Сегментация по видам продукции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Структуру потребности в лекарственных препаратах обусловливает, прежде всего, структура заболеваемости населения. Потребительский рынок региона в сфере лекарственных средств для лечения заболеваний системы кровообращения, болезней нервной системы, болезней костно-мышечной системы, онкологических заболеваний удовлетворяется, в основном, за счет импортных препаратов. Цены на зарубежные препараты в 3-5 раз превышают цены на их отечественные аналоги. Ниже приведены основные сегменты фармацевтического рынка региона.


Из диаграммы видно, что для организации производства целесообразно выбрать следующие группы:

Наименование группы

Наиболее перспективные для производства представители группы

Примечание

Жаропонижа-ющие и противовоспалительные (Анальгетики)

Индометацин

Не освоенны на предприятиях России - темпальгин (включающий анальгин), кетопрофен (кетанол, фастум), кетеролак (кетарол, кетанов), индометацин  (производство субстанции индометацина готово к выпуску на Ирбитском ХФЗ в 2001г.)

Темпальгин (включающий анальгин)

Кетопрофен (кетанол, фастум)

Кетеролак (кетарол, кетанов)

Транквилиза-торы (психо-тропные)

Диазепам

Из данной группы препаратов наиболее удобными дневными транквилизаторами является реланиум, диазепам. Кроме того, вызывают интерес ГАМК и ее производные, а также производные аспарагиновой и оксимаслянной кислоты. Технологически данные производные требуют такого же оборудования, что при синтезе анальгина, только должен изменятся порядок и тип аппаратов.

Реланиум

ГАМК и ее производные

Производные аспарагиновой и оксимаслянной кислоты

Антигипертен-зивные средства (гипертонические)

Энаприл (эднит) и его производные

Данная группа постоянно востребована в регионе, не смотря на значительную стоимость. Этот факт обусловлен структурой заболеваемости (болезни системы кровообращения  – 32%)

Арифон

Антибиотики 3 и 4 поколения

Ципролет и его аналоги

Из группы антибиотиков  наибольший интерес вызывают полусинтетические антибиотики 3 и 4 поколения. Для налаживания производства требуется тщательная патентная проработка, покупка лицензии или налаживания совместного производства с патентодержателем.

Цералексин

Поливитами-ны

Дуовит др № 40

Реализация проекта в данной части позволит заменить на рынке витаминов импортные препараты, которые в отличие от российских сбалансированы не только по витаминному, но и по микроэлементному составу.

Онкологи-ческие

Валтрекс

-

Вторудоцил

-

 

Сегментация по видам бизнеса

В продвижении товарной продукции от производителя к потребителю участвуют различные субъекты рынка, занятые в разных видах бизнеса. Соответствующие сегменты и основные субъекты рынка представлены в таблице.

 

Сегмент рынка

Субъект рынка

Сфера деятельности/вид бизнеса

Производство субстанций

Крупные фармацевтические предприятия

Производство и продажа субстанций

Производство ГЛС

Средние и мелкие фармацевтические предприятия

Производство и продажа ГЛС

Оптовая торговля

Производители и дилерские фирмы, территориальные фармацевтические управления

Поставка ГЛС непосредственно от производителей (российских и зарубежных) мелкоптовым фирмам.

Поставка готовых субстанций фармацевтическим предприятиям.

Мелкооптово-розничная торговля

Средние и малые оптово-розничные фирмы

Поставка ГЛС в лечебные учреждения, аптеки, в том числе государственные, муниципальные, частные,  больничные. Розничная продажа ГЛС.

Розничная торговля

Аптечные сети, государственные и частные аптеки и аптечные пункты, фарммаркеты, лечебно-профилактические учреждения

Розничная продажа ГЛС через аптеки и аптечные пункты  конечному потребителю.

Ниже дается описание одного из крупнейших дистрибьюторов лекарственных препаратов на Юге России - ОАО "Официна".

Открытое акционерное общество "Официна" расположено в г. Миллерово Ростовской области. Компания специализируется на предоставлении широкого спектра сервисных и информационных услуг в сфере дистрибьюции фармацевтической продукции аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям. В ходе своего развития компания претерпела несколько организационно-правовых преобразований:

1989 год - Миллеровское территориальное производственное предприятие ПО "Фармация";

1993 год - Миллеровское Государственное аптечное предприятие "Официна";

1995 год - Фармацевтическое акционерное общество открытого типа "Официна";

с 1998 год - Открытое акционерное общество "Официна".

Основным видом деятельности ОАО "Официна" было и остается закупка, хранение, оптовая и розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции населению, аптечным предприятиям и лечебно-профилактическим учреждениям.

