Что еще входит на территорию музея

Содержание

Введение.
Краткая история создания музея.
Михайловское.
Тригорское.
Петровское.
Музейный фонд.
Что еще входит на территорию музея

Заключение
Список литературы

1. Савкино.

На пути из Михайловского в Тригорское, примерно в километре от музея-усадьбы «Михайловское», на крутом берегу Сороти возвышается городище Савкино или Савкина горка, как его называли в послепушкинское время - одно из самых живописных мест Пушкинского заповедника.
Археологические материалы позволили прийти к выводу, что на городище имеются следы жизни IX-XIII и конца XIV-XVI веков.
Винтом идущая вдоль холма дорога, типичная для подобных укреплений, ведет на его вершину. Отсюда открывается превосходный вид на озеро Кучане и парк Петровского, усадьбу поэта и луга, причудливо изрезанные руслом Сороти.
За рекой расстилается деревня Дедовцы, мимо нее вьется старая дорога на Псков. Слева на пригорке в пушкинское время находилась усадьба Дериглазово, принадлежавшая помещикам Шелгуновым, дружившим с родителями поэта А.С. и Н.О. Пушкиными.
Еще в первых годах XX столетия на городище стояла очень старая деревянная часовня. Она сегодня восстановлена.
Рядом с ней поклонный камень с крестом, древнеславянская надпись на котором гласит : "Лета 7021 постави крест Сава поп". (7021 год по современному летоисчислению 1513 год.).
Крест был поставлен на братской могиле русских воинов, павших здесь в боях с иноземцами-интервентами. По имени легендарного попа Саввы была названа и деревня Савкино.
Савкино было одним из любимых мест Пушкина. Оно привлекало его своей уединенностью, красотой раскрывающегося с него пейзажа и обаянием древности. Одним из заветных желаний поэта было намерение приобрести этот уголок, принадлежавший в то время трем мелким помещикам Затеплинским.
Но мечты Пушкина о приобретении Савкина так и не осуществились, хотя до самых последних дней он думал об этом.

2. Воронич.

В трех километрах от Михайловского, рядом с Тригорским парком городище Воронич.
Высокий холм – остатки бывшей здесь в XIV-XVI веках крепости. Она находилась в центре псковского пригорода Воронич. Воронич имел большое значение как пограничный стратегический пункт, защищавший наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Остров, Велье, Опочка и др.) подступы к Пскову с юго-запада, и как важный торговый пункт, обеспечивающий удобную переправу по торговому тракту из Москвы и Пскова на Литву и Польшу.
В XV веке в Ворониче числилось до 400 податных дворов и несколько монастырей. В народе сохранилось предание о том, что в пригороде и вокруг него было 77 церквей и монастырей. Значительно превышая Велье, Опочку, Остров, Воронич достиг расцвета к концу XVI века. Полчища Стефана Батория разгромили крепость и, отступая, уничтожили пригород, отомстив героическим защитникам Воронича и земли русской, задержавшим войска захватчиков и не давшим им возможности застать врасплох псковичей. Дальнейшие набеги иноземцев на пригород, лишенный крепости и ратных людей, подвергли его окончательному разорению.
Вершина холма опоясана с юго-запада высоким и крутым валом. В далеком прошлом она была обнесена высокими деревянными стенами с башнями по углам.
В крепости было двое ворот, к которым вели боковые дороги. Следы этих дорог сохранились и по настоящее время. Внутри крепости находились склады оружия, боеприпасов и продовольствия. "Осадные клети" - постройки легкого типа, которые являлись временным убежищем для окрестных жителей в моменты опасности.
Некогда в крепости было две церкви Ильинская и Егорьевская. Следы Ильинской церкви почти совершенно утрачены. Находилась она в центре крепости, ближе к валу. Частично сохранился фундамент Егорьевской церкви, сгоревшей в 1913 году, каменная ограда и несколько древних каменных крестов XV-XVI веков. Они были реставрированы в 1984 году. У входа на церковный двор лежит большая куча каменных ядер, найденных при раскопках на городище.
На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев соседнего Тригорского, где у восточной алтарной стены Егорьевской церкви погребены А.М. Вындомский, А.Н. Вульф (их могилы находятся под общим памятником - белым мраморным крестом). Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П.А. Осиповой И.С. Осипова. Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова.
Бывая в Михайловском, Пушкин с живым интересом знакомился с историческими памятниками прошлого, событиями тех времен, о которых они напоминали.
Восстановление Егорьевской (Георгиевской) церкви в планах работников Пушкинского заповедника.
В д. Воронич сохранился фундамент старинной Воскресенской церкви, прихожанами которой были Пушкины-Ганнибалы, и старое кладбище, на котором погребены двоюродный дядя А.С. Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал и Илларион Раевский , священник Воскресенской церкви и знакомец поэта.

3. Врев.

Врев – село Воронцовской волости, Островского района, Псковской области; находится в 20-22 верстах от Тригорского и Михайловского. В XIV-XVI вв. Врев – пригород Псковской земли. Крепость находилась на древнем пути из Литвы в Москву, преграждала путь к Острову и Пскову с верховьев р. Сороти, Уды, Льсты. Вместе с Владимирцем Врев составлял вторую линию укреплений за Вороничем на литовском рубеже. Крепость Врев располагалась на естественном холме островного типа, имеющем высоту около 20 м. и крутизну склонов более 30 градусов. Площадка имеет неправильно эллиптическую форму, размером 150х45 м. На восточном конце городища - насыпь типа кургана. С западной стороны подходит пологий въезд явно позднего происхождения; древний въезд проходил в виде узкой тропинки вдоль южного склона горы.
В летописи Врев упомянут только раз в связи с нападением на город в 1426 году Витовта: «А ини под Вревом, под городом вревичи побиша, а вревич паде не много». Основание крепости относится к сер.- 2-ой пол. XIV в., времени резкой активизации Ливонского ордена и Литвы. Врев значился в списке русских городов кон. XIV в. Вероятно, во время Ливонской войны пригород Врев был разорен Стефаном Баторием, хотя о том нет упоминаний ни в летописи, ни в «Дневнике последнего похода Стефана Батория на Россию». По данным Псковских писцовых книг 1585-1587 гг., из 100 черных дворов на посаде (состоящих в тягле – А.В.) уцелело всего пять. Посад Врева занимал площадь около 8 га. Рельеф местности, т.е. наличие болот, озера, песчаной гряды вблизи городища, по-видимому, мешали росту посада, расположенного на небольшой плоской возвышенности, примыкающей к восточному склону городища. С севера посад граничил с озером Зеленец, с юга – с болотом и ручьем, восточная сторона была защищена высокой песчаной грядой, в которой есть разрыв, видимо, служивший в древности воротами, через которые проходила дорога в пригород Выбор.
Вид на городище Врев (издали, со стороны дороги). Начало XX века.
В XVIII в. Врев – погост Островского уезда Псковской губернии с 61 душами обоего пола, при колодцах и небольшом озере. На посаде бывшей крепости существовала церковь Св. Николая; кроме того были видны места, на которых прежде стояли церкви бывших здесь монастырей: Ильинского мужского и Покровского женского.
В рукописной «Святогорской повести», повествующей о явлениях чудотворных икон Божией Матери блаженному пастушку Тимофею в окрестностях Воронича, говорится, как однажды Тимофей, свершая подвиг безвозмездных трудов и чистоты, отнес заработанные им деньги бедным сестрам в монастырь Покрова Божьей Матери (в 18 поприщах (верстах) от его дома, в пригороде Врев). Во всей веси это был тогда единственный Богородичный монастырь, последнее упоминание о котором относится к 1623 г.
В 1797 г. часть бывших земель Вревского уезда, делившегося в древности на Богородицкую, Никольскую, Порецкую, Ильинскую губы (волости), до этого принадлежавших двору, были пожалованы императором Павлом I князю А.Б.Куракину. Неподалеку от городища были построены усадьба Александрово и дача Голубово. Сын князя, барон Б.А.Вревский, вступив в брак с Евпраксией Николаевной Вульф, с 1831 г. в своей части владений стал обустраивать усадьбу Голубово, где неоднократно бывал А.С.Пушкин. «… Усердием его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в 1810 году … при селе Вреве сооружен храм во имя святых апостолов Петра и Павла и по снабдении оного на иждивение его сиятельства богатою ризницею и многоценною утварью, по благословению Вашего Высокопреосвященства 1811 года во феврале месяце освященный…» - писал Псковскому Владыке управляющий князя Куракина титулярный советник Н.В.Муравьев. Храм был построен на вершине древнего городища, из кирпича, однопрестольный, в готическом стиле, возможно, на месте прежней, более древней церкви. Освящал храм 2 февраля 1811 г. игумен Святогорского монастыря Петр Лавров. В 1818 г., в год смерти А.Б.Куракина, с колокольни Петропавловской церкви рухнули колокола. В 1828 г. в храме упал купол, разрушив иконостас… К 1835 г. при сей церкви не имелось причта, «многоценная утварь» хранилась в Николаевской церкви, построенной в 1777 г. у подножия городища.
«Живописные развалины Вревской церкви… служат местом последнего упокоения семьи баронов Вревских. Существует предание, что в то время, как умирает кто-нибудь из них, - колокол Вревской церкви, свалившийся при разрушении ея в находящееся у подошвы горы озерко, глухо в нем звучит погребальным звоном,» - писал исследователь Б.Л.Модзалевский. Около церкви находился склеп баронов Вревских, а в развалинах ее, под полом – склеп Сердобиных. Склепы были уничтожены в 1920-е гг., развалины церкви простояли до сер. 1970-х гг.
В настоящее время на месте бывшего посада Врева, у южного подножия городища, существует село того же названия, а точнее сказать, принимая во внимание местное произношение – «Врёв». Одно из значений этого названия – «ключ-кипун». На самом холме находится разрушенная фамильная усыпальница друзей А.С.Пушкина, членов семьи баронов Вревских, устроенная когда-то у алтарной стены бывшей здесь церкви.
Постановлением Правительства РФ №165 от 20.02.1995 г. городище Врев включено в состав территорий Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское».

