оглавление

К оглавлению1 2 3 

Введение.......................

Глава I ПРАВОСЛАВИЕ – ОРГАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ   РУССКОЙ ИДЕИ. ПРОБЛЕМА "ЗАИМСТВОВАНИЙ"

Глава II С ЧЕМ ЖЕ БОРОЛАСЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

Глава III БОЛЕЗНЬ РАЗДВОЕНИЯ......

Глава IV ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Глава VВОЗМОЖНО ЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............

.End Table C.

Научное издание

ЛАЗАРЕВА Антонина Николаевна

Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики "Вех"

Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН

В авторской редакцииХудожник В.К.КузнецовКорректоры:Г.М.Аглюмина, Ю.А.Гордеева

Лицензия ЛР №020831 от 12.10.93 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 29.02.96.Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.Усл.печ.л. 02,71. Уч. – изд.л. 03,04. Тираж 500 экз. Заказ № 005.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАНКомпьютерный набор Л.А.КарамноваКомпьютерная верстка А.М.Ртищев

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН119842, Москва, Волхонка, 14

 

 

[1]     Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. Т. 1. СПб., 1991. С. 68.

[2]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 33.

[3]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. С. 33.

[4]     Струве П.Б. Предисловие издателя // Из глубины. М., 1991. С. 209.

[5]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. С. 36-37.

[6]     См.: Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 196.

[7]     См.: Из глубины. С. 243.

[8]     Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 24. С. 334.

[9]     См., например, его заметку "Интеллигенты-кабатчики" (1885 г.); письмо к И.П.Орлову // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 8. М., 1980. С. 101.

[10] Вехи. С. 72.

[11]  Там же. С. 71.

[12]    Вехи. С. 35.

[13]    Из глубины. С. 438.

[14]    Там же. С. 438.

[15]    Из глубины. С. 285.

[16]    Попытавшись истолковать эту формулу в положительном смысле, Г. Зюганов все же не избежал толкования идеи народности как апологии крепостного права (Зюганов Г. Держава // Сов. Россия. 1993. 28 марта).

[17]    Десятилетие М.Н. Пр. 1833-1843. СПб., 1864. С. 2-4. Цит. по кн.: Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 244.

2     Тот дух, который вкладывался в эту формулу опутавшими царскую власть немецко-бюрократическими по своей природе силами, был менее всего народен, он не был духом ни русского православия, ни отечественной державности. "Православие в виде отмеренного компромисса между католичеством и протестантством, в полном неведении мистической традиции восточного христианства; самодержавие, понятое как европейcкий абсолютизм; народность как этнография",-вот формула официальной народности или реакционного народничества, которая вызывала отвращение и протест независимо от принадлежности к западничеству или славянофильству. "Не вполне обрусевший немец на русской государственной службе, имя которому легион, именно так только, - замечает Г.П.Федотов, - и мог понимать Россию и ее национальную традицию". См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. С. 84.

3     См.: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. С. 245-246.

4     См.: Иоанн митрополит. Россия-подножие престола Господня // Завтра. 1994. N 10/15/. С. 2.

5     Древния русския стихотворения. М., 1804; Собрание русских народных песен "Сборник Кирши Данилова". 2-е изд. М., 1818.

6     Былины об Илье Муромце. М; Л., 1958. С. 78.

7        Там же. С. 88. В запиcи 1849 г. П.В.Киреевского.

8        Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А.Дмитриев, под ред. Д.С.Лихачева. М., 1990. С. 53.

9     Красноречие Древней Руси. М., 1987. С. 58,63.

10                             Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество Православия. Очерки русского самосознания. Часть 2. Самосознание власти // Наш современник. 1993. N 5. С. 129.

11    Литература Древней Руси. М., 1990. С. 110.

12    Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 558.

13    См.: Там же. С. 564, 565.

14    Киреевский И.В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т.1. С. 219.

