3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57
Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, нацеленным на формирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики, рациональное использование научно-технического потенциала и создание новых рабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства.
Роль малых предприятий в экономике страны определяется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. к экономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда, участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально незащищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей в общении.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесения предприятия к категории малых. Например, во Франции предприятия считаются очень малыми при численности занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними – от 100 до 500, крупными – свыше 500 человек. В России предельная численность работников малого предприятия не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в других отраслях – 50 человек. Однако, несмотря на широкую распространенность критерия численности занятых, его несовершенство очевидно (в первую очередь для предприятий с высоким технико-технологическим уровнем производства, где комплексная автоматизация и механизация приводит к сокращению количества работников при росте объема производства).
Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от среднего и крупномасштабного предпринимательства. к ним можно отнести: единство права собственности и управления предприятием, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений внутри предприятия, специфический характер финансирования, высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяют возможности малого бизнеса конкурировать с крупным предпринимательством.
Можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства:
• экономическая маневренность, адаптивность и оперативность в принятии управленческих решений, быстрое реагирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию;
• повышенная скорость оборота капитала;
• более простая структура управления, обусловливающая снижение косвенных расходов;
• более экономное использование ресурсов.
Помимо преимуществ у малого бизнеса есть и существенные недостатки, главный из которых заключается в малой величине капитала и ориентации в основном на самофинансирование, вследствие чего проявляется неустойчивость малого бизнеса.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в связи с объективно более высокими издержками производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Без помощи государства малые предприятия не могут успешно конкурировать с крупными.
В России государственное регулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с Законом правительство обязано ежегодно разрабатывать программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее на обсуждение в Государственную Думу (аналогично – на региональном уровне). Государство гарантирует малым предприятиям упрощенную регистрацию, льготные стартовые условия, ряд льгот по налогообложению, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке. Также определен порядок предоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредит-но-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Закон определяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях.
Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия не реализуются, и в процессе производственно-хозяйственной деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом организационно-технических и финансово-экономических трудностей:
• несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование программ развития малого предпринимательства;
• дефицит финансовых и, как следствие, материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь с трудностями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют в основном малые предприятия с быстрым оборотом капитала и меньшим риском, функционирующие в торговле, общественном питании);
• недостаток информации, опыта и квалифицированных кадров;
• недостаточные темпы создания инфраструктуры малого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сеть дорог и связи).
Выводы
1. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики и представляет собой инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
2. Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде производственного, коммерческого, финансового и консультационного предпринимательства. Основными формами предпринимательства являются индивидуальная, коллективная и корпоративная.
3. Форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом, характеризует организационно-правовую форму предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации могут существовать в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
4. Малый бизнес в любой стране является важным сектором рынка; значение малого бизнеса определяется ограничением монополизма, насыщением рынка потребительскими товарами, созданием дополнительных рабочих мест. Вследствие большего уровня издержек и риска малые предприятия нуждаются в поддержке со стороны государства.
Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, нацеленным на формирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики, рациональное использование научно-технического потенциала и создание новых рабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства.
Роль малых предприятий в экономике страны определяется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. к экономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда, участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально незащищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей в общении.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесения предприятия к категории малых. Например, во Франции предприятия считаются очень малыми при численности занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними – от 100 до 500, крупными – свыше 500 человек. В России предельная численность работников малого предприятия не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в других отраслях – 50 человек. Однако, несмотря на широкую распространенность критерия численности занятых, его несовершенство очевидно (в первую очередь для предприятий с высоким технико-технологическим уровнем производства, где комплексная автоматизация и механизация приводит к сокращению количества работников при росте объема производства).
Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от среднего и крупномасштабного предпринимательства. к ним можно отнести: единство права собственности и управления предприятием, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений внутри предприятия, специфический характер финансирования, высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяют возможности малого бизнеса конкурировать с крупным предпринимательством.
Можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства:
• экономическая маневренность, адаптивность и оперативность в принятии управленческих решений, быстрое реагирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию;
• повышенная скорость оборота капитала;
• более простая структура управления, обусловливающая снижение косвенных расходов;
• более экономное использование ресурсов.
Помимо преимуществ у малого бизнеса есть и существенные недостатки, главный из которых заключается в малой величине капитала и ориентации в основном на самофинансирование, вследствие чего проявляется неустойчивость малого бизнеса.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в связи с объективно более высокими издержками производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Без помощи государства малые предприятия не могут успешно конкурировать с крупными.
В России государственное регулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с Законом правительство обязано ежегодно разрабатывать программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее на обсуждение в Государственную Думу (аналогично – на региональном уровне). Государство гарантирует малым предприятиям упрощенную регистрацию, льготные стартовые условия, ряд льгот по налогообложению, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке. Также определен порядок предоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредит-но-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Закон определяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях.
Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия не реализуются, и в процессе производственно-хозяйственной деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом организационно-технических и финансово-экономических трудностей:
• несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование программ развития малого предпринимательства;
• дефицит финансовых и, как следствие, материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь с трудностями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют в основном малые предприятия с быстрым оборотом капитала и меньшим риском, функционирующие в торговле, общественном питании);
• недостаток информации, опыта и квалифицированных кадров;
• недостаточные темпы создания инфраструктуры малого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сеть дорог и связи).
Выводы
1. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики и представляет собой инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
2. Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде производственного, коммерческого, финансового и консультационного предпринимательства. Основными формами предпринимательства являются индивидуальная, коллективная и корпоративная.
3. Форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом, характеризует организационно-правовую форму предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации могут существовать в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
4. Малый бизнес в любой стране является важным сектором рынка; значение малого бизнеса определяется ограничением монополизма, насыщением рынка потребительскими товарами, созданием дополнительных рабочих мест. Вследствие большего уровня издержек и риска малые предприятия нуждаются в поддержке со стороны государства.