Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.) | ||||||||||||||||||
Смешанная экономика: частный и государственный секторы
Эта глава «нарастит мясо на костяк» модели капитализма, которую мы разбирали ранее. Здесь мы подробно опишем некоторые особенности частного сектора (домохозяйства и фирмы), а также введем и начнем изучать государственный сектор (государство) экономики. Поскольку государство — это новая для нас тема, ему и будет уделено основное внимание. Наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть домохозяйства, фирмы и государство как основные экономические единицы, ответственные за принятие решений. Домохозяйства как получатели доходаСектор домохозяйств в США состоит примерно из 96 млн единиц. Домохозяйства являются основными поставщиками всех экономических ресурсов и одновременно основной расходующей группой в национальном хозяйстве. Поэтому мы будем рассматривать домохозяйства в первую очередь как группу получателей дохода и во вторую — как расходующую группу. Существуют два взаимосвязанных подхода к изучению проблемы распределения дохода. 1. Функциональное распределение дохода показывает, каким образом денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. В этом случае совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент - за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и некорпоративных предпринимательских структур. 2. Личное распределение дохода показывает, каким образом совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Функциональное распределение дохода
Функциональное распределение совокупного национального дохода США за 1994 г. показано на рис. 5-1. Очевидно, что крупнейшим источником дохода домохозяйств служат заработная плата и жалованье, выплачиваемые рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями, в которых они работают. В капиталистической системе основная часть общего совокупного дохода приходится на труд, а не на «капитал». Доход частных предпринимателей-собственников - врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий - является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Суть последних трех источников дохода понятна из их названия. Некоторые домохозяйства владеют акциями корпораций и получают от них доход в виде дивидендов. Многие домохозяйства владеют также облигациями и сберегательными счетами, которые приносят доходы в виде процентов. Рентный доход домохозяйства получают за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов. Личное распределение дохода
Рис. 5-2 дает нам полное представление о том, как совокупный доход распределяется между домохозяйствами. Здесь семьи разделены на пять численно равных групп и показана доля совокупного дохода, полученная каждой группой. В 1993 г. беднейшие 20% семей получили приблизительно 4% суммарного личного дохода (вместо 20%, которые они получили бы, если бы доход распределялся равномерно). В сравнении с этим наиболее обеспеченные 20% семей получили около 47% личного дохода. Таким образом, богатейшая пятая часть населения получила доход, более чем в 11 раз превышающий доход беднейшей пятой части населения. Большинство экономистов сходятся во мнении, что в распределении дохода царит чрезвычайное неравенство. (Ключевой вопрос 2.) Домохозяйства как расходующая группаКаким образом домохозяйства распоряжаются своим доходом? Часть поступает государству в форме индивидуальных налогов, а остаток делится между личным потреблением и личными сбережениями. В частности, на рис. 5-3 показано, каким образом домохозяйства распоряжались совокупным личным доходом в 1994 г.
Налоги с гражданНалоги с граждан, основным компонентом которых является федеральный подоходный налог, в период после второй мировой войны резко возросли как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 1941 г. домохозяйства выплатили в качестве индивидуальных налогов 3,3 млрд дол. (или около 3% от своего общего дохода в 95,3 млрд дол.) по сравнению с 743 млрд дол. (или 13% от совокупного дохода в 5574 млрд дол.) в 1994 г. Личные сбереженияЭкономисты определяют сбережения как часть дохода, оставшуюся после уплаты налогов, которая не используется на потребление; следовательно, домохозяйства имеют только две возможности распорядиться своим посленалоговым доходом - направить его на потребление или на сбережения. Сбережения представляют собой часть текущего дохода (дохода за данный год), которая не используется на уплату налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины, по которым люди делают сбережения, в конечном счете сводятся либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домохозяйства откладывают средства в качестве сбережений, чтобы обеспечить себя на «черный день» в случае непредвиденных обстоятельств — болезни, несчастного случая, потери работы, в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для полной финансовой защищенности своей семьи. С другой стороны, сбережения могут использоваться для биржевых игр, спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг в надежде выиграть на повышении их номинальной стоимости. Однако желания или готовности делать сбережения еще недостаточно. Это намерение должно сопровождаться возможностью откладывать деньги, которая зависит главным образом от размеров дохода. Если доход очень низкий, может произойти растрата сбережений, когда на потребление расходуется сумма, превышающая доход, оставшийся после уплаты налогов. Такое возможно только с помощью займов, то есть за счет будущих сбережений, которые могут быть накоплены со временем, когда доход повысится. И величина сбережения, и объем расходов на потребление меняются в прямой зависимости от размера дохода; по мере роста дохода домохозяйства начинают распределять его между сбережениями и потреблением. В действительности, на долю 10% американских граждан, получающих наивысший доход, приходится больше всего сбережений. Расходы на личное потреблениеРис. 5-3 свидетельствует о том, что 4/5 совокупного полученного дохода поступает обратно в производственный сектор экономики в виде расходов на личное потребление. Поскольку объем и структура совокупного продукта страны зависят от объема и структуры потребительских расходов, необходимо изучить, каким образом домохозяйства распределяют свои расходы между разнообразными товарами и услугами, соперничающими друг с другом за их деньги. Потребительские расходы можно разбить на несколько категорий: 1) расходы на товары длительного пользования; 2) расходы на товары кратковременного пользования; 3) расходы на услуги. Если предполагаемый срок службы товара составляет три года или более, он считается товаром длительного пользования; если же этот срок менее трех лет, то это товар кратковременного пользования. Автомобили, видеомагнитофоны, стиральные машины, персональные компьютеры и большая часть мебели относятся к товарам длительного пользования. Большинство пищевых продуктов и предметов одежды представляют собой товары кратковременного пользования. Услугами называют работу врачей, адвокатов, парикмахеров, механиков и т.д., выполняемую для клиентов. Как следует из табл. 5-1, американская экономика ориентирована на услуги, так как в эту сферу направлено более половины потребительских расходов.