15    Соловьев В.С. Указ.соч. Т. 2. С. 566-567.

16    Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 390.

17    Там же. С. 366-367.

18    Соловьев В.С. Византизм и Россия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 568.

19    См.: Там же. С. 590-591.

20    См.: Соловьев В.С. Византизм и Россия.  С. 595-598.

21    Соловьев В.С. Византизм и Россия. С. 597.

22    Там же. С. 590.

23    См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 291.

24  Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 3. М., 1991. С. 374.

25    Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 366.

26    См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 411.

27   Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 244.

28   См.: Там же. С. 247.

1     И. Солоневич точно обозначил основные сочетания связей в целостно сплоченном организме национального устройства России. "Царь считал себя Нацией и Церковью, Церковь считала себя Нацией и Государством, Нация считала себя Церковью и Государством. Царь точно так же не мог-и не думал – , менять православия, как не мог и не думал менять, например, языка. Нация и не думала менять на что-либо другое ни самодержавия, ни православия,-и то и другое входило органической частью в личность Нации. Царь был подчинен догматам религии, но подчинял себе служителей ее" (Солоневич И.Л. Указ. соч... С. 374).

2     Вехи. С. 17-18.

3     См.: Там же. С. 18.

4     Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 580.

5     Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 56.

6     См.: Соловьев В.С. Византизм и Россия. С. 569, 570, 571.

7     См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 373.

8     Если в Московской Руси церковь неизменно поддерживала монархию, то собравшийся в марте 1917 г. Синод "освобожденной России" первым делом приказал вынести из зала заседаний портрет Государя, сопроводив свою акцию модными фразами относительно самодержавия. А с октября дело разделения пошло еще шире и решительнее: церковь была отделена от государства, народное просвещение – от церкви, а русской Православной церковью стали управлять Губельманы-Ярославские (См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 376).

9     См.: Митрополит Иоанн. Россия-подножие престола Господня // Завтра. 1994. N 10 /15/. С.2.

10    Сравн.: "Монархия (при Петре I-А.Л.) уцелела только благодаря народу, продолжавшему считать законом не то, что приказал Петр, а то, что было в умах и совести монархического сознания народа" (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Мюнхен, 1923. Т. 2. С. 112). Также и в 1825 г. на Сенатской площади монархию спас (по выражению Покровского) "мужик в гвардейском мундире".

1     См.: Муравьев В.Н. Рев племени // Из глубины. С. 409.

2     Муравьев В.Н. Рев племени. С. 409.

3     См.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 286.

4    Герцен относил Белинского к числу людей "самых свободных", т.е. не связанных "ни с верованиями, ни с традициями" (Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т. 3. С. 486.)

5     Там же. С. 491.

6     Герцен А.И. Указ. соч. С. 468-469.

7     Там же. С. 469-470.

8     Первым из интеллигентов в очерченном смысле Струве называет Бакунина. "Без Бакунина не было бы "полевения" Белинского и Чернышевский не явился бы продолжателем известной традиции общественной мысли" (Вехи. С. 156).

9     Отсюда уясняются уверения Герцена в пламенной "одной, но не одинакой" со славянофилами любви западников к России. Любовь эта была (как верно отмечает митрополит Иоанн) к России "идеальной", исправленной по европейской мерке, лишенной досадных пережитков национальной и вероисповедной самобытности.

10    См.: Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т. 3 С. 492,493.

11    Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 144.

12    См.: Хомяков А.С. Указ. соч. С. 134-135.

13    Кроме фактически неверного в утверждении есть еще и нелепость. Нормальная интуиция антитетичного противополагает "звериному", как бесчеловечному, "человечное", гуманное, а "святому"-"греховное".

14    Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. М., 1984. С. 152.

15    Цит. по кн.: Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 43.

16    Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 4, гл. 30 // Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т.5. М., 1956. С. 147.

17    Флоровский Г.П. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. С. 289-290.

18    Из глубины. С. 213-214.

