Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (Алексеева А.И.)

Оценка деятельности организации на рынке ценных бумаг

Цели деятельности организации на рынке ценных бумаг

В условиях рыночной экономики фондовый рынок (рынок ценных бумаг) является одним из главных источников финансирования крупных инвестиционных проектов по технологическому перевооружению организаций и обслуживает процесс воспроизводства капитала. В ходе проведения экономических реформ за последние несколько лет в России произошло возрождение рынка ценных бумаг, являющегося неотъемлемым элементом рыночной экономики. За короткое время на российском рынке появилось громадное количество ценных бумаг: акции приватизированных государственных организаций и вновь возникших акционерных обществ, приватизационные чеки, векселя и государственные облигации. Принят целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка.

Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка и существует для обеспечения сделок по продаже и покупке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг подразделяют на первичный и вторичный, в зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства.

Первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной, экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами.

Бумаги, приобретенные инвесторами при их эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки купли-продажи осуществляются на вторичных рынках. Сам факт возможности купить или продать акции на вторичном рынке делает их более привлекательными и способствует росту реальных инвестиций.

До недавнего времени считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Однако в последнее время получила признание концепция четырех рынков.

В качестве первого рынка выступает фондовая биржа, на которой осуществляются сделки с зарегистрированными (котируемыми) на ней фондовыми ценностями. Вторым рынком называют внебиржевой рынок, на котором осуществляются операции с не зарегистрированными на бирже ценными бумагами. Третьим считается внебиржевой рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг, зарегистрированных через посредников. Четвертый, также внебиржевой, рынок ориентирован исключительно на институциональных инвесторов. Особенность его состоит в том, что сделки совершаются, минуя посредников, через компьютерные системы. Три последних рынка составляют внебиржевой оборот. Для инвесторов практически безразлично, где покупать или продавать, если обеспечивается приемлемая цена.

К основным функциям рынка ценных бумаг относятся:

  • мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством продажи ценных бумаг;
  • инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;
  • обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

Организации, не являющиеся кредитными организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут выступать в роли инвесторов (покупателей ценных бумаг) и эмитентов (тех, кто выпускает ценные бумаги).

Инвесторы имеют излишки денежных средств и заинтересованы в их приумножении путем приобретения ценных бумаг. Эмитенты заинтересованы в привлечении денежных средств. При этом фондовый рынок является тем механизмом, который позволяет эмитентам аккумулировать финансовые средства инвесторов, а инвесторам - преумножать свои сбережения путем приобретения ценных бумаг эмитентов.

Использование того или иного способа привлечения ресурсов на развитие организации через инструменты финансового рынка зависит от задач, которые ставит она перед собой. Инструменты рынка ценных бумаг предоставляют возможность привлечь средства большого числа инвесторов на относительно длительные сроки. Таким образом, большие потенциальные объемы привлекаемых инвестиций и их долгосрочность обеспечивают инструментам рынка ценных бумаг высокую эффективность при финансировании крупных инвестиционных программ. Необходимо отметить, что привлечение инвестиций посредством инструментов фондового рынка в ряде случаев не требует от организаций гарантий или ликвидного обеспечения, предоставление которых обычно является основной проблемой при организации заимствований через кредиты.

Средства, полученные организациями с фондового рынка, используются на следующие цели:

1) средства, полученные от первичного выпуска акций, направляются на формирование уставного капитала, предусмотренного учредительными документами акционерного общества;

2) средства, поступившие от дополнительной эмиссии акций, направляются на увеличение уставного капитала, предусмотренного учредительными документами;

3) средства, вырученные от продажи корпоративных облигаций, могут быть направлены на финансирование реальных активов, нематериальных активов, а также на приобретение высокодоходных ценных бумаг других эмитентов;

4) государственные краткосрочные облигации служат платежным средством во взаимоотношениях с партнерами, а также источником получения дополнительного дохода;

5) доходы по депозитным счетам и облигационным займам могут быть направлены на пополнение оборотного капитала (приобретение товарно-материальных ценностей);

6) эмиссионный доход, наряду с дооценкой основных средств, общества служит источником формирования добавочного капитала.

