„Я помню чудное мгновенье..."
Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме любви. В программу VIII класса включено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь зарождается в душах учащихся, нужно дать им возможность «пережить» чувство, выраженное в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» с необычной силой и глубиной.
Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки.
Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней, сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о Пушкине.
Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя.
Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа стихотворения.
Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство в целом.
Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство:
... явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина — в этом проявилось поэтическое мастерство великого поэта.
Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с ясностью, легкой человечески просто сказываемой»4.
Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн, кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит, центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства, огромной радости:
И сердце бьется в упоенье,
II для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Глинки—чистой, пленительной, простой, задумчиво-радостной.
Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На холмах Грузии...», «Я вас любил…» . Эти стихотворения учитель читает в классе.
Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви».5 Лучше, не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно, ритмично. (Это, конечно, труднее всего.)
В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «… Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».6