19    "Изначальная целостность эта была силой древне-русского человека. Она направляла все его поступки. Он целостно молился, целостно любил и ненавидел, целостно строил и разрушал. И вся древне-русская культура носила отпечаток этой цельности. Власть в области государственности, Церковь в области соборной духовной жизни, подвижники в области личного духовного достижения были произведениями этой целостности" (Из глубины. С. 405).

20       Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Свердловск, 1991. С. 82.

21    Муравьев В.Н. Рев племени // Из глубины. С. 404.

1     Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1981. С. 49.

2     См.: Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 191.

3     См.: Вехи. С. 193, 194.

4     См.: Вехи. С. 115.

5     Там же. С. 51.

6     См.: Вехи. С. 48-50.

7     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. С. 62.

8     Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 26. Л., 1984. С. 139.

9     См.: Вехи. С. 58.

10    См.: Там же. С. 59.

11    Вехи. С. 62-63.

12    См.: Вехи. С. 60-61.

13    Там же. С. 160.

14    Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 26. С. 152-153.

1     Из глубины. С.329.

2     См.: Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 80-82. В постсоветский период интеллигенция, как кажется, с тем и допускает Православие, чтобы его экуменизировать, рядоположить с другими конфессиями, импортированными или новоизобретенными у нас и возглашенными доморощенными пророками, притом конфессиями порой что ни на есть сатанинского пошиба с тем, чтобы ввести нашу православную веру в чуждый ей контекст и задушить ее.

3     Вехи. С. 179.

4     См.: Из глубины. С. 329.

5     Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 302.

6     Вехи. С. 160.

7     См.: Там же.  С. 161,163.

8     Там же. С. 86-87.

9     Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 360-361.

10    Вехи. С. 87.

11    В.Н.Муравьев не без оснований предпочитает употреблять в данной связи термин "умственность", причем в худшем его значении. Понятие умственности шире понятия рационализма. Восставшие против рационализма немецкие философы оставались умственными. Оторванное от действия размышление-умственно. Неумственны по сравнению с философами-деятели, пророки, апостолы (См.: Из глубины. С. 411-412.).

12    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 71-72.

13    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 91.

14    См.: Там же. С. 91, 92; 432, 433.

15    Видно, не случайно они обделены. Модернизм и реформаторство в области религиозного мировоззрения губительны,-таков взгляд Православной Церкви, так смотрит на устроение "новых" религий митрополит Иоанн. "Божественная истина не требует "обновлений" и дополнений. От человека она требует только усилий для ее познания, для соединения с нею. Пока этого не будет, Святую Русь мы не возродим... Когда говорят, что консерватизм Церкви может отбросить общество на 200-300 лет назад, это глупость. На десять лет нельзя вернуться, не то что на триста. А вот восстановить в обществе ту древнюю традицию, которой тысячу лет жила Россия, обязательно нужно" // Митрополит Иоанн. "Россия-подножие престола Господня" (Завтра. 1994. N 10/15/. С. 2).

16    См.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 339.

17    Вехи. С. 95, 96.

18    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 47.

19    Если Библия включает в себя иррелигиозные, даже атеистические и богоборческие мотивы, то, с другой стороны, в иррелигиозном, гума­нистическом движении революционного социализма есть "своеобразный, вовсе не утилитарный и не этический, и даже не эго­истический, а именно религиозный пафос, но только пафос с обрат­ным знаком по отношению к христианству. Христианство есть рели­гия царства небесного, социализм же есть религия царства земного" (Из глубины. С. 245).

20    Булгаковский Писатель рассуждает: "Сейчас кажется иным, что уж и связи нет между Пушкиным и каким-нибудь грязным большевиком, а вот сам наш мудрый и благостный Пушкин умел до дна постигнуть природу русской души, даже и большевизма... Не понимаете, что между большевиком и Пушкиным больше таинственной, иррацио­нальной, органической связи, нежели между ним и чаадаевствую­щими ныне от растерянности или немцем треклятым, грабящим по всем правилам военного искусства? Большевиком может оказаться и Дмитрий Карамазов, из которого, если покается, выйдет впоследст­вии старец Зосима. А из колбасника что выйдет?" (Из глубины. С. 320).

