Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.) | ||||||||||||
США как часть мировой экономики
Путешественники, предпочитающие дикие уголки земли, любят считать, что они «ушли от мира», на самом деле они, подобно Атланту, несут мир на своих плечах. Большая часть их туристического снаряжения имеет импортное происхождение: ножи из Швейцарии, дождевики из Южной Кореи, видеокамеры из Японии, алюминиевые котелки сделаны в Англии, портативные горелки — в Швеции, спальные мешки — в Китае, а компасы — в Финляндии. Некоторые туристы носят походные ботинки, произведенные в Италии, солнцезащитные очки — из Франции, а часы — из Японии или Швейцарии. Более того, к началу маршрута их зачастую доставляют японские «тойоты» или шведские «вольво», они пьют бразильский кофе или закусывают бананами, выращенными в Гондурасе. Международная торговля и мировая экономика затрагивают нас ежедневно, путешествуем ли мы по диким местам, сидим за рулем автомобиля, слушаем музыку или работаем. Мы не можем «уйти от мира». Мы вместе с остальным миром сплетены в сложную паутину экономических взаимоотношений, элементы которой составляют торговля товарами и услугами, многонациональные корпорации, совместные предприятия и связи между мировыми финансовыми рынками. Эта паутина настолько сложна, что даже трудно определить, какой товар является, а какой не является американским продуктом! Телевизоры RCA производит компания, базирующаяся во Франции; фирмой Tropicana Orange Juice владеет канадская компания, а детское питание Gerber производит дочернее предприятие швейцарской фирмы Sedan, «шевроле люмина» производится в Канаде, компанией Burger King владеет британская корпорация. Многие «американские» товары производятся из иностранных компонентов. Например, международные фирмы поставляют основные компоненты для нового «американского» самолета «Боинг-777» (рис. 6-1) и, наоборот, многие «иностранные» товары содержат многочисленные комплектующие, произведенные в Америке. В этой главе вводятся основные принципы, на которых зиждется мировая экономика (более подробно международные аспекты экономике мы разберем в заключительной части книги). Сначала мы рассмотрим рост международной торговли, роль в ней США и факторы, вызывающие ее рост. Затем мы несколько модифицируем схему кругооборота из главы 5 так, чтобы она отражала потоки, присущие международной торговле. Потом мы исследуем основы международной торговли, сделав упор на понятии относительного преимущества. В этой главе будут рассмотрены также иностранные валюты и обменные курсы. Кроме того, мы познакомимся с некоторыми барьерами и ограничениями, к которым прибегают страны в своей внешнеторговой практике, что в свою очередь приведет к обсуждению многосторонних торговых соглашений и регионов свободной торговли, существующих на земном шаре. Завершат главу несколько вариантов ответа на вопрос: «Способны ли американские фирмы успешно конкурировать на мировом рынке?»
Рост международной торговлиОбъем международной торговли настолько велик и ее характеристики настолько уникальны, что заслуживают специального рассмотрения. Объем и структураВ табл. 6-1 показано значение международной торговли для нескольких представленных в ней стран. Многие страны с ограниченной ресурсной базой и ограниченными внутренними рынками не способны производить с разумной эффективностью разнообразные товары, которые они хотели бы потреблять. Для таких стран экспорт - продажа за границу - служит способом получения необходимых им импортных товаров. В связи в этим экспорт может составлять от 25 до 35% их внутреннего производства. Другие страны, например Соединенные Штаты, имеют богатую и разнообразную ресурсную базу и огромные внутренние рынки. Они в меньшей степени зависят от международной торговли.
Объем. В США да и во всем мире объем международной торговли увеличился в абсолютном и в относительном выражении. Сравнение данных, помещенных в прямоугольниках на рис. 6-2, показывает существенный рост в абсолютном денежном выражении американского экспорта и импорта в течение последних десятилетий. Линии на рисунке показывают рост экспорта и импорта товаров и услуг как доли ВВП — суммарной стоимости (в дол.) всех товаров и услуг, произведенных в пределах Соединенных Штатов. Экспорт и импорт в настоящее время составляют от 11 до 13% ВВП, по сравнению с 1965 г. их относительная величина увеличилась более чем вдвое.
Однако доля США в международной торговле сокращается. В 1947 г. они обеспечивали примерно 1/3 суммарного мирового экспорта, а теперь только около 1/8. Объем международной торговли других стран возрастал более быстрыми темпами, чем внешняя торговля США. Но по абсолютным показателям экспорта и импорта Соединенные Штаты остаются ведущей внешнеторговой страной. Зависимость. Нечего даже и спрашивать о том, зависят ли США от мировой экономики. США почти целиком зависят от других стран в потреблении бананов, кофе, какао, специй, чая, натурального шелка, никеля, жести, каучука и алмазов. Даже беглый взгляд показывает, что импортные товары конкурируют на многих внутренних рынках: японские видеокамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина, швейцарские и австрийские лыжи, японские мотоциклы и автомобили - это лишь отдельные примеры. Иностранные автомобили обеспечивают 33% общего объема продаж автомобилей в Соединенных Штатах. Даже великое американское времяпрепровождение - бейсбол - очень сильно зависит от импорта перчаток и мячей. Но международная торговля - это улица с двусторонним движением, и многие американские отрасли находятся в существенной зависимости от внешних рынков. Почти все виды сельскохозяйственного производства зависят от иностранных рынков: экспорт риса, пшеницы, хлопка и табака составляет от 1/4 до более 1/2 их суммарного производства. Химическая промышленность, самолето-, автомобиле- и станкостроение, добыча угля и производство компьютеров - это лишь немногие американские отрасли, которые продают значительную часть своей продукции на международных рынках. В табл. 6-2 показаны основные виды товарного экспорта и импорта США. Структура торговли. Табл. 6-2 и 6-3 дают полное представление о структуре торговли Соединенных Штатов. Отметим следующие особенности.
