Особенности ценообразования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
В настоящее время российские цены на лекарства не соответствуют уровню платежеспособности населения. Теперь «средняя цена» рецепта на одно лекарственное наименование увеличилась с 20 до 89 рублей.
С 1 января 2002 г. для фармацевтической отрасли был установлен НДС в размере 10%. Причем для всех без исключений лекарств и лекарственных субстанций. По мнению экспертов, единая 10% ставка налога обеспечивает стабильные поступления в бюджет, но не ведет к резкому росту цен на лекарства. Цены на лекарства в результате введения 10%-го НДС увеличились на 14 - 16%. Однако, следует иметь ввиду, что 10% НДС на лекарства, скорее всего, временное явление, и к 2003 г. размер налога может быть увеличен до 15%.
С другой стороны, по мнению аналитиков RMBC, повышение рублевых цен в розничной сети в начале 2002 г. вызвано не только введением НДС, но и следующими причинами:
увеличением тарифов (коммунальных, транспортных, на электроэнергию);
инфляционными процессами (обесценивание рубля).
Важно отметить, что серьезным фактором сдерживания роста цен на лекарства могло бы стать сокращение числа посредников в цепочке от производителя до потребителя.
В дальнейшем можно ожидать, что рост рублевых цен на лекарства составит величину, примерно равную ставке НДС + % ежемесячной инфляции в стране. При этом возможно снижение уровня торговых надбавок в связи с увеличением конкуренции на рынке, что отчасти скомпенсирует рост цен и не позволит ему заметно превысить размер ставки НДС.
Волгоградская область и прилегающие к ней территории, в целом, незначительно отличаются по характеру роста доходов населения от динамики среднероссийских показателей.
Статистические данные по Волгоградской области (включая г. Волгоград)
Параметр\Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Население Волгоградской области (с Волгоградом), тыс. чел. |
2703,7 |
2703 |
2701 |
2694 |
2678 |
|
Денежные доходы, млн. $, в том числе |
2302,9 |
2812,12 |
3664,1 |
976,7 |
1110,2 |
1897,84 |
оплата труда, млн. $ |
1232,2 |
|
1542,8 |
442,8 |
450 |
|
социальные трансферты, млн. $ |
435,4 |
|
682,1 |
166,3 |
226 |
|
средняя заработная плата, $/мес. |
94 |
|
127,2 |
47,42 |
51,24 |
68,57 |
средний уровень пенсионных выплат, $/мес. |
36,9 |
|
40,7 |
16,4 |
19,5 |
24,75 |
Денежные расходы, млн. $, в том числе |
1934,5 |
1251,17 |
3208,9 |
867,27 |
1008,3 |
1773,43 |
покупка товаров и оплата услуг, млн. $ |
1555,1 |
867,47 |
2548,9 |
740,24 |
825 |
|
покупка лекарственных средств, млн. $ |
40,05 |
|
63,8 |
24,1 |
32,5 |
56,74 |
плата услуг медицинского назначения, млн. $ |
|
|
27,1 |
9,8 |
4,9 |
|
плата обязательных платежей, млн. $ |
146,4 |
126,58 |
205,4 |
30,7 |
66,1 |
|
накопление сбережений, млн. $ |
233 |
257,12 |
454,7 |
14,9 |
117,1 |
|
Уровень цен на отдельные группы импортных лекарственных средств в г.Волгограде на начало февраля 2002 года.