4. Велье.

Село Велье расположено на юго-западных рубежах псковской земли. Первое упоминание о Велье относится к 1368 году: "В лето 6876 рать Немецкая у Велья из Налесья была ... " (Псковская летопись).
Первые жители этих мест - славяне-кривичи - появились здесь еще в VIII-X в.в.: за околицей села были найдены 60 курганных насыпей и несколько сопок. Археологическая разведка подтвердила существование до XIV в. поселений сельского типа и первоначального городища в урочище "Грива".
Крепость XIV - XV вв., в которую вели три дороги, находилась на большом холме с подсыпным земляным валом, окруженным тремя озерами: оз.Велье ("Вялья" - просторный, свободный (фин.), Чадо, Черное. Площадка городища возвышается над уровнем воды в озере на 13 м. Крепость в Велье была комбинированной - земляно-дерево-каменной и в этом плане уникальной на псковской земле.
Юго-западная половина городища имела по краю площадки вал, по верху которого проходила деревянная стена. Северо-восточная часть крепости представляла собой каменную стену высотой 6-8 м., толщиной 3,5 - 4,5 м., с тремя башнями и тремя дорогами к ним.
На территории крепости стояла церковь Михаила Архангела - покровителя вельян. Велье входило в первую линию псковских оборонительных сооружений на юго-западной границе с Ливонией и Литвой, защищая важные дороги на Псков, Новгород, Москву.
В 1406 г. вельяне принимали участие в преследовании литовцев, разоривших крепость Коложе. В 1408, 1409, 1426 гг. неоднократно немцы и литовцы осаждали Велье, которое ни разу не было сдано врагу.
В 1565 г., во время Ливонской войны, литовцы, как пишет летописец: "шли наших людей искать и сошлися с нашими под Вельем". Нередко вельянам в борьбе помогал
г. Воронич. После похода Стефана Батория на псковскую землю в 1581 г. в Велье осталось всего 20 дворов из 133 прежних. Велье теряет свое былое значение.
Во время Михайловской ссылки в Велье бывал проездом А.С. Пушкин. В августе 1825 г. он ехал через Велье в опочецкое имение А.Н.Пещурова - Лямоново. Там произошла встреча с лицейским товарищем Пушкина - кн. А.М.Горчаковым.
В XIX в. в Велье кипела экономическая жизнь, проходили ярмарки. До наших дней сохранились усадьбы купцов Крестовских, Машневых, Болталовых.
К настоящему времени сохранилось древнее городище. Село Велье и ныне сохраняет остатки планировки городского посада, а также типичный облик русского села прошлого века.


5. Мельница в Бугрово.

Бугрово – деревня, находящаяся на полпути между Михайловским и Святогорским монастырем. Деревня в пушкинское время – небольшая, в три дома. На краю деревни длительное время находилась водяная мельница, первое известное нам свидетельство - письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке об одном поставе» относится к 1761 году.
В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный вид и размеры: – пять на три с половиной сажени, высота – восемь аршин. Но не только размеры и своеобразная «физиономия» выделяла водяную мельницу на фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым» сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную» арию, заглушавшую все иные звуки.
Среди местных крестьян сохранились воспоминания о визитах Пушкина в Бугрово: «Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности про березу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки поседеет, станет как старый мельник».
В 1826 году в Михайловском у поэта возникает замысел драмы, впоследствии получившей название «Русалка»:
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый стук ее колес умолкнул;
Стал жернов…
Эти строки написаны в 1829 году. Но не являются ли они воспоминаниями о водяной мельнице, находившейся неподалеку от Михайловского?
В пушкинских черновиках драмы «Русалка» упоминается не только мельница, но и «хижинка», в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово в то время, когда родился замысел драмы, находилась не только мельница, но и так называемый «дом мельника»: «изба с сенями, крытые дранью».
На другом берегу Луговки находится еще один музейный комплекс под названием «Псковская деревня». Псковские деревни в пушкинское время были небольшими. Зачастую “деревней” назывались поселения в один – два дома. На эту особенность Пушкин обратил внимание в элегии “…Вновь я посетил”(1835 г.): “…По брегам отлогим //Рассеяны деревни …”. «Рассеяны» – как маленькие зернышки…
В музее в Бугрово возрожден характерный для пушкинского времени «портрет» деревни. На пригорке располагается изба. Справа – типичный для данной местности крытый хлев, слева - двор и ряд построек: амбар, поветь, конюшня. За домом у небольшого пруда – баня, топящаяся по-черному. Далее – сельник (помещение для хранения сена и соломы) и наиболее масштабная крестьянская постройка - гумно с овином.
Музей «Мельница в д. Бугрово» был открыт в 1986 году. Он стал последним музеем, созданным С.С. Гейченко, его "лебединой песней". Автор успел сделать главное: на историческом месте появился небольшой музейный комплекс: дом и двор мельника, макет водяной мельницы.
Гейченко мечтал о превращении деревни Бугрово в большой литературно-этнографический музей под открытым небом. Автор не раз повторял: "К Пушкину в Михайловское надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения". «Мельница» должна была стать началом этой большой работы. Сейчас завершается реконструкция. Не за горами открытие музея.

