilya Kasavin, Sergej Schavelev

 

Alltäglichkeit: Sphere and Limits of the settled mentality and existence

 

The analysis of everyday experience has been carried out under the basic presupposition that it represented a phenomenon building the sphere and limits of the settled world perception, activity and communication. Nevertheless it can be hardly defined in itself, without grasping its relationships with obviously different, though inherently interconnected phenomena like creativity, mobility and extraordinary experience. The major novelty of the given approach is its interdisciplinary character: the authors broadly use recent results of different social and human sciences in order to justify their conceptual generalisations.

There is a list of predicates following from the different approaches to the analysis of everyday experience, or better to use a German word, Alltäglichkeit.

Alltäglichkeit as the most well-studied sociological phenomenon appears in the form of an average mass opinion measured by the representative questionnaires.

Alltäglichkeit as a psychological phenomenon corresponds to a set of stable behavioural reactions to the changing surroundings.

The social-anthropological aspect of Alltäglichkeit coincides with a cumulative group experience, which produces a gradual content growth in terms of solution of the standard problems in the experiencing of the repeating structure-similar situations.

In the cognitive-sociological aspect Alltäglichkeit represents itself as a social use of the creative cultural resources. The individual creative achievements of the definite authors, breaking the cultural continuity, acquire an intersubjective form in the process of cultural use and produce a basis of the traditional mechanisms.

In the methodological sense Alltäglichkeit  appears as a result of an analytical procedure, which gives us a synchronical cut of the cultural migration. Alltäglichkeit is a static image of the world, in which the creative, innovative processes are artificially stopped and solely the stable, unquestionable foundations of human life are distinguished (traditions, rites, stereotypes, conceptual systems).

From the transcendental point of view Alltäglichkeit proceeds as “Veralltäglichung” (M. Weber), as a secularisation of archetypes or the historical apriori (E. Husserl). At the same time Alltäglichkeit sacralizes the everyday phenomena, giving them a status of the everyday myths. 

And last not least existential dimension of Alltäglichkeit consists in its ability to “swallow” the boundary situations, to transform them from the source of fear and despondency into the basis of courage and patience. Alltäglichkeit transforms the state of looseness in the world into the finding-oneself-in the world.

 

Summary 2

Предисловие 6

Введение 6

Раздел I. Элементы теории повседневности 8

1. на пути к Дефиниции 8

1.1. Аспекты и акциденции повседневности 8

1.2. Общие черты повседневности и её персонификации 9

1.3. Просторечное выражение или философская категория? 13

1.4. Обыденное знание, естественный язык, философия здравого смысла 15

2. Фрагменты философской историографии повседневности 19

1.             В трюме “философского парохода” и на нарах “колымской академии” 19

2. В составе диалектического и исторического материализма 21

3. На подступах к теоретико-методологической перестройке 24

4. Современные тенденции философской тематизации обыденного сознания 27

3. Повседневность как реальность, знание, философский принцип 35

4. Повседневность и миф 38

На страже повседневности. Притча о человеке дождя 40

5. субстанция или функция? 42

4.1. Субстанциональная интерпретация повседневности 42

4.2. Функциональная интерпретация повседневности 44

Парадокс повседневности 44

6. Элементы повседневности 45

5.1. Обыденное представление о природе 45

5.2. Чувства в сфере повседневности 47

6. Относительность и противоречивость повседневности 50

6.1. Оппозиции-”лигатуры” повседневности 53

6.1.1. Ритуал 54

6.1.2. Праздник 57

6.1.3. Экстрим 58

6.1.4. Игра, учёба и труд 63

6.2. Кепка, берет, цилиндр. Маргинальная, богемная и элитарная зоны повседневности 68

Раздел II. Повседневность как предмет социально-гуманитарных наук 75

1. Историко-культурологический экскурс 78

1.1.  Археология повседневности 78

1.2. История повседневности 85

1.3. Этнология и культурная антропология повседневности 95

1.4. Этология и социобиология повседневности 104

1.5. Культурология повседневности 107

2. Социология повседневности 109

2.1. Вводные замечания 109

2.2. Понятие сommon sense в социологии 112

2.2.1. Повседневные и внеповседневные ситуации 112

2.2.2. Повседневное знание и научная деятельность. Интеллектуал и здравый рассудок 114

2.2.3. Повседневное знание и социальные микроструктуры 116

2.3. Повседневность как предмет социологической критики 118

2.4. Ориентация покупателя как форма социализации 122

2.5. Свое и чужое. Ситуация Эдипа глазами феноменолога 125

2.5.1. Персонажи и коллизии 126

2.5.2. Знание и социальная стратификация 127

2.5.3. Познание и страдание 129

2.5.4. Миграция как эпистемологический урок 132

2.6. Бунт против повседневности. Провинциальная астрономическая сказка 135

3. Психология повседневности 138

3.1. Психологические подходы к анализу повседневного знания 140

3.2. Приключения в мире техники 143

3.3. “Цивилизация юзеров” 144

3. «Общество риска» 147

3.4. К феноменологии повседневных форм 150

3.5. Структурные оппозиции повседневности 152

3.5.1. Повторение и обновление 152

3.5.2. Стандарты и эксперименты 152

3.5.3. Самоочевидность и самопознание 152

3.5.4. Склонность и протест 152

3.5.5. Самозабвение и самолечение 152

4. Повседневность и язык 152

4.1. К дефиниции понятия «язык» 152

4.1.1. Употребление слов и значение 152

4.1.2. Язык как описание 152

4.1.3. Оценки и ценности 152

4.1.4. Центр и периферия. Понятие коннотации 152

4.1.5. Литературный язык, устная речь, обыденный язык 152

4.1.6. Этнолингвистика,  фольклористика о повседневности 152

4.2. Логика повседневности 152

4.2.1. Понятийные стратегии 152

4.2.2. Обыденная логика и аргументация 152

4.2.3. К правилам пространственной категоризации 152

4.2.4. Серия местоимений как фигуративная языковая сеть 152

4.3. Обыденная интерпретация текста 152

Повседневный текст 152

4.4. К феноменологии естественного языка 152

4.4.1. Оговорка как откровенность 152

4.4.2. Полисемия как намек 152

4.4.3. Недоговоренность как конвенция (договоренность) 152

4.4.4. Сплетня как коммуникация 152

4.4.5. Эвфемизм как табу 152

4.4.6. Стилистическая инконгруенция как похвала, оскорбление или юмор 152

Подытоживаем незавершенное 152

Заключение 152

Библиография 152