7. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42
Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.
Существует два направления социальной политики:
1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:
а) поощрение малого бизнеса;
б) регулирование трудовых отношений;
в) поддержание высокой занятости населения;
2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:
а) перераспределение доходов в обществе;
б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;
в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.
Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.
Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.
Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.
Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:
1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) свобода человека.
Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.
В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).
Рис. 17. Кривая Лоренца
Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством.
Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».
Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.
Доходы – сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:
1) заработную плату;
2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента);
3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).
Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.
Существуют 3 основных показателя доходов:
1) номинальный доход – это общее количество денег, которое получает человек за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как:
а) факторные доходы (полученные от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент на капитал, прибыль);
б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);
в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);
2) располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;
3) реальный доход – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода.
Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:
1) уравнительное распределение – предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества);
2) рыночное распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;
3) распределение по накопленному имуществу – предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность;
4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц.
Следовательно, социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения.
В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов:
1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;
2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.
В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.
Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.
Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:
1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;
2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;
3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).
В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:
1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:
а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);
б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;
2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.
Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:
1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;
2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;
3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;
4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.
Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.
Существует два направления социальной политики:
1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:
а) поощрение малого бизнеса;
б) регулирование трудовых отношений;
в) поддержание высокой занятости населения;
2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:
а) перераспределение доходов в обществе;
б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;
в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.
Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.
Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.
Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.
Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:
1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) свобода человека.
Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.
В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).
Рис. 17. Кривая Лоренца
Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством.
Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».
Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.
Доходы – сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:
1) заработную плату;
2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента);
3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).
Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.
Существуют 3 основных показателя доходов:
1) номинальный доход – это общее количество денег, которое получает человек за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как:
а) факторные доходы (полученные от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент на капитал, прибыль);
б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);
в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);
2) располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;
3) реальный доход – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода.
Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:
1) уравнительное распределение – предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества);
2) рыночное распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;
3) распределение по накопленному имуществу – предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность;
4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц.
Следовательно, социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения.
В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов:
1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;
2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.
В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.
Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.
Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:
1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;
2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;
3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).
В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:
1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:
а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);
б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;
2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.
Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:
1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;
2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;
3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;
4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.