6. Казанская церковь.

Древняя лесная дорога, ведущая к ней, существует уже более 400 лет. Деревянная, окрашенная в голубой цвет церковь XVIII века, расположена на живописном холме с историческим названием - Тимофеева горка.
Милостью Божией этот приходский храм непрерывно действует с 1765 года. После закрытия в 1924 году Святогорского монастыря именно в нем хранились такие святыни, как чудотворные иконы Божией Матери "Одигитрия" и Феодоровская. До сих пор его украшают уцелевшие иконы из других близлежащих разрушенных в безбожное время и в Великую Отечественную войну храмов - тех самых, которые посещал А.С. Пушкин, его родственники, соседи и друзья.
В Казанской церкви находится чтимый образ прп. Серафима Саровского чудотворца с частицей его облачения и камня, на котором он молился 1000 дней и ночей.
Рядом с храмом на вершине холма стоит Покровская часовня. Недалеко от часовни похоронена Мария Ивановна Осипова, тригорская знакомая Пушкина. А вокруг раскинулось старинное сельское кладбище.
Тимофеева горка получила название в честь местночтимого святого - юродивого пастушка Тимофея из пригорода Воронича. Житие св. Тимофея хорошо знал, в частности, А.С. Пушкин по Святогорской повести XVII века (была в библиотеке с. Тригорского) и по "Словарю о святых" 1836 года, на который поэт отозвался хвалебной рецензией в журнале "Современник".
Летом 1569 года Тимофей провел 40 дней в посте и молитве, устроив в горе пещерку, а над ней кущу. После чего ему в окружении молящегося народа и духовенства из пригорода Воронича явилась на соседней Синичьей (Святой) горе Чудотворная икона "Одигитрия" на сосне.
Над пнем этой сосны устроен главный престол каменного Успенского храма, который начали сооружать в 1569 году повелением царя Ивана Грозного, приказавшего в Святых горах основать мужской монастырь.
Так связана история Святогорского монастыря и Казанской церкви.

7. Святорский монастырь.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Работая над драмой «Борис Годунов», А.С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, "Историю Государства Российского" Н.М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке "братского" корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.
Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года."
В 1924 году монастырь был закрыт.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Епархией. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

8. Святые горы.

Святые горы (отроги Валдайской возвышенности), отстоящие от Пскова в ста десяти километрах, и четырех от Михайловского, стали широко известны в народе после основания на одном из холмов святогорского Успенского монастыря.
Место это, где было явление пастуху Тимофею чудотворной иконы Одигитрии Божией Матери, впервые упомянуто в Псковской летописи под годом 1566: " Того же лета явися в Вороначщине на Синичьих горах на городищи ..." . До явления чудес Святые горы назывались Синичьими. Упоминание же Синичьей горы в летописи как городища и означает, что здесь когда-то был городок, существовавший до основания монастыря. С появлением же Святогорской обители это место вновь возродилось и постепенно за ним закрепилось новое название - Святые Горы.
За стенами монастыря существовала небольшая слобода Тоболенец, в которой в пушкинское время было всего 25-30 дворов.
В дальнейшем слобода росла и благоустраивалась, главным образом, за счет паломничества в Пушкинский уголок.
У стен Успенского собора находится могила великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и его предков.
Святые Горы привлекают паломников именем поэта, своими древностями и красотами природы.
Широкой известности святых Гор в России и за ее пределами способствовало празднование столетия со дня рождения А.С. Пушкина.
Святые Горы (в 1924) были переименованы в Пушкинские Горы, это было приурочено к празднованию столетней годовщины со дня приезда поэта в михайловскую ссылку. И с того времени 21-22 августа ежегодно это событие отмечается проведением научной конференции.
В 1967 году Союз писателей СССР решил отмечать дату рождения поэта проведением в Пушкинском заповеднике Дня поэзии.
В настоящее время в Святых Пушкинских Горах проживает более семи тысяч человек.

