Лицей - А.С.Пушкин

Содержание

Часть 1. Биография Пушкина
Детство. Москва
Лицей

Часть 2. Творчество Пушкина
Михайловское
После ссылки
Болдинская осень
Петербург

Заключение

Список литературы


Захарово было продано в начале 1811 года. Кончилась деревенская жизнь. Приближался отъезд в Петербург: мальчика отвозили учиться. В январе того же года было обнародовано правительственное постановление о новом учебном заведении – Царскосельском лицее.
В России создавать лицей, как высшее учебное заведение предложил поначалу М. М. Сперанский, гос. Деятель начала ХIХ в. Царь подписал постановление об учреждении Лицея 12 августа 1810 года.
Поначалу Лицей был задуман императором Александром I для того, чтобы воспитывать своих младших братьев – Николая и Михаила – совместно с детьми знатных фамилий. Позднее эта мысль о воспитании двух юных великих князей была оставлена, но само это учебное заведение было приравнено по своим правам к российским университетам и в то же время находилась в непосредственном ведении министра народного просвещения и под личном покровительстве царя.
Девизом лицея было – “Для пользы общей”. Программа была в основном гуманитарная, преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, “изящные искусства”. Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам и т.д.
В Петербург мальчика привёз дядя – Василий Львович Пушкин, приехавший туда и по своим литературным делам. Пользуясь связями, он добивается того, что племянника допускают к экзаменам, которые тот выдерживает – не блистательно, но довольно хорошо. Экзамены были в августе. Пушкин познакомился со своими сверстниками, будущими своими товарищами, с которыми виделся и до начала занятий, среди них был “первый и бесценный” друг – Иван Иванович Пущин.
Лицей был расположен в одном из флигелей царкосельского дворца. На третьем этаже этого флигеля, где были классы, через арку Лицей соединялся непосредственно с дворцовой церковью, куда воспитанники ходили на церковные службы. На четвёртом этаже были спальные комнаты лицеистов. Всего этих комнат было пятьдесят; убранство их было скромное. У Пушкина была комната №14; по одну её сторону была глухая стена, а по другую – комната его друга Пущина, №13.
Шесть лет пробыл Пушкин в этом учебном заведении. Здесь кончились его мальчишеские годы, и началась бурная творческая жизнь.
В Лицее не делали различия между воспитанниками, у которых семьи были в Петербурге, и теми, у кого в столице совсем не было близких: одинаково никого в Петербург не пускали, с родными разрешались свидания только в стенах лицея, да и то не частые.
Здесь Пушкин приобрёл друзей на всю жизнь. В первую очередь – Пущин и Кюхельбекер, будущие декабристы, и поэт Дельвиг.
Пущин скоро становится членом тайного политического общества. Он не раз хотел привлечь в эту организацию и Пушкина, но он боялся за него.
Другим, близким приятелем Пушкина по Лицею был Дельвиг. Он первый из лицеистов начал печатать стихи. Любовь к нему Пушкин сохранил на всю свою жизнь, а раннюю смерть воспринял как тяжкую утрату.
Дружбе Пушкин отводил очень большое место в жизни. И всё вряд ли следует его назвать “мастером” дружбы: в этом понятии есть что-то от “искусства дружить”, а между тем чувство дружбы у Пушкина всегда было беззаветно искренним и ограничным.
Наряду с этим товарищеским, дружеским другом, большое влияние на внутреннее развитие мальчиков имели, конечно, и их преподаватели. Среди них первое место занимал молодой профессор А. П. Куницын. Это был талантливый учёный и хороший оратор. Лекции его имели большой успех. Очень любила молодёжь также профессора Галича, который держал себя с воспитанниками, как с молодыми товарищами.
В науках, далёких от истории, литературы, философии, Пушкин был слабоват. Особенно это сказывалось на уроках математики. “Очень ленив, в классе невнимателен, нескромен, способностей неплохих, имеет остроту, но, к сожаленью, только для пустословия, успевает весьма посредственно”,- таков был отзыв о Пушкине учителем физике.
Не понятный родителям, исключительно даровитый и своеобразный мальчик, а потом и юноша также не был понят и лицейскими профессорами.
В 1815 году лицеисты сдавали экзамен. На этот экзамен съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, замёрзший по дороге, вельможа и поэт – Г. Р. Державин. Усталый, в мундире и тёплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушая мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг вошёл Пушкин. Державин встрепенулся. Он услышал Пушкин, его “Воспоминания о Царском Селе”, стоя в двух шагах то Державина. Это были не просто стихи. Это была поэзия. Державин был в восхищении. Он хотел обнять Пушкин, но тот убежал. Его искали, но не нашли.
За парадным обедом после этого экзаменационного торжества министр Разумовский сказал отцу поэта: “Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе”. И опять Державин отвечал за отца: “Оставьте его поэтом!”
И скоро лицеисты договорились справлять лицейскую годовщину 19 октября.
Но между тем время шло, и приближался конец лицейской жизни. На старших курсах лицеисты пользовались уже большой свободой. У одного из царкосельских жителей был домашний театр, куда допускались и лицеисты; новый директор Лицея, Е. А. Энгельгардт, стал разрешать отпускать из Лицея, а, кроме того, раз в неделю устраивал вечеринки у себя.
Наиболее значительной фигурой среди новых друзей Пушкина был действительно замечательный человек – Пётр Яковлевич Чаадаев, глубоко образованный оригинальный мыслитель.
Как раз в 1816 году было положено начало тайному политическому обществу “Союз спасения”, целью которого являлось ограничение или даже свержение самодержавия, уничтожение крепостного права, освобождение крестьян. Пущин был принят в это общество.
Чаадаев в этом тайном обществе также не состоял, но был связан с вождями будущих декабристов – Никитой Муравьёвым и Пестелем. В частности, Пушкину, как выразился один его современник, но дал более, чем весь Лицей.