1     Вехи. С. 30.

2     Вехи. С. 30.

3     Там же. С. 53.

4     "Повсюду-в городе и в деревне, в высших слоях еврейского нэпа, в разлагающемся коммунизме и в предприимчивой крестьянской молодежи-царит один и тот же дух: накопления, американизма,самодовольства. Гибель коммунизма,-пророчествует Федотов,-можно думать, не только не остановит, но еще более подвинет этот рост буржуазного сознания. Интеллигентские "идеи" находят свою настоящую (не псевдоморфную, религиозную) почву: в новом мещанстве" (Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 99). В наше время это новое мещанство подвизается под романтическим названием "новые русские".

5     Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 30-31.

6     Там же. С. 27.

7     "Теперь интеллигенция должна уйти в свой внутренний мир, вникнуть в него для того, чтобы освежить и оздоровить его. Кистяковскй Б.А. В защиту права // Вехи. С. 149.

      "Я глубоко верю, что духовная энергия русской интеллигенции на время уйдет внутрь, в личность, но столь же твердо знаю и то, что только обновленная личность может преобразовать нашу общественную действительность и что она это непременно сделает (это будет тоже частью ее личного дела". Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. – С. 95). Вера эта покоится на том правильном понимании, что прогресс добра заключается не в количественном увеличении, а в качественном, порой неприметном изменении, в созревании религиозных ценностей в глубине сознания, на фоне видимого общего увядания (См.: Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины. С. 248.).

8     Со времен "Вех" интеллигенция до сих пор продолжает стоять перед задачей пересмотра старых ценностей и творческого овладения новыми. "Этот поворот может оказаться столь решительным, что, совершив его, она вообще перестанет быть "интеллигенцией" в старом, русском, привычном смысле слова. Но это-к добру! На смену старой интеллигенции, быть может, грядет интеллигенция новая, которая очистит это имя от накопившихся на нем исторических грехов, сохранив неприкосновенным благородный оттенок его значения (Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 199).

9     См.: Новгородцев П.И. Восстановление святынь // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 577.

10    См.: Эрн В.Ф. Соч. М., 1991. С. 388-389. Кроме императива: "Возвратиться к народной почве",-Достоевский обнаруживает серьезное подспорье этому стремлению также и в некоторых объективных тенденциях. Например, по достоинству оценив мысль Н.Н.Страхова о судьбе всякого хоть чуть-чуть значительного и действительного таланта всегда кончать обращением к национальному чувству, становиться "народным, славянофильским", писатель установил еще и такие важные положения: "Пушкин... раньше всех Киреевских и Хомяковых, создает летописца в Чудовом монастыре, то есть раньше всех славянофилов высказывает всю их сущность и, мало того,-высказывает это несравненно глубже, чем все они до сих пор. Посмотрите опять на Герцена: сколько тоски и потребности поворотить на этот же путь и невозможность из-за скверных свойств личности. Но этого мало: этот закон поворота к национальности можно проследить не в одних поэтах и литературных деятелях, но и во всех других деятельностях. Так что, наконец, можно бы вывесть даже другой закон: если человек талантлив действительно, то он из выветрившегося слоя будет стараться воротиться к народу, если же действительного таланта нет, то не только останется в выветрившемся слое, но еще экспатриируется, перейдет в католичество и проч." (Достоевский Ф.М. Н.Н. Страхову 5 мая /23 апреля/ 1871 г. // Достоевский Ф.М. Соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 2. Л., 1986. С. 207-208).

11    См.: Из глубины. С. 416.

12    Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С. 576.


Введение.......................