9. Научно-культурный центр.

В 1992 году в число объектов Пушкинского заповедника вошел научно-культурный центр (архитектор В.А.Мазурин). Он был создан постановлением Совета Министров РСФСР от 5 апреля 1978 г., как филиал музея-заповедника, назначением которого "быть государственным хранилищем памятников истории духовной культуры с одновременным выполнением задач научно-исследовательского и научно-просветительского центра".
Созданию научно-культурного центра предшествовала большая дискуссия среди деятелей науки и культуры, начиная с 1924 г., когда на совещании о судьбе "Пушкинского Уголка", организованном Пушкинским Домом при Академии Наук, совместно с представителями Бюро краеведения и деятелями с мест, под предводительством академика С.Ф.Ольденбурга, выработали программу работы, исходя из трех главных оснований:
1. в заповеднике должен быть создан культурно-просветительный центр;
2. пушкинские места представляют одно общее художественное целое и потому все меры увековечивания памяти великого поэта должны быть согласованы с характером местности, сливаясь в одно гармоничное целое;
3. все архитектурные и художественные сооружения, служащие этой цели, должны пройти конкурс, условия которого необходимо выработать особому жюри из лучших художников.
С 1969 г. бывший директор Заповедника С.С. Гейченко начал постепенно воплощать в умах общественности идею создания научно-культурного центра, обращаясь в Пушкинскую комиссию Академии Наук и председателю комиссии академику М.П. Алексееву, в Министерство Культуры, к деятелям науки и культуры. Получив единодушное мнение о важности создания научно-культурного центра, началась интенсивная работа по планированию, а затем и строительству центра в Пушкинских Горах.
С появлением научно-культурного центра культурная жизнь поселка оживилась. Центр осуществляет все виды научно-просветительной и культурной деятельности музея-заповедника.
За эти годы в выставочных залах центра были созданы выставки: "А.С.Пушкин в изобразительном искусстве", "А.С.Пушкин в Псковском крае", "В окружении Пушкина", "К 50-летию освобождения Пушкинских Гор от немецко-фашистских захватчиков", выставка памяти С.С.Гейченко, "Новые поступления музейного фонда за 1993-94 гг.", выставка, посвященная 170-летию создания трагедии "Борис Годунов" А.С.Пушкина, "Фламандской школы пестрый сор", "Псковская земля в судьбе Пушкина", выставка детского рисунка "Пусть всегда будет солнце", "Пушкинская тема в графике петербургских художников", персональные выставки художников Арины и Русланы Даур, Марины Шретер, Петра Быстрова и др.
Широкий спектр по тематике прошедших научных конференций, семинаров, круглых столов позволил удовлетворить самый взыскательный интерес любителей творчества Пушкина и его окружения, а так же по проблемам музееведения и краеведения. Запоминающиеся были конференции как традиционные августовские, так и конференции, посвященные проблемам русской усадьбы, "Музей и дети", "Пушкин в музыке", "Пушкин и Чехов", "Рисунки А.С.Пушкина и русских писателей".
Сцена Большого зала центра позволяет показать все виды искусства - театр, музыку, кино. Замечательная акустика зала привлекает деятелей культуры разнообразных жанров. Здесь проходят поэтические, камерные музыкальные вечера, театрализованные мероприятия, раскрывающие дворянскую классическую культуру, а также отражающие состояние современных культурных запросов.
Незабываемыми постановками одаривают зрителей режиссеры и актеры во время театральных пушкинских фестивалей, интерпретируя произведения Пушкина. И вполне закономерно, что на земле, где родился шедевр драматургии трагедия "Борис Годунов", Московский Художественный Академический театр имени А.П.Чехова под руководством художественного руководителя театра народного артиста СССР О.Н.Ефремова воскресил на подмостках сцены одну из памятных страниц русской истории.
Научно-культурный центр несет огромную информационную нагрузку: литературную, историческую, художественную, культурную, эстетическую, приобщая население к ценностям культуры в самом широком смысле слова, являясь, таким образом, адекватным дополнением к музею-заповеднику А.С.Пушкина - великой духовной святыне российского народа.

10. Развитие и совершенствование инфраструктуры Пушкинского заповедника.

