3. Нормативно-правовая база ТН ВЭД

К оглавлению1 2 3 4 5 

 

1. Таможенный кодекс о классификации товаров

 

С т а т ь я 39.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

 

1.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

2.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

 

С т а т ь я 40.

Классификация товаров

 

1. Товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

 

2. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 настоящей главы.

3. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

4.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений.

5. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.

 

С т а т ь я 41.

Принятие предварительного решения

 

1.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).

2. Форма и порядок принятия предварительного решения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

С т а т ь я 42.

Запрос о принятии предварительного решения

 

1. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме.

Указанный запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.

2. Если представленные заявителем в запросе о принятии предварительного решения сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган в течение 30 дней со дня получения такого запроса уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации и устанавливает срок для ее предоставления. При не предоставлении дополнительной информации в установленный срок запрос о принятии предварительного решения отклоняется.

Отклонение запроса о принятии предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом о принятии предварительного решения при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса.

 

С т а т ь я 43.

Юридическое значение и срок действия предварительного решения

 

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса.

 

С т а т ь я 44.

Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения

 

1. Таможенные органы могут принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения, принятого ими либо нижестоящими таможенными органами (изменить или отозвать предварительное решение, принятое ими либо нижестоящими таможенными органами), только в случаях, установленных настоящей статьей.

Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется лицу, которому выдано предварительное решение, в письменной форме не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.

2. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если такое предварительное решение принято на основе подложных документов, представленных заявителем. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия предварительного решения.

3. Изменение предварительного решения о классификации товара производится в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, обязательного для исполнения таможенными органами решения о классификации отдельных товаров, а также в случае выявления ошибок, допущенных при принятии предварительного решения.

Изменение вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения, но не ранее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении предварительного решения.

4. Принятое предварительное решение может быть отозвано:

                  в случае изменения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, принятия Всемирной таможенной организацией классификационных решений, обязательных для применения в Российской Федерации;

                  в случае, если международными договорами Российской Федерации или актами законодательства Российской Федерации, имеющими отношение к вопросам определения страны происхождения товаров, устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

Решение об отзыве предварительного решения должно быть принято не позднее трех дней после опубликования вышеперечисленных актов и вступает в силу одновременно с ними.

 

С т а т ь я 128.

Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии

 

1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.

3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.

4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.

Ошибки при классификации товаров

Для точной классификации необходимо хорошо знать устройство и назначение товара, принцип работы, материал, из которого он изготовлен, Иногда надо также знать технологию изготовления товара, узкопрофессиональные термины, которыми характеризуются многие товары в описаниях товарных позиций. Следовательно, по некоторым товарам такая задача под силу только специалисту, имеющему достаточные познания.

Учитывая тот факт, что ставки различных платежей, льготы или ограничения на товары устанавливаются по их классификационным кодам, заинтересованные лица могут намеренно искать возможность отнесения товаров к более выгодным для себя товарным позициям.

Например, участнику ВЭД выгодно в спорных случаях ввозить автотранспортное средство как грузовое, а не легковое, т.к. оно не относится к группе подакцизных товаров, и, следовательно, не требует уплаты акциза.

Таким образом, основными факторами, приводящими к ошибкам классификации, являются:

1.     Влияние субъективного подхода на процесс классификации.

2.     Необходимость обширных знаний в различных сферах науки и техники.

3.     Сложность системы, требующая определенных навыков работы.

4.     Возможность намеренного отнесения товаров к более выгодным товарным позициям.

Снизить сложности классификации поможет Концепция системы управления рисками по профилям риска.

Наиболее часто и намеренно неверно классифицируемые товары относят к профилям риска. В качестве характеристики риска может быть вероятность заявления недостоверных сведений о коде товара с целью уменьшения суммы причитающейся к уплате таможенных платежей или уклонения от действия нетарифных мер регулирования.

Наиболее часто и намеренно классифицируются неверно товары группы риска.

Товары риска

 

– перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов. К товарам риска относятся:

        Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза и обеспечивающие поступление наибольших сумм таможенных платежей;

        Товары, в отношении которых установлены высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;

        Товары, в отношении которых установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин;

        Товары, объем ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран – контрагентов.

Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут  заявляться (декларироваться) вместо товаров риска. К товарам прикрытия относятся:

        Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные ставки таможенных пошлин;

        Товары, в отношении которых установлены ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% или товары, не облагаемые налогом на добавленную стоимость;

        Товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены тарифные льготы и иные освобождения от таможенных платежей;

        Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отношении товаров, классифицируемых в той же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам;

        Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран – контрагентов.

Например, участнику ВЭД выгодно в спорных случаях ввозить автотранспортное средство как грузовое, а не легковое, т.к. оно не относится к группе подакцизных товаров, и, следовательно, не требует уплаты акциза.

Профиль риска применяется при различных таможенных процедурах, например, декларирование товара, выпуск товара, в отношении всех субъектов ВЭД.

Профиль риска может не применяться к следующим категориям товаров:

        товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи;

        товары для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

        рекламные материалы, сувениры и выставочные экспонаты;

        товары, перемещаемые официальными представительствами государств.

        товары, перемещаемые физическими лицами и не предназначенные для предпринимательской деятельности.

      

           Для обеспечения единообразного применения таможенного законодательства России, упорядочения контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с России, в соответствии с и на основании разработана и утверждена Приказом ФТС № 85 от 29.09.2004 г. «».