Краткое повторение 5-1
Предпринимательский секторДеловые предприятия образуют второй крупнейший компонент частного сектора. Во избежание возможных недоразумений прежде всего следует договориться о терминологии. В частности, мы проводим различие между предприятием (производственной единицей), фирмой и отраслью. 1. Предприятие — это некая материальная структура — например, завод или фабрика, ферма, шахта, оптовый магазин, склад и т.п., — которая выполняет одну или несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. 2. Фирма - это предпринимательская структура, которая владеет такими предприятиями и управляет ими. Большинство фирм управляет только одним предприятием, хотя есть немало и таких, в собственности и под управлением которых находится сразу несколько предприятий. Подобные фирмы, объединяющие под своим началом множество предприятий, могут иметь горизонтальную, вертикальную или конгломератную структуры. Например, все без исключения крупные сталелитейные компании в США - USX Corporation (United States Steel), Bethlehem Steel, Republic Steel и другие — представляют собой вертикальные объединения предприятий, то есть в собственности каждой малой фирмы имеются предприятия на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях - цехами по изготовлению металлоконструкций. Крупные сети магазинов розничной торговли — например, А&Р, Kroger, Safeway, J.C. Penney — это горизонтальные объединения, в которых все предприятия находятся на одной стадии производства. Другие фирмы представляют собой конгломераты; они объединяют предприятия, действующие во многих различных отраслях и на разных рынках. Например, International Telephone and Telegraph помимо основной деятельности, которая отражена в названии этой фирмы, через посредство своих дочерних предприятий осуществляет широкомасштабные операции в таких разнообразных областях, как гостиничное хозяйство, пекарное производство, выпуск учебных материалов, страхование. 3. Отрасль - это группа фирм, производящих одинаковую или по крайней мере однородную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: «Все фирмы, производящие автомобили». Но автомобили - разнородная продукция. Если «кадиллак» и «бьюик» схожи между собой, так же как «бьюик» и «форд» или, скажем, «форд» и «гео», то «гео» и «кадиллак», очевидно, весьма различны. Во всяком случае, так считает большинство покупателей. А грузовики? Безусловно, небольшие грузовые пикапы в некотором отношении подобны многотонным автомобилям фургонного типа. Но не лучше ли говорить об «отрасли по производству транспортных средств», чем об «автомобильной отрасли»? Разграничение отраслей становится все более сложной задачей, поскольку большинство предпринимательских структур - это многопрофильные фирмы. Так, американские производители автомобилей выпускают также другую и весьма разнообразную продукцию: дизельные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха. В силу этих причин любая классификация отраслей всегда в чем-то произвольна. Организационно-правовые формы деловых предприятийДеловые предприятия отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, объем продаж которой в 1993 г. достиг 134 млрд дол., а численность занятых - 711 тыс. человек, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным объемом продаж 100-150 дол. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус, отрасль деятельности, выпускаемая продукция, или размер. Рис. 5-4 демонстрирует распределение деловых предприятий по трем основным организационно-правовым формам: 1) индивидуальная частная фирма; 2) партнерство (товарищество); 3) корпорация. Давайте проведем различия и выделим преимущества и недостатки каждой формы.
Индивидуальная частная фирмаИндивидуальная частная фирма — это, по существу, индивидуальное (самостоятельное) ведение бизнеса в своих интересах. Частный предприниматель-собственник изначально владеет материальными ресурсами и капитальным оборудованием, необходимыми для производственной и коммерческой деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации бизнеса имеет определенные достоинства. 1. Индивидуальную частную фирму легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических или бюрократических препон и связанных с ними расходов. 2. Частный предприниматель - сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный и непосредственный стимул вести дела эффективно. Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы бизнеса весьма значительны. 1. За редким исключением, финансовые ресурсы частного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. Финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и тем, что он может занять. Поскольку среди индивидуальных частных фирм относительно высок процент банкротств, коммерческие банки не слишком охотно предоставляют им крупные кредиты. 2. Полностью и единолично отвечая за деятельность предприятия, частный предприниматель вынужден сам выполнять все основные управленческие функции. Ему приходится принимать все решения по поводу закупок, продаж, привлечения и обучения персонала; он должен также держать под контролем технические аспекты, связанные с производством, рекламой и распределением продукции. Короче говоря, потенциальные выгоды от специализации в управлении бизнесом индивидуальному предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны. 3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что индивидуальный частный предприниматель несет неограниченную ответственность. Это означает, что он рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного частного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут предъявить требования к личной собственности владельца предприятия. ПартнерствоПартнерство (товарищество) как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Партнерства зародились в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства. Партнерство - это форма организации бизнеса, при которой два или более человека договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и деловые навыки. Подобным же образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. Преимущества. Каковы преимущества партнерства? 1. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, и, как правило, это не связано с обременительными бюрократическими процедурами. 2. Благодаря участию в бизнесе нескольких партнеров становится возможной более высокая степень специализации в управлении. 3. Объединение в партнерстве нескольких участников позволяет расширить его финансовые ресурсы в сравнении с ресурсами индивидуальной частной фирмы. Партнеры могут слить воедино свои денежные капиталы, и обычно их предприятие представляется банкирам менее рискованным. Недостатки. Вопреки ожиданиям партнерству зачастую не удается преодолеть несовершенства индивидуального предпринимательства, и даже, наоборот, порой оно порождает такие проблемы, с которыми не сталкивается частная фирма, находящаяся в единоличном владении. 1. Если в управлении участвует несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам. 2. Финансовые ресурсы параметров остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуальных частных фирм. Но у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия. 3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, полное прекращение ее деятельности. 4. Наконец, неограниченная ответственность досаждает партнерствам точно так же, как и индивидуальным частным фирмам. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия — не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится рисковать своими деньгами, полагаясь на благоразумие и расчетливость своего менее предприимчивого коллеги. КорпорацияКорпорация - это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и отграниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, получившая от правительства статус «юридического лица», вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рис. 5-4, в общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю приходится примерно 90% общего объема продаж предпринимательского сектора. 1. Корпорация значительно более эффективно по сравнению со всеми другими формами организации бизнеса справляется с задачей привлечения денежного капитала. Как показано в разделе «Последний штрих» этой главы, корпорациям присущ уникальный способ финансирования - посредством продажи акций и облигаций, — который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации способны объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа людей. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет определенные преимущества и с точки зрения их покупателей. Прежде всего домохозяйства в этом случае могут участвовать в деловом предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же у человека появляется возможность распределять риски, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, держатели корпоративных ценных бумаг обычно без труда могут избавиться от них, продав другому владельцу. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Нечего и говорить, что это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций. Более того, корпорациям обычно легче, нежели другим формам бизнеса, получить доступ к банковскому кредиту. Во-первых, корпорации более надежны (с ними сопряжен меньший риск), а во-вторых, они скорее, чем все другие, способны обеспечить банкам прибыльные вклады. 2. Корпорации обладают также одним явным преимуществом — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под удар, даже если корпорации угрожает банкротство. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает корпорации привлечение денежного капитала. 