В процессе развития компании происходила также диверсификация деятельности в различных перспективных направлениях. Так обеспечивалось устойчивое положение ОАО "Официна" в любых условиях рынка. Сегодня в структуре ОАО "Официна" находятся центральный оптовый фармацевтический склад, таможенный склад, филиалы и представительства в других городах и регионах (Ростове-на-Дону, Краснодаре, Пятигорске, Волгограде), девять аптек, при которых открыты пять аптечных пунктов и два аптечных киоска, магазин оптики, а также ремонтно-строительный участок, автозаправочная станция, объединение продовольственных и промышленных магазинов.

На оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения приходится 85 % товарооборота компании. Удельный вес бартерных и зачетных операций занимает менее 5% в товарообороте. В прайс-листе компании представлено более 2000 наименований лекарственных препаратов практически всех фармакологических групп, при этом прайс-лист включает в себя только реально присутствующие на складе товары. Предлагаемый ассортимент постоянно расширяется и обновляется.

Уже на протяжении многих лет ОАО "Официна" осуществляет прямое сотрудничество с более чем ста ведущими отечественными и с 60 зарубежными производителями лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Со всеми поставщиками налажены устойчивые связи. Большие объемы закупок способствуют получению значительных скидок, что в свою очередь позволяет компании устанавливать низкие цены и применять минимальные торговые наценки на предлагаемые товары. Для клиентов ОАО "Официна" это дает возможность иметь у себя конкурентные цены на закупаемые товары.

Организация продаж в ОАО "Официна" построена по региональному принципу, т.е. все существующие и потенциальные клиенты компании - аптеки - разбиты на географические регионы, с каждым из которых ведут работу конкретные менеджеры отдела продаж или филиала. За работу с отдельными сегментами рынка - ЛПУ и Зооветслужбами - также отвечают конкретные менеджеры по продажам.

Информационное взаимодействие со своими клиентами, а также непосредственное их обслуживание по осуществлению заказов ОАО "Официна" осуществляет как из центрального офиса в Миллерово, так и через филиалы и представительства компании. Наличие собственного автомобильного парка, который постоянно обновляется и расширяется, позволяет клиентам, размещающим заказ в ОАО "Официна", иметь бесплатную доставку товара точно в оговоренный срок. Отработаны регулярные графики поставки товаров в различные регионы.

Специалисты ОАО "Официна" проводят регулярный мониторинг потребностей клиентов. Таким образом, руководство компании четко представляет себе ожидания клиентов. Сегодня для аптек важна возможность одновременного заказа широкого ассортимента товара, точная и аккуратная доставка товара строго в срок, без ошибок и со всеми необходимыми сопроводительными документами. Но самое главное - конкурентоспособные цены. Чтобы максимально полно удовлетворять потребности клиентов, ОАО "Официна" закупает товары напрямую у производителей и, в основном, на условиях полной предоплаты, чтобы обеспечить более низкие цены.

Основной стратегической задачей ОАО "Официна" остается максимально полное удовлетворение спроса на рынке фармацевтических товаров и услуг Юга России.

Сегментация потребителей

В соответствии с основной идеей создания Предприятия очевидно, что покупателями продукции должны быть дилерские фирмы, территориальные фармацевтические управления и оптово-розничные организации, в том числе сети аптек и фарммаркетов, а также компании, производящие ГЛС (потребители субстанций, производимых Предприятием). Поскольку конечными потребителями фармпрепаратов будут являться, главным образом, жители выбранного географического сегмента, проведем сегментацию конечных потребителей.

Согласно общим принципам сегментирования рынка составление портрета потребителя осуществим по трем основным признакам: географическому, демографическому, психографическому (социальный слой, стиль жизни, личные качества, манера приобретения продукции).

Географическая сегментация - способ деления рынка по группам потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значение для использования продукции.

Демографическая сегментация - способ деления рынка на группы потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.

Психографическая сегментация - способ деления рынка по потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.

Основные группы потребителей.

 

Принцип сегментации

Группа

Примечание

По территориальному признаку

Проживает в городе/деревне

Необходим дополнительный анализ социальной и демографической ситуации

По возрастному признаку

Дети

от 0 до 4 лет

Дошкольники школьники мл. классов

от 5 до 9 лет

Учащиеся

от 10 до 19 лет.

Трудоспособный возраст

от 20 до 39 лет

от 40 до 49

от 50 до59.

Возраст старше трудоспособного

старше 60 лет

По среднемесячному уровню дохода

Высокий

свыше 200 $US/чел./мес.

Средний

от 80 до 200 $US/чел./мес

Относительно низкий

от 50 до 80 $US/чел./мес.