1. В 1993 г. импорт товаров превышал экспорт на 133 млрд дол. (В таблицах, однако, не показано, что экспорт услуг превосходил их импорт на 57 млрд дол.) 2. Основная часть экспортной и импортной торговли США приходится на другие промышленно развитые страны, а не на менее развитые страны или государства Восточной Европы. 3. В количественном отношении наиболее важным партнером США является Канада. 22% экспортируемой продукции продается канадцам, которые в свою очередь обеспечивают 19% американского импорта. 4. Имеется заметный дисбаланс в торговле США с Японией (60 млрд дол.); американский импорт из Японии значительно превосходил экспорт США в эту страну. В основном такой дисбаланс объясняется большими объемами импорта японских автомобилей и электроники. 5. Зависимость США от иностранной нефти выражается в преобладании импорта в торговле Соединенных Штатов со странами, входящими в организацию государств - экспортеров нефти (ОПЕК). 6. США импортируют некоторые товары из тех же категорий, которые идут на экспорт (особенно автомобили, компьютеры, химические продукты, полупроводники и оборудование для телекоммуникаций). Факторы, способствующие ростуНесколько факторов способствовало быстрому росту международной торговли после второй мировой войны. Технологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому, что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю. Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары, например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что сильно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают контейнеры на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты. Производители коммерческих самолетов доставляют новые лайнеры зарубежным клиентам в течение нескольких часов, просто совершая на них перелеты непосредственно к месту назначения. Технологии связи. Международная торговля расширилась также благодаря крупным улучшениям в коммуникационной технологии. Телефоны, факсы и компьютеры теперь непосредственно связывают торговцев во всем мире, позволяя экспортерам искать и отбирать наиболее выгодные возможности для продажи товаров за границей и заключения торговых сделок. Новые средства связи позволяют нам перемещать деньги по всему миру в мгновение ока. Курсы обмена, цены акций и процентные ставки почти одновременно появляются на экранах компьютеров в Лос-Анджелесе, Лондоне и Лиссабоне. В настоящее время экспортеры и импортеры могут вести переговоры между Швецией и Австралией так же легко, как между Оклендом и Сан-Франциско. Дистрибьютор во Флориде может получить расценки на 1000 плетеных корзинок в Таиланде так же быстро, как на 1000 бутылок бурбона в Кентукки. Общее снижение тарифов. Тарифы - акцизы или импортные пошлины - то и дело скачут то вверх, то вниз, но с 1940 г. снизились во всем мире. Взглянув на рис. 6-6, можно увидеть, что в США тарифные сборы как доля от общего объема облагаемого пошлинами импорта теперь составляют около 5% по сравнению с 40% в 1940 г. Во многих странах до сих пор существуют барьеры на пути свободной торговли, но в среднем тарифы сильно сократились, что привело к увеличению объемов международной торговли. Мир. Во время второй мировой войны крупные промышленные державы воевали друг с другом, что нанесло серьезный ущерб международной торговле. С тех пор торговля не только восстановилась, она значительно расширилась благодаря мирным взаимоотношениям и торговым организациям, связывающим большинство промышленно развитых стран. В частности, Япония и Германия - две силы, проигравшие вторую мировую войну, - теперь входят в число ведущих участников международной торговли. УчастникиВсе страны в мире в какой-то степени участвуют в международной торговле. Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа. Как показано в разделе «Международный ракурс» 6-1, самыми крупными участниками международной торговли являются США, Германия и Япония. В 1993 г. суммарный экспорт этих государств составлял 1,2 трлн дол. Помимо Германии в число крупнейших экспортеров и импортеров входят такие западноевропейские страны, как Франция, Великобритания и Италия. Эти три основных «игрока» — Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа — сейчас поистине доминируют в международной торговле. Эти же три региона образуют сердцевину мировой финансовой системы и служат местом базирования большинства крупных мировых многонациональных корпораций - фирм, значительную часть активов которых составляют зарубежные производственные и распределительные структуры. Среди 25 крупнейших многонациональных корпораций можно назвать Royal Dutch Shell и Unilever (Великобритания/Нидерланды), Ford Motor, General Motors и IBM (Соединенные Штаты), British Petroleum (Великобритания), Nestle (Швейцария), Fiat (Италия), Siemens и Bayer Chemicals (Германия), Mitsubishi и Mitsui (Япония) и Alcatel Alstrom (Франция). Новые игроки. Недавно на мировой торговой арене появились новые заметные игроки. Одну такую группу стран представляют недавно ставшие индустриальными азиатские экономики Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Эти «азиатские тигры» увеличили свою долю в мировом экспорте с 3% в 1972 г. до более 9% в настоящее время. Вместе они экспортируют столько же, столько Япония, и гораздо больше, чем Франция, Великобритания или Италия. Другие страны Юго-Восточной Азии, особенно Малайзия и Индонезия, также увеличили объем своей международной торговли. Китай, который все в большей степени полагается на рыночные механизмы, становится еще одной мощной торговой державой. С начала рыночных реформ в 1979 г. ежегодный прирост его производства составил в среднем 10% (по сравнению с 2-3% ежегодно в США). При таких замечательных темпах роста совокупный объем производства в Китае удваивается каждые семь лет! Рост производства сопровождался увеличением объемов экспорта и импорта. В 1989 г. китайский экспорт и импорт достигли 50 млрд дол. каждый. В 1994 г. каждый из них возрос до 90 млрд дол., причем 30% китайского экспорта направлялось в США. Китай также привлек значительные объемы иностранных инвестиций. Только в 1993 г. были заключены контракты примерно на 100 млрд дол. иностранных капиталовложений, которые должны поступить в страну в течение ближайших 7 лет. Эксперты предсказывают, что Китай вскоре станет одной из ведущих торговых держав мира. Падение коммунизма в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе также изменило структуру международной торговли. До этого восточноевропейские страны — Польша, Венгрия, Чехословакия и Восточная Германия - торговали в основном с Советским Союзом и его политическими союзниками, такими, как Северная Корея и Куба. В настоящее время Восточная Германия объединилась с Западной, а Польша, Венгрия и Чехия установили новые торговые отношения с Европой и Америкой. Сама Россия также начала далеко идущие рыночные реформы, включая широкомасштабную приватизацию промышленности, и заключила крупные торговые соглашения с фирмами по всему земному шару. Хотя ее переход к капитализму осуществлялся не гладко, нет сомнения, что Россия способна быть одной из ведущих торговых держав мира. Другие бывшие советские республики, а теперь независимые государства, такие, как Украина и Эстония, также открывают свою экономику для международной торговли и финансов. И снова о кругооборотеСейчас, когда мы имеем представление о величине и росте международной торговли, мы должны представить ее как «остальной мир» в модели кругооборота из главы 5 Смешанная экономика: частный и государственный секторы. На рис. 6-3 мы вносим две поправки в рис. 5-5.