3. Благодаря своим преимуществам в привлечении денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем, расширять масштабы операций и реализовывать выгоды роста. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства, а также из более глубокой специализации в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий индивидуальной частной фирмой вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом и маркетинговыми функциями, крупная корпорация в состоянии привлечь специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достичь большей эффективности. 4. Будучи юридическим лицом, корпорация существует независимо от ее владельцев и от ее собственных должностных лиц. Индивидуальные фирмы могут внезапно и непредсказуемо погибнуть, а корпорации, по крайней мере юридически, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостность и непрерывность деятельности. Иными словами, корпорации обладают известным постоянством, которого недостает другим формам бизнеса и которое открывает возможности для перспективного планирования и роста. Недостатки. Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако такие недостатки все же существуют. 1. Регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги. 2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторым недобросовестным владельцам компаний иногда удается избежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции благодаря возможностям, которые открывает перед ними корпоративная форма организации бизнеса. 3. Следующий недостаток корпораций состоит в двойном налогообложении корпоративной прибыли. Та часть дохода корпораций, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции. 4. В индивидуальной частной фирме и партнерстве владельцы реальных и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и контролируют их. Но в крупных корпорациях, собственность которых широко распылена среди десятков или даже сотен тысяч акционеров, происходит разделение функций собственности и управления (контроля). Причины этого расхождения кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большинство акционеров не принимают участия в голосовании, а если они и участвуют в нем, то лишь опосредованно, передавая свои голоса действующим должностным лицам корпорации и тем самым наделяя последних практически безграничными полномочиями и возможностью самостоятельно определять свою судьбу. Разделение функций собственности и управления не вызывает серьезных последствий в том случае, если действия группы, осуществляющей функции управления, отвечают интересам группы собственников корпорации (то есть акционеров). Но интересы двух этих групп далеко не всегда совпадают. К примеру, управляющие, стремясь к власти и почету, сопутствующим контролю над крупным предприятием, могут пойти на невыгодное расширение деятельности фирмы. Или же столкновение интересов может произойти по поводу политики выплаты дивидендов. Какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какую корпорация сохранит за собой в виде нераспределенной прибыли? И при решении этого вопроса должностные лица корпорации могут самостоятельно проголосовать за повышение своих окладов, пенсий, премий и т.п. за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более высоких дивидендов. И последнее замечание. Многие штаты приняли законы о компаниях с ограниченной ответственностью, с тем чтобы перенести преимущество ограниченной ответственности, присущее корпорациям, на партнерства (товарищества). С точки зрения налогообложения товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) представляет собой обычное партнерство, но в вопросах, связанных с ответственностью, оно приобретает черты корпорации. Как и любое партнерство, ТОО распределяет свой доход непосредственно среди владельцев и инвесторов, и с позиций налогообложения он рассматривается как личный доход. Но, подобно корпорации, ТОО защищает личные активы своих участников от требований кредиторов (то есть от финансовой ответственности). ТОО имеет ограниченную продолжительность жизнедеятельности; как правило, она колеблется в пределах 30-40 лет. (Ключевой вопрос 4.) Создавать ли корпорацию?Ключевым фактором, определяющим решение о том, принимать ли фирме статус корпорации, является потребность в денежном капитале. Денежный капитал, необходимый для создания и обеспечения деятельности парикмахерской, обувной мастерской или небольшого сувенирного магазинчика, не слишком велик, и в подобном случае можно обойтись без создания корпорации. В противоположность этому современные технологии и значительный стоимостный объем бизнеса настоятельно требуют участия корпораций во многих областях производства. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности — автомобильная, сталелитейная, производство металлоконструкций, электрооборудования, электробытовых приборов и т.д. - нуждается в весьма крупных денежных ресурсах для осуществления инвестиций в основные и оборотные активы. При таких обстоятельствах нет иного выхода, кроме создания корпорации. Большой бизнесВспомним, еще раз взглянув на рис. 5-4, что, хотя корпорации относительно немногочисленны, они служат основным источником продукции в американской экономике. Во многих основных отраслях промышленности преобладают гигантские корпорации, чьи активы и ежегодные объемы продаж достигают миллиардов долларов, количество занятых исчисляется сотнями тысяч рабочих, а ежегодные прибыли после уплаты налогов составляют сотни миллионов долларов. Мы уже упоминали статистические данные, относящиеся к деятельности самой крупной корпорации Америки General Motors в 1993 г.: объем продаж - около 134 млрд дол.; стоимость активов - примерно 188 млрд дол.; численность занятых - около 711 тыс. человек. Примечательно, что в мире существует всего лишь приблизительно 20 стран, чей внутренний продукт превышает ежегодный объем продаж General Motorsl В 1993 г. ежегодный объем продаж примерно 20 промышленных корпораций превышал 20 млрд дол.; у 47 промышленных фирм этот показатель превышал 10 млрд дол. Тот факт, что корпорации составляют менее 20% всего предпринимательского сектора и при этом производят 90% продукции этого сектора, говорит о доминирующей роли крупных корпораций в американской экономике. Но крупные корпорации оказывают разное по степени влияние на различные отрасли. Большой бизнес преобладает в обрабатывающей промышленности и играет заметную роль в транспорте, связи, банковском деле и финансах. Другую крайность представляют собой около 2 млн фермеров, чей суммарный объем продаж в 1993 г. был меньше аналогичного показателя двух крупнейших промышленных корпораций! В промежутке между этими крайностями находится множество разнообразных фирм, действующих в различных областях розничной торговли и сферы услуг, для которых характерны небольшие размеры. Так или иначе на американском деловом ландшафте преобладают крупные корпорации, и есть все основания называть Соединенные Штаты экономикой «большого бизнеса». Экономические функции правительстваВсе экономические системы, существующие в реальном мире, являются «смешанными»: государство и рыночная система делят между собой ответственность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американская экономика — это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение. В этом разделе мы хотим:
Некоторые экономические функции правительства усиливают и облегчают действие рыночной системы; другие дополняют и модифицируют чистый капитализм. Правовая база и социальная структураПравительство обеспечивает правовую базу и специфические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса деловым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения договоров (контрактов). Правительство также устанавливает юридические «правила игры», регулирующие взаимоотношения фирм, поставщиков ресурсов и потребителей между собой. На основе законодательства правительство может выступать в роли судьи, или арбитра, в экономических отношениях, выявлять случаи нечестной игры и проявлять власть для вынесения соответствующих наказаний. К услугам, предоставляемым правительством, относятся деятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системы стандартов для измерения веса и оценки качества продуктов и обеспечение денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами. Принятый в 1906 г. закон о чистоте пищевых продуктов и медикаментов служит хорошим примером того, как правительство подкрепляет действие рыночной системы. Этот закон устанавливает правила поведения, которым должны подчиняться производители во взаимодействии с потребителями. Он запрещает продажу фальсифицированных и не соответствующих сорту или марке пищевых продуктов и медикаментов, требует обязательного указания на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должны присутствовать на этикетках консервированных продуктов, и запрещает помещать ложные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваны предотвратить возможное мошенничество со стороны производителей и укрепить уверенность общества в надежности рыночной системы. Аналогичное законодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, а также отношения фирм между собой. Предполагается, что подобные действия правительства улучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок средством обращения, гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуя соблюдению контрактов, правительство увеличивает объем совершаемых торговых сделок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации в использовании материальных и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм, потребителей и работников, подавляя тем самым экономические стимулы и снижая эффективность производства. Поддержание конкуренцииКонкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являются покупатели, рынок -их агентом, а фирмы - их слугами. Совсем иначе обстоят дела в условиях монополии. Монополия возникает в том случае, когда количество продавцов сокращается настолько, что каждый продавец получает возможность влиять на общий объем предложения и, следовательно, на цену продаваемого товара. При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счет общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объем предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определенного продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При мо-нополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов. В Соединенных Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами. 1. Регулирование и собственность. В «естественных монополиях», то есть отраслях, где технические и экономические факторы исключают рыночную конкуренцию, правительство создало общественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. К отраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию, от носятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятия коммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространена государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. 