Единство авторской мысли в «маленькой трилогии» А.П.Чехова
Вернуться к списку рефератов
Введение
Идейно-композиционное единство
рассказов "маленькой трилогии"
«Человек в футляре»
«Крыжовник»
«О любви»
Авторская позиция
Вывод
Список используемой литературы
«О любви»
В рассказе «О любви» живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится нарушить покой безлюбовного семейного существования, «футляром», которым она дорожит. Герой не может порвать с будничной жизнью преуспевающего помещика, бескрылой и скучной: «Куда бы я мог увести её? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым учёным, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную».
В мире усечённого существования нет места «таинству великому», каким является любовь. И лишь когда наступила разлука, со жгучей болью в сердце герой понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было» всё то, что им мешало любить.
Любовь Алехина потерпела поражение потому, что сам он оказался
недостоин этой любви. Он пытается оправдать себя, но Чехов его
не оправдывает.
Характерно, что и рассказчик «Крыжовника», и Алехин приходят к
близким выводам, они думают о том, что ходячие представления о
счастье и несчастье мелки, не дают ответов на сложные вопросы
жизни и что надо искать более разумных и великих решений. Как у
Ивана Иваныча в «Крыжовнике» наступил кризис, приведший его к
переоценке своих социально-политических догм, устарелых и
консервативных, так и у Алехина в рассказе «О любви» тоже
наступает кризис, приводящий его к отказу моральных подпорок той
же консервативной системы взглядов и чувств. «Я понял, - говорит
он, - что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви
нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или
несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не
нужно рассуждать вовсе». Боязнь несчастий ведёт к высшему и
самому полному несчастию – к неизменности жизни, к застою, к
футлярному существованию.