1. Наши прежние «Рынок ресурсов» и «Рынок продуктов» теперь становятся «Рынком ресурсов США» и «Рынком продуктов США». Точно так же мы добавляем «США» в блоки «Фирмы», «Правительство» и «Домохозяйства». 2. Внизу схемы кругооборота мы помещаем иностранный сектор — «Остальной мир». В этот блок входят все зарубежные страны, с которыми мы имеем дело, а также составляющие их индивидуумы, фирмы и правительства. Поток (13) показывает, что люди, фирмы и правительства за границей покупают американскую продукцию - наш экспорт - на нашем рынке продуктов. Этот реальный поток американского экспорта в зарубежные страны сопровождается потоком денежных поступлений (14) от остального мира к нам. В ответ на эти поступления из-за границы американские фирмы увеличивают спрос на внутренние ресурсы, чтобы производить товары на экспорт; они выступают со стороны спроса на рынке ресурсов. Таким образом, внутренний поток (1) денежных доходов (рента, заработная плата, процент и прибыль), поступающий американским домохо-зяйствам, возрастает. Но американский экспорт составляет только половину картины. Поток (15) показывает, что американские домохозяйства, фирмы и правительство тратят часть своих доходов на иностранные продукты. Эти продукты, разумеется, представляют собой наш импорт - поток (16) в модели кругооборота. Закупки импортных автомобилей и электроники увеличивают доходы и производство за рубежом, что в свою очередь дает возможность иностранным до-мохозяйствам покупать товары американского экспорта. Наша модель кругооборота дает упрощенную картину действительности, в которой основную роль играют рынки продуктов, но внимания заслуживают также некоторые другие аспекты взаимоотношений США с «остальным миром». В частности, имеются взаимосвязи между американским рынком ресурсов и остальным миром. Америка импортирует и экспортирует не только продукты, но и ресурсы. Например, США импортируют сырую нефть и экспортируют древесину. Более того, некоторые американские фирмы участвуют в «оффшорном» производстве, которое перекачивает капитал с внутренних рынков ресурсов на рынки ресурсов в других странах. Например, компания General Motors может построить автомобильный завод в Канаде или Германии. Или Sony может построить завод по производству проигрывателей для компакт-дисков в США, обеспечивая тем самым обратный поток капитала. Кроме того, существуют международные потоки рабочей силы. Около 1 млн легальных и нелегальных иммигрантов приезжает ежегодно в Соединенные Штаты, пополняя численность доступных трудовых ресурсов, а также увеличивая совокупные объемы производства и дохода в США. С другой стороны, иммиграция увеличивает предложение рабочей силы на конкретных американских рынках труда, снижая тем самым уровень заработной платы в некоторых видах занятости в США. Расширенная модель кругооборота (рис. 6-3) показывает также, что страна, вовлеченная в международную торговлю, рискует оказаться в состоянии нестабильности, которая не затронула бы «закрытую» экономику (рис. 5-5). Например, спады и инфляция обладают способностью быстро распространяться в торгующих друг с другом странах. Предположим, что в государствах Западной Европы происходит сильный спад. По мере того как их доходы уменьшаются, они начинают приобретать все меньше американских экспортных товаров. В результате потоки (13) и (14) на рис. 6-3 сократятся, а запасы непроданных американских товаров возрастут. Американские фирмы будут реагировать на это сокращением производства и занятости, что уменьшит поток денежных доходов, поступающих американским домохозяйствам (поток 1). Таким образом, спад в Европе может привести к спаду в Соединенных Штатах. Рис. 6-3 также помогает нам понять, что иностранный сектор изменяет структуру распределения ресурсов и доходов в американской экономике. При наличии иностранного сектора мы выпускали больше одних товаров (наш экспорт) и меньше других (наш импорт), чем производили бы в его отсутствие. Таким образом, американская рабочая сила и другие производственные ресурсы смещаются от «импортных» в сторону «экспортных» отраслей. Мы используем больше наших ресурсов для производства коммерческих самолетов и выращивания пшеницы и меньше для производства автомобилей и одежды. В связи с этим мы задаемся вопросом: «Имеет ли такое перераспределение ресурсов экономический смысл? Увеличивает ли оно наше валовое производство и наш уровень жизни?» Далее мы рассмотрим несколько ответов на этот вопрос. (Ключевой вопрос 3.) Краткое повторение 6-1
Специализация и относительное преимуществоСпециализация и торговля увеличивают производительность ресурсов страны и способствуют росту валового производства. Это утверждение не ново! Адам Смит писал в 1776 г.: «Мудрость любого рачительного главы семьи заключается в том, чтобы никогда не пытаться самому сделать то, что дешевле купить. Портной не тачает себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьет для себя одежду, а покупает у портного. Фермер не пытается сделать сам ни одежду, ни обувь, а прибегает к услугам других производителей... Действия, благоразумные и рачительные для каждой частной семьи, едва ли могут оказаться глупыми и для великого королевства. Если другая страна способна снабжать нас товаром по более низкой цене, чем он обошелся бы нам, производи мы его сами, лучше покупать его там за некоторую часть продукции нашего собственного производства, в ведении которого мы имеем какое-либо преимущество». Государства участвуют в специализации и торговле по тем же причинам, что и люди: в результате специализации и обмена между людьми, регионами и странами возрастает совокупный объем производства и дохода. Основной принципВ начале XIX в. английский экономист Давид Рикардо расширил идею Смита, верно заметив, что специализация и обмен выгодны для индивидуума или страны даже в том случае, когда этот человек или страна имеют более высокую производительность во всех видах экономической деятельности, чем потенциальный торговый партнер. Рассмотрим для примера случай с дипломированным бухгалтером, который также является и квалифицированным маляром. Предположим, что бухгалтер способен покрасить свой дом быстрее, чем профессиональный маляр, которого он собирается нанять. Предположим также, что работой по специальности бухгалтер может заработать 50 дол. в час и что он должен платить маляру за его работу 15 дол. в час. Теперь допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а у маляра — 40. Следует ли бухгалтеру отвлечься на время от основной работы, чтобы покрасить свой дом, или ему все же стоит нанять маляра? Альтернативные издержки бухгалтера при самостоятельной покраске дома равны 1500 дол. (30 часов х 50 дол. в час упущенного дохода). Затраты же на маляра составят только 600 дол. (40 часов х 15 дол. в час, заплаченные маляру). Хотя бухгалтер способен лучше справиться и с бухгалтерской, и с малярной работой, его относительное, или сравнительное, преимущество лежит в области бухгалтерского дела. Он снизит затраты на покраску своего дома, если будет специализироваться в бухгалтерском деле и использовать часть полученных от этой работы доходов для найма маляра. Точно так же и маляр может уменьшить свои затраты на получение бухгалтерских услуг, специализируясь в малярном деле и используя часть своего заработка, чтобы нанять бухгалтера для заполнения налоговой декларации. Предположим, что маляру потребовалось бы 10 часов для подготовки налоговой декларации, в то время как бухгалтер справился бы с этой работой за 2 часа. Маляру пришлось бы пожертвовать 150 дол. своего дохода (10 часов х 15 дол. в час потраченного времени) для выполнения работы, которую нанятый им бухгалтер мог бы сделать за 100 дол. (2 часа х 50 дол. в час времени бухгалтера). Прибегнув к услугам бухгалтера для заполнения налоговой декларации, маляр сокращает свои затраты на это. Что верно для бухгалтера и маляра, то верно и для стран. Страны могут снизить свои затраты на получение желаемых товаров, специализируясь на производстве, где они имеют относительное преимущество. Сравнительные издержкиНаш простой пример ясно показывает, что специализация экономически желательна, потому что она способствует повышению эффективности производства. Чтобы понять, что представляет собой мировая экономика, давайте рассмотрим специализацию в контексте торговли между странами, используя для нашего анализа уже знакомое нам понятие кривой производственных возможностей. Предположим, что США и Мексика обладают именно такими производственными возможностями, какие показаны в табл. 6-4 и 6-5. В этих таблицах мы исходим из того, что издержки неизменны. Каждая страна должна отказаться от фиксированного количества одного продукта, чтобы сохранить постоянное приращение другого продукта. (Это предположение упростит наши рассуждения, не влияя на полученные выводы.)
