1. Рекомендации по составлению резюме бизнес-плана
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
В резюме бизнес-плана определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Начинается данный раздел с формулирования миссии фирмы, или ее основной стратегической ориентации. Миссия – это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона и страны.
Из миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.
Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические возможности фирмы. При разработке программы деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.
Миссия, сформулированная в виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует фирма, обеспечение занятости населения в странах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и др.
При определении целей можно использовать систему правил, известную под названием «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть конкретными, поддающимися оценке (измерению), актуальными, реалистичными, отслеживаемыми (контролируемыми).
Общефирменные цели, в свою очередь, делятся на подцели, которые определяют конкретные направления увеличения прибыли фирмы, рост сбыта, снижение издержек и повышение продажной цены, связанной с разработкой новой, более конкурентоспособной продукции.
Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.
Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, а именно:
1) циклы деловой активности фирмы;
2) возможные изменения конъюнктуры рынка;
3) наличие квалифицированной рабочей силы;
4) источники материальных и финансовых ресурсов;
5) взаимодействие с государственными и общественными организациями, банками и другими предприятиями;
6) основные конкуренты фирмы.
После описания перспектив, стоящих перед фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего управленческого звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).
Также предпринимателю необходимо дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию и т. п.). Таким образом, главным условием составления хорошего резюме является использование в нем наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес-плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес-плана.
Систематизируя вышеизложенное, рекомендуем в целях составления качественного резюме бизнес-плана освещать в данном разделе следующие моменты:
1) полное и сокращенное наименование фирмы;
2) дату регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего фирму;
3) почтовый и юридический адреса фирмы;
4) подчиненность фирмы (вышестоящий орган);
5) миссию фирмы;
6) экономический сектор отрасли (наука, распределение, услуги и т. д.) и основной вид деятельности;
7) основную продукцию (услуги), предлагаемую данной отраслью;
8) географическое положение;
9) особенности работы фирмы;
10) основных клиентов;
11) организационно-правовую форму фирмы;
12) банковские реквизиты;
13) адрес налоговой инспекции, контролирующей фирму;
14) наиболее влиятельных акционеров;
15) фамилии, имена, отчества и контактные телефоны (факсы, электронную почту и т. п.) руководства фирмы;
16) возраст фирмы, период работы на отраслевом рынке;
17) количество работающих в фирме;
18) финансовое состояние фирмы;
19) технический уровень и характеристику выпускаемой в настоящее время продукции;
20) объем выпуска товаров (услуг) и долю рынка, которой владеет фирма;
21) программу и главную цель деятельности фирмы;
22) подцели деятельности фирмы, т. е. конкретные достижения, к которым она должна стремиться;
23) основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей;
24) состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках каждой стратегии;
25) суть предлагаемого бизнеса: его соответствие целям фирмы и потенциальную эффективность;
26) предполагаемые формы участия инвесторов в бизнесе фирмы;
27) позиционирование на рынке предлагаемых товаров (услуг) и возможных конкурентов;
28) характеристику клиентуры;
29) конкурентные преимущества предлагаемой продукции (услуги);
30) совокупную стоимость предлагаемого бизнес-проекта и потребность в финансировании;
31) возможные источники финансирования;
32) гарантии по возврату кредита;
33) прогноз объемов продаж товаров в планируемом периоде (в натуральном и стоимостном выражении);
34) планируемые затраты на реализацию проекта;
35) ожидаемую чистую прибыль;
36) уровень прибыльности инвестиций в рассматриваемый проект;
37) по истечении какого срока может быть гарантирован возврат заемных средств (инвесторы начнут получать доход);
38) перспективы развития данного бизнеса.
В резюме бизнес-плана определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Начинается данный раздел с формулирования миссии фирмы, или ее основной стратегической ориентации. Миссия – это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона и страны.
Из миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.
Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические возможности фирмы. При разработке программы деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.
Миссия, сформулированная в виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует фирма, обеспечение занятости населения в странах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и др.
При определении целей можно использовать систему правил, известную под названием «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть конкретными, поддающимися оценке (измерению), актуальными, реалистичными, отслеживаемыми (контролируемыми).
Общефирменные цели, в свою очередь, делятся на подцели, которые определяют конкретные направления увеличения прибыли фирмы, рост сбыта, снижение издержек и повышение продажной цены, связанной с разработкой новой, более конкурентоспособной продукции.
Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.
Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, а именно:
1) циклы деловой активности фирмы;
2) возможные изменения конъюнктуры рынка;
3) наличие квалифицированной рабочей силы;
4) источники материальных и финансовых ресурсов;
5) взаимодействие с государственными и общественными организациями, банками и другими предприятиями;
6) основные конкуренты фирмы.
После описания перспектив, стоящих перед фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего управленческого звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).
Также предпринимателю необходимо дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию и т. п.). Таким образом, главным условием составления хорошего резюме является использование в нем наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес-плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес-плана.
Систематизируя вышеизложенное, рекомендуем в целях составления качественного резюме бизнес-плана освещать в данном разделе следующие моменты:
1) полное и сокращенное наименование фирмы;
2) дату регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего фирму;
3) почтовый и юридический адреса фирмы;
4) подчиненность фирмы (вышестоящий орган);
5) миссию фирмы;
6) экономический сектор отрасли (наука, распределение, услуги и т. д.) и основной вид деятельности;
7) основную продукцию (услуги), предлагаемую данной отраслью;
8) географическое положение;
9) особенности работы фирмы;
10) основных клиентов;
11) организационно-правовую форму фирмы;
12) банковские реквизиты;
13) адрес налоговой инспекции, контролирующей фирму;
14) наиболее влиятельных акционеров;
15) фамилии, имена, отчества и контактные телефоны (факсы, электронную почту и т. п.) руководства фирмы;
16) возраст фирмы, период работы на отраслевом рынке;
17) количество работающих в фирме;
18) финансовое состояние фирмы;
19) технический уровень и характеристику выпускаемой в настоящее время продукции;
20) объем выпуска товаров (услуг) и долю рынка, которой владеет фирма;
21) программу и главную цель деятельности фирмы;
22) подцели деятельности фирмы, т. е. конкретные достижения, к которым она должна стремиться;
23) основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей;
24) состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках каждой стратегии;
25) суть предлагаемого бизнеса: его соответствие целям фирмы и потенциальную эффективность;
26) предполагаемые формы участия инвесторов в бизнесе фирмы;
27) позиционирование на рынке предлагаемых товаров (услуг) и возможных конкурентов;
28) характеристику клиентуры;
29) конкурентные преимущества предлагаемой продукции (услуги);
30) совокупную стоимость предлагаемого бизнес-проекта и потребность в финансировании;
31) возможные источники финансирования;
32) гарантии по возврату кредита;
33) прогноз объемов продаж товаров в планируемом периоде (в натуральном и стоимостном выражении);
34) планируемые затраты на реализацию проекта;
35) ожидаемую чистую прибыль;
36) уровень прибыльности инвестиций в рассматриваемый проект;
37) по истечении какого срока может быть гарантирован возврат заемных средств (инвесторы начнут получать доход);
38) перспективы развития данного бизнеса.