Глава I ПРАВОСЛАВИЕ – ОРГАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ   РУССКОЙ ИДЕИ. ПРОБЛЕМА "ЗАИМСТВОВАНИЙ"

Глава II С ЧЕМ ЖЕ БОРОЛАСЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

Глава III БОЛЕЗНЬ РАЗДВОЕНИЯ......

Глава IV ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Глава VВОЗМОЖНО ЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............

.End Table C.

Научное издание

ЛАЗАРЕВА Антонина Николаевна

Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики "Вех"

Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН

В авторской редакцииХудожник В.К.КузнецовКорректоры:Г.М.Аглюмина, Ю.А.Гордеева

Лицензия ЛР №020831 от 12.10.93 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 29.02.96.Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.Усл.печ.л. 02,71. Уч. – изд.л. 03,04. Тираж 500 экз. Заказ № 005.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАНКомпьютерный набор Л.А.КарамноваКомпьютерная верстка А.М.Ртищев

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН119842, Москва, Волхонка, 14

 

 

[1]     Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. Т. 1. СПб., 1991. С. 68.

[2]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 33.

[3]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. С. 33.

[4]     Струве П.Б. Предисловие издателя // Из глубины. М., 1991. С. 209.

[5]     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. С. 36-37.

[6]     См.: Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 196.

[7]     См.: Из глубины. С. 243.

[8]     Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 24. С. 334.

[9]     См., например, его заметку "Интеллигенты-кабатчики" (1885 г.); письмо к И.П.Орлову // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 8. М., 1980. С. 101.

[10] Вехи. С. 72.

[11]  Там же. С. 71.

[12]    Вехи. С. 35.

[13]    Из глубины. С. 438.

[14]    Там же. С. 438.

[15]    Из глубины. С. 285.

[16]    Попытавшись истолковать эту формулу в положительном смысле, Г. Зюганов все же не избежал толкования идеи народности как апологии крепостного права (Зюганов Г. Держава // Сов. Россия. 1993. 28 марта).

[17]    Десятилетие М.Н. Пр. 1833-1843. СПб., 1864. С. 2-4. Цит. по кн.: Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 244.

2     Тот дух, который вкладывался в эту формулу опутавшими царскую власть немецко-бюрократическими по своей природе силами, был менее всего народен, он не был духом ни русского православия, ни отечественной державности. "Православие в виде отмеренного компромисса между католичеством и протестантством, в полном неведении мистической традиции восточного христианства; самодержавие, понятое как европейcкий абсолютизм; народность как этнография",-вот формула официальной народности или реакционного народничества, которая вызывала отвращение и протест независимо от принадлежности к западничеству или славянофильству. "Не вполне обрусевший немец на русской государственной службе, имя которому легион, именно так только, - замечает Г.П.Федотов, - и мог понимать Россию и ее национальную традицию". См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. С. 84.

3     См.: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. С. 245-246.

4     См.: Иоанн митрополит. Россия-подножие престола Господня // Завтра. 1994. N 10/15/. С. 2.

5     Древния русския стихотворения. М., 1804; Собрание русских народных песен "Сборник Кирши Данилова". 2-е изд. М., 1818.

6     Былины об Илье Муромце. М; Л., 1958. С. 78.

7        Там же. С. 88. В запиcи 1849 г. П.В.Киреевского.

8        Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А.Дмитриев, под ред. Д.С.Лихачева. М., 1990. С. 53.

9     Красноречие Древней Руси. М., 1987. С. 58,63.

10                             Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество Православия. Очерки русского самосознания. Часть 2. Самосознание власти // Наш современник. 1993. N 5. С. 129.

11    Литература Древней Руси. М., 1990. С. 110.

12    Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 558.

13    См.: Там же. С. 564, 565.

14    Киреевский И.В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т.1. С. 219.

15    Соловьев В.С. Указ.соч. Т. 2. С. 566-567.

16    Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 390.

17    Там же. С. 366-367.

