Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.
Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.
Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.
В свое время В. Г. Белинский в силу присущей ему способности исто-рического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушки-не: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не ос-танавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продол-жающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит сле-дующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего".
В 1859 году Аполлон Александрович Григорьев писал о Пушкине: "Пушкин - наше все: Пуш-кин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашем душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личнос-ти,... полный и целый, но еще не красками, а только контурами набро-санный образ нашей народной сущности... Сфера душевных сочувствий Пуш-кина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически - нашего".
Вокруг имени Пушкина создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств "национальной души". Хотя есть и ни менее великие писатели. Пушкина - в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной Рос-сии - усиленно изучают, издают, на нем "воспитывают" подрастающие по-коления.
Чтобы показать, какое содержание нередко вкладывали в понятие "на-циональный поэт", приведем один пример. В торжественной речи, произне-сенной в 1891 году на празднике памяти Пушкина в одной из гимназий, учащимся сообщались следующие истины: "Идеал пушкинского политического устройства такой: свободная преданность долгу внизу, но милосердное могущество наверху... Пушкин был убежден, что православие есть основа нашего национального характера, нашей народности, что монахам мы обя-заны нашей историей, следовательно, и просвещением"
Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Мелькиор де Вогюэ в своей книге о русском романе.
В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: "Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы.
"...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю".
"...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не из-менилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зерка-лом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, приня-той около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, вос-певающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для анг-личанина, француза или итальянца".
"...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось".