Антон Чехов - Дом с мезонином
о произведенииIII
- В Малоземове гостит князь, тебе кланяется, - говорила Лида
матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. - Рассказывал
много интересного... Обещал опять поднять в губернском собрании
вопрос о медицинском пункте в Малоземове, но говорит: мало
надежды. - И, обратясь ко мне, она сказала: - Извините, я все
забываю, что для вас это не может быть интересно.
Я почувствовал раздражение.
- Почему же неинтересно? - спросил я и пожал плечами. - Вам
неугодно знать мое мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо
интересует.
- Да?
- Да. По моему мнению, медицинский пункт в Малоземове вовсе не
нужен.
Мое раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня,
прищурив глаза, и спросила:
- Что же нужно? Пейзажи?
- И пейзажи не нужны. Ничего там не нужно.
Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только
что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно,
сдерживая себя:
- На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости
был медицинский пункт, то она осталась бы жива. И господа
пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения
на этот счет.
- Я имею на этот счет очень определенное убеждение, уверяю вас,
- ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая
слушать. - По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки,
аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению.
Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь
прибавляете новые звенья - вот вам мое убеждение.
Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я
продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
- Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны,
Мавры, Пелагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от
непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных
детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся,
рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети,
подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и
миллиарды людей живут хуже животных - только ради куска хлеба,
испытывая постоянный страх. Весь ужас их положения в том, что им
некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и
подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно
снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности,
именно к тому самому, что отличает человека от животного и
составляет единственное, ради чего стоит жить. Вы приходите к
ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их
от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их
жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей,
не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить
земству и, значит, сильнее гнуть спину.
- Я спорить с вами не стану, - сказала Лида, опуская газету. - Я
уже это слышала. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа
руки. Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во
многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы - правы.
Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить
ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. Вам не нравится, но
ведь на всех не угодишь.
- Правда, Лида, правда, - сказала мать.
В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно
поглядывала на нее, боясь сказать что-нибудь лишнее или
неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда
соглашалась: правда, Лида, правда.
- Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и
прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни
невежества, ни смертности, так же, как свет из ваших окон не
может осветить этого громадного сада, - сказал я. - Вы не даете
ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаете лишь
новые потребности, новый повод к труду.
- Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! - сказала
Лида с досадой, и по ее тону было заметно, что мои рассуждения
она считает ничтожными и презирает их.
- Нужно освободить людей от тяжкого физического труда, - сказал
я. - Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не
всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы
также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить
свои духовные способности. Призвание всякого человека в духовной
деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни.
Сделайте же для них ненужным грубый животный труд, дайте им
почувствовать себя на свободе, и тогда увидите, какая в сущности
насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истинное
призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки,
искусства, а не эти пустяки.
- Освободить от труда! - усмехнулась Лида. - Разве это возможно?
- Да. Возьмите на себя долю их труда. Если бы все мы, городские
и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить
между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на
удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас,
быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день.
Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три
часа в день, а остальное время у нас свободно. Представьте еще,
что мы, чтобы еще менее зависеть от своего тела и менее
трудиться, изобретаем машины, заменяющие труд, мы стараемся
сократить число наших потребностей до минимума. Мы закаляем
себя, наших детей, чтобы они не боялись голода, холода и мы не
дрожали бы постоянно за их здоровье, как дрожат Анна, Мавра и
Пелагея. Представьте, что мы не лечимся, не держим аптек,
табачных фабрик, винокуренных заводов, - сколько свободного
времени у нас остается в конце концов! Все мы сообща отдаем этот
досуг наукам и искусствам. Как иногда мужики миром починяют
дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла
жизни, и - я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро,
человек избавился бы от этого постоянного мучительного,
угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти.
- Вы, однако, себе противоречите, - сказала Лида. - Вы говорите
- наука, наука, а сами отрицаете грамотность.
- Грамотность, когда человек имеет возможность читать только
вывески на кабаках да изредка книжки, которых не понимает, -
такая грамотность держится у нас со времен Рюрика, гоголевский
Петрушка давно уже читает, между тем деревня, какая была при
Рюрике, такая и осталась до сих пор. Не грамотность нужна, а
свобода для широкого проявления духовных способностей. Нужны не
школы, а университеты.
- Вы и медицину отрицаете.
- Да. Она была бы нужна только для изучения болезней как явлений
природы, а не для лечения их. Если уж лечить, то не болезни, а
причины их. Устраните главную причину - физический труд - и
тогда не будет болезней. Не признаю я науки, которая лечит, -
продолжал я возбужденно. - Науки и искусства, когда они
настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к
вечному и общему, - они ищут правды и смысла жизни, ищут бога,
душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам
и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь. У
нас много медиков, фармацевтов, юристов, стало много грамотных,
но совсем нет биологов, математиков, философов, поэтов. Весь ум,
вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных,
преходящих нужд... У ученых, писателей и художников кипит
работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем,
потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и
человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным
животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем
большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую
жизнеспособность. При таких условиях жизнь художника не имеет
смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его
роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы
хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий
порядок. И я не хочу работать, и не буду... Ничего не нужно,
пусть земля провалится в тартарары!
- Мисюська, выйди, - сказала Лида сестре, очевидно находя мои
слова вредными для такой молодой девушки.
Женя грустно посмотрела на сестру и на мать и вышла.
- Подобные милые вещи говорят обыкновенно, когда хотят оправдать
свое равнодушие, - сказала Лида. - Отрицать больницы и школы
легче, чем лечить и учить.
- Правда, Лида, правда, - согласилась мать.
- Вы угрожаете, что не станете работать, - продолжала Лида. -
Очевидно, вы высоко цените ваши работы. Перестанем же спорить,
мы никогда не споемся, так как самую несовершенную из всех
библиотечек и аптечек, о которых вы только что отзывались так
презрительно, я ставлю выше всех пейзажей в свете. - И тотчас
же, обратясь к матери, она заговорила совсем другим тоном: -
Князь очень похудел и сильно изменился с тех пор, как был у нас.
Его посылают в Виши.
Она рассказывала матери про князя, чтобы не говорить со мной.
Лицо у нее горело, и, чтобы скрыть свое волнение, она низко,
точно близорукая, нагнулась к столу и делала вид, что читает
газету. Мое присутствие было неприятно. Я простился и пошел
домой.