1. К истории вопроса
Развитие инфраструктуры музея рассмотрим на примере главной усадьбы музея-заповедника «Михайловского». За точку отсчета возьмем 1944 год, начало послевоенного возрождения уничтоженного войной музея.
Послевоенное воссоздание объектов Пушкинского Заповедника происходило постепенно, в несколько этапов. В 1944-1947 годах частично восстанавливаются постройки усадьбы Пушкиных «Михайловское». Вслед за воссозданием Домика няни и дома Поэта в 1950-53 годах ведутся работы по капитальному ремонту уцелевших построек: флигеля колонии престарелых литераторов, дома управляющего Г.А. Пушкина, который сегодня известен как Дом С.С. Гейченко.
С 1952 года фондохранилище и библиотека музея-заповедника размещаются в «Льнохранилище», каменном амбаре общей площадью 153 кв.м.
В 1952-53 годах годы появляются служебные постройки. Эти помещения расширяют возможности музея по ведению научной, музейной и лекционной работы, а также деятельности по обслуживанию музейных зданий и сооружений.
С 1947 года музей располагал фондом из 4 служебных построек.

На территории самого Михайловского располагаются два жилых дома. Один, двухквартирный, деревянный дом, в котором жили семьи директора и заместителя по научной части. Это историческая постройка, дом управляющего имением во время Г.А. Пушкина. Второй – сторожка при дизельной электростанции 1947 года постройки. Эта постройка вошла сегодня в состав постройки гостевого дома «Михайловское».
До 1999 года электрическое обеспечение музея осуществлялось по кабелям, присоединенным к воздушным линиям. Кабели были проложены военными специалистами в качестве шефской помощи музею. Документация отсутствовала. Качество сетей было таковым, что отключение электропитания было частым. Качество энергообеспечения не позволяло обеспечить нужные температурно-влажностные условия в домах музеях, в очень непростых условиях жили и работали сотрудники на территории музея.
До 1999 года отсутствовали водопроводные сети и канализация. Водоснабжение с 1956 года обеспечивалось из скважины посредством насосов, заполнявших большую открытую бетонную емкость-хранилище, размещенную в деревянной постройке «водокачки». В качестве отхожих мест («ретирад») использовались 8 традиционных деревянных туалетов, установленные над выгребными ямами.
Отопление деревянных музейных и служебных помещений осуществлялось первоначально с помощью печей. Начиная с 70-х годов, музейные помещения отапливались электрическими печами-калориферами, эксплуатация которых неоднократно запрещалась пожарной службой района. Температура и влажность в музейных и служебных помещениях ненамного отличалась от показателей за стенами домов. Так продолжалось до 1999 года.
До 1992 года в качестве помещений фондохранилища использовались два каменных амбара середины 19 века, которые не были должным образом приспособлены для хранения музейно-фондовых предметов.
В 1992 году в эксплуатацию вводится здание Научно-культурного центра музея-заповедника в Пушкинских Горах. Оно включало в себя комплекс помещений различного назначения, объединенных в единый объем здания: фондохранилище, административную часть на 60 рабочих мест, зрительные залы на 500 и 100 мест, анфилады выставочных залов, служебные и подсобные помещения, в которых размещались системы жизнеобеспечения здания.
С переездом сотрудников научной и музейно-фондовой части музея в это здание в начале 90-х годов у музея впервые появляется возможность для расширения надлежащего исполнения хранительской работы, для расширения направлений своей работы в целом.
В ходе предъюбилейных реставрационных, ремонтных и строительных работ музей, если не считать усадьбы «Петровское», так и не вышел за пределы своих основных помещений. Отчасти, это связано с тем, что основные функции музейных построек и иных частей музея сложились в довольно полный ансамбль. Можно без преувеличения сказать, что в 50-60-е годы, для того времени, музей был хорошо оснащен в качестве музейного и хозяйственного объекта. Но уже к 1992 году все части музея нуждались в капитальном ремонте, модернизации и реконструкции.
Эксплуатация комплекса зданий, сетей и сооружений Пушкинского Заповедника к моменту начала ремонтно-реставрационных работ в 1996 году, породила целую систему вопросов, без решения которых невозможно было бы качественно работать в музее в дальнейшем. Стремясь дать ответ на эти вопросы, музейные работники и специалисты реставраторы на стадии проектирования сформулировали задачи, объединили их в программу предъюбилейных работ и приступили к ее исполнению, благодаря поддержке Минкультуры России и Юбилейного Пушкинского комитета.