Специализация и торговля взаимовыгодны, или «прибыльны», для двух стран, если сравнительные издержки производства двух продуктов у этих стран различны. Каковы внутренние сравнительные издержки производства авокадо и соевых бобов в Мексике? Сравнивая производственные альтернативы Аи Б в табл. 6-4, мы видим, что для производства 20 т авокадо (20 — 0) надо пожертвовать производством 5 т (15 — 10) соевых бобов. Или, проще говоря, в Мексике производство 4 т авокадо стоит 1 т соевых бобов, то есть 1S = 4А. Так как мы предположили постоянные издержки, это внутреннее соотношение не изменится, если Мексика увеличит объем производства любого из двух продуктов. Это также очевидно из сравнения производственных возможностей В и С, где мы видим, что еще 4 т авокадо (24 - 20) стоят 1 т соевых бобов (10 - 9). Сравнение производственных альтернатив Rm S в табл. 6-5 также показывает, что внутренние альтернативные издержки производства 10 т соевых бобов (30 — 20) соответствуют для американцев 30 т авокадо (30 — 0). Иными словами, внутреннее соотношение между сравнительными издержками производства этих двух продуктов в Соединенных Штатах 1S = 3А. Это же ясно видно из сравнения производственных альтернатив S и Т. Заметьте, что дополнительные 3 т авокадо (33 — 30) производятся за счет непосредственного отказа от 1 т соевых бобов (20 - 19). Сравнительные издержки производства двух продуктов различны для этих двух стран. Экономисты говорят, что Соединенные Штаты имеют внутреннее преимущество по сравнительным издержкам, или просто сравнительное (относительное) преимущество, в производстве соевых бобов. Для получения 1 т соевых бобов США могут отказаться от меньшего количества авокадо (3 т), чем Мексика, где 1 т соевых бобов стоит 4 т авокадо. С точки зрения внутренних альтернативных издержек, соевые бобы относительно дешевле в Соединенных Штатах. Страна имеет относительное преимущество по какому-либо продукту, когда она в состоянии производить этот продукт с меньшими внутренними альтернативными издержками, чем ее потенциальный торговый партнер. Мексика, с другой стороны, имеет сравнительное преимущество в производстве авокадо. В то время как в США получение 1 т авокадо стоит 1/3 т соевых бобов, Мексике 1 т авокадо обходится только в 1/4 т соевых бобов. Авокадо оказываются относительно более дешевыми в Мексике. Итак, внутренние соотношения затрат на выпуск этих двух продуктов в Мексике 1S = 4А, а в Соединенных Штатах 1S = 3А. Из-за этих различий во внутренних альтернативных издержках, если обе страны специализируются в соответствии со своим относительным преимуществом, каждая может достичь более высокого уровня валового производства при том же вложении ресурсов. Вместе они будут использовать свои ограниченные ресурсы более эффективно. Условия торговлиТак как в США соотношение затрат на выпуск этих двух продуктов составляет 1S = ЗА, разумно, чтобы американцы специализировались на производстве соевых бобов, если в торговле с Мексикой они могут получить больше, чем 3 т авокадо за 1 т соевых бобов. Аналогично при соотношении затрат в Мексике 1S= 4A мексиканцам есть смысл специализироваться в производстве авокадо, если они могут получить 1 т соевых бобов, меньше чем за 4 т авокадо. Предположим, что путем переговоров страны договорились о курсе обмена 1 т соевых бобов на 3,5 т авокадо. Эти условия торговли взаимно благоприятны для обеих стран, поскольку каждая из них окажется в лучшем положении в результате обмена по сравнению только с внутренним производством. Американцы получают 3,5 т авокадо, отослав в Мексику 1 т соевых бобов, хотя они могут получить только 3 т авокадо, перераспределив внутренние ресурсы с производства соевых бобов на авокадо. Мексиканцы затратили бы 4 т авокадо для получения 1 т соевых бобов путем перераспределения внутренних ресурсов. Вместо этого за счет обмена с Соединенными Штатами они могут получить 1 т соевых бобов с более низкими издержками в 3,5 т авокадо. Выигрыш от специализации и обменаДавайте определим выигрыш в валовом продукте за счет специализации и обмена. Предположим, что перед началом специализации и обмена оптимальными производственными комбинациями для каждой страны были альтернатива С в табл. 6-4 и альтернатива Г в табл. 6-5. Объемы продукции в этих комбинациях представлены в столбце (1) табл. 6-6. Это значит, что мексиканцы предпочли выпуск 24 т авокадо и 9 т соевых бобов (табл. 6-4), а американцы - 33 т авокадо и 19 т соевых бобов (табл. 6-5) всем другим альтернативам, доступным в пределах их внутренней экономики.
Теперь предположим, что обе страны специализируются в соответствии со сравнительным преимуществом и Мексика производит 60 т авокадо и не производит соевых бобов (альтернатива Е), а Соединенные Штаты производят 30 т соевых бобов и не производят авокадо (альтернатива R), как показано в столбце (2) табл. 6-6. Исходя из наших условий торговли 1S= 3,5A, предположим, что Мексика обменяет 35 т авокадо на 10 т американских соевых бобов. Столбец (3) табл. 6-6 показывает, какие объемы продукции были обменены в этой торговле. Как показано в столбце (4), теперь мексиканцы располагают 25 т авокадо и 10 т соевых бобов, а американцы получили 35 т авокадо и 20 т соевых бобов. По сравнению с оптимальными производственными комбинациями до специализации и обмена (столбец 1) обе страны теперь имеют больше авокадо и больше соевых бобов! В частности, Мексика получила дополнительно 1 т авокадо и 1 т соевых бобов, а США — 2т авокадо и 1 т соевых бобов. Этот выигрыш показан в столбце (5), где мы вычли объем продукции до специализации, указанный в столбце (1), из объема продукции после специализации, указанного в столбце (4). Специализация в соответствии с относительным преимуществом способствует лучшему распределению ресурсов в мировом масштабе, то есть в результате использования того же общего количества ресурсов и тех же технологий совокупный объем производства в мире возрастает. Если Мексика и США выделят все свои ресурсы на производство авокадо и соевых бобов, соответственно то же самое суммарное вложение ресурсов приведет к производству большего объема валового продукта, что свидетельствует о более эффективном использовании или распределении ресурсов. В главе 2 Проблема экономии мы видели, что с помощью специализации и международной торговли страна может преодолеть производственные ограничения, установленные ее кривой производственных возможностей. И хотя внутренние кривые производственных возможностей двух стран не сдвинулись вправо и вверх, специализация и обмен помогли обойти ограничения, связанные с кривой производственных возможностей. Экономический эффект специализации и обмена между двумя странами равносилен обладанию большим количеством ресурсов или ресурсами лучшего качества либо технологическому прогрессу. В основе мировой экономики лежит национальный интерес торговых партнеров. Торговля (обмен) между ними обеспечивает взаимный выигрыш в производстве потребительских товаров и тем самым — более высокий внутренний уровень жизни. (Ключевой вопрос 4.) Международный валютный рынокЛюди, фирмы или страны, специализирующиеся в производстве определенных товаров или услуг, обменивают эти продукты на деньги и затем используют деньги для покупки других продуктов или для платы за пользование ресурсами. В экономике одной страны, например Мексики, цены выражаются в песо и покупатели используют песо для покупки продуктов внутреннего производства. У покупателей имеются песо, то есть именно та валюта, которая требуется продавцам. На международных рынках дело обстоит несколько иначе. Сколько потребуется долларов, чтобы купить грузовик мексиканских авокадо, который продается за 3 тыс. песо, немецкий автомобиль, который продается по цене 90 тыс. марок, или японский мотоцикл стоимостью 300 тыс. иен? Производители в Мексике, Германии и Японии хотят получать плату в песо, марках и иенах соответственно, чтобы они могли платить заработную плату, ренту, проценты, дивиденды и налоги. Эту услугу обеспечивает международный валютный рынок - рынок, где различные национальные валюты обмениваются одна на другую. (См. раздел «Международный ракурс» 6-2.) Два соображения, касающихся этого рынка, заслуживают особого внимания. 1. Конкурентный рынок. Реальные рынки иностранных валют относятся к тому типу рынка, какой мы изучали в главе 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение. Это конкурентные рынки, для которых характерно большое число покупателей и продавцов, имеющих дело со стандартизованными «продуктами», такими, как американский доллар, немецкая марка, английский фунт, шведская крона или японская иена. 2. Связь со всеми ценами на внутреннем и зарубежных рынках. Цена, или курс обмена, национальной валюты - это не обычная цена; она связывает все цены на внутреннем (скажем, американском) рынке со всеми ценами на зарубежных (например, японском или английском рынках). Курсы обмена позволяют потребителям в любой стране переводить цены на иностранные товары в единицы своей собственной валюты: для этого достаточно умножить цену продукта в иностранной валюте на обменный курс. Если курс обмена доллара на иену составляет 1 цент за иену, то кассетный плейер «сони» ценой 20 тыс. иен будет стоить 200 дол. (20 000 х 0,01). Если же курс обмена составит 0,02 дол. за иену, то плейер будет стоить 400 дол. (20 000 х 0,02). Точно так же цены на все другие японские товары для американских покупателей удвоятся. Как мы увидим в дальнейшем, изменение обменных курсов оказывает важное влияние на внутренний объем производства и уровень занятости в стране. Рынок долларов-иенКак работает валютный рынок для долларов и иен? (Технические детали мы отложим на потом.) Когда страны торгуют между собой, им приходится обменивать валюту. Американские экспортеры хотят, чтобы им платили долларами, а не иенами; но японские импортеры американских товаров располагают иенами, а не долларами. В качестве решения этой проблемы японские импортеры предлагают свои иены в обмен на доллары. И наоборот, американские импортеры должны платить японским экспортерам в иенах, а не в долларах. Поэтому американцы выходят на рынок иностранной валюты, предъявляя спрос на иены. На рис. 6-4 представлены предложение иен со стороны японских импортеров и спрос на иены со стороны американских импортеров. В точке пересечения кривой спроса на иены Dy и кривой предложения иены Sy устанавливается равновесная цена иены в долларах. Отметим, что равновесная долларовая цена 1 иены, то есть курс обмена доллара на иену, составляет 0,01 дол. = 100 иен. При этой цене рынок иен находится в равновесии; на нем нет ни недостатка, ни избытка иен. Равновесная цена показывает, что на 1 дол. можно купить 100 иен и, следовательно, японские товары стоимостью 100 иен. И наоборот, на 100 иен можно купить американские товары стоимостью 1 дол.