Низкий

менее 50 $US/чел/мес.

По психологическому типу

«Трус»

В принципе, здоровый человек, который хочет и дальше оставаться здоровым

«Балбес»

Легкомысленный больной

«Бывалый»

Люди, которые, почувствовав легкое недомогание, сразу же решают, что у них какая-то страшная болезнь

 

Приведенная выше сегментация конечных потребителей может быть использована при определении сбытовой политики Предприятия и формировании плана маркетинга.

Выводы

Сегментация по видам продукции с учетом имеющейся структуры спроса в выбранном географическом сегменте позволила определить для первоочередного запуска в производство фармако-терапевтические группы и конкретные виды лекарственных препаратов, которые обеспечивают более низкие барьеры входа на рынок для вновь создаваемого Предприятия (см. табл. в разделе "Сегментация по видам продукции").

Значительное количество существующих видов бизнеса в фармацевтической отрасли и передовые позиции Предприятия на пути продвижения готовой продукции от производителя к конечному потребителю, с одной стороны, позволяют Предприятию устанавливать наиболее выгодную для себя сбытовую политику, а с другой стороны, требуют формирования стабильной дилерской сети и установления долгосрочных партнерских отношений с наиболее крупными оптовыми и оптово-розничными предприятиями региона.

Проведенная сегментация потребителей показывает необходимость анализа социальной и демографической ситуации в выбранном географическом сегменте и ее мониторинга в ходе реализации проекта с целью своевременного планирования увеличения (снижения) объемов производства, снятия с производства или запуска новых препаратов для исключения затоваривания или образования дефицита по отдельным позициям выпускаемой продукции.

Основные конкуренты

Наряду с крупнейшими фармацевтическими предприятиями российского значения (АО "Акрихин", ФГПО "Мосхимфармпрепараты", ЗАО "Брынцалов", ОАО "ICN-Марбиофарм" и др.), которые поставляют свою продукцию во все регионы России, ближайшими конкурентами вновь создающегося Предприятия могут быть ОАО "Нижфарм" (г. Нижний Новгород), ОАО "Биосинтез" (г. Пенза), ОАО "Восток" (Кировская обл., Омутнинский р-н, п. Восточный), ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (г. Ирбит).

Компания "Нижфарм" (г. Нижний Новгород)

Основные показатели деятельности компании "Нижфарм" в 2001 году:

Объем продаж - 75547 тыс. упаковок ( 753,744 млн рублей, в иностранной валюте 25792 тыс. долларов).

Доля компании "Нижфарм" на российском рынке фармпрепаратов - 0,86%.

Ассортимент - более 90 наименований (доля брэндов - 38,9%).

Брэнды - лидеры продаж: Бетаникомилон, Витапрост, Левомеколь, Осарбон, Хондроксид, Цефекон, Эссливер Форте, Эспол, Эфкамон.

Стратегия компании "Нижфарм", одной из наиболее динамично развивающихся в фармацевтической отрасли, в ближайшие пять лет предусматривает рост активности компании на рынках СНГ и Балтии. Параллельно с этим будет проводиться работа по выводу продукции компании на рынки стран дальнего зарубежья. Предусмотрен целый комплекс мер, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели. В первую очередь планируется принципиальное изменение структуры продуктового портфеля. Приоритет будет отдан новым препаратам и брэндам. Их доля в общем объеме продаж к 2006 году будет доведена до 80%. Постепенно из ассортимента будут выведены практически все препараты, выпускаемые другими производителями, с тем чтобы основу продуктового портфеля компании составила современная и востребованная рынком продукция. Обновление ассортимента позволит компании оптимизировать цены на продукцию. Поскольку производство "Нижфарм" оснащено современным оборудованием и соответствует международным стандартам ISO 9001 и частично GMP, выпускать устаревшие препараты на нем нецелесообразно с экономической точки зрения.

В соответствии с новой стратегией основное внимание будет сконцентрировано на развитии направлений, где компания "Нижфарм" традиционно лидирует, а именно в производстве и продажах мазей и других мягких лекарственных форм. Надо отметить, что это не вызовет снижения активности компании и по другим направлениям деятельности. Напротив, запланировано существенное увеличение объемов продаж и расширение ассортимента таблеток и желатиновых капсул.

Разработка стратегической программы развития компании "Нижфарм" проводилась на основании данных целевого исследования развития фармацевтического рынка России, проведенного компанией "Сентрал Юроп Траст Компани Лтд.". Результаты этого исследования помогли оценить возможности и рыночный потенциал продуктового портфеля компании и каждого препарата в отдельности.