Средства, полученные организациями с фондового рынка, повышают их финансовую устойчивость, улучшают ликвидность баланса и платежеспособность.

Для вывода организаций на организованный рынок необходимо прохождение следующих этапов:

  • проведение комплексного анализа организации;
  • подготовка бизнес-плана организации;
  • организация аудита и приведение бухгалтерской отчетности к соответствующим стандартам;
  • создание благоприятного имиджа организации-эмитента;
  • разработка комплекса мер по защите привлеченных инвестиций;
  • проведение аналитического и маркетингового исследования перед выпуском ценных бумаг;
  • обеспечение взаимодействия с инфраструктурой рынка ценных бумаг;
  • полное сопровождение эмиссии ценных бумаг как на этапе размещения, так и на вторичном рынке;
  • повышение ликвидности и поддержка оптимальной курсовой стоимости ценных бумаг.

Для реализации мероприятий, направленных на вывод организации на фондовый рынок, требуется привлечение финансового консультанта, имеющего опыт работы в данном сегменте рынка.

Характеристика ценных бумаг организации

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг, они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора и эмитента.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации ценная бумага определена как документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Таким образом, ценные бумаги можно определить как специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы определенные права владельца или предъявителя ценной бумаги. В широком смысле слова к ценным бумагам относятся все документы, подтверждающие права лица на какое-либо имущество или денежную сумму. В более узком смысле под ценными бумагами понимают лишь те документы, которые обращаются на рынке, т.е. могут покупаться, продаваться, закладываться, а также приносить разовый или регулярный доход.

Все ценные бумаги можно разделить на две группы - денежные и капитальные.

К денежным ценным бумагам можно отнести векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие долговые ценные бумаги, через которые оформляют заимствование денег. Доход по этим ценным бумагам носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ценные бумаги, как правило, являются краткосрочными (со сроком погашения менее одного года).

Капитальные ценные бумаги выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) организации, необходимого для развития производства. Капитальные ценные бумаги подразделяются на долевые и долговые. К долевым ценным бумагам относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты. Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода.

По видам ценные бумаги можно классифицировать следующим образом:

  • свидетельства об участии в капитале. Это, прежде всего акции, выпускаемые акционерными обществами и корпорациями, а в некоторых странах (США, Великобритания) к ним относятся также свидетельства о пае в обществе с ограниченной ответственностью, компании. В нашей стране, как и в ряде европейских стран (например, в Германии), последние не считаются ценными бумагами. Бумага является ценной, если под нее можно получить кредит в банке;
  • свидетельства о предоставлении займов — различные виды облигаций, выпускаемые как организациями, так и правительствами (государственные ценные бумаги). Облигации (особенно государственные) обеспечивают большую сохранность сбережений, чем акции, и поэтому более привлекательны для организаций, не расположенных к риску. В акции вкладывают капиталы и сбережения инвесторы, готовые идти на риск ради получения высоких дивидендов. Существуют взаимообратимые акции и облигации, которые в определенных случаях можно обменять друг на друга;
  • денежные и товарные документы, выражающие имущественные права - векселя, чеки, варранты, депозитные сертификаты, коносаменты, коммерческие бумаги и др.;
  • международные ценные бумаги — евроакции, еврооблигации.

Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков (документарные ценные бумаги) или в форме записей на счетах (бездокументарные ценные бумаги). При обращении ценных бумаг в форме записей на счетах их владелец может реализовывать свои имущественные права по отношению к эмитенту через специализированные организации, осуществляющие хранение, учет и расчеты по операциям с ценными бумагами.

Организации могут осуществлять свои финансовые вложения в следующие основные активы:

  • государственные ценные бумаги;
  • акции и облигации как обращающиеся, так и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;
  • векселя;
  • права требования и прочие производные ценные бумаги и вложения.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Все выпускаемые акционерным обществом акции обеспечиваются его имуществом. При отсутствии имущества производится предварительная подписка на акции, средства от которой не могут быть использованы до проведения государственной регистрации акций.