Изменение обменных курсов - обесценение и удорожаниеЧто может вызвать изменение обменного курса? Детерминанты спроса на иены и предложения иен аналогичны детерминантам спроса и предложения, обсуждавшимся в главе 3. В США несколько факторов могут увеличить спрос — и, следовательно, выраженную в долларах цену — на иены. В США могут возрасти доходы, что позволит американцам покупать не только больше американских товаров, но и больше телевизоров «сони», камер «никои» и автомобилей «ниссан», которые производятся в Японии. Поэтому американцам понадобится больше иен и спрос на иены возрастет. Или изменение вкусов американцев увеличит спрос на японские товары. Когда цены на горючее в 70-х годах резко возросли, многие американские потребители вместо американских автомобилей, пожирающих горючее, предпочли покупать компактные экономичные японские автомобили. Результат — увеличение спроса на иены. Рост американского спроса на японские товары увеличит спрос на иены и поднимет долларовую цену иены. Предположим, что долларовая цена иены поднимется с 0,01 дол. = 1 иена (или 1 дол. = 100 иен) до 0,02 дол. = 1 иена (или 2 дол. = 100 иен). Когда долларовая цена иены возрастает, происходит обесценение доллара по отношению к иене: теперь требуется больше долларов (в данном случае центов), чтобы купить одну единицу иностранной валюты (иены). Доллар стоит меньше, потому что на него можно купить меньше иен и, следовательно, меньше японских товаров; иена и, следовательно, все японские товары стали для американцев дороже. В результате американские потребители переключают свои расходы с японских на американские товары. Для американских покупателей автомобиль «форд таурус» становится относительно более привлекательным, чем «хонда аккорд». И наоборот, поскольку на каждую иену можно купить больше долларов, американские товары становятся дешевле для жителей Японии и американский экспорт в Японию возрастает. Если происходят противоположные события — растут доходы в Японии и японцы предпочитают покупать больше американских товаров, то предложение иен на валютном рынке увеличится. Этот рост предложения иен по сравнению со спросом приведет к падению равновесной цены иены, выраженной в долларах. Например, предложение иен может увеличиться и в результате долларовая цена иены снизится с 0,01 дол. = 1 иена (или 1 дол. = 100 иен) до 0,005 дол. = 1 иена (или 1 дол. = 200 иен). Это снижение долларовой цены иены означает, что произошло удорожание доллара по отношению к иене. Теперь требуется меньше долларов (или центов), чтобы купить 1 иену; доллар стоит больше, потому что на него можно купить больше иен и, следовательно, больше японских товаров. Каждый плейер «сони» становится дешевле в долларовом выражении, поэтому американцы начинают покупать их больше. Американский импорт в целом возрастает. Тем временем из-за того, что требуется больше иен для покупки одного доллара, американский экспорт в Японию сокращается. Эти соотношения между валютами показаны на рис. 6-5, который следует внимательно изучить. (Ключевой вопрос 6.)
Краткое повторение 6-2
Правительство и торговляЕсли люди и страны выигрывают от специализации и международного обмена, почему правительства иногда пытаются ограничить свободный поток импорта или субсидировать экспорт? Какие существуют барьеры на пути международной торговли? И в чем их смысл? Торговые барьеры и субсидииСуществуют четыре вида вмешательства государства в свободную торговлю. 1. Протекционистские тарифы представляют собой акцизы или пошлины, которыми облагаются импортные товары. Большинство из них предназначено для защиты внутренних производителей от иностранной конкуренции. Они затрудняют свободную торговлю, увеличивая цены на импортные товары и смещая спрос в сторону продукции внутреннего производства. 2. Импортные квоты - это количественные или стоимостные ограничения импорта отдельных товаров. Как только квоты «исчерпаны», они перекрывают импорт, который национальные потребители могли бы предпочесть продукции внутреннего производства. Как правило, импортные квоты служат более эффективным средством ограничения международной торговли, чем тарифы. Какой-либо продукт может импортироваться в значительных количествах, несмотря на высокие тарифы, в то время как низкие импортные квоты полностью блокируют импорт, после того как они исчерпаны. 3. К нетарифным барьерам относятся система лицензирования, какие-либо необоснованные требования, предъявляемые к качеству товара, или просто бюрократическая волокита при оформлении таможенных документов. В некоторых странах принято обязательное лицензирование внутренних импортеров иностранных товаров. Ограничения на выдачу лицензий способны существенно затруднить импорт. Таким способом Великобритания препятствует импорту угля. Некоторые страны ограничивают ввоз фруктов, настаивая на обязательной проверке каждого контейнера на наличие в них насекомых и личинок. 4. Экспортные субсидии представляют собой государственные выплаты национальным производителям, предназначенные для снижения их производственных издержек. Более низкие издержки производства позволяют внутренним производителям устанавливать более низкие цены на свою продукцию и таким способом увеличивать ее экспорт на мировой рынок. Проиллюстрируем это двумя примерами. Европейские правительства предоставили крупные субсидии фирме Airbus Industries, которая производит гражданские самолеты. Эти субсидии помогли Airbus успешно конкурировать с двумя американскими компаниями - Boeing и McDonnell Douglas. США и другие страны субсидируют своих фермеров, способствуя тем самым росту внутреннего производства и предложения пищевых продуктов. Это приводит к падению рыночной цены пищевых продуктов и к искусственному снижению экспортных цен на сельскохозяйственную продукцию. Почему государство вмешивается в торговлю?Почему любая страна стремится поставлять для потребления за рубежом больше продукции, чем она получает взамен в виде импорта? Зачем препятствовать импорту или подстегивать экспорт с помощью государственной политики, если свободная торговля выгодна сама по себе? Тому имеется несколько причин, причем некоторые из них вполне обоснованны, большинство же - нет. Здесь мы рассмотрим две причины, а к остальным вернемся в более поздних главах. 