Органы местного самоуправления
8.1. Местное самоуправление: понятие и основы
В Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти (ст. 12 Конституции).
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая
в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и
под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и
иных местных традиций.
Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих
основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований,
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.
Муниципальный правовой акт – решение по вопросам
местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного
самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные
правила или имеющее индивидуальный характер.
Система муниципальных правовых актов: - устав муниципального образования;
- правовые акты,
принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- правовые акты главы
муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Виды территорий муниципальных образований: - городское
поселение;
- сельское поселение;
- муниципальный район;
- городской округ;
- внутригородские территории городов федерального значения.
Городское
поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей
территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые
органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав
муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять
отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами РФ.
Внутригородская территория
города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в
муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Виды муниципальной
собственности: - имущество, указанное в ч. 2–4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
- имущество, предназначенное
для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных
предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Бюджет муниципального
района и
свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления
Орган местного самоуправления – избираемый
непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению
вопросов местного значения.
Структура органа местного самоуправления: - представительный орган местного самоуправления;
- глава муниципального
образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
- контрольный орган муниципального
образования.
Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной
численности депутатов. Численность депутатов муниципального образования не может быть менее: - 7 человек – при численности населения менее одной тысячи
человек;
- 10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;
- 15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;
- 20
человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;
- 25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;
- 35 человек – при
численности населения свыше 500 тысяч человек.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и
наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов
РФ.
Контрольный орган
муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета,
соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением
установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
8.3.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
При
отправлении местного самоуправления возможны следующие
формы прямого волеизъявления граждан: - местный референдум;
- муниципальные
выборы;
- голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления,
голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;
- сход граждан;
- правотворческая
инициатива граждан;
- территориальное общественное самоуправление;
- публичные слушания;
- собрания граждан;
- конференция граждан (собрание
делегатов);
- опрос граждан;
- обращение граждан в органы местного самоуправления.
Местный референдум - проводимое на всей или части территории
муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Голосование по отзыву депутата, члена
представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке,
установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не
более 100 человек для решения вопросов местного значения.
Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в
порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация
граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам
местного значения.
Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием
жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.
Собрания
граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.
Конференция граждан
(собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными
правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Опрос граждан
проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Обращения граждан (индивидуальные и
коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и
принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|