2. Антимонопольные законы. Почти на всех рынках эффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию как регулятор деловой активности. Даже при наличии правовой базы для капиталистических институтов и в условиях конкуренции все равно сохраняется необходимость в выполнении правительством дополнительных экономических функций. Рыночной экономике присущи определенные недостатки и ограничения, которые вынуждают правительство дополнять и модифицировать ее деятельность. Перераспределение доходовРыночная система безлична. И распределение доходов в ней может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование и не накопили и не унаследовали никакой собственности. Поэтому их доходы очень низки. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиночки) получают в рыночной системе очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают никакого дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении денежного дохода (вспомните рис. 5-2), а следовательно, и в распределении совокупного продукта между домохозяйствами. Бедность среди общего изобилия остается одной из основных экономических и политических проблем общества. Роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ. 1. Трансферты. Трансфертные платежи обеспечивают экстренную помощь остронуждающимся людям, лишившимся средств к существованию, регулярную поддержку иждивенцам и нетрудоспособным инвалидам, а также пособия по безработице безработным. Программа социального обеспечения и программа бесплатной медицинской помощи Medicare служат для оказания финансовой поддержки пенсионерам и пожилым больным. Эти программы перераспределяют доход от государства к тем домохозяйствам, которые в противном случае имели бы очень ограниченные средства к существованию или совсем не имели бы их. 2. Вмешательство в рынок. Правительство также изменяет распределение доходов путем вмешательства в деятельность рынка, то есть посредством изменения цен, установленных рыночными силами. Ценовая поддержка фермеров и законодательство, определяющее минимальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. 3. Налогообложение. Индивидуальный подоходный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных. Перераспределение ресурсовЭкономисты говорят о резком нарушении функционирования рынка в двух случаях: когда конкурентная рыночная система: 1) либо производит «неправильные» количества определенных товаров или услуг; 2) либо вообще не способна выделить какие бы то ни было ресурсы для создания определенных товаров или услуг, производство которых экономически оправданно. В первом случае речь идет о «переливе ресурсов», или «побочных (внешних) эффектах», во втором случае — о «государственных», или «социальных», благах. Переливы ресурсов, или побочные эффектыИдея, согласно которой конкурентные рынки автоматически обеспечивают эффективное использование ресурсов, основана на допущении, что все выгоды и издержки производства и потребления каждого продукта полностью отражаются кривыми рыночного спроса и предложения соответственно. Предполагается, что производству или потреблению любых товаров или услуг не сопутствуют переливы, или побочные эффекты. Перелив происходит, когда некоторые выгоды или издержки производства или потребления товара перемещаются к «третьей стороне», не являющейся непосредственно продавцом или покупателем. Переливы называют также побочными (внешними) эффектами, так как они представляют собой выгоды или издержки, выпадающие на долю «третьей стороны», не имеющей отношения к данной рыночной сделке. Издержки перелива. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки для третьей стороны, которые называются издержками перелива. Примером издержек перелива может служить загрязнение окружающей среды. Когда химическое предприятие или мясоперерабатывающий завод спускают свои промышленные отходы в озеро или реку, все те, кто в это время купается, ловит рыбу и катается на лодках, не говоря уже о предприятиях водоснабжения, несут издержки перелива. Подобные действия могут создать угрозу здоровью людей и нанести ущерб дикой природе, а то и вовсе разрушить ее. Когда нефтеперерабатывающий завод загрязняет воздух дымом или лакокрасочная фабрика распространяет вокруг себя удушливый запах, то население несет ничем не компенсируемые издержки перелива. Кислотные дожди и глобальное потепление — это издержки перелива, почти ежедневно привлекающие к себе внимание средств массовой информации. Каковы же экономические последствия переливов? Вспомним, что издержки лежат ниже кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду; переносит часть своих издержек на население, ее кривая предложения оказывается правее, чем когда она несет свои издержки производства полностью. Это приводит к расширению производства и к избыточному выделению ресурсов на производство данного товара. Коррекция издержек перелива. Правительство способно корректировать такое избыточное выделение ресурсов двумя способами. Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество. 1. Законодательство. В наших примерах загрязнения воды и воздуха самой прямой мерой будет принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы на надлежащее уничтожение промышленных отходов. Фирмы должны покупать и устанавливать дымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том, чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством. 2. Специальные налоги. Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и, следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы (гл. 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение). Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновь возложить на фирму-нарушителя те внешние издержки или издержки перелива, которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранить избыточное выделение ресурсов. Выгоды перелива. Но переливы могут проявляться и в форме выгод. Производство или потребление определенных товаров и услуг может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды перелива, или внешние выгоды для третьих лиц или населения в целом. Вакцинация против кори и полиомиелита приносит прямую выгоду непосредственному потребителю. Но иммунизация против таких инфекционных заболеваний приносит всеобъемлющие и значительные выгоды перелива и обществу в целом. Открытие вакцины против СПИДа было бы выгодно всему обществу, а не только получившим прививки. Люди, не прошедшие вакцинацию, также получают очевидные выгоды в связи с замедлением распространения заболевания. Образование служит еще одним примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным потребителям: «более образованные» люди, как правило, получают более высокие доходы, чем «менее образованные». Вместе с тем образование приносит также выгоды всему обществу. Экономика в целом выигрывает от наличия более гибкой и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и от меньших расходов на предотвращение преступлений, обеспечение законности и на благотворительные программы - с другой. Существуют доказательства того, что производительность труда любого работника с данным уровнем образования или квалификации окажется выше, если он работает с более образованными людьми. Другими словами, у работника X повысится производительность труда просто потому, что работающие вместе с ним Y и Z лучше образованны. Важное значение имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямой зависимости от уровня образования; так, доля лиц, принимающих участие в голосовании, увеличивается от группы к группе по мере повышения образовательного уровня избирателей, входящих в данную группу. Выгоды от перелива капитала могут быть хорошо видны на кривой спроса, на которой в большей степени отражаются частные преимущества, чем преимущества в целом. Кривая спроса на продукт смещается влево от ситуации, когда рынок учитывает все преимущества. Это означает, что произведено меньше продукции, иными словами, наблюдается нехватка ресурсов на данный продукт. Коррекция выгод перелива. Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение), либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта в государственном секторе экономики. 1. Увеличение спроса. В сфере высшего образования государство обеспечивает студентов с низким доходом ссудами и фантами, которые позволяют этим студентам заниматься учебой. Второй пример: программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона семей с низкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на питание, получают от правительства денежную компенсацию их стоимости. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы посредством улучшения рациона питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым — лучше работать. Помогая своим несостоятельным членам стать производительными участниками экономического процесса, общество в целом выигрывает. 2. Увеличение предложения. В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объем предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами подобных мер правительства. 3. Государственный сектор. Третий вариант политики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять их деятельностью. Этот вариант подводит нас к обсуждению общественных товаров и услуг. Общественные товары и услугиИндивидуальные блага (товары индивидуального пользования), которые производятся в рыночной системе, обладают свойством делимости в том смысле, что они производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, индивидуальные блага подвержены действию принципа исключения, который состоит в том, что те, кто хочет и может заплатить равновесную цену, получает данный продукт, а те, кто не хочет или не может, исключаются из числа получающих выгоду от данного продукта. Но существуют определенные товары и услуги - так называемые общественные, или социальные, блага (товары и услуги), которые рыночная система вообще не стала бы производить, потому что их характеристики противоположны тем, какими обладают индивидуальные блага. Общественные блага неделимы, они состоят из столь крупных единиц, что, как правило, не могут быть проданы частному покупателю. Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не ракеты «пэтриот», скоростные автострады, космические телескопы и системы управления воздушным транспортом. Более того, на общественные блага не распространяется принцип исключения. Это значит, что не существует эффективного способа отстранить индивидуумов от получения выгоды, приносимой общественными благами, едва лишь они возникают. Получение выгоды от индивидуальных благ происходит после их приобретения; выгоды от общественных благ начинают поступать к обществу сразу после производства последних. Примеры. Классическим примером общественных благ служит маяк, установленный на опасном побережье. Строительство маяка экономически оправданно, если выгоды от него (уменьшение числа кораблекрушений) превышают издержки его производства. Но выгоды, приходящиеся на каждого индивидуального пользователя, не в состоянии оправдать покупку такого крупного и неделимого продукта. Однако после введения маяка в действие его свет направляет движение всех судов. Не существует практической возможности исключить какие-то суда из числа получающих выгоду от маяка. Следовательно, зачем бы какому-то судовладельцу добровольно платить за эти выгоды? Маяк освещает путь всем, и невозможно сделать так, чтобы капитан корабля не видел его, даже если судовладелец предпочитает не платить за маяк. Экономисты называют это проблемой «бесплатного проезда»; люди могут пользоваться выгодами какого-то продукта, не участвуя в затратах на его производство. Поскольку принцип исключения здесь не действует, частные предприятия не имеют никаких экономических стимулов для производства маяков. Если на услуги маяка нельзя установить цену и если их невозможно продать, то частным фирмам невыгодно направлять ресурсы на строительство маяков. Это пример услуги, которая приносит значительную выгоду, но на производство которой рынок сам по себе не выделит никаких ресурсов. Национальная оборона, система паводкового контроля, здравоохранение, спутниковые навигационные системы и борьба с вредными насекомыми — все это тоже примеры общественных благ. Если общество хочет иметь такие товары и услуги, обеспечить их производство должен государственный сектор, а источником финансирования этого производства должны служить принудительные сборы в форме налогов. Крупные выгоды перелива. Хотя коренное различие между индивидуальными и общественными благами связано с неприменимостью принципа исключения, государство производит также многие другие товары и услуги, к которым принцип исключения может быть применен. Такие товары и услуги, как образование, улицы и автострады, полицейская и пожарная службы, библиотеки и музеи, профилактическая медицина, канализация, подчиняются принципу исключения, то есть частные производители могут устанавливать на них цены и предлагать их потребителям в рамках рыночной системы. Но, как было отмечено ранее, они представляют собой услуги, которым сопутствуют крупные выгоды перелива и которые не могла бы производить в достаточном количестве рыночная система. Поэтому, дабы предотвратить недостаточное выделение ресурсов на эти цели, которое произошло бы в таком случае, государство берет на себя их производство. Подобные товары и услуги называются квазиобщественными благами. Можно понять непрерывные споры вокруг здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли индивидуальные блага предоставляться через рыночную систему или это квазиобщественные блага и их должно предоставлять государство? Распределение ресурсов на производство общественных благЦеновая система не способна выделять ресурсы на производство общественных благ и выделяет недостаточно ресурсов на производство квазиобщественных благ. Каков же в этих условиях механизм производства таких товаров и услуг? Общественные блага приобретаются через посредство государства на основе группового, или коллективного, выбора в отличие от индивидуальных благ, которые приобретаются у частных предприятий на основе индивидуального выбора. Виды и количество производимых общественных благ при демократии определяются политическим голосованием. Объем потребления различных общественных благ — это вопрос государственной политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, дополняют решения домохозяйств и фирм при ответе на пять фундаментальных вопросов. Как ресурсы перераспределяются из производства индивидуальных в производство общественных благ? В экономике полной занятости государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных благ. Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на них. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов - часть их потенциальной покупательной способности - из потока «доходы - расходы». По мере понижения доходов в результате налогообложения фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь вызывает спад в частном спросе на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Государственные расходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют затем вовлечь эти ресурсы в производство общественных товаров и услуг. Налог на прибыль корпораций и личный подоходный налог высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (печатных станков, товарных вагонов, складов) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные расходы позволяют направить эти ресурсы в строительство почтовых отделений, военных самолетов, новых школ и скоростных автострад. Правительство осуществляет целевое перераспределение ресурсов, внося существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта. (Ключевые вопросы 9 и 10.) СтабилизацияС исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики — то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели. Уровень производства прямо зависит от общих, или совокупных, расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в максимальном объеме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того конкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость и стабильность цен, либо, напротив, превосходить его. Это в свою очередь может привести либо к безработице, либо к инфляции. 1. Безработица. Уровень общих расходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полной занятости. В этом случае правительство может дополнить частные расходы таким образом, чтобы совокупных расходов - частных и государственных - было достаточно для обеспечения полной занятости. Правительство в состоянии добиться этого, используя те же способы - государственные расходы и налоги, которыми оно пользуется для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. В частности, правительство может, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги, а с другой - сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы. 2. Инфляция. Возможна и другая ситуация, когда уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. Если такое происходит, то есть если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полной занятости ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы приводят к инфляции. В таком случае правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путем сокращения своих собственных расходов и путем повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора. Краткое повторение 5-2
Снова о модели кругооборотаГосударственный сектор полностью интегрирован в кругооборот материальных и денежных потоков, составляющих экономику. Давайте снова рассмотрим выполняемые правительством функции перераспределения доходов и ресурсов, а также стабилизации экономики в свете модели кругооборота из главы 2. На рис. 5-5 потоки (1) - (4) повторяют рис. 2-6. Потоки (1) и (2) показывают расходы фирм на ресурсы, поставляемые домохозяйствами. Эти расходы являются затратами для фирм, но представляют собой заработную плату, ренту, проценты и прибыли для домохозяйств. Потоки (3) и (4) отражают потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, производимые фирмами.
