Заключение
Введение
Петербург в судьбе А.С.Пушкина
Последний период жизни в Петербурге
Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Петербург Пушкина в прозаических повестях
«Пиковая дама» и «Станционный смотритель»
Список использованной литературы
Пушкин продолжил свою жизнь не только в прямых своих потомках, но и в памяти народной. В Петербурге первый памятник великому поэту был воздвигнут еще в 1884 году. Это памятник работы А.М.Опекушина на Пушкинской улице. В 1937 г. на месте дуэли Пушкина в Новой Деревне установили обелиск, созданный по проекту А.И.Лапирова (барельеф М.Г.Манизера), хотя и до этого времени место это не было предано забвению. В 1880 г. на месте дуэли находился столбик с поперечной дощечкой, на которой были написаны строки Лермонтова:
«Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде, и – убит!»
Далее стояла черта, а под ней слова Пушкина:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…»
Санкт-петербургская газета от 1880 г. за № 8 сообщала, что «тропа даже и к этому мизерному памятнику не зарастала. Его посещали массы гуляющих».
19 июня 1957 г. – к 250-летию Ленинграда – в центре города, на площади Искусств, вознесся монументальный и легкий, торжественный и грациозный скульптурный памятник Пушкину работы М.К.Аникушина. Скульптор хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. Образ получился живой и выразительный. Поэт стоит в свободной позе, голова высоко поднята, выражение лица вдохновенно, жест открытый, широкий. Это все соединено с портретной точностью, схожестью.
Если у города есть душа, то душа Петербурга посмертно воздает дань своему великому поэту и гражданину.
Талант Пушкина мужал среди улиц, мостов и набережных Петербурга. Душевные силы и ум государственного мыслителя позволяли Пушкину жить, мыслить, страдать. Еще незадолго до смерти в письме к П.Я.Чаадаеву от 18 октября 1836 г. Пушкин простил Петербург: «Как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Пушкин глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Каждое новое поколение узнавало в произведениях Пушкина что-то ценное и близкое, потому что все его творчество было обращено к будущему. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, по ныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях.