«Пушкинская школа»

Содержание

Введение
Биография А.С. Пушкина.
Поэзия А.С. Пушкина
«Пушкинская школа»
Заключение

Список литературы

Существовала ли "пушкинская школа"? По этому поводу высказываются порой полярные суждения. На одном полюсе мнение, наиболее четко сформулированное в свое время одним из видных советских поэтов Арсением Тарковским: "... у Пушкина были подражатели, но продолжателей, учеников не бы­ло. Литературную школу создают таланты. Пушкин "вобрал" в себя Жуковского и Батюшкова, ушел и запер за собой ворота на крепкий замок". В разных вариантах такое мнение бытовало в XIX веке, встречается оно и поныне. Противоположным является утверждение, что Пушкин своим творчеством открыл шлюзы для нового направления. По его пути развивалась русская романтическая, а затем и реалистическая лирика. Воздействие Пушкина на поэтов разных поколении было огромным. А. Дельвиг в письме к автору "Руслана и Людмилы" в 1824 году замечал: "Никто из пи­сателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими, как ты". Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников – был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: "Твои связи, народность твоей славы, твоя голова... все дает тебе лестную возможность действовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. С высоты твоего поло­жения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбивать головы похищен­ным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые за тебя же будут держаться».
Близость идейных устремлений - одно из условий общности поэтов, принад­лежащих к определенному направлению, но все-таки этим только не решается во­прос о принадлежности к "пушкинской школе".
Если ограничиваться только моментами идеологическими и исключить во­просы метода, то понятием "школа" могут быть объединены все поэты, которые за­нимали прогрессивные позиции в общественном движении, примыкали к борьбе с реакцией в жизни и литературе и разрабатывали гражданские темы. Тогда понятие "пушкинская школа" окажется вполне подходящим для того, чтобы включить в него, например, всех поэтов-декабристов. Но, например, в поэтиче­ской системе Рылеева содержались принципы совершенно неприемлемые для Пушкина. А эволюция Пушкина от романтизма к реализму встретила не только непонимание, но и отрицательное от­ношение со стороны Рылеева, Бестужева. Не менее характерны принципиальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбекера.
Для определения точных критериев принадлежности к пушкинскому направлению, нужно исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развития тем или иным поэтом конкретных сторон новаторской поэтической систе­мы, открытой Пушкиным. Подражательность вызывала у Пушкина отрицательную реакцию, независимо от того, кому именно подражатель следовал. "Вялые подражатели", "несносные подражатели" - характерные эпитеты, которые встречаются у Пушкина. Не делались исключения даже для начинающих поэтов. Об одном из них, Ф. Слепушкине, выкупленном из крепостного состояния, Пушкин писал Дельвигу: "... у него истинный, свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своей дорогою".
Писатели, которых принято считать спутниками Пуш­кина, в зависимости от собственных устремлений испытывали воздействие пушкин­ской художественной системы - разных этапов ее развития. Даже безусловно талант­ливый поэт не мог бы воплотить в своих произведениях целостную пушкинскую систему, и не только потому, что подобное воплощение означало бы подражание или копирование. Для своего времени творчество Пушкина с его беспримерной широтой и совершенством представляло собой неповторимый феномен. Как бы ни были ве­лики творческие достижения поэтов его круга, можно говорить о развитии, хотя бы и новаторском, лишь тех или иных сторон пушкинской системы. Наряду с созна­тельным и бессознательным усвоением принципиальных элементов Пушкинской по­эзии, творчество других поэтов могло воплощать сходные элементы и независимо от влияния Пушкина, а в силу объективной логики художественного метода, порож­денного условиями социальной жизни и литературного развития эпохи.
С главным критерием - органическим единством "мысли" и образности - свя­зано и другое определение Пушкиным величайшего достоинства поэзии: "гармони­ческая точность". "Точность" - верность действительности и опять-таки верное вы­ражение значительной мысли. К критериям силы дарования относится также сме­лость изобретения, когда "план обширный объемлет творческой мыслью". Из этого исходил Пушкин, когда оценивал творчество разных поэтов. Например, о Е. Бара­тынском: "... он у нас оригинален", "мыслит по своему"; в сочинениях П. Катенина поэт выделяет: "... шел всегда своим путем…"; даже в стихах Ф. Глинки, поэта от­нюдь не высокого уровня, Пушкин увидел то, что придает им своеобразие: "... обо­роты то смелые, то прозаические, простота соединенная с изысканностью"; "одно­образие мыслей и свежесть живописи, все, что дает особенную печать его произве­дениям".
Общие критерии оценки Пушкиным поэзии своего времени основаны были прежде всего на его собственном опыте. Если суммировать все суждения Пушкина о литературе, окажется, что именно единство "мысли" и творческого воображения, живописности, позволяющей воссоздать жизнь в ее истинности и вместе с тем в яр­ком образном выражении, было для него высочайшим критерием творчества.
Нарушение одного из условий со­вершенства художественного произведения - единства содержательности и формы он определяет характерным словом - "бессмыслица". "Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения", - писал поэт.
Отсюда требование в самом ходе творчества руководствоваться главной це­лью, центральной идеей, соотношением целого и отдельных элементов произведе­ния: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности". В "Отрывках из писем, мыслях и замечаниях", где обобщение собственного творческого опыта соединено с раздумьями над опытом предшественников, Пушкин иллюстрирует свой критерий художественности - умение "сильно и необыкновенно" (то есть оригинально) пере­дать "ясную мысль и картины поэтические".
Влияние Пушкина, если оно носило характер творческий, означало неподчинение его манере; прав был Катенин, утверждая: "... мы все современники, сотруд­ники, волей и неволей соперники".
Обстоятельное исследование М. П. Алексеева "Пушкин и наука" заключается утверждением, что поэт "зорко разглядел русский технический прогресс как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат ко благу родной страны и народа". В библиотеке Пушкина сохранились книги по самым различным отраслям знаний - не только по общественным наукам, но и по естественным, по астрономии, даже по математике. Здесь - широкое поле и перспектива изучения интересов поэта специалистами самых разных научных областей.
И можно с уверенностью сказать что, Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали, предлагая новые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Л. Толстой, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский и многие другие писатели. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина его творчества, историзм, и вместе с тем острое чувство со­временности - все оказало могучее воздействие на художников различных поколе­ний, обогатила самые разные области искусства. Не только переводя сюжеты и мо­тивы Пушкина на язык музыки, но стремясь следовать самому духу его творчества, разножанровые музыкальные произведения создавали Глинка, Чайковский, Дарго­мыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Астафьев, Шостакович и Свиридов. С именем поэта связали свое творчество Кипрен­ский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов, Суриков, Бенца, Фаворский.