Теперь рассмотрим изменения, связанные с добавлением государственного сектора (правительства). Потоки (5) - (8) показывают, что правительство совершает закупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов. А именно, потоки (5) и (6) отражают государственные закупки у частных фирм таких, например, товаров, как бумага, компьютеры и вооружение. Потоки (7) и (8) отражают государственные закупки ресурсов. Федеральное правительство выплачивает жалованье членам Конгресса, вооруженным силам, юристам Министерства юстиции, различным чиновникам и т.д. Местные органы власти и правительства штатов нанимают учителей, водителей автобусов, полицейских и пожарных. Федеральное правительство может также арендовать или приобрести в собственность землю для расширения военной базы; город также может купить земельный участок, чтобы построить еще одну начальную школу. Правительство предоставляет общественные товары и услуги домохозяйствам и фирмам, что отражают потоки (9) и (10). Для финансирования производства этих товаров и услуг требуются налоги, выплачиваемые фирмами и домохозяйствами, которые показаны потоками (11) и (12). Мы назвали эти потоки чистыми налогами, поскольку они также включают «обратные налоги» в форме трансфертных выплат домохозяйствам и субсидий фирмам. Таким образом, поток (11) обозначает не только подоходный и акцизный налоги и налог с продаж, поступающие от фирм к правительству, но также различные субсидии фермерам, судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Большая часть субсидий фирмам «скрыта» в виде ссуд под низкий процент, правительственных гарантий займов, налоговых льгот или общественных услуг, предоставляемых по ценам ниже себестоимости. Точно так же правительство собирает налоги (личный подоходный налог, налог на заработную плату) непосредственно с домохозяйств и осуществляет трансфертные платежи, например выплату благотворительных пособий и пособий по социальному обеспечению, как показывает поток (12). Наша модель кругооборота дает четкое представление о том, каким образом правительство изменяет структуру распределения доходов, перераспределяет ресурсы и регулирует уровень экономической активности. Структура налогов и трансфертных платежей может оказывать существенное влияние на распределение доходов. Так, поток (12) показывает, что налоговая система, в которой налоги поступают преимущественно от обеспеченных домохозяйств, в сочетании с системой трансфертных платежей домохозяйствам с низкими доходами приводит к большему равенству в распределении доходов. Потоки (6) и (8) отражают распределение ресурсов, отличное от того, какое свойственно полностью частной экономике. Правительство покупает иные товары, услуги и трудовые ресурсы, чем домохозяйства. Наконец, все потоки, относящиеся к государственному сектору, отражают те методы, которыми правительство пытается стабилизировать экономику. Если в экономике наблюдается безработица, увеличение государственных расходов при неизменном уровне налогов и трансфертных платежей увеличит объем совокупных расходов, производства и занятости. Равным образом при данном уровне государственных расходов снижение налогов или увеличение трансфертных платежей увеличат покупательную способность и стимулируют расходы частного сектора. И наоборот, при инфляции правительство будет придерживаться противоположной политики: уменьшения государственных расходов, повышения налогов и сокращения трансфертных платежей. Государственные финансыНасколько велик государственный сектор? Каковы основные экономические программы федерального и местного правительств? Каким образом эти программы финансируются? Рост государственного сектора: закупки и трансфертыМы можем получить общее представление о масштабах и росте экономической роли правительства, изучив, как осуществляются государственные закупки товаров и услуг и государственные трансфертные платежи. Различие между этими двумя видами деятельности весьма существенно. 1. Государственные закупки - это деятельность «истощающая»: они напрямую поглощают, или потребляют, ресурсы, и полученная в результате продукция составляет часть внутреннего продукта. Например, при закупке ракет потребляется труд физиков и инженеров наряду со сталью, взрывчатыми веществами и множеством других компонентов. 2. Трансфертные платежи — «неистощающая» форма деятельности: они не поглощают ресурсы непосредственно и не связаны с производством. Социальные и благотворительные пособия, пособия ветеранам и пособия по безработице служат примерами трансфертных платежей. Их основная характеристика заключается в том, что получатели пособий в настоящий момент не вносят своего вклада в производство в обмен на эти выплаты.
Рис. 5-6 показывает, что государственные закупки товаров и услуг за последние 45 лет составляли около 20% внутреннего продукта. Конечно, объем внутреннего продукта существенно возрос за этот период, так что и абсолютная величина государственных закупок значительно увеличилась. В 1955 г. государственные закупки составили 75 млрд дол. в сравнении с 1175 млрд дол. в 1994 г. Но если мы теперь рассмотрим трансфертные платежи, мы получим другое впечатление о роли государства и ее росте. Как показывает рис. 5-6, трансферты сильно возросли начиная с 60-х годов, поднявшись от 5% внутреннего продукта в 1960 г. до 14% в 1994 г. В результате налоговые поступления, необходимые для финансирования совокупных государственных расходов — закупки плюс трансферты, - составляют теперь около '/3 внутреннего продукта. В 1994 г. средний налогоплательщик тратил примерно 2 часа 45 минут из каждого восьмичасового рабочего дня на уплату налогов. Федеральные финансыТеперь давайте рассмотрим федеральное правительство, правительства штатов и местные органы власти по отдельности, чтобы сравнить их структуры расходов и налоговых поступлений. Рис. 5-7 дает представление о бюджете федерального правительства.
Расходы федерального правительстваВыделяются 4 важнейшие сферы приложения федеральных расходов: 1) выплата пенсий и социальное обеспечение; 2) национальная оборона; 3) здравоохранение; 4) выплата процентов по государственному долгу. Категория пенсии и социальное обеспечение охватывает множество ранее упомянутых программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, семьям без кормильца и т.д. На долю национальной обороны приходится примерно 1/5 расходов федерального бюджета, что указывает на высокий уровень затрат на поддержание боеготовности. Расходы на здравоохранение отражают резкое удорожание правительственных программ медицинской помощи пенсионерам и малообеспеченным гражданам. Выплата процентов по государственному долгу в последние годы значительно возросла в связи с увеличением размера самого долга. Доходы федерального правительстваКак видно из рис. 5-7, основными источниками поступлений в федеральный бюджет являются подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы и налог на прибыль корпораций, приносяшие соответственно 44, 37 и 10 центов в расчете на каждый собранный в виде налогов доллар. Личный подоходный налог. Личный подоходный налог составляет основу налоговой системы США и заслуживает особого внимания. Этот налог взимается с налогооблагаемого дохода, то есть с доходов домохозяйств и некорпоративных предпринимательских структур за вычетом налоговых освобождений (по 2450 дол. на каждого члена домохозяйства) и скидок (расходов фирм, благотворительных взносов, процентов по закладным на жилье, некоторых местных налогов и налогов штатов). Федеральный личный подоходный налог - прогрессивный налог. Значит, люди с более высокими доходами выплачивают в виде налога большую долю своего дохода, чем люди с низкими доходами. Прогрессивность достигается за счет системы растущих налоговых ставок, применяемых к разным доходным группам по мере повышения дохода внутри каждой группы.
Столбцы (1) и (2) табл. 5-2 отражают механизм расчета подоходного налога для семейной пары, заполняющей совместную налоговую декларацию. Отметим, что ставка 15% применяется к любому налогооблагаемому доходу ниже 36 900 дол., весь дополнительный доход свыше этой величины, но до верхнего предела 89 150 дол. облагается по ставке 28%. Дополнительный доход между 89 150 и 140 тыс. дол. облагается по ставке 31%, а доход в интервале от 140 тыс. до 250 тыс. дол. — по ставке 36%. Весь налогооблагаемый доход сверх 250 тыс. дол. облагается по ставке 39,6%. В столбце (2) табл. 5-2 перечислены предельные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка — это налог, выплачиваемый на дополнительный доход. По определению, она представляет собой прирост выплачиваемого налога (столбец 4), деленный на прирост дохода (столбец 3). Таким образом, если налогооблагаемый доход семейной пары увеличился с 0 до 36 900 дол., прирост выплачиваемых налогов составит: 5535 дол. (0,15 х х 36 900), как показано в столбце (4). Если налогооблагаемый доход семейной пары возрос на дополнительные 52 250 дол. (столбец 3), то есть с 36 900 до 89 150 дол., будет применена более высокая налоговая ставка, равная 28%, и, следовательно, будет заплачен дополнительный налог, составляющий 14 630 дол. (0,28 х 52 250), о чем свидетельствует столбец (4). Предельные налоговые ставки из столбца (2) преувеличивают величину личного подоходного налога, поскольку растущие налоговые ставки применяются только при переходе дохода из одного определенного налогового интервала в другой. Чтобы получить более ясное представление о налоговом бремени, мы должны рассматривать средние налоговые ставки. Средняя налоговая ставка — это частное от деления общей величины уплаченного налога на общую величину налогооблагаемого дохода. Для налогового интервала 0 — 36 900 дол. из столбца (6) табл. 5-2 средняя налоговая ставка равна 5535 дол. (столбец 4), деленным на 36 900 дол. (столбец 1), или 15%, то есть той же величине, что и предельная налоговая ставка. Но семейная пара, зарабатывающая 89150 дол., не платит 28% своего дохода в качестве налога, как можно было бы предположить исходя из предельной ставки. На самом деле средняя налоговая ставка составляет около 22,6% (20 165 дол./89 150 дол.). Причина заключается в том, что первые 36 900 дол. дохода облагаются по ставке 15%, и только следующие 52 250 дол. облагаются по ставке 28%. Попробуйте подсчитать среднюю процентную ставку для семейной пары, зарабатывающей 350 тыс. дол. В этом случае мы видим, что, если предельная налоговая ставка выше средней, средняя налоговая ставка будет расти. Арифметика здесь такая же, как в школе. Вы должны получить на дополнительном, то есть «предельном», экзамене оценку выше средней, чтобы увеличить свой средний балл. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода, называется прогрессивным налогом. Такой налог составляет большую величину в абсолютном выражении и более крупную долю в доходе по мере роста этого дохода. Таким образом, можно утверждать, что личный подоходный налог в американской налоговой системе предстааляет собой умеренно прогрессивный налог. (Ключевой вопрос 15.) Налоги на заработную плату. Взносы в систему социального обеспечения, или налоги иа заработную плату, представляют собой выплаты в обязательные программы страхования — страхования по старости и медицинского страхования (Medicare), — предусмотренные законодательством о социальном страховании. Эти налоги взимаются и с предпринимателей, и с работников. Совершенствование и расширение программ социального страхования в сочетании с ростом численности работающих привели в последние годы к значительному увеличению налогов на заработную плату. В 1995 г. каждый из нанимателей и работников заплатил налог в размере 7,65% с первых 61 200 дол. годового дохода работника. Кроме того, каждый из нанимателей и работников выплатил 1,45% от общего фонда заработной платы для финансирования программы Medicare. Налог на прибыли корпораций. Федеральное правительство также взимает налоги с корпораций. Как следует из названия, налогом иа прибыль корпораций облагаются корпоративные прибыли, то есть разность между их совокупными доходами и совокупными расходами. Базовая ставка составляет 35% и применяется к годовым прибылям свыше 10 млн дол. Фирма, получившая 15 млн дол. прибыли, заплатит корпоративный налог в размере 1 750 тыс. дол. (5 000 000 дол. х 0,35). Фирмы, чьи прибыли составляют меньше 10 млн дол. в год, облагаются налогом по более низкой ставке. Акцизные налоги. Налоги, которыми облагаются оборот или потребление товаров, могут принимать форму налога с продаж или акциза. Эти два вида налогов различаются между собой в основном по степени охвата. Налог с продаж применяется к широкому кругу товаров, в то время как акцизом облагается небольшой, избранный перечень товаров. Как свидетельствует рис. 5-7, федеральное правительство собирает акцизный налог (с таких товаров, как алкогольная продукция, табачные изделия, бензин). Федеральное правительство не взимает общий налог с продаж, но для большинства местных органов власти этот налог — хлеб насущный. Финансы штатов и местных органов властиОтметим, взглянув на рис. 5-8, что основными источниками налоговых поступлений на уровне штата служат налоги с продаж и акцизы, которые составляют около 49% всех налоговых сборов. Второй важнейший источник налоговых поступлений штатов - это личный подоходный налог, который здесь взимается по куда более умеренной ставке, чем на федеральном уровне. Налоги на прибыль корпораций, на имущество, на наследство, различные лицензионные и регистрационные сборы составляют оставшуюся часть налоговых поступлений.
Расходы правительств штатов направляются главным образом на: 1) социальное обеспечение; 2) образование; 3) здравоохранение и содержание больниц; 4) строительство и эксплуатацию дорог. Рис. 5-8 содержит обобщенные данные и не дает представления о бюджетах отдельных штатов. Различные штаты отличаются друг от друга по типам применяемых налогов. Так, хотя личный подоходный налог и служит основным источником налоговых поступлений для всех штатов, вместе взятых, шесть штатов вообще не взимают личный подоходный налог. Более того, в разных штатах наблюдаются большие различия в величине взимаемых налогов и выплат.
Рис. 5-9 содержит данные о поступлениях и расходах всех местных органов власти, включая не только крупные и мелкие города, но и районы, муниципалитеты, поселки и школьные округа. Выделяются один источник поступлений и одно их использование: большая часть доходов местных правительств проистекает из налога на имущество. А поступления в местные бюджеты расходуются в основном на образование. Краткое повторение 5-3
Фискальный федерализмИсторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов этих властей. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собственными субсидиями местным органам управления. Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом. Из-за постоянного и крупного дефицита федерального бюджета субсидии со стороны федерального правительства в последнее время сократились. Это вынудило правительства штатов и местные органы власти повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и ограничить свои расходы. ЛотереиПравительства штатов и местные органы власти все в большей степени рассматривают лотереи как средство затыкания дыр в бюджете, возникающих из-за разницы между налоговыми поступлениями и расходами. В 1993 г. 37 штатов проводили лотереи, на которых было продано билетов на 25 млрд дол. Лотереи - явление довольно противоречивое. Противники лотерей утверждают, что: 1) поддержка властями азартных игр аморальна по своей сути; 2) лотереи создают тип «заядлых» игроков, которые, погрязнув в игре, разоряются сами и доводят до нищеты свои семьи; 3) семьи с низким доходом тратят на лотереи большую долю своего дохода, чем богатые семьи; 4) как сфера оборота наличных денег, лотереи притягивают к себе преступников и вызывают другие нежелательные последствия; 5) лотереи убеждают людей в том, что путь к преуспеванию им открывают везение и счастливый случай, а вовсе не образование, упорный труд, накопление и инвестирование. Защитники же лотерей настаивают на том, что: 1) лотереи предпочтительнее налогов, поскольку участие в них - дело добровольное, а не принудительное; 2) лотереи представляют собой безболезненный способ финансирования таких государственных услуг, как образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; 3) лотереи составляют конкуренцию незаконным азартным играм, и потому они благоприятны для общества как средство борьбы с организованной преступностью. Финансирование деятельности корпорацийОдним из основных преимуществ корпораций является их способность финансировать свои операции путем продажи акций и облигаций. Полезно рассмотреть природу корпоративных финансов более детально. Вообще корпорации финансируют свою деятельность тремя различными способами. Во-первых, значительная часть финансовых средств поступает из внутренних источников - из нераспределенной прибыли корпорации. Во-вторых, подобно частным лицам и некорпоративным фирмам, корпорации могут прибегнуть к займам у финансовых институтов. Например, небольшая корпорация, желающая построить новый завод, может получить средства в коммерческом банке, ссудо-сберегательной ассоциации или страховой компании. В-третьих, при этом корпорации, и только они, могут выпускать обыкновенные акции и облигации. Акции и облигации. Обыкновенные акции представляют собой долю в собственности корпорации. Покупатель сертификата акций имеет право голоса на выборах должностных лиц корпорации, а также право на получение дивидендов. Если вы приобрели 1ООО акций из 100 тыс. акций, выпущенных компанией Specific Motors, Inc. (далее - SM), то вы стали владельцем 1% компании, приобрели право на 1% всех дивидендов, объявленных к выплате советом директоров, а также получили 1% голосов на ежегодных выборах руководителей корпорации. В отличие от акции облигация не обеспечивает прявг собственности. Покупатель облигации просто предоставляет ссуду корпорации. Облигация - это долговая расписка, подтверждающая заем, в которой корпорация обязуется выплатить держателю облигации определенную сумму по истечении установленного срока, а также ежегодно выплачивать определенные суммы (проценты), вплоть до погашения облигации. Например, вы можете приобрести облигацию SM, выпущенную сроком на 10 лет, номинальной стоимостью 1000 дол. и установленной 10%-ной ставкой. Это означает, что за ваши 1000 дол. SM гарантирует ежегодную выплату процентов на сумму 100 дол. в течение последующих 10 лет и в конце этого срока возврат 1000 дол. основной суммы долга. Различия. Очевидно, что между акциями и облигациями существуют важные различия. Во-первых, как уже отмечалось, держатель облигации является не совладельцем компании, а топько ее кредитором. Во-вторых, по двум причинам облигации считаются менее рискованными, чем акции. С одной стороны, держатели облигаций пользуются «законным преимущественным правом» на доходы корпорации. Заметный бюджетный дефицит, наблюдаемый на рис. 5-9 при сравнении поступлений и расходов местных властей, в основном устраняется, когда принимаются во внимание неналоговые источники доходов. В 1992 г. налоговые поступления местных органов власти были дополнены 216 млрд дол. межправительственных субсидий от федерального правительства и правительств штатов. Более того, местные органы власти получили дополнительные 56 млрд дол. в виде дохода принадлежащей им собственности, то есть в виде поступлений от государственных больниц и предприятий коммунального хозяйства. Акционерам не выплачиваются дивиденды до тех пор, пока не осуществлены все процентные выплаты, причитающиеся владельцам облигаций. С другой стороны, акционеры SM не знают, как велики будут их дивиденды и сколько они смогут получить за свои акции, если захотят продать их. Если у SM наступят трудные времена, акционеры могут вовсе не получить дивидендов, а сами акции обесценятся. Держателю же облигаций SM гарантируется ежегодная выплата 100 дол. в виде процента и возвращение 1000 дол. в конце десятилетнего срока при единственном условии, что корпорация не разорится. Риск, присущий облигациям. Но зто не означает, что покупка корпоративных облигаций не связана с риском. Рыночная стоимость облигаций компании SM может колебаться в зависимости от финансового состояния корпорации. Если SM сталкивается с экономическими трудностями, которые ставят под угрозу финансовую целостность корпорации, рыночная стоимость облигаций SM может упасть. Стоит ли вам продавать такую облигацию до истечения срока ее погашения, если вы сможете получить за нее только 600 или 700 дол. вместо затраченных 1000 дол. и, значит, понесете убытки (потерю капитала). Изменения процентных ставок также влияют на рыночную цену облигаций. В частности, повышение процентной ставки ведет к понижению цен на облигации, и наоборот. Предположим, что в 1996 г., когда процентная ставка составляла 10%, вы купили облигацию SM номинальной стоимостью 1000 дол. и сроком погашения 10 лет. Это, очевидно, означает, что ваша облигация обеспечивает 100 дол. в качестве фиксированного процента, выплачиваемого ежегодно. А теперь предположим, что со следующего года процентная ставка подскочила до 15% и SM приходится уже гарантировать фиксированные ежегодные вклады в размере 150 дол. по новым десятилетним 1000-долларовым облигациям выпуска 1997 г. Ясно, что ни один здравомыслящий человек не заплатит 1000 дол. за вашу облигацию, приносящую только 100 дол. ежегодных процентных выплат, в то время как за те же 1000 дол. можно купить новые облигации, которые обеспечат держателю 150 дол. в год. В результате, если вы продаете вашу облигацию выпуска 1996 г. раньше срока ее погашения, зто приведет к потере капитала. Из-за инфляции держатели облигаций сталкиваются с еще одним элементом риска. Если в течение десятилетнего срока действия вашей облигации SM инфляция будет расти, то 1000 дол. основного долга, которые вы получите в конце этого периода, будут обладать значительно меньшей покупательной способностью, чем те 1000 дол., которые вы ссудили SM 10 годами ранее. Вы одолжили «дорогие» деньги, а вам вернули «дешевые». РЕЗЮМЕ
экономикс |