18    Соловьев В.С. Византизм и Россия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 568.

19    См.: Там же. С. 590-591.

20    См.: Соловьев В.С. Византизм и Россия.  С. 595-598.

21    Соловьев В.С. Византизм и Россия. С. 597.

22    Там же. С. 590.

23    См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 291.

24  Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 3. М., 1991. С. 374.

25    Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 366.

26    См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 411.

27   Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 244.

28   См.: Там же. С. 247.

1     И. Солоневич точно обозначил основные сочетания связей в целостно сплоченном организме национального устройства России. "Царь считал себя Нацией и Церковью, Церковь считала себя Нацией и Государством, Нация считала себя Церковью и Государством. Царь точно так же не мог-и не думал – , менять православия, как не мог и не думал менять, например, языка. Нация и не думала менять на что-либо другое ни самодержавия, ни православия,-и то и другое входило органической частью в личность Нации. Царь был подчинен догматам религии, но подчинял себе служителей ее" (Солоневич И.Л. Указ. соч... С. 374).

2     Вехи. С. 17-18.

3     См.: Там же. С. 18.

4     Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 580.

5     Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 56.

6     См.: Соловьев В.С. Византизм и Россия. С. 569, 570, 571.

7     См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 373.

8     Если в Московской Руси церковь неизменно поддерживала монархию, то собравшийся в марте 1917 г. Синод "освобожденной России" первым делом приказал вынести из зала заседаний портрет Государя, сопроводив свою акцию модными фразами относительно самодержавия. А с октября дело разделения пошло еще шире и решительнее: церковь была отделена от государства, народное просвещение – от церкви, а русской Православной церковью стали управлять Губельманы-Ярославские (См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 376).

9     См.: Митрополит Иоанн. Россия-подножие престола Господня // Завтра. 1994. N 10 /15/. С.2.

10    Сравн.: "Монархия (при Петре I-А.Л.) уцелела только благодаря народу, продолжавшему считать законом не то, что приказал Петр, а то, что было в умах и совести монархического сознания народа" (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Мюнхен, 1923. Т. 2. С. 112). Также и в 1825 г. на Сенатской площади монархию спас (по выражению Покровского) "мужик в гвардейском мундире".

1     См.: Муравьев В.Н. Рев племени // Из глубины. С. 409.

2     Муравьев В.Н. Рев племени. С. 409.

3     См.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 286.

4    Герцен относил Белинского к числу людей "самых свободных", т.е. не связанных "ни с верованиями, ни с традициями" (Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т. 3. С. 486.)

5     Там же. С. 491.

6     Герцен А.И. Указ. соч. С. 468-469.

7     Там же. С. 469-470.

8     Первым из интеллигентов в очерченном смысле Струве называет Бакунина. "Без Бакунина не было бы "полевения" Белинского и Чернышевский не явился бы продолжателем известной традиции общественной мысли" (Вехи. С. 156).

9     Отсюда уясняются уверения Герцена в пламенной "одной, но не одинакой" со славянофилами любви западников к России. Любовь эта была (как верно отмечает митрополит Иоанн) к России "идеальной", исправленной по европейской мерке, лишенной досадных пережитков национальной и вероисповедной самобытности.

10    См.: Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т. 3 С. 492,493.

11    Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 144.

12    См.: Хомяков А.С. Указ. соч. С. 134-135.

13    Кроме фактически неверного в утверждении есть еще и нелепость. Нормальная интуиция антитетичного противополагает "звериному", как бесчеловечному, "человечное", гуманное, а "святому"-"греховное".

14    Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. М., 1984. С. 152.

15    Цит. по кн.: Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 43.

16    Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 4, гл. 30 // Герцен А.И. Соч.: В 9 т. Т.5. М., 1956. С. 147.

17    Флоровский Г.П. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. С. 289-290.

18    Из глубины. С. 213-214.