Новая программа развития всецело учитывает тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка в России и внутренние возможности компании "Нижфарм".

ОАО "Биосинтез"

Производственная деятельность на предприятии началась более 40 лет назад, в 1959 г. Основной продукцией предприятия тогда стали субстанции, получаемые микробиологическим методом - антибиотик биомицин и витамин B12. Впоследствии список производимой продукции пополнялся за счет субстанций антибиотиков олеандомицина, тетрациклина, нистатина, гелиомицина, фузидина, леворина, а так же других препаратов.

В дальнейшем завод начал производство готовых лекарственных средств: в 1961 г. освоен выпуск таблеток, в 1971 - инфузионных растворов и расфасованных инъекционных порошков. В 1986 г. начато производство инсулина, в 1989 - гепарина.

Полиграфическая база предприятия обеспечивает потребность во всех видах печатных и картонажных работ, выпуская этикетки, инструкции к лекарственным средствам и все виды упаковок.

В 1992 г. комбинат "Биосинтез" был преобразован в акционерное общество открытого типа. В настоящее время предприятие производит готовые лекарственные средства и субстанции. Номенклатура выпускаемой продукции составляет более 120 наименований лекарственных средств девяти фармакотерапевтических групп. 30% препаратов входит в перечень жизненно-важных лекарственных средств. Объем товарной продукции за первое полугодие 2001 г. составил 377 млн. рублей, выручка от реализации - 350 млн. рублей, а прибыль от реализации - 66 млн. рублей.На предприятии занято более четырех тысяч человек.

Производство готовых лекарственных средств

Развитие компании в 1992-1998 г.г. в значительной мере соответствовало пути, проделанному фармацевтической отраслью в целом. В первую очередь это касается наращивания производства готовых лекарственных средств при одновременном сокращении выпуска субстанций: доля последних в общем объеме товарной продукции снизилась с 29,8% в 1993 г. до 6,3% в 1998.

Среди готовых форм наибольшую долю в объеме выпуска занимают таблетки. Оборудование, которым располагает предприятие, включает таблетпресса "Kilian" и "Fette", установки для покрытия таблеток пленкой из водных растоворов и органических растворителей. Расфасовка, упаковка и укладка таблеток осуществляется автоматической линией "Zanazi". Общая мощность цеха по производству таблеток составляет более 100 млн. упаковок №15 в год.

Помимо препаратов в форме таблеток, на ОАО "Биосинтез" производятся инъекционные препараты в виде порошков и растворов. Комплекс по производству порошков включает в себя оборудование фирм "Zanazi", "Huber" и др. Мощности по выпуску инфузионных растворов включают все виды оборудования для приготовления растворов, мойки, стерилизации, розливу и упаковке бутылок с соблюдением стерильных условий производства, что делает возможным выпуск около 18 млн. бутылок кровезаменителей, консервантов крови, солевых и дезинтоксикационных растворов в год. В 1999 г. было освоено производство ампул. Три линии шприцевого наполнения ампул позволяют выпускать около 100 млн. ампул емкостью 2 мл, 5 мл и 10 мл ежегодно. Производство мягких лекарственных форм включает в себя участки производства мазей и суппозиториев. Хотя их мощность сравнительно невелика, но это позволяет значительно расширить номенклатуру готовых лекарственных средств.

Производство субстанций

Проблемы, с которыми столкнулся завод в начале 90-х годов - разрыв кооперативных связей, увеличение цен на энергоносители, остановка предприятий, поставлявших сырье и материалы, сделали необходимым существенное расширение производства готовых форм. При этом, однако, производство субстанций антибиотиков было сохранено в максимально возможной степени.

Производственные мощности позволяют производить около 700 условных тонн субстанций методом микробиологического синтеза. За первое полугодие 2001 г. объем выпуска субстанций антибиотиков составил 100 условных тонн, т.е. мощности загружены приблизительно на 28%, что является достаточно высоким показателем для российских производителей субстанций.

В настоящее время основной субстанцией является бензилпенициллина натриевая соль. ОАО "Биосинтез" является единственным в России производителем субстанций противогрибковых антибиотиков нистатина, леворина, гризеовулифина. Кроме того, выпускаются антибиотики фузидин натрия и фузидиевая кислота, обладающих способностью проникновения в костную и хрящевую ткани и подкожную клетчатку, что повышает их антибактериальную активность.

Помимо антибиотиков, номенклатура субстанций включает сердечно-сосудистое средство рибоксин. Предприятие располагает также комплексом по производству эндокринных препаратов, на котором выпускаются различные ферменты медицинского назначения: инсулин, гепарин, панкреатин, лидаза, тиреодин, а также иммуномодулирующее средство нуклеинат натрия.

