31. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42
Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условия кредитного договора:
1) срок предоставления или получения кредита;
2) обязанности сторон;
3) условия обеспечения возврата ссуды;
4) размер процентной ставки за пользование ссудой. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:
1) распределительную;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) по субъектам заемных отношений различают:
а) займы, размещаемые центральными органами управления;
б) займы, размещаемые территориальными органами управления;
2) по месту размещения выделяют:
а) внутренние;
б) внешние;
3) по возможности обращения на рынке:
а) рыночные;
б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);
4) по сроку:
а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;
б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;
в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);
5) по обеспеченности долговых обязательств:
а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);
б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;
6) по способу выплаты дохода различают:
а) выигрышные облигации;
б) процентные;
в) с нулевым купоном, т. е. продажа со скидкой – дисконтом;
7) в зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;
8) в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:
а) обязательства с правом долгосрочного погашения;
б) без права долгосрочного погашения;
9) в зависимости от варианта погашения задолженности различают:
а) погашение единовременным платежом;
б) частями, в том числе равными, возрастающими, снижающимися долями.
Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условия кредитного договора:
1) срок предоставления или получения кредита;
2) обязанности сторон;
3) условия обеспечения возврата ссуды;
4) размер процентной ставки за пользование ссудой. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:
1) распределительную;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) по субъектам заемных отношений различают:
а) займы, размещаемые центральными органами управления;
б) займы, размещаемые территориальными органами управления;
2) по месту размещения выделяют:
а) внутренние;
б) внешние;
3) по возможности обращения на рынке:
а) рыночные;
б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);
4) по сроку:
а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;
б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;
в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);
5) по обеспеченности долговых обязательств:
а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);
б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;
6) по способу выплаты дохода различают:
а) выигрышные облигации;
б) процентные;
в) с нулевым купоном, т. е. продажа со скидкой – дисконтом;
7) в зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;
8) в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:
а) обязательства с правом долгосрочного погашения;
б) без права долгосрочного погашения;
9) в зависимости от варианта погашения задолженности различают:
а) погашение единовременным платежом;
б) частями, в том числе равными, возрастающими, снижающимися долями.