19    "Изначальная целостность эта была силой древне-русского человека. Она направляла все его поступки. Он целостно молился, целостно любил и ненавидел, целостно строил и разрушал. И вся древне-русская культура носила отпечаток этой цельности. Власть в области государственности, Церковь в области соборной духовной жизни, подвижники в области личного духовного достижения были произведениями этой целостности" (Из глубины. С. 405).

20       Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Свердловск, 1991. С. 82.

21    Муравьев В.Н. Рев племени // Из глубины. С. 404.

1     Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1981. С. 49.

2     См.: Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 191.

3     См.: Вехи. С. 193, 194.

4     См.: Вехи. С. 115.

5     Там же. С. 51.

6     См.: Вехи. С. 48-50.

7     Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. С. 62.

8     Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 26. Л., 1984. С. 139.

9     См.: Вехи. С. 58.

10    См.: Там же. С. 59.

11    Вехи. С. 62-63.

12    См.: Вехи. С. 60-61.

13    Там же. С. 160.

14    Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 26. С. 152-153.

1     Из глубины. С.329.

2     См.: Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 80-82. В постсоветский период интеллигенция, как кажется, с тем и допускает Православие, чтобы его экуменизировать, рядоположить с другими конфессиями, импортированными или новоизобретенными у нас и возглашенными доморощенными пророками, притом конфессиями порой что ни на есть сатанинского пошиба с тем, чтобы ввести нашу православную веру в чуждый ей контекст и задушить ее.

3     Вехи. С. 179.

4     См.: Из глубины. С. 329.

5     Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 302.

6     Вехи. С. 160.

7     См.: Там же.  С. 161,163.

8     Там же. С. 86-87.

9     Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991. С. 360-361.

10    Вехи. С. 87.

11    В.Н.Муравьев не без оснований предпочитает употреблять в данной связи термин "умственность", причем в худшем его значении. Понятие умственности шире понятия рационализма. Восставшие против рационализма немецкие философы оставались умственными. Оторванное от действия размышление-умственно. Неумственны по сравнению с философами-деятели, пророки, апостолы (См.: Из глубины. С. 411-412.).

12    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 71-72.

13    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 91.

14    См.: Там же. С. 91, 92; 432, 433.

15    Видно, не случайно они обделены. Модернизм и реформаторство в области религиозного мировоззрения губительны,-таков взгляд Православной Церкви, так смотрит на устроение "новых" религий митрополит Иоанн. "Божественная истина не требует "обновлений" и дополнений. От человека она требует только усилий для ее познания, для соединения с нею. Пока этого не будет, Святую Русь мы не возродим... Когда говорят, что консерватизм Церкви может отбросить общество на 200-300 лет назад, это глупость. На десять лет нельзя вернуться, не то что на триста. А вот восстановить в обществе ту древнюю традицию, которой тысячу лет жила Россия, обязательно нужно" // Митрополит Иоанн. "Россия-подножие престола Господня" (Завтра. 1994. N 10/15/. С. 2).

16    См.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 339.

17    Вехи. С. 95, 96.

18    Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 47.

19    Если Библия включает в себя иррелигиозные, даже атеистические и богоборческие мотивы, то, с другой стороны, в иррелигиозном, гума­нистическом движении революционного социализма есть "своеобразный, вовсе не утилитарный и не этический, и даже не эго­истический, а именно религиозный пафос, но только пафос с обрат­ным знаком по отношению к христианству. Христианство есть рели­гия царства небесного, социализм же есть религия царства земного" (Из глубины. С. 245).

20    Булгаковский Писатель рассуждает: "Сейчас кажется иным, что уж и связи нет между Пушкиным и каким-нибудь грязным большевиком, а вот сам наш мудрый и благостный Пушкин умел до дна постигнуть природу русской души, даже и большевизма... Не понимаете, что между большевиком и Пушкиным больше таинственной, иррацио­нальной, органической связи, нежели между ним и чаадаевствую­щими ныне от растерянности или немцем треклятым, грабящим по всем правилам военного искусства? Большевиком может оказаться и Дмитрий Карамазов, из которого, если покается, выйдет впоследст­вии старец Зосима. А из колбасника что выйдет?" (Из глубины. С. 320).

