48. Функции и характеристика, методология изучения общественного мнения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже может закрепиться в обычаях, традициях.
Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.
Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.
Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное.
Можно выделить следующие функции общественного мнения:
1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства;
2) консультативная, когда оно дает советы органам власти;
3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума;
4) оценочная.
Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании. Оно может выступать в форме позитивных и негативных суждений.
Социология не может обойтсь без вопроса – что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.
Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е гг. ХХ в. на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.
Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в данной области, имели место в неквалифицированных опросах. Вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения; не делалось различий между теми, кто отвечал, не задумываясь, и теми, кто взвешивал ответ. Вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения
По плану Гэллапа предусматривалось исследование 5 различных аспектов общественного мнения:
1) знания опрашиваемого о предмете;
2) его общих взглядов;
3) причин, почему он придерживается этих взглядов;
4) его специфических взглядов по специфическим аспектам проблемы;
5) интенсивности выраженного мнения.
Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже может закрепиться в обычаях, традициях.
Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.
Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.
Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное.
Можно выделить следующие функции общественного мнения:
1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства;
2) консультативная, когда оно дает советы органам власти;
3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума;
4) оценочная.
Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании. Оно может выступать в форме позитивных и негативных суждений.
Социология не может обойтсь без вопроса – что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.
Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е гг. ХХ в. на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.
Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в данной области, имели место в неквалифицированных опросах. Вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения; не делалось различий между теми, кто отвечал, не задумываясь, и теми, кто взвешивал ответ. Вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения
По плану Гэллапа предусматривалось исследование 5 различных аспектов общественного мнения:
1) знания опрашиваемого о предмете;
2) его общих взглядов;
3) причин, почему он придерживается этих взглядов;
4) его специфических взглядов по специфическим аспектам проблемы;
5) интенсивности выраженного мнения.