1. Ошибочное понимание выигрыша от торговли. Существует общепринятый миф, что главная выгода от международной торговли состоит в том, что она способствует увеличению занятости в экспортном секторе страны. Из этого следует, что экспорт - «это хорошо», поскольку он увеличивает внутреннюю занятость, а импорт - «это плохо», так как он лишает людей рабочих мест. На самом деле истинная выгода от международной торговли заключается в общем подъеме, увеличении производства, достигаемом за счет специализации и обмена. Страна способна обеспечить полную занятость своих ресурсов, включая рабочую силу, как с международной торговлей, так и без нее. Международная торговля, однако, позволяет обществу использовать свои ресурсы таким способом, который увеличивает совокупный объем производства и, следовательно, общее благосостояние. Международная торговля нужна стране не для того, чтобы экономика функционировала на кривой ее производственных возможностей. Закрытая (не торгующая) национальная экономика способна добиться полной занятости и без международной торговли. Но с помощью международной торговли экономика может достичь точки, лежащей вне кривой ее производственных возможностей. Выигрыш от торговли составляет та дополнительная продукция, которая поступает из-за границы, то есть импорт, полученный с меньшими издержками, чем если бы тот же объем продукции производился с использованием внутренних ресурсов. Единственная разумная причина для экспортирования части продукции нашего внутреннего производства — это получение импорта, имеющего для нас большую ценность. Специализация и международный обмен дают нам такую возможность. 2. Политические соображения. В то время как страна в целом выигрывает от обмена, он может повредить каким-то конкретным внутренним отраслям или группам поставщиков ресурсов. В нашем примере сравнительного преимущества специализация и торговля неблагоприятно влияли на американское производство авокадо и мексиканское производство соевых бобов. Эти отрасли могли попытаться сохранить или улучшить свое экономическое положение, убеждая соответствующее правительство ввести таможенные тарифы или квоты для их защиты. «Непосредственными выгодами от облегчения импорта или экспортных субсидий, как правило, пользуются немногие, но каждый испытывает большую личную заинтересованность в том, чтобы получать такие выгоды. Эта заинтересованность служит мощным стимулом для активной политической деятельности. Но издержки такой политики порой существенно превосходят все выгоды от нее. У общества может уходить до 60-80 тыс. дол. в год на сохранение рабочего места внутри страны, которое в ином случае принесло бы работнику в виде заработной платы и пособий лишь половину этой суммы. Кроме того, затраты на это сильно распылены - в Соединенных Штатах между 50 штатами и 263 млн граждан. Поскольку расходы, ложащиеся на плечи каждого гражданина, как правило, весьма невелики, так что порой остаются даже незамеченными, сопротивление протекционистским мерам на самом нижнем уровне зачастую заметно меньше, чем давление в пользу их принятия». Издержки протекционизма скрыты еще и потому, что тарифы и квоты входят в цену товаров. В связи с этим политики сталкиваются с немногими сдерживающими факторами, когда соглашаются с требованиями о введении протекционистских мер. На самом-то деле преодолеть общественное мнение помогают не только убедительные доводы в пользу торговых барьеров, но также доступные массам лозунги («Сократим импорт и предотвратим безработицу!») и патриотические призывы («Покупайте американское!»), которыми пользуются сторонники протекционизма. Выгоды от тарифов мгновенны и очевидны для народа. Отрицательные последствия, о которых предупреждают экономисты, не так заметны и к тому же рассеяны по всей экономике. Кроме того, люди часто допускают логическую ошибку: «Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как она может быть вредна для экономики в целом?» А когда к этому добавляются еще и политические соображения, изложенные в такой форме: «Вы поддерживаете тарифы в текстильной промышленности моего штата, а я поддерживаю тарифы в автомобильной промышленности вашего штата», - результатом может стать введение протекционистских тарифов, импортных квот и экспортных субсидий. Издержки для обществаТарифы и квоты выгодны фирмам в защищаемых отраслях, но вредят американским потребителям, которым приходится покупать товары по ценам выше мировых. Издержки торгового протекционизма для американских потребителей превышают выгоды от протекционизма для американских производителей, что означает чистые издержки для всех американцев. В начале 90-х годов эти издержки превышали 21 млрд дол. ежегодно. Снятие торговых барьеров снизило бы цены в защищаемых отраслях в среднем на 3%. Цены на одежду упали бы на 11,4%, на сумки и чемоданы - на 9,1, на сахар - на 8,3%. Снизились бы также цены на обувь, часы, прессованное и дутое стекло, драгоценные камни, инструменты, замороженные фрукты и овощи, черепицу из керамики и кожаные изделия. Тарифы и квоты на текстиль и одежду обходятся нашей экономике примерно в 16 млрд дол. ежегодно. В других отраслях чистые издержки торгового протекционизма составляют: 3 млрд дол. в морском транспорте, 850 млн в производстве молока и молочных продуктов, 657 млн в сахарной промышленности, 353 млн в производстве арахиса, 177 млн в производстве мяса, 170 млн в производстве нерезиновой обуви и 101 млн дол. в выпуске часов. Многосторонние соглашения и зоны свободной торговлиКогда одна из стран воздвигает барьеры на пути импорта, страна, чей экспорт от этого страдает, может ответить введением своих собственных торговых барьеров. В этой «торговой войне» растут тарифы, препятствуя мировой торговле и снижая всеобщее экономическое благосостояние. Классическим примером является Закон о тарифах Смута-Хоули 1930 г. Вместо того чтобы сократить импорт и стимулировать внутреннее производство, этот закон своими высокими тарифами вынудил страны, которых это коснулось, ответить столь же высокими тарифами. Международная торговля по всему земному шару сократилась, что привело к снижению уровня производства, доходов и занятости во всех странах. Историки экономики в целом соглашаются, что тариф Смута-Хоули способствовал началу Великой депрессии. В связи с этим страны предприняли усилия для снижения тарифов по всему миру. Движение к свободной торговле поддержали мощные внутринациональные группировки в своих собственных интересах. В частности, экспортеры товаров и услуг, импортеры иностранных компонентов, используемых во внутреннем производстве товаров, и продавцы импортных товаров энергично способствовали снижению тарифов во всем мире. Рис. 6-6 ясно показывает, что Соединенные Штаты были страной с высокими тарифами на протяжении большей части своей истории. Но он также показывает, что в целом американские тарифы за последние полвека снизились.