Облигация — один из наиболее распространенных видов ценных бумаг на предъявителя. Наличие облигации подтверждает, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по номинальной стоимости, указанной на ней.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Облигации выпускаются субъектами хозяйствования или другими юридическими лицами под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения.

Как правило, целью выпуска облигаций является мобилизация долгосрочного капитала. Как и акции, облигации являются фондовыми бумагами, но в отличие от акций, который представляет собственный капитал корпораций, облигации являются выразителем заемного капитала, т.е. для корпорации они являются "долговыми бумагами". Таким образом, держатели облигаций (облигационеры) являются по существу кредиторами корпораций, тогда как акционеры ее собственниками.

Рынок корпоративных облигаций является важнейшим источником долгосрочного капитала для средних и крупных организаций, при этом он обладает следующими преимуществами:

  • дает возможность публично привлекать значительные заемные средства по рыночным ставкам;
  • привлекать капитал на длительный срок;
  • оперативно управлять структурой долга;
  • создавать индивидуальные схемы заимствования.

Большинство облигаций принадлежит к одному из трех видов (по виду выпускающих их заемщиков): государственные, органов местной власти (муниципальные) и корпоративные. На практике выпускается множество разнообразных видов облигаций, различающихся по степени риска, срокам и видам погашения.

Одним из наиболее часто используемых российскими организациями в торговом обороте видов ценных бумаг является вексель. В международной торговле и во внутреннем обороте развитых стран вексель является одним из важных средств оформления кредитно-денежных отношений.

Векселем, согласно ст. 815 ГК РФ, является ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленные обязательства векселедателя (простой вексель), либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель), выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму денежных средств векселедержателю. По простому векселю векселедатель сам обязывается (обещает) совершить платеж, то по переводному векселю он предлагает сделать это указанному в векселе третьему лицу (плательщику).

Учет и анализ ценных бумаг в организации

Финансовые вложения в ценные бумаги принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора. Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть суммы:

  • уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
  • уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;
  • вознаграждений, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги;
  • расходов по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету;
  • иных расходов, непосредственно связанных с приобретением ценных бумаг.

Согласно п.23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат на их приобретение с отнесением непогашенной суммы по соответствующей статье группы статей "Кредиторская задолженность" в пассиве бухгалтерского баланса в случае, если к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей "Дебиторская задолженность".

Вложения организации в акции и иные ценные бумаги других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются при составлении годового бухгалтерского баланса на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Такая корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов организации в конце отчетного года.

Выбор метода учета инвестиций зависит от того, насколько существенное влияние оказала эта операция на инвестора и установлен ли контроль над оперативной и финансовой деятельностью организации, ценные бумаги которой были приобретены. При этом существенным считается влияние, при котором инвестор оказывает заметное воздействие на оперативную и финансовую политику инвестируемой им организации независимо от доли приобретенных акций или других ценных бумаг.

В конце каждого отчетного периода должны быть также определены себестоимость и рыночная стоимость ценных бумаг.

Все ценные бумаги разделил на две группы:

– финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

– финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Первая группа финансовых вложений отражается в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости. Для этого производится корректировка их оценки на предыдущую отчетную дату. Такая корректировка производится ежемесячно или ежеквартально.

Для финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, их последующая оценка не производится, и они подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации на отчетную дату по первоначальной стоимости. При этом по долговым ценным бумагам организациям разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода) относить на финансовые результаты.

Доход от реализации ценных бумаг или иного их выбытия (к примеру, погашения) определяется исходя из цены реализации (выбытия) бумаги, а также суммы накопленного купонного дохода, уплаченной покупателем продавцу, и купонного дохода, выплаченного продавцу эмитентом.

Если сумма инвестиционных затрат (то есть рыночная стоимость ценной бумаги) будет выше текущей стоимости ценной бумаги, держателю этой ценной бумаги выгодно ее продать, но инвестору в этом случае приобретать ее нет выгоды в связи с тем, что он получит прибыль меньше ожидаемой.