Структуру потребности в лекарственных препаратах обусловливает, прежде всего, структура заболеваемости населения. Потребительский рынок региона в сфере лекарственных средств для лечения заболеваний системы кровообращения, болезней нервной системы, болезней костно-мышечной системы, онкологических заболеваний удовлетворяется, в основном, за счет импортных препаратов. Цены на зарубежные препараты в 3-5 раз превышают цены на их отечественные аналоги. Ниже приведены основные сегменты фармацевтического рынка региона.


Из диаграммы видно, что для организации производства целесообразно выбрать следующие группы:

Наименование группы

Наиболее перспективные для производства представители группы

Примечание

Жаропонижа-ющие и противовоспалительные (Анальгетики)

Индометацин

Не освоенны на предприятиях России - темпальгин (включающий анальгин), кетопрофен (кетанол, фастум), кетеролак (кетарол, кетанов), индометацин  (производство субстанции индометацина готово к выпуску на Ирбитском ХФЗ в 2001г.)

Темпальгин (включающий анальгин)

Кетопрофен (кетанол, фастум)

Кетеролак (кетарол, кетанов)

Транквилиза-торы (психо-тропные)

Диазепам

Из данной группы препаратов наиболее удобными дневными транквилизаторами является реланиум, диазепам. Кроме того, вызывают интерес ГАМК и ее производные, а также производные аспарагиновой и оксимаслянной кислоты. Технологически данные производные требуют такого же оборудования, что при синтезе анальгина, только должен изменятся порядок и тип аппаратов.

Реланиум

ГАМК и ее производные

Производные аспарагиновой и оксимаслянной кислоты

Антигипертен-зивные средства (гипертонические)

Энаприл (эднит) и его производные

Данная группа постоянно востребована в регионе, не смотря на значительную стоимость. Этот факт обусловлен структурой заболеваемости (болезни системы кровообращения  – 32%)

Арифон

Антибиотики 3 и 4 поколения

Ципролет и его аналоги

Из группы антибиотиков  наибольший интерес вызывают полусинтетические антибиотики 3 и 4 поколения. Для налаживания производства требуется тщательная патентная проработка, покупка лицензии или налаживания совместного производства с патентодержателем.

Цералексин

Поливитами-ны

Дуовит др № 40

Реализация проекта в данной части позволит заменить на рынке витаминов импортные препараты, которые в отличие от российских сбалансированы не только по витаминному, но и по микроэлементному составу.

Онкологи-ческие

Валтрекс

-

Вторудоцил

-

 

Сегментация по видам бизнеса

В продвижении товарной продукции от производителя к потребителю участвуют различные субъекты рынка, занятые в разных видах бизнеса. Соответствующие сегменты и основные субъекты рынка представлены в таблице.

 

Сегмент рынка

Субъект рынка

Сфера деятельности/вид бизнеса

Производство субстанций

Крупные фармацевтические предприятия

Производство и продажа субстанций

Производство ГЛС

Средние и мелкие фармацевтические предприятия

Производство и продажа ГЛС

Оптовая торговля

Производители и дилерские фирмы, территориальные фармацевтические управления

Поставка ГЛС непосредственно от производителей (российских и зарубежных) мелкоптовым фирмам.

Поставка готовых субстанций фармацевтическим предприятиям.

Мелкооптово-розничная торговля

Средние и малые оптово-розничные фирмы

Поставка ГЛС в лечебные учреждения, аптеки, в том числе государственные, муниципальные, частные,  больничные. Розничная продажа ГЛС.

Розничная торговля

Аптечные сети, государственные и частные аптеки и аптечные пункты, фарммаркеты, лечебно-профилактические учреждения

Розничная продажа ГЛС через аптеки и аптечные пункты  конечному потребителю.

Ниже дается описание одного из крупнейших дистрибьюторов лекарственных препаратов на Юге России - ОАО "Официна".

Открытое акционерное общество "Официна" расположено в г. Миллерово Ростовской области. Компания специализируется на предоставлении широкого спектра сервисных и информационных услуг в сфере дистрибьюции фармацевтической продукции аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям. В ходе своего развития компания претерпела несколько организационно-правовых преобразований:

1989 год - Миллеровское территориальное производственное предприятие ПО "Фармация";

1993 год - Миллеровское Государственное аптечное предприятие "Официна";

1995 год - Фармацевтическое акционерное общество открытого типа "Официна";

с 1998 год - Открытое акционерное общество "Официна".

Основным видом деятельности ОАО "Официна" было и остается закупка, хранение, оптовая и розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции населению, аптечным предприятиям и лечебно-профилактическим учреждениям.