 

 

1. Таможенный кодекс о классификации товаров

 

С т а т ь я 39.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

 

1.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

2.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

 

С т а т ь я 40.

Классификация товаров

 

1. Товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

 

2. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 настоящей главы.

3. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

4.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений.

5. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.

 

С т а т ь я 41.

Принятие предварительного решения

 

1.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).

2. Форма и порядок принятия предварительного решения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

С т а т ь я 42.

Запрос о принятии предварительного решения

 

1. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме.

Указанный запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.

2. Если представленные заявителем в запросе о принятии предварительного решения сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган в течение 30 дней со дня получения такого запроса уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации и устанавливает срок для ее предоставления. При не предоставлении дополнительной информации в установленный срок запрос о принятии предварительного решения отклоняется.

Отклонение запроса о принятии предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом о принятии предварительного решения при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса.

 

С т а т ь я 43.

Юридическое значение и срок действия предварительного решения

 

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса.

 

С т а т ь я 44.

Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения

 

1. Таможенные органы могут принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения, принятого ими либо нижестоящими таможенными органами (изменить или отозвать предварительное решение, принятое ими либо нижестоящими таможенными органами), только в случаях, установленных настоящей статьей.

Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется лицу, которому выдано предварительное решение, в письменной форме не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.

2. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если такое предварительное решение принято на основе подложных документов, представленных заявителем. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия предварительного решения.

3. Изменение предварительного решения о классификации товара производится в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, обязательного для исполнения таможенными органами решения о классификации отдельных товаров, а также в случае выявления ошибок, допущенных при принятии предварительного решения.

Изменение вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения, но не ранее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении предварительного решения.

4. Принятое предварительное решение может быть отозвано:

                  в случае изменения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, принятия Всемирной таможенной организацией классификационных решений, обязательных для применения в Российской Федерации;

                  в случае, если международными договорами Российской Федерации или актами законодательства Российской Федерации, имеющими отношение к вопросам определения страны происхождения товаров, устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

Решение об отзыве предварительного решения должно быть принято не позднее трех дней после опубликования вышеперечисленных актов и вступает в силу одновременно с ними.

 

С т а т ь я 128.

Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии

 

1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.

3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.

4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.

Ошибки при классификации товаров

Для точной классификации необходимо хорошо знать устройство и назначение товара, принцип работы, материал, из которого он изготовлен, Иногда надо также знать технологию изготовления товара, узкопрофессиональные термины, которыми характеризуются многие товары в описаниях товарных позиций. Следовательно, по некоторым товарам такая задача под силу только специалисту, имеющему достаточные познания.

Учитывая тот факт, что ставки различных платежей, льготы или ограничения на товары устанавливаются по их классификационным кодам, заинтересованные лица могут намеренно искать возможность отнесения товаров к более выгодным для себя товарным позициям.

Например, участнику ВЭД выгодно в спорных случаях ввозить автотранспортное средство как грузовое, а не легковое, т.к. оно не относится к группе подакцизных товаров, и, следовательно, не требует уплаты акциза.

Таким образом, основными факторами, приводящими к ошибкам классификации, являются:

1.     Влияние субъективного подхода на процесс классификации.

2.     Необходимость обширных знаний в различных сферах науки и техники.

3.     Сложность системы, требующая определенных навыков работы.

4.     Возможность намеренного отнесения товаров к более выгодным товарным позициям.

Снизить сложности классификации поможет Концепция системы управления рисками по профилям риска.

Наиболее часто и намеренно неверно классифицируемые товары относят к профилям риска. В качестве характеристики риска может быть вероятность заявления недостоверных сведений о коде товара с целью уменьшения суммы причитающейся к уплате таможенных платежей или уклонения от действия нетарифных мер регулирования.

Наиболее часто и намеренно классифицируются неверно товары группы риска.

Товары риска

 

– перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов. К товарам риска относятся:

        Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза и обеспечивающие поступление наибольших сумм таможенных платежей;

        Товары, в отношении которых установлены высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;

        Товары, в отношении которых установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин;

        Товары, объем ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран – контрагентов.

Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут  заявляться (декларироваться) вместо товаров риска. К товарам прикрытия относятся:

        Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные ставки таможенных пошлин;

        Товары, в отношении которых установлены ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% или товары, не облагаемые налогом на добавленную стоимость;

        Товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены тарифные льготы и иные освобождения от таможенных платежей;

        Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отношении товаров, классифицируемых в той же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам;

        Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран – контрагентов.

Например, участнику ВЭД выгодно в спорных случаях ввозить автотранспортное средство как грузовое, а не легковое, т.к. оно не относится к группе подакцизных товаров, и, следовательно, не требует уплаты акциза.

Профиль риска применяется при различных таможенных процедурах, например, декларирование товара, выпуск товара, в отношении всех субъектов ВЭД.

Профиль риска может не применяться к следующим категориям товаров:

        товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи;

        товары для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

        рекламные материалы, сувениры и выставочные экспонаты;

        товары, перемещаемые официальными представительствами государств.

        товары, перемещаемые физическими лицами и не предназначенные для предпринимательской деятельности.

      

           Для обеспечения единообразного применения таможенного законодательства России, упорядочения контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с России, в соответствии с и на основании разработана и утверждена Приказом ФТС № 85 от 29.09.2004 г. «».