Различные типы ценных бумаг могут иметь свои особенности бухгалтерского учета:

  • по их отношению к уставному фонду;
  • по отражению разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и ее продажной ценой;
  • по начислению доходов и др.

Основанием для принятия ценных бумаг к бухгалтерскому учету является:

  • по документарным ценным бумагам — договор на приобретение ценной бумаги, акт приема-передачи ценной бумаги;
  • по бездокументарным ценным бумагам — выписка со счета "Депо";
  • при приобретении права требования — договор, акт уступки права требования, прочие документы.

Приобретенные ценные бумаги хранятся организацией или сдаются на хранение депозитарию. Ценные бумаги, находящиеся у инвестора, хранятся в его кассе наравне с наличными деньгами в порядке, установленном правилами кассовых операций. На все ценные бумаги отдельно по видам составляется опись с указанием номера, серии, номинальной стоимости и срока погашения. При погашении ценных бумаг в описи делается соответствующая запись с указанием даты выписки банка или другого надлежащим образом оформленного документа, на основании которого приходуются денежные средства. Аналогично делаются пометки при получении доходов по ценным бумагам. Если приобретенные ценные бумаги сдаются на хранение депозитарию, то в регистрах аналитического учета делается ссылка на соответствующие документы, полученные от него.

Задачами анализа эффективности ценных бумаг организации являются:

  • изучение их состава, структуры, изменений за отчетный период;
  • формирование стоимости и динамики ценных бумаг в количественном и стоимостном измерении, определение факторов их изменения;
  • формирование дивидендного покрытия и доходов по ценным бумагам для организации, их выпустившей, и акционеров, приобретающих акции, определение факторов их изменения.

Инвестиции в акции являются разновидностью финансовых инвестиций, т.е. вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода – дополнительных денег. Доходными считаются такие вложения в акции, которые способны обеспечить доход выше среднерыночного. Составляющими этого дохода будут дивиденды и рост курсовой стоимости. Данный вид анализа выполняется в организациях, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным финансовой отчетности - нужна дополнительная информация.

Показатель прибыли в расчете на одну акцию - одна из наиболее часто применяемых оценок рентабельности.

Как указано в п.2 Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденных Приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н, акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в двух величинах:

  • базовая прибыль (убыток) на акцию, которая отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающуюся акционерам - владельцам обыкновенных акций;
  • прибыль (убыток) на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном периоде (разводненная прибыль (убыток) на акцию).

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

Базовая прибыль (убыток) отчетного периода устанавливается посредством уменьшения (увеличения) прибыли (убытка) отчетного периода, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный период.

Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимальную по возможности степень уменьшения прибыли (увеличения убытка) на одну обыкновенную акцию акционерного общества в следующих случаях:

  • при конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции (инвестиционные ценные бумаги);
  • при исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Иначе говоря, разводненная прибыль (убыток) на акции представляет собой отношение базовой прибыли (убытка), скорректированной на величину ее возможного прироста, к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении, скорректированному на величину возможного прироста их количества в результате конвертации ценных бумаг в обыкновенные акции и исполнения.

Для проведения анализа по прибыли, приходящейся на одну акцию, необходимо иметь в виду, что в бухгалтерской отчетности акционерного общества показатели базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию должны быть представлены за отчетный год, а также, по крайней мере, за один предшествующий отчетный год, если осуществлялась деятельность акционерного общества.

Кроме того, в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности подлежит дополнительному раскрытию любая существенная для пользователей этой отчетности информация в отношении показателей базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Деятельность акционерных обществ нельзя оценивать только на основании рыночной стоимости акций, так как у акционерного общества могут остаться акции, не выпущенные им в обращение и по которым возможно получение дивидендов. Целесообразнее рыночную стоимость акции рассматривать в увязке с показателем прибыли, приходящейся на одну акцию, дивидендами по акциям, а также с ценами на акции других акционерных обществ для того, чтобы иметь всю необходимую информацию.