В процессе развития компании происходила также диверсификация деятельности в различных перспективных направлениях. Так обеспечивалось устойчивое положение ОАО "Официна" в любых условиях рынка. Сегодня в структуре ОАО "Официна" находятся центральный оптовый фармацевтический склад, таможенный склад, филиалы и представительства в других городах и регионах (Ростове-на-Дону, Краснодаре, Пятигорске, Волгограде), девять аптек, при которых открыты пять аптечных пунктов и два аптечных киоска, магазин оптики, а также ремонтно-строительный участок, автозаправочная станция, объединение продовольственных и промышленных магазинов.

На оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения приходится 85 % товарооборота компании. Удельный вес бартерных и зачетных операций занимает менее 5% в товарообороте. В прайс-листе компании представлено более 2000 наименований лекарственных препаратов практически всех фармакологических групп, при этом прайс-лист включает в себя только реально присутствующие на складе товары. Предлагаемый ассортимент постоянно расширяется и обновляется.

Уже на протяжении многих лет ОАО "Официна" осуществляет прямое сотрудничество с более чем ста ведущими отечественными и с 60 зарубежными производителями лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Со всеми поставщиками налажены устойчивые связи. Большие объемы закупок способствуют получению значительных скидок, что в свою очередь позволяет компании устанавливать низкие цены и применять минимальные торговые наценки на предлагаемые товары. Для клиентов ОАО "Официна" это дает возможность иметь у себя конкурентные цены на закупаемые товары.

Организация продаж в ОАО "Официна" построена по региональному принципу, т.е. все существующие и потенциальные клиенты компании - аптеки - разбиты на географические регионы, с каждым из которых ведут работу конкретные менеджеры отдела продаж или филиала. За работу с отдельными сегментами рынка - ЛПУ и Зооветслужбами - также отвечают конкретные менеджеры по продажам.

Информационное взаимодействие со своими клиентами, а также непосредственное их обслуживание по осуществлению заказов ОАО "Официна" осуществляет как из центрального офиса в Миллерово, так и через филиалы и представительства компании. Наличие собственного автомобильного парка, который постоянно обновляется и расширяется, позволяет клиентам, размещающим заказ в ОАО "Официна", иметь бесплатную доставку товара точно в оговоренный срок. Отработаны регулярные графики поставки товаров в различные регионы.

Специалисты ОАО "Официна" проводят регулярный мониторинг потребностей клиентов. Таким образом, руководство компании четко представляет себе ожидания клиентов. Сегодня для аптек важна возможность одновременного заказа широкого ассортимента товара, точная и аккуратная доставка товара строго в срок, без ошибок и со всеми необходимыми сопроводительными документами. Но самое главное - конкурентоспособные цены. Чтобы максимально полно удовлетворять потребности клиентов, ОАО "Официна" закупает товары напрямую у производителей и, в основном, на условиях полной предоплаты, чтобы обеспечить более низкие цены.

Основной стратегической задачей ОАО "Официна" остается максимально полное удовлетворение спроса на рынке фармацевтических товаров и услуг Юга России.

Сегментация потребителей

В соответствии с основной идеей создания Предприятия очевидно, что покупателями продукции должны быть дилерские фирмы, территориальные фармацевтические управления и оптово-розничные организации, в том числе сети аптек и фарммаркетов, а также компании, производящие ГЛС (потребители субстанций, производимых Предприятием). Поскольку конечными потребителями фармпрепаратов будут являться, главным образом, жители выбранного географического сегмента, проведем сегментацию конечных потребителей.

Согласно общим принципам сегментирования рынка составление портрета потребителя осуществим по трем основным признакам: географическому, демографическому, психографическому (социальный слой, стиль жизни, личные качества, манера приобретения продукции).

Географическая сегментация - способ деления рынка по группам потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значение для использования продукции.

Демографическая сегментация - способ деления рынка на группы потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.

Психографическая сегментация - способ деления рынка по потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.

Основные группы потребителей.

 

Принцип сегментации

Группа

Примечание

По территориальному признаку

Проживает в городе/деревне

Необходим дополнительный анализ социальной и демографической ситуации

По возрастному признаку

Дети

от 0 до 4 лет

Дошкольники школьники мл. классов

от 5 до 9 лет

Учащиеся

от 10 до 19 лет.

Трудоспособный возраст

от 20 до 39 лет

от 40 до 49

от 50 до59.

Возраст старше трудоспособного

старше 60 лет

По среднемесячному уровню дохода

Высокий

свыше 200 $US/чел./мес.

Средний

от 80 до 200 $US/чел./мес

Относительно низкий

от 50 до 80 $US/чел./мес.