2. Развитие инфраструктуры музея в 1996-2006 годах

Исполнение комплекса ремонтно-реставрационных, восстановительных и строительных работ позволило качественно преобразовать сами условия музейной работы. За 10 лет был выстроен принципиально новый музейный объект, сохранивший в то же время все свои прежние достоинства: камерность, соответствие пушкинскому слову, историко-культурному ландшафту.
Говоря о ландшафтно-парковых работах, можно обоснованно утверждать, что впервые за время минувшие со дня перехода Пушкинского уголка в собственность государства, исторические парки были отремонтированы, должным образом отреставрированы и предъявлены публике. Мемориальные парки по завершении реставрации получили исходную точку отсчета в возвратном движении из небытия к облику, присущему им в мемориальный период.
Однако, вернемся к инфраструктуре:
Во-первых, в означенный временной период была полностью заново сформирована структура современных инженерных сетей и коммуникаций. Это позволило улучшить температурно-влажностный режим, необходимый для представления предметов музейной коллекции в экспозициях домов-музеев. Заново, практически с нуля, создана современная, включающая несколько контуров защиты, система технической охраны экспонатов. Улучшены условия труда сотрудников музеев-усадеб.
Созданные водопровод и канализация позволили обеспечить санитарно-гигиенические условия для работников и посетителей, содействовали развитию сети кафе и общественных туалетов. С появлением развитой энергосети положено основание системе уличного освещения и подсветки зданий, созданы качественно новые условия для проведения массовых мероприятий (Пушкинского праздника поэзии, например).
Впервые с момента превращения усадьбы А.С. Пушкина в музейный комплекс появился, пусть и в недостаточной степени развитый, комплекс хозяйственного двора с постройками-«филиалами» в Михайловском, Тригорском и Петровском. Он включает в себя оборудованные места для части рабочего и инженерного персонала, для техники и транспорта, необходимых при уходе за сооружениями, постройками и сетями музея.
Реконструкция дорог и тропиночной сети в парках и на усадьбах позволила более качественно вести работу с посетителями в сложные периоды межсезонья. Появление оборудованных автобусных стоянок качественно изменило восприятие экскурсантами музея. Это неоднократно с благодарностью отмечали туристы, приезжающие в Пушкинский Заповедник.

3. Новый период развития инфраструктуры музея. 2006-2015 годы
Задачи в области дальнейшего развития инфраструктуры музея и перечень работ, исполнение которых необходимо для обеспечения надлежащей работы музея, являются продолжением уже исполненной работы.
Прежде всего, в развитии нуждается сеть фондохранилищ музея-заповедника. С вводом в строй в 1992 году центрального фондохранилища в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника все предметы музейной коллекции, находившиеся за пределами экспозиций, были переведены из Михайловского в Пушкинские Горы, в просторные, как тогда казалось помещения. Деятельность по пополнению фондовой коллекции Пушкинского Заповедника была связана с необходимостью уточнения существующих экспозиций. Реставрация музеев-усадеб включала в себя и реэкспозицию, и реставрацию музейных предметов, и замену одних экспонатов другими. Активно велось пополнение музейной коллекции по различным темам и направлениям. В результате, уже к 1999 году стало очевидным недостаточность существующих площадей фондохранилища.
Одновременно, необходимо создание в структуре музеев-усадеб «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» «усадебных фондохранилищ». Их задача – работа с предметами экспозиционных коллекций, временная замена одного экспоната на другой в связи с профилактическими или реставрационными работами, проведение на месте комплекса необходимых работ по уходу и профилактике предметов.
Чрезвычайно важным является развитие комплексов усадебных хозяйственных дворов. Отсутствие развитого усадебного хозяйственного двора в комплексе исторической усадьбы, с нашей точки зрения, следует рассматривать как серьезное искажение исторической правды.
Работа по капитальному ремонту исторических парков Пушкинского Заповедника выявила необходимость в «экспериментальных» площадках для «эскизов» парковых фрагментов, подлежащих воссозданию.
Первоначально проект НКЦ должен был включать в себя три здания. Помимо самого центра в ансамбль были включены «Дом детского творчества» и ведомственная музейная гостиница. Есть необходимость современными архитектурными решениями новых зданий дополнить и «скрасить» угловатую помпезность Научно-культурного центра. Тем самым будет завершено формирование современного архитектурного облика поселка в той части, которая сегодня представлена нелепо-одиноким зданием дворца.
Целесообразным представляется, также, развитие сети малых музейных гостиниц на территории центрального ядра музея.
Постепенное и постоянное продвижение вперед в музейной работе, в развитии комплекса необходимых построек, сетей и прочего, - вот, что является нормой в организации работы по модернизации и обеспечению уставных возможностей любого музея. К счастью, как показывает практика, Пушкинский Заповедник смог продолжить работы юбилейной программы по настоящее время. Дирекция музея намерена с помощью Ученого совета, обосновать необходимость нового этапа работ на территории Заповедника по развитию инфраструктуры музея ради достижения нового качественного уровня музейной работы в обществе.

11. Книга.