№ п/п |
Лекарственные средства |
Международное название |
Цена изготови-теля, руб. |
Цена оптовых поставок, руб. |
Страна-изготовитель |
|
Жаропонижающие и противовоспалительные |
||||
1. |
Ацетилсалици-ловая кислота, 0,5, №10 |
Ацетилсали-циловая кислота |
0-75 |
0-83 |
Беларусь |
2. |
Диклофенак |
Диклофенак |
- |
9-72 |
Югославия |
3. |
100мг№20 Диклофенак 3 мл № 5 |
Диклофенак |
- |
4-86 |
Польша |
4. |
Индометацин, драже № 30 |
Индометацин |
- |
4-86 |
Польша |
5. |
Ортофен 0,025, №30 |
Метамизол натрия |
5-76 |
5-76 |
Болгария |
6. |
Темпалгин №10 таб. |
Темпидон |
21-92 |
24-88 |
Югославия |
7. |
Диклофенак |
10-45 |
11-60 |
Югославия |
|
|
Транквилизаторы (психотропные средства) |
||||
8. |
Грандоксин 50 мг № 20 |
Грандоксин |
- |
30-82 |
Польша |
9. |
Грандоксин 50 мг № 20 |
Грандоксин |
- |
51-42 |
Польша |
10. |
Реладорм таб. № 10 |
Диазепам циклобар |
- |
24-00 |
Польша |
11. |
Реланиум 2 мл амп. |
Битал Диазепам |
6-43 |
7-35 |
Польша |
12. |
Тазепам-10 №50 |
Битал Диазепам |
8-45 |
9-47 |
Польша |
|
Антигипертензивные (гипертонические) средства |
||||
13. |
Адельфан № 250 |
Резерпин + дигидралази на сульфат + гидрохлорти азид |
- |
92-53 |
Новартис –фармо |
14. |
Диротон 5 № 28 |
Лизиноприл |
- |
68-23 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
15. |
Диротон 10 № 28 |
Лизиноприл |
- |
68-23 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
16. |
Эгилок 25 мг №60 |
Метопрололатартрат |
- |
105 -63 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
17 |
Эднит 2,5 № 28 |
Метопрололатартрат |
- |
25-14 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
18. |
Эднит 10 № 28 |
Эналаприла малеат |
- |
37-48 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
|
Антибиотики |
||||
19. |
Ампициллина тригидрат №24 |
Ампициллин |
13-30 |
15-03 |
Беларусь |
20. |
Клафоран 1,0 во флак. |
Цефотаксим |
46-60 |
56-36 |
Хёхст |
22. |
Ципролет 250 мг № 10 |
Ципрофлоксацин |
- |
35-80 |
Индия |
23. |
Макропен таб. №16 |
Мидекамицин |
34-66 |
48-80 |
ККХА (Словения) |
|
Поливитамины |
||||
24. |
Дуовит др № 40 |
- |
- |
36-09 |
ККХА КККА |
25. |
Пиковит пастилки № 30 |
- |
- |
25-20 |
ККХА КККА |
Стремясь защитить потребителя от неконтролируемого роста цен, в некоторых регионах местные власти самостоятельно вводят государственное регулирование цен на лекарственные препараты. В зависимости от цены производителя торговые надбавки ограничиваются ставками от 30% (на лекарства стоимостью до 100 рублей) до 5% (на дорогие, стоимостью свыше 800 рублей). При этом ограничения могут касаться всех лекарств, и импортных, и отечественных, как отнесенных к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, так и не входящих в этот перечень. Поэтому при дальнейшем проектировании необходимо учитывать риск вмешательства властей в сбытовую политику создаваемого Предприятия.
Вновь создаваемое Предприятие имеет возможность накрыть географический сегмент, включающий в себя Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Воронежскую, Свердловскую и Челябинскую области Центрального и Уральского федеральных округов. При этом в Южном федеральном округе (ЮФО) обнаружено только два действующих предприятия по производству медикаментов, которые ориентированы исключительно на местные рынки и не располагают мощностями по выпуску современных медпрепаратов в достаточном для выбранного географического сегмента ассортименте и количестве.
Дефицит лекарственных средств в выбранном географическом сегменте на 64% удовлетворяется за счет импорта, что создает благоприятные предпосылки для импортозамещения.
Анализ показывает, что 3,2% своих доходов население ЮФО тратит на закупку готовых лекарственных средств. С ростом реальных доходов населения можно ожидать увеличения этой цифры за счет реализации отложенного спроса.
Как показывает опыт, рублевые цены на лекарственные препараты имеют тенденцию корреляции с инфляцией, что позволяет строить прогноз деятельности Предприятия на достаточо глубокую перспективу.
В настоящее время российские цены на лекарства не соответствуют уровню платежеспособности населения. Теперь «средняя цена» рецепта на одно лекарственное наименование увеличилась с 20 до 89 рублей.
С 1 января 2002 г. для фармацевтической отрасли был установлен НДС в размере 10%. Причем для всех без исключений лекарств и лекарственных субстанций. По мнению экспертов, единая 10% ставка налога обеспечивает стабильные поступления в бюджет, но не ведет к резкому росту цен на лекарства. Цены на лекарства в результате введения 10%-го НДС увеличились на 14 - 16%. Однако, следует иметь ввиду, что 10% НДС на лекарства, скорее всего, временное явление, и к 2003 г. размер налога может быть увеличен до 15%.
С другой стороны, по мнению аналитиков RMBC, повышение рублевых цен в розничной сети в начале 2002 г. вызвано не только введением НДС, но и следующими причинами:
увеличением тарифов (коммунальных, транспортных, на электроэнергию);
инфляционными процессами (обесценивание рубля).
Важно отметить, что серьезным фактором сдерживания роста цен на лекарства могло бы стать сокращение числа посредников в цепочке от производителя до потребителя.
В дальнейшем можно ожидать, что рост рублевых цен на лекарства составит величину, примерно равную ставке НДС + % ежемесячной инфляции в стране. При этом возможно снижение уровня торговых надбавок в связи с увеличением конкуренции на рынке, что отчасти скомпенсирует рост цен и не позволит ему заметно превысить размер ставки НДС.
Волгоградская область и прилегающие к ней территории, в целом, незначительно отличаются по характеру роста доходов населения от динамики среднероссийских показателей.
Статистические данные по Волгоградской области (включая г. Волгоград)
Параметр\Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Население Волгоградской области (с Волгоградом), тыс. чел. |
2703,7 |
2703 |
2701 |
2694 |
2678 |
|
Денежные доходы, млн. $, в том числе |
2302,9 |
2812,12 |
3664,1 |
976,7 |
1110,2 |
1897,84 |
оплата труда, млн. $ |
1232,2 |
|
1542,8 |
442,8 |
450 |
|
социальные трансферты, млн. $ |
435,4 |
|
682,1 |
166,3 |
226 |
|
средняя заработная плата, $/мес. |
94 |
|
127,2 |
47,42 |
51,24 |
68,57 |
средний уровень пенсионных выплат, $/мес. |
36,9 |
|
40,7 |
16,4 |
19,5 |
24,75 |
Денежные расходы, млн. $, в том числе |
1934,5 |
1251,17 |
3208,9 |
867,27 |
1008,3 |
1773,43 |
покупка товаров и оплата услуг, млн. $ |
1555,1 |
867,47 |
2548,9 |
740,24 |
825 |
|
покупка лекарственных средств, млн. $ |
40,05 |
|
63,8 |
24,1 |
32,5 |
56,74 |
плата услуг медицинского назначения, млн. $ |
|
|
27,1 |
9,8 |
4,9 |
|
плата обязательных платежей, млн. $ |
146,4 |
126,58 |
205,4 |
30,7 |
66,1 |
|
накопление сбережений, млн. $ |
233 |
257,12 |
454,7 |
14,9 |
117,1 |
|
Уровень цен на отдельные группы импортных лекарственных средств в г.Волгограде на начало февраля 2002 года.
№ п/п |
Лекарственные средства |
Международное название |
Цена изготови-теля, руб. |
Цена оптовых поставок, руб. |
Страна-изготовитель |
|
Жаропонижающие и противовоспалительные |
||||
1. |
Ацетилсалици-ловая кислота, 0,5, №10 |
Ацетилсали-циловая кислота |
0-75 |
0-83 |
Беларусь |
2. |
Диклофенак |
Диклофенак |
- |
9-72 |
Югославия |
3. |
100мг№20 Диклофенак 3 мл № 5 |
Диклофенак |
- |
4-86 |
Польша |
4. |
Индометацин, драже № 30 |
Индометацин |
- |
4-86 |
Польша |
5. |
Ортофен 0,025, №30 |
Метамизол натрия |
5-76 |
5-76 |
Болгария |
6. |
Темпалгин №10 таб. |
Темпидон |
21-92 |
24-88 |
Югославия |
7. |
Диклофенак |
10-45 |
11-60 |
Югославия |
|
|
Транквилизаторы (психотропные средства) |
||||
8. |
Грандоксин 50 мг № 20 |
Грандоксин |
- |
30-82 |
Польша |
9. |
Грандоксин 50 мг № 20 |
Грандоксин |
- |
51-42 |
Польша |
10. |
Реладорм таб. № 10 |
Диазепам циклобар |
- |
24-00 |
Польша |
11. |
Реланиум 2 мл амп. |
Битал Диазепам |
6-43 |
7-35 |
Польша |
12. |
Тазепам-10 №50 |
Битал Диазепам |
8-45 |
9-47 |
Польша |
|
Антигипертензивные (гипертонические) средства |
||||
13. |
Адельфан № 250 |
Резерпин + дигидралази на сульфат + гидрохлорти азид |
- |
92-53 |
Новартис –фармо |
14. |
Диротон 5 № 28 |
Лизиноприл |
- |
68-23 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
15. |
Диротон 10 № 28 |
Лизиноприл |
- |
68-23 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
16. |
Эгилок 25 мг №60 |
Метопрололатартрат |
- |
105 -63 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
17 |
Эднит 2,5 № 28 |
Метопрололатартрат |
- |
25-14 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
18. |
Эднит 10 № 28 |
Эналаприла малеат |
- |
37-48 |
Гедеон Рихтер (Венгрия) |
|
Антибиотики |
||||
19. |
Ампициллина тригидрат №24 |
Ампициллин |
13-30 |
15-03 |
Беларусь |
20. |
Клафоран 1,0 во флак. |
Цефотаксим |
46-60 |
56-36 |
Хёхст |
22. |
Ципролет 250 мг № 10 |
Ципрофлоксацин |
- |
35-80 |
Индия |
23. |
Макропен таб. №16 |
Мидекамицин |
34-66 |
48-80 |
ККХА (Словения) |
|
Поливитамины |
||||
24. |
Дуовит др № 40 |
- |
- |
36-09 |
ККХА КККА |
25. |
Пиковит пастилки № 30 |
- |
- |
25-20 |
ККХА КККА |
Стремясь защитить потребителя от неконтролируемого роста цен, в некоторых регионах местные власти самостоятельно вводят государственное регулирование цен на лекарственные препараты. В зависимости от цены производителя торговые надбавки ограничиваются ставками от 30% (на лекарства стоимостью до 100 рублей) до 5% (на дорогие, стоимостью свыше 800 рублей). При этом ограничения могут касаться всех лекарств, и импортных, и отечественных, как отнесенных к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, так и не входящих в этот перечень. Поэтому при дальнейшем проектировании необходимо учитывать риск вмешательства властей в сбытовую политику создаваемого Предприятия.
Вновь создаваемое Предприятие имеет возможность накрыть географический сегмент, включающий в себя Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Воронежскую, Свердловскую и Челябинскую области Центрального и Уральского федеральных округов. При этом в Южном федеральном округе (ЮФО) обнаружено только два действующих предприятия по производству медикаментов, которые ориентированы исключительно на местные рынки и не располагают мощностями по выпуску современных медпрепаратов в достаточном для выбранного географического сегмента ассортименте и количестве.
Дефицит лекарственных средств в выбранном географическом сегменте на 64% удовлетворяется за счет импорта, что создает благоприятные предпосылки для импортозамещения.
Анализ показывает, что 3,2% своих доходов население ЮФО тратит на закупку готовых лекарственных средств. С ростом реальных доходов населения можно ожидать увеличения этой цифры за счет реализации отложенного спроса.
Как показывает опыт, рублевые цены на лекарственные препараты имеют тенденцию корреляции с инфляцией, что позволяет строить прогноз деятельности Предприятия на достаточо глубокую перспективу.