Послесловие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
В этой книге была представлена краткая история человеческой мысли. Являясь единственным разумным существом на Земле, человек еще на заре своей истории пытался постичь окружающий его мир и самого себя. Он хотел ответить на великое множество вопросов и решить множество проблем. Разными способами и в разных формах, главными из которых были философия, наука и религия, он познавал мироздание и осознавал свою в нем роль и предназначение. За несколько тысячелетий человек достиг больших результатов: он получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни. Сегодня он знает и умеет в сотни раз больше, чем наши далекие предки, стоявшие у истоков человеческой истории.
Однако, решив одни вопросы, человек столкнулся с другими, перед ним встали новые проблемы, не менее важные и, возможно, более многочисленные, чем те, с которыми он давно справился. Несмотря на все нынешние знания, сейчас нас окружает, как ни удивительно, еще больше неизведанного, и нам предстоит идти дальше, в глубь непознанного.
«Как же так, – спросите вы, – человек так много узнал, а предстоит ему постичь не меньше, а много больше прежнего?» Вспомним притчу о том, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. Ведь и мир, и человек многообразны и неисчерпаемы, а поэтому познание неизбежно должно быть бесконечным. Оно никогда не сможет остановиться, объявив, что завершило свое дело, ибо нельзя ответить на все вопросы и достичь полной и абсолютной истины. Ум человека вечно будет устремляться к убегающим от него горизонтам и никогда не устанет постигать все новые тайны мироздания.
В этой книге была представлена краткая история человеческой мысли. Являясь единственным разумным существом на Земле, человек еще на заре своей истории пытался постичь окружающий его мир и самого себя. Он хотел ответить на великое множество вопросов и решить множество проблем. Разными способами и в разных формах, главными из которых были философия, наука и религия, он познавал мироздание и осознавал свою в нем роль и предназначение. За несколько тысячелетий человек достиг больших результатов: он получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни. Сегодня он знает и умеет в сотни раз больше, чем наши далекие предки, стоявшие у истоков человеческой истории.
Однако, решив одни вопросы, человек столкнулся с другими, перед ним встали новые проблемы, не менее важные и, возможно, более многочисленные, чем те, с которыми он давно справился. Несмотря на все нынешние знания, сейчас нас окружает, как ни удивительно, еще больше неизведанного, и нам предстоит идти дальше, в глубь непознанного.
«Как же так, – спросите вы, – человек так много узнал, а предстоит ему постичь не меньше, а много больше прежнего?» Вспомним притчу о том, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. Ведь и мир, и человек многообразны и неисчерпаемы, а поэтому познание неизбежно должно быть бесконечным. Оно никогда не сможет остановиться, объявив, что завершило свое дело, ибо нельзя ответить на все вопросы и достичь полной и абсолютной истины. Ум человека вечно будет устремляться к убегающим от него горизонтам и никогда не устанет постигать все новые тайны мироздания.