(Пушкинская энциклопедия "Михайловское")

Уровень научной работы всегда определяет лицо каждого музея и является основой его существования. Научное знание отражается на качестве экскурсий, экспозиций, формирует принципы музейного строительства, охраны и использования музея-заповедника. Оно лежит в основе музейной педагогики. В Пушкинском Заповеднике эти знания вырабатывались и собирались по крупицам в течение полутора веков. В настоящее время серьезно изменилась общественная жизнь, сами условия существования крупнейшего литературного музея-заповедника страны. Церкви возвращен Святогорский монастырь, долгие годы бывший музеем. Стали более доступны для изучения материалы архивов.
Пушкинская энциклопедия "Михайловское" – своеобразный ответ заповедника на современные запросы посетителя. Работа над ней начата по предложению директора заповедника Г.Н. Василевича в январе 2000 года. В августе 2003 года вышел в свет I том. Он включает 325 статей. Они посвящены Михайловскому, Тригорскому, Свято-Успенскому Святогорскому монастырю. Фактически под одной обложкой собраны три небольших энциклопедии по истории усадеб и монастыря. Особый раздел - "Персоналии". Он состоит из статей о людях, создававших заповедник в разные годы. Основные статьи построены на архивном материале, которые через издание впервые вводятся в научный оборот. Фактически перед нами еще один пушкинский музей – своего рода "дом" поэта. Естественно, вскоре появилась своя "Книга отзывов", которая составила сборник рецензий, впечатлений, писем – простых читателей и специалистов. Часть отзывов опубликована – другие поступили в адрес заповедника.
"Безусловный интерес и актуальность работы заключается в том, что она является первой в науке попыткой систематизации реалий пушкинского заповедника, - отметили в своей рецензии зав. кафедрой литературы Псковского педагогического университета доктор педагогических наук Н.Л. Вершинина и ст. преподаватель кафедры кандидат филологических наук Л.А. Казакова. – Специалисты несомненно оценят научное значение и весомость данной работы". Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Московский патриархат) архимандрит Иоанн (Экономцев) особо выделил значение раздела "Святогорский монастырь". По его мнению здесь "органично сопряжены три основные плана исследования: историко-архитектурный (монастырь как памятник зодчества и этапы его истории); религиозно-нравственный (краеугольные понятия православной аскетики и монастырской жизни в связи с биографией и творчеством А.С. Пушкина); историко-культурный (биографии лиц, связанных с жизнью монастыря, с окружением поэта с родовым кладбищем Ганнибалов-Пушкиных)". Эта же мысль содержится в рецензии доктора культурологи, доцента кафедры музееведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств В.П. Грицкевича: раздел "расширяет представления о связях творчества А.С. Пушкина и религиозной, церковной традицией. Здесь объяснены значения слов, которые выпали из современной речи, хотя часто от них зависит понимание пушкинских текстов".
Высказывая пожелания дополнить раздел "Персоналии", ведущий научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина А.И. Минина полагает, что "раздел очень важен для понимания самого процесса превращения "дворянских гнезд" в музейный объект. … Очень хорошо, что здесь есть сведения о сотрудниках заповедника последнего периода".
Естественно, с интересом рассматривая первую музейную энциклопедию (и даже указывая на желательность подобных изданий для других музеев), авторы выделяют и проблемные узлы этой работы. – Доктор исторических наук, профессор кафедры истории МГУ Г.Н. Наумова в статье "Ковчег по имени "Пушкин": мир заповедника" справедливо отметила значение вспомогательных материалов издания, учитывающих "нормативное невежество человека XX века, отрешенного от обыденных понятий века XIX". Указывая на сложность жанра "путеводитель-энциклопедия", автор отмечает его сильные и слабые стороны. При этом важно, чтобы "итоговая задача – охват уникального пространства заповедника, живущего не в простом социальном времени и даже не в эпохальном, а скорее всего в вечном, - была решена".
Рецензенты верно отмечают специфику издания как энциклопедии места – пушкинского места. Этим вполне оправдано название издания. Назвать его "энциклопедией заповедника" (были и такие предложения) – невозможно, т.к. содержание энциклопедии не укладывается в рамки "истории заповедника" (ей посвящен только 3-й том). В то же время понятие "Михайловское" употреблено здесь в широком смысле: имеется в виду широкий культурологический контекст.
Добавим, что такое издание как энциклопедия отражает существующий на сегодня уровень разработки тех или иных тем. Оно не может и не стремится заменять исследования. Скорее оно выявляет пробелы в знаниях, тем самым стимулируя новые научные поиски. Время показало, что труд заповедника востребован весьма широкой аудиторией – преподавателями, студентами, аспирантами, научными сотрудниками, экскурсоводами и многими гостями псковского края. Сегодня весьма напряженная идет работа над вторыми и третьими томами издания.