1     Вехи. С. 30.

2     Вехи. С. 30.

3     Там же. С. 53.

4     "Повсюду-в городе и в деревне, в высших слоях еврейского нэпа, в разлагающемся коммунизме и в предприимчивой крестьянской молодежи-царит один и тот же дух: накопления, американизма,самодовольства. Гибель коммунизма,-пророчествует Федотов,-можно думать, не только не остановит, но еще более подвинет этот рост буржуазного сознания. Интеллигентские "идеи" находят свою настоящую (не псевдоморфную, религиозную) почву: в новом мещанстве" (Федотов Г.П. Указ. соч. Т. 1. С. 99). В наше время это новое мещанство подвизается под романтическим названием "новые русские".

5     Солоневич И.Л. Народная монархия. С. 30-31.

6     Там же. С. 27.

7     "Теперь интеллигенция должна уйти в свой внутренний мир, вникнуть в него для того, чтобы освежить и оздоровить его. Кистяковскй Б.А. В защиту права // Вехи. С. 149.

      "Я глубоко верю, что духовная энергия русской интеллигенции на время уйдет внутрь, в личность, но столь же твердо знаю и то, что только обновленная личность может преобразовать нашу общественную действительность и что она это непременно сделает (это будет тоже частью ее личного дела". Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. – С. 95). Вера эта покоится на том правильном понимании, что прогресс добра заключается не в количественном увеличении, а в качественном, порой неприметном изменении, в созревании религиозных ценностей в глубине сознания, на фоне видимого общего увядания (См.: Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины. С. 248.).

8     Со времен "Вех" интеллигенция до сих пор продолжает стоять перед задачей пересмотра старых ценностей и творческого овладения новыми. "Этот поворот может оказаться столь решительным, что, совершив его, она вообще перестанет быть "интеллигенцией" в старом, русском, привычном смысле слова. Но это-к добру! На смену старой интеллигенции, быть может, грядет интеллигенция новая, которая очистит это имя от накопившихся на нем исторических грехов, сохранив неприкосновенным благородный оттенок его значения (Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. С. 199).

9     См.: Новгородцев П.И. Восстановление святынь // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 577.

10    См.: Эрн В.Ф. Соч. М., 1991. С. 388-389. Кроме императива: "Возвратиться к народной почве",-Достоевский обнаруживает серьезное подспорье этому стремлению также и в некоторых объективных тенденциях. Например, по достоинству оценив мысль Н.Н.Страхова о судьбе всякого хоть чуть-чуть значительного и действительного таланта всегда кончать обращением к национальному чувству, становиться "народным, славянофильским", писатель установил еще и такие важные положения: "Пушкин... раньше всех Киреевских и Хомяковых, создает летописца в Чудовом монастыре, то есть раньше всех славянофилов высказывает всю их сущность и, мало того,-высказывает это несравненно глубже, чем все они до сих пор. Посмотрите опять на Герцена: сколько тоски и потребности поворотить на этот же путь и невозможность из-за скверных свойств личности. Но этого мало: этот закон поворота к национальности можно проследить не в одних поэтах и литературных деятелях, но и во всех других деятельностях. Так что, наконец, можно бы вывесть даже другой закон: если человек талантлив действительно, то он из выветрившегося слоя будет стараться воротиться к народу, если же действительного таланта нет, то не только останется в выветрившемся слое, но еще экспатриируется, перейдет в католичество и проч." (Достоевский Ф.М. Н.Н. Страхову 5 мая /23 апреля/ 1871 г. // Достоевский Ф.М. Соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 2. Л., 1986. С. 207-208).

11    См.: Из глубины. С. 416.

12    Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С. 576.