| Органы местного самоуправления
8.1. Местное самоуправление: понятие и основы
В Российской Федерации признается и гарантируется 
местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов 
государственной власти (ст. 12 Конституции). 
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая 
в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и 
под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и 
иных местных традиций. 
Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих 
основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения. 
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, 
Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской 
Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные 
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, 
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты. 
Муниципальный правовой акт – решение по вопросам 
местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и 
законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного 
самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные 
правила или имеющее индивидуальный характер. 
Система муниципальных правовых актов: устав муниципального образования;правовые акты, 
принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;правовые акты главы 
муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного 
самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
 
Виды территорий муниципальных образований: городское 
поселение;сельское поселение;муниципальный район;городской округ;внутригородские территории городов федерального значения.
 
Городское 
поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного 
самоуправления. 
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, 
хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через 
выборные и иные органы местного самоуправления. 
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей 
территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением 
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые 
органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ. 
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав 
муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять 
отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами РФ. 
Внутригородская территория 
города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением 
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в 
муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 
Виды муниципальной 
собственности: имущество, указанное в ч. 2–4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 
предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных 
полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;имущество, предназначенное 
для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных 
предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
 
Бюджет муниципального 
района и 
свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. 
8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления
Орган местного самоуправления – избираемый 
непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению 
вопросов местного значения. 
Структура органа местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления;глава муниципального 
образования;местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);контрольный орган муниципального 
образования.
 Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной 
численности депутатов. Численность депутатов муниципального образования не может быть менее: 7 человек – при численности населения менее одной тысячи 
человек;10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;20 
человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;35 человек – при 
численности населения свыше 500 тысяч человек.
 
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и 
наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 
собственными правомочиями по решению вопросов местного значения. 
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального 
образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных 
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов 
РФ.  
Контрольный орган 
муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, 
соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением 
установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. 
8.3. 
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
При 
отправлении местного самоуправления возможны следующие 
формы прямого волеизъявления граждан:  местный референдум;муниципальные 
выборы;голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, 
голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;сход граждан;правотворческая 
инициатива граждан;территориальное общественное самоуправление;публичные слушания;собрания граждан;конференция граждан (собрание 
делегатов);опрос граждан;обращение граждан в органы местного самоуправления.
 
Местный референдум - проводимое на всей или части территории 
муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. 
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного 
самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Голосование по отзыву депутата, члена 
представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, 
установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской Федерации». 
Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не 
более 100 человек для решения вопросов местного значения. 
Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в 
порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления. 
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация 
граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам 
местного значения. 
Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием 
жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования. 
Собрания 
граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц 
местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования. 
Конференция граждан 
(собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными 
правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. 
Опрос граждан 
проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами 
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. 
Обращения граждан (индивидуальные и 
коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и 
принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
 
 Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
 |