3. Регулирование рынка ценных бумаг

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Во всём мире рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных, особенно в области законодательного обеспечения.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определённых правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, в ФРГ аналогичные функции выполняет Ведомство надзора за биржами, во Франции – Комиссия по биржевым операциям. В России в 1993 году было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам – коллегиальном органе при Президенте РФ, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением её прежних функций (ФКЦБ).

ФКЦБ является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчётно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФКЦБ или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путём аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций – участников рынка ценных бумаг – должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т. д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.

Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговых ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.

Доходы участников рынка ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин: фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг – как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признаётся добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.

Особенность нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.   

 

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Во всём мире рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных, особенно в области законодательного обеспечения.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определённых правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, в ФРГ аналогичные функции выполняет Ведомство надзора за биржами, во Франции – Комиссия по биржевым операциям. В России в 1993 году было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам – коллегиальном органе при Президенте РФ, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением её прежних функций (ФКЦБ).

ФКЦБ является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчётно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФКЦБ или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путём аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций – участников рынка ценных бумаг – должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т. д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.

Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговых ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.

Доходы участников рынка ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин: фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг – как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признаётся добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.

Особенность нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.