Закон о взаимных торговых соглашениях и ГАТТПринятие Закона о взаимных торговых соглашениях 1934 г. положило начало тенденции к снижению тарифов. Специально направленный на снижение тарифов, этот закон имел две основные особенности. 1. Полномочия по ведению переговоров. Он наделял президента полномочиями вести переговоры и заключать соглашения с другими странами о снижении американских тарифов до 50% от существующих ставок. Снижение тарифов зависело от готовности других стран ответить тем же, снизив свои тарифы на американский экспорт. 2. Общее снижение тарифов. При включении в подобные соглашения положения о режиме наибольшего благоприятствования снижение тарифов затрагивало бы уже не только ту конкретную страну, которая в данный момент вела переговоры с Соединенными Штатами, но и все другие страны, когда-либо ранее получившие статус страны с режимом наибольшего благоприятствования. Но закон о взаимных торговых соглашениях дал толчок только двусторонним переговорам (переговорам между двумя государствами). Этот подход был расширен в 1947 г., когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех основных принципах: 1) равное, недискриминационное отношение ко всем странам-участницам; 2) снижение тарифов путем многосторонних переговоров; 3) отказ от импортных квот. По существу ГАТТ представляет собой форум для ведения переговоров между странами о снижении торговых барьеров на многосторонней основе. ГАТТ охватывает более 120 государств, и нет сомнений, что оно сыграло положительную роль в развитии тенденции к либерализации международной торговли. В рамках организационной структуры ГАТТ страны-участницы в период после второй мировой войны провели восемь раундов переговоров о снижении торговых барьеров. Уругвайский раунд. Восьмой раунд переговоров ГАТТ начался в Уругвае в 1986 г. После семи лет ожесточенных дебатов в 1993 г. 124 страны-участницы достигли нового соглашения. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г., и его положения будут действовать до 2005 г. Основные положения нового соглашения в рамках ГАТТ таковы. 1. Снижение тарифов. Будут устранены или существенно снижены тарифы на тысячи видов продукции, включая строительное и медицинское оборудование, бумагу, сталь, химикаты, древесину, платы памяти для ЭВМ и алюминий. В целом снижение тарифов составит примерно 33%. 2. Включение услуг. В настоящее время услуги образуют значительный сегмент мирового рынка объемом 90 млрд дол. и к ним впервые применены положения ГАТТ. Соглашение либерализует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, страхование, консалтинг, туризм, бухгалтерские, юридические, финансовые и другие. 3. Сельское хозяйство. Все государства-участники согласились «урезать» свои сельскохозяйственные субсидии, предоставляемые фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно. Соглашение снимает запрет на импорт риса в Японию и Южную Корею, а также американские импортные квоты на сахар, молочные продукты и арахис. Эти квоты будут заменены тарифами. 4. Интеллектуальная собственность. Соглашение обеспечивает международную защиту интеллектуальной собственности от пиратства в виде патентов, торговых марок и авторских прав. Эта защита принесет крупные выгоды американским книгоиздателям, музыкальным продюсерам и фирмам, занимающимся созданием компьютерных программ. 5. Поэтапная отмена квот на текстиль и одежду. Квоты на импорт текстиля и одежды в течение 10 лет отменены и заменены тарифами. Эти квоты препятствуют импорту одежды в промышленно развитые страны. Их отмена благоприятно скажется на развивающихся станах, имеющих относительное преимущество в этой области. 6. Всемирная торговая организация. В ГАТТ включено положение о создании Всемирной торговой организации, наделенной юридической властью и правом выступать посредником между членами при обсуждении новых правил. По оценкам, исчерпывающее выполнение всех договоренностей в рамках ГАТТ приведет к росту мирового валового продукта на 6 трлн дол., или на 8%! Для американских же потребителей выигрыш составит примерно 30 млрд дол. ежегодно. Европейский союзРади снижения тарифов страны объединяются также в региональные зоны свободной торговли, или торговые блоки. Наиболее ярким примером служит Европейский союз (ЕС), ранее называвшийся Европейским экономическим сообществом. Начавшийся с создания Общего рынка в 1958 г., ЕС теперь включает в себя 15 западноевропейских стран — Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию и Швецию. Цели. Первоначально Общий рынок был создан для: 1) постепенной отмены тарифов и импортных квот на все продукты, которыми торгуют между собой страны-участницы; 2) установления общей системы тарифов применительно ко всем товарам, поступающим из стран, не входящих в ЕС; 3) обеспечения свободного движения капиталов и рабочей силы в пределах Общего рынка; 4) выработки единой политики по другим экономическим вопросам, затрагивающим все страны-участницы, в том числе по проблемам сельского хозяйства, транспорта, а также регулирования предпринимательской деятельности. ЕС достиг большинства поставленных целей и теперь представляет собой мощный торговый блок. Результаты. Создание ЕС было вызвано как политическими, так и экономическими мотивами. Основным экономическим мотивом было стремление стран-участниц к большей свободе во взаимной торговле. Хотя довольно трудно точно определить, в какой степени своим процветанием и ростом ЕС обязан именно экономической интеграции, но заведомо ясно одно: интеграция создает массовые рынки, жизненно важные для развития промышленности ЕС. Благодаря экономии за счет масштабов производства европейским отраслям удалось существенно снизить издержки, чего на всех предыдущих этапах исторического развития им не позволяли добиться узкие, ограниченные национальными рамками рынки. Влияние интеграции на страны, не входящие в ЕС, например США, не столь определенно. С одной стороны, благодаря мирным взаимоотношениям и процветанию в рамках ЕС его страны-участницы становятся все более выгодными покупателями американского экспорта. С другой стороны, фирмы США и других государств, не входящих в ЕС, сталкиваются с тарифными барьерами, которые затрудняют конкуренцию с компаниями из стран, принадлежащих к торговому блоку ЕС. Например, до образования ЕС американские, немецкие и французские автомобилестроители платили одинаковые пошлины, продавая свою продукцию Бельгии. Однако после введения внутренних условий торговли между членами ЕС бельгийские тарифы на немецкий «фольксваген» и французский «рено» снизились до нуля, но к американским «шевроле» и «фордам» по-прежнему применяется внешний тариф. Это ставит американские фирмы в невыгодное положение. Точно так же торговые ограничения ЕС затрудняют Восточной Европе экспорт металлов, текстиля и сельскохозяйственных продуктов — товаров, которые восточноевропейские страны производят в изобилии. Из-за тех преимуществ, которыми пользуются страны внутри зон свободной торговли, у торговых блоков, подобных ЕС, могут сократиться торговые отношения с третьими странами, не принадлежащими к блоку. Таким образом, мир потеряет часть выгод от полностью открытой глобальной торговой системы. Устранение этого недостатка как раз и послужило одним из мотивов для введения через ГАТТ более свободных условий мировой торговли. Североамериканское соглашение о свободной торговлеВ 1993 г. Канада, Мексика и США также образовали торговый блок. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) установило зону свободной торговли, имеющую примерно такой же совокупный объем производства, что и ЕС, но значительно большую географическую протяженность. Заключению НАФТА предшествовало соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой от 1989 г. По этому соглашению канадские производители получили более свободный доступ к рынку, размерами в 10 раз превышающему канадский, а потребители в США выиграли от получения дешевых канадских товаров. Отмена высоких канадских тарифов помогла и американским производителям, и канадским потребителям. Поскольку Канада - крупнейший торговый партнер США, от американо-канадского соглашения о свободной торговле выиграли обе страны. Ожидается, что после полной реализации всех его положений в 1999 г. соглашение принесет каждой из стран ежегодные выгоды в размере от 1 млрд до 3 млрд дол. Отношение к свободной торговле с Мексикой в Соединенных Штатах более противоречивое, чем к торговле с Канадой. НАФТА приведет к постепенной отмене тарифов и других торговых барьеров между Мексикой, США и Канадой в течение 15 лет. Противники соглашения в США боятся того, что в результате перемещения компаний в Мексику, где из-за низкой заработной платы и менее строгих требований к охране окружающей среды и технике безопасности условия для ведения бизнеса более благоприятны, многие американцы лишатся своих рабочих мест. Возникают также опасения, что Япония и Южная Корея построят свои предприятия в Мексике, чтобы затем беспошлинно переправлять их продукцию в США, тем самым еще больше ущемляя интересы американских фирм и рабочих. Защитники НАФТА отбрасывают эти опасения и выдвигают несколько убедительных аргументов в его пользу.
1. АПЕК. В конце 1994 г. Соединенные Штаты и 17 других государств - участников Азиатско-Тихоокеанского экономического объединения (АПЕК) договорились об установлении более свободного режима торговли и инвестирования в течение нескольких следующих десятилетий. В АПЕК входят Австралия, Бруней, Канада, Чили, Гонконг, Индонезия, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Новая Гвинея, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и США. 2. Вступление Чили в НАФТА. По приглашению Канады, Мексики и Соединенных Штатов Чили согласилась стать четвертым партнером в НАФТА. 3. Меркосур. Регион свободной торговли, куда входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, именуемый Меркосур, проявляет заинтересованность в связях с НАФТА. К этому же стремятся и другие южноамериканские страны. В конце 1994 г. президент Клинтон и 33 других президента и премьер-министра государств западного полушария согласились начать переговоры о зоне свободной торговли «от Аляски до Аргентины». Экономисты сходятся во мнении, что в идеале зоной свободной торговли должен стать весь мир. (Ключевой вопрос 10.) Краткое повторение 6-3
Конкурентоспособны ли американские фирмы?Установление более свободных условий международной торговли повлекло за собой усиление конкуренции на множестве товарных рынков в Соединенных Штатах и во всем мире. Не так давно в автомобильной промышленности США доминировали три крупных внутренних производителя. Импортные автомобили были редки и составляли лишь малую долю в общем объеме продаж отрасли. Но теперь General Motors, Ford и Chrysler столкнулись с сильнейшей конкуренцией и борются за свою долю рынка против фирм Nissan, Honda, Toyota, Hyundai, BMW'и других. Импортная продукция завоевала также крупные рыночные доли на рынках автомобильных шин, одежды, спортивных товаров, электроники, мотоциклов, подвесных моторов и игрушек. Вместе с тем тысячи американских фирм, крупных и мелких, процветали и преуспевали на мировых рынках. Boeing, McDonald's, Dow Chemicals, Intel, Coca-Cola, 3M, Microsoft, AT&T, Monsanto, Procter & Camble, Hewlett-Packard - далеко не полный перечень таких фирм. Эти и многие другие компании сохраняли за собой крупные рыночные доли у себя дома и резко увеличили продажи за границей. Конечно, не все фирмы действовали настолько успешно. Некоторые корпорации оказались просто не способны к конкуренции; их международные конкуренты производят более высококачественную продукцию, имеют более низкие производственные издержки либо и то и другое. Неудивительно, что наиболее уязвимыми для иностранной конкуренции оказались именно те американские фирмы, которые долгое время наслаждались всеми благами протекционизма с помощью тарифов и квот. Барьеры на пути импорта искусственно ограничивали конкуренцию, ослабляя стимулы к нововведениям, снижению издержек и повышению качества продукции. Кроме того, торговые барьеры защищали некоторые фирмы от естественных последствий изменения относительного преимущества национальной экономики с течением времени. По мере ослабления торгового протекционизма под давлением ГАТТ и НАФТА некоторые американские фирмы вскоре обнаружат, что они выпускают товары, в производстве которых Америка не только не обладает конкурентным преимуществом, но просто явно отстает (например, одежда). Является ли усиление конкуренции, сопутствующее глобализации мирохозяйственных связей, положительным явлением? Хотя некоторым внутренним производителям и рабочим это не нравится, иностранная конкуренция явно выгодна для потребителей. Импорт способствует снижению цен и обеспечивает потребителей более разнообразными товарами. Иностранная конкуренция также принуждает внутренних производителей к повышению эффективности и улучшению качества продукции — именно такой результат наблюдается в нескольких отраслях американской промышленности, включая автомобильную и сталелитейную. Существуют доказательства того, что большинство американских фирм, хотя и не все из них, способны успешно конкурировать на мировом рынке и делают это. А как быть с теми американскими фирмами, которые не в состоянии успешно конкурировать на открытых рынках? Грубая реальность состоит в том, что им следует уйти из бизнеса, так же как это происходит с мелким торговцем-неудачником. Постоянные экономические убытки означают, что ценные ограниченные ресурсы используются неэффективно. Перераспределение этих ресурсов в альтернативную сферу применения, где они будут использоваться с выгодой, увеличит валовой объем американского производства. Покупайте американское: всемирный холодильникЮморист Арт Бухвальд рассматривает логику компании «Покупайте американское». - Страна может встать на ноги только одним способом, - заявил Бэлфул. - Каким же именно? - спросил я, когда мы пили кофе в его офисе в компании Baleful Refrigerator. - Потребитель должен начать покупать американское, - сказал он, стукнув кулаком по столу. - Каждый раз, когда американец покупает иностранный холодильник, один из моих рабочих лишается своего места. И каждый раз, когда кто-то из моих людей становится безработным, это означает, что он или она не сможет покупать холодильники. - Это замкнутый круг, - сказал я. Вошел секретарь Бэлфула: - Вас просит к телефону мистер Томпсон, торговец сталью. Мой друг схватил трубку: - Томпсон, где партия стали из Японии, которая должна была прийти в прошлый выходной?.. Погода меня не касается. У нас почти кончилась сталь, на следующей неделе мне придется остановить сборочный конвейер. Если вы не в состоянии поставлять сталь в обещанные сроки, я найду себе другого брокера. - Вы получаете сталь из Японии? - спросил я Бэлфула. - Даже с транспортными затратами цена выходит ниже, чем у стали из Европы. Раньше мы получали стальные листы из Бельгии, но теперь Япония их обскакала. Телефонный звонок заставил Бэлфула насторожиться. Он несколько секунд прислушивался, потом сказал: - Извини, мне звонят из Тайваня. Марк Фор? Послушайте, R&D сконструировали новую дверную ручку с кнопкой, и мы собираемся послать вам образцы. Скажите мистеру Чау, что, если его люди изготовят для нас изделие и сумеют уложиться в цену старой ручки, мы дадим заказ его компании. Вошел человек с пластиковым контейнером в руках и сказал: - Мистер Бэлфул, вы сказали, что хотели посмотреть это, прежде чем мы их закажем. Это контейнеры для приготовления льда в холодильнике. Бэлфул внимательно рассмотрел контейнер и стукнул им пару раз об пол: - А сколько он стоит? - Гонконг может поставлять по два доллара, а в Dong-Fu Plastics из Южной Кореи сказали, что они готовы делать его за доллар семьдесят. - Это всего лишь пластиковый поднос. Примите южно корейское предложение. А Гонконг пусть снабжает нас полками для морозильника. А что слышно про моторы? - Есть немецкая компания в Бразилии, которая только что выпустила новый мотор, и он прошел все наши тесты, так что Джонсон заказал 50 тысяч штук. - Позвоните в Cleveland Motors и передайте им, что нам очень жаль, но цена, которую они назвали, слишком высока. - Да, сэр, - сказал человек и удалился. Секретарь вошел снова и сообщил: - Звонил Гарри и хотел сообщить вам, что размораживатели только что прибыли из Финляндии. Они разгружают контейнеры. - Хорошо. Что-нибудь слышно про деревянную тару из Сингапура? - Она в доке в Хобокене. - Слава тебе, Господи. Отмените заказ в Boise Cascade. - А на что сослаться? - Скажите им, что мы перепутали или что мы переходим на пластик. Мне не важно, что вы им скажете. Бэлфул повернулся ко мне: - Так о чем мы говорили? - Ты говорил, что, если потребитель не начнет покупать американское, у страны будет масса неприятностей. - Верно. Это не только его патриотический долг, это вопрос жизни и смерти. Я собираюсь на следующей неделе в Вашингтон, в сенатский Комитет по торговле, чтобы сказать им, что, если они как следует не возьмутся за дело, в этой стране не останется ни одного отечественного холодильника. Мы не собираемся вести бизнес за просто так. - Давай, внуши им, - поддержал я его. Бэлфул предложил: - Пойдем со мной в демонстрационный зал. Я последовал за ним. Он подошел к своей последней модели и открыл дверцу. - Это американский холодильник, сделанный американскими рабочими для американского потребителя. Ну и что ты на это скажешь? - Он замечательный, - ответил я. - Импортные по сравнению с ним никуда не годятся. Источник: Art Buchwald. Being Bullish on Buying American// Master Curriculum Guide in Economics: Teaching Strategies for International Trade. New York: Joint Council on Economic Education, 1988 (перепечатывается по специальному разрешению). РЕЗЮМЕ
экономикс |