Низкий

менее 50 $US/чел/мес.

По психологическому типу

«Трус»

В принципе, здоровый человек, который хочет и дальше оставаться здоровым

«Балбес»

Легкомысленный больной

«Бывалый»

Люди, которые, почувствовав легкое недомогание, сразу же решают, что у них какая-то страшная болезнь

 

Приведенная выше сегментация конечных потребителей может быть использована при определении сбытовой политики Предприятия и формировании плана маркетинга.

Выводы

Сегментация по видам продукции с учетом имеющейся структуры спроса в выбранном географическом сегменте позволила определить для первоочередного запуска в производство фармако-терапевтические группы и конкретные виды лекарственных препаратов, которые обеспечивают более низкие барьеры входа на рынок для вновь создаваемого Предприятия (см. табл. в разделе "Сегментация по видам продукции").

Значительное количество существующих видов бизнеса в фармацевтической отрасли и передовые позиции Предприятия на пути продвижения готовой продукции от производителя к конечному потребителю, с одной стороны, позволяют Предприятию устанавливать наиболее выгодную для себя сбытовую политику, а с другой стороны, требуют формирования стабильной дилерской сети и установления долгосрочных партнерских отношений с наиболее крупными оптовыми и оптово-розничными предприятиями региона.

Проведенная сегментация потребителей показывает необходимость анализа социальной и демографической ситуации в выбранном географическом сегменте и ее мониторинга в ходе реализации проекта с целью своевременного планирования увеличения (снижения) объемов производства, снятия с производства или запуска новых препаратов для исключения затоваривания или образования дефицита по отдельным позициям выпускаемой продукции.

Основные конкуренты

Наряду с крупнейшими фармацевтическими предприятиями российского значения (АО "Акрихин", ФГПО "Мосхимфармпрепараты", ЗАО "Брынцалов", ОАО "ICN-Марбиофарм" и др.), которые поставляют свою продукцию во все регионы России, ближайшими конкурентами вновь создающегося Предприятия могут быть ОАО "Нижфарм" (г. Нижний Новгород), ОАО "Биосинтез" (г. Пенза), ОАО "Восток" (Кировская обл., Омутнинский р-н, п. Восточный), ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (г. Ирбит).

Компания "Нижфарм" (г. Нижний Новгород)

Основные показатели деятельности компании "Нижфарм" в 2001 году:

Объем продаж - 75547 тыс. упаковок ( 753,744 млн рублей, в иностранной валюте 25792 тыс. долларов).

Доля компании "Нижфарм" на российском рынке фармпрепаратов - 0,86%.

Ассортимент - более 90 наименований (доля брэндов - 38,9%).

Брэнды - лидеры продаж: Бетаникомилон, Витапрост, Левомеколь, Осарбон, Хондроксид, Цефекон, Эссливер Форте, Эспол, Эфкамон.

Стратегия компании "Нижфарм", одной из наиболее динамично развивающихся в фармацевтической отрасли, в ближайшие пять лет предусматривает рост активности компании на рынках СНГ и Балтии. Параллельно с этим будет проводиться работа по выводу продукции компании на рынки стран дальнего зарубежья. Предусмотрен целый комплекс мер, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели. В первую очередь планируется принципиальное изменение структуры продуктового портфеля. Приоритет будет отдан новым препаратам и брэндам. Их доля в общем объеме продаж к 2006 году будет доведена до 80%. Постепенно из ассортимента будут выведены практически все препараты, выпускаемые другими производителями, с тем чтобы основу продуктового портфеля компании составила современная и востребованная рынком продукция. Обновление ассортимента позволит компании оптимизировать цены на продукцию. Поскольку производство "Нижфарм" оснащено современным оборудованием и соответствует международным стандартам ISO 9001 и частично GMP, выпускать устаревшие препараты на нем нецелесообразно с экономической точки зрения.

В соответствии с новой стратегией основное внимание будет сконцентрировано на развитии направлений, где компания "Нижфарм" традиционно лидирует, а именно в производстве и продажах мазей и других мягких лекарственных форм. Надо отметить, что это не вызовет снижения активности компании и по другим направлениям деятельности. Напротив, запланировано существенное увеличение объемов продаж и расширение ассортимента таблеток и желатиновых капсул.

Разработка стратегической программы развития компании "Нижфарм" проводилась на основании данных целевого исследования развития фармацевтического рынка России, проведенного компанией "Сентрал Юроп Траст Компани Лтд.". Результаты этого исследования помогли оценить возможности и рыночный потенциал продуктового портфеля компании и каждого препарата в отдельности.

Новая программа развития всецело учитывает тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка в России и внутренние возможности компании "Нижфарм".

ОАО "Биосинтез"

Производственная деятельность на предприятии началась более 40 лет назад, в 1959 г. Основной продукцией предприятия тогда стали субстанции, получаемые микробиологическим методом - антибиотик биомицин и витамин B12. Впоследствии список производимой продукции пополнялся за счет субстанций антибиотиков олеандомицина, тетрациклина, нистатина, гелиомицина, фузидина, леворина, а так же других препаратов.

В дальнейшем завод начал производство готовых лекарственных средств: в 1961 г. освоен выпуск таблеток, в 1971 - инфузионных растворов и расфасованных инъекционных порошков. В 1986 г. начато производство инсулина, в 1989 - гепарина.

Полиграфическая база предприятия обеспечивает потребность во всех видах печатных и картонажных работ, выпуская этикетки, инструкции к лекарственным средствам и все виды упаковок.

В 1992 г. комбинат "Биосинтез" был преобразован в акционерное общество открытого типа. В настоящее время предприятие производит готовые лекарственные средства и субстанции. Номенклатура выпускаемой продукции составляет более 120 наименований лекарственных средств девяти фармакотерапевтических групп. 30% препаратов входит в перечень жизненно-важных лекарственных средств. Объем товарной продукции за первое полугодие 2001 г. составил 377 млн. рублей, выручка от реализации - 350 млн. рублей, а прибыль от реализации - 66 млн. рублей.На предприятии занято более четырех тысяч человек.

Производство готовых лекарственных средств

Развитие компании в 1992-1998 г.г. в значительной мере соответствовало пути, проделанному фармацевтической отраслью в целом. В первую очередь это касается наращивания производства готовых лекарственных средств при одновременном сокращении выпуска субстанций: доля последних в общем объеме товарной продукции снизилась с 29,8% в 1993 г. до 6,3% в 1998.

Среди готовых форм наибольшую долю в объеме выпуска занимают таблетки. Оборудование, которым располагает предприятие, включает таблетпресса "Kilian" и "Fette", установки для покрытия таблеток пленкой из водных растоворов и органических растворителей. Расфасовка, упаковка и укладка таблеток осуществляется автоматической линией "Zanazi". Общая мощность цеха по производству таблеток составляет более 100 млн. упаковок №15 в год.

Помимо препаратов в форме таблеток, на ОАО "Биосинтез" производятся инъекционные препараты в виде порошков и растворов. Комплекс по производству порошков включает в себя оборудование фирм "Zanazi", "Huber" и др. Мощности по выпуску инфузионных растворов включают все виды оборудования для приготовления растворов, мойки, стерилизации, розливу и упаковке бутылок с соблюдением стерильных условий производства, что делает возможным выпуск около 18 млн. бутылок кровезаменителей, консервантов крови, солевых и дезинтоксикационных растворов в год. В 1999 г. было освоено производство ампул. Три линии шприцевого наполнения ампул позволяют выпускать около 100 млн. ампул емкостью 2 мл, 5 мл и 10 мл ежегодно. Производство мягких лекарственных форм включает в себя участки производства мазей и суппозиториев. Хотя их мощность сравнительно невелика, но это позволяет значительно расширить номенклатуру готовых лекарственных средств.

Производство субстанций

Проблемы, с которыми столкнулся завод в начале 90-х годов - разрыв кооперативных связей, увеличение цен на энергоносители, остановка предприятий, поставлявших сырье и материалы, сделали необходимым существенное расширение производства готовых форм. При этом, однако, производство субстанций антибиотиков было сохранено в максимально возможной степени.

Производственные мощности позволяют производить около 700 условных тонн субстанций методом микробиологического синтеза. За первое полугодие 2001 г. объем выпуска субстанций антибиотиков составил 100 условных тонн, т.е. мощности загружены приблизительно на 28%, что является достаточно высоким показателем для российских производителей субстанций.

В настоящее время основной субстанцией является бензилпенициллина натриевая соль. ОАО "Биосинтез" является единственным в России производителем субстанций противогрибковых антибиотиков нистатина, леворина, гризеовулифина. Кроме того, выпускаются антибиотики фузидин натрия и фузидиевая кислота, обладающих способностью проникновения в костную и хрящевую ткани и подкожную клетчатку, что повышает их антибактериальную активность.

Помимо антибиотиков, номенклатура субстанций включает сердечно-сосудистое средство рибоксин. Предприятие располагает также комплексом по производству эндокринных препаратов, на котором выпускаются различные ферменты медицинского назначения: инсулин, гепарин, панкреатин, лидаза, тиреодин, а также иммуномодулирующее средство нуклеинат натрия.