Коэффициент отношения рыночной стоимости акции к прибыли в расчете на одну акцию отражает отношение рыночной текущей стоимости акции к данным по прибыли в расчете на одну акцию. Это не постоянное отношение, оно может изменяться в зависимости от рыночной стоимости акции и прибыли, приходящейся на одну акцию. Данное отношение показывает, сколько вкладчики согласны заплатить за каждый рубль прибыли, получаемой на одну акцию на данный (анализируемый или отчетный) момент времени.

Отношение рыночной стоимости акции к прибыли в расчете на одну акцию получило широкое применение потому, что позволяет сравнивать акционерные общества. При наличии более высокого показателя у одного акционерного общества перед другими вкладчики вправе ожидать более высоких темпов роста прибыли по сравнению с другими акционерными обществами.

Показатель отдачи на вложенный капитал - это отношение полученных дивидендов к рыночной стоимости акции, расчет которого производится путем деления дивидендов за акцию на рыночную стоимость акции.

Долговременные финансовые вложения в акции других организаций теряют свою первоначальную стоимость, если их цена на фондовых биржах снижается. Падение курса акций означает для инвестора потенциальный убыток. Если рыночные цены на долевые активы растут, долговременные финансовые вложения превышают первоначальную балансовую стоимость ценных бумаг, что для инвестора оборачивается потенциальной прибылью.

По международным стандартам бухгалтерского учета потенциальные убытки от обесценивания долгосрочных финансовых вложений в акции других организаций должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором они выявлены. Для этого акции переоценивают в соответствии с их текущей котировкой на рынке ценных бумаг (берется цена последнего рабочего дня биржи в отчетном периоде).

Потенциальная прибыль в текущем бухгалтерском учете не отражается. Она будет показана по факту после реализации акций или опосредована в сумме повышенных дивидендов.

Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность в конце отчетного года производится образование резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов.

Кроме оценки потенциальной отдачи от вложений в акции, инвестор обязан оценить и степень риска. Оценивая степень риска, во внимание принимают следующие факторы:

  • характер деятельности акционерного общества;
  • качество работы;
  • итоги дальнейшего развития;
  • рыночный риск и т.д.

Из четырех вышеуказанных факторов большее значение имеет фактор рыночного риска.

В общем случае, количественный анализ операций с облигациями предполагает определение следующих основных характеристик: доходности, расчетных цен (курсов), динамики величин дисконта или премии, а также ряда других показателей. В общем случае, количественный анализ операций с облигациями предполагает определение следующих основных характеристик: доходности, расчетных цен (курсов), динамики величин дисконта или премии, а также ряда других показателей.

Купонная норма доходности – это процентная ставка, по которой владельцу облигации выплачивается периодический доход. Соответственно сумма периодического дохода равна произведению купонной ставки на номинал облигации и, как правило, выплачивается раз в год, полугодие или квартал.

Инвестор может использовать в качестве учетной оценки стоимость приобретения облигации, а также рыночную стоимость облигации, корректируемую в связи с изменением режима обращения облигации. В качестве учетной оценки для инвестора должна быть избрана оценка по стоимости приобретения. В то же время не существует достаточных оснований для отражения облигаций по рыночной стоимости.

Для проведения анализа используются различные источники информации, одним из которых является баланс, свидетельствующий о величине задолженности по товарным векселям, полученным и выданным на начало и конец отчетной даты. Другим источником для анализа может служить справка к разделу №2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" Приложения к балансу по форме № 5, в которой содержатся данные о движении векселей. В ней, в частности, приводится информация об остатках задолженности по выданным и полученным товарным векселям на начало года, о суммах возникших и погашенных вексельных обязательств в течение года и остатках задолженности на конец года. Данная информация дополняется сведениями в виде отдельной строки "в том числе" по векселям с просроченным сроком платежа.

Указанные формы отчетности дают полезную информацию, однако они не позволяют сделать исчерпывающий анализ состояния расчетов организации, поскольку не содержат многих важных сведений: от кого получены векселя и кому переданы, какая часть векселей не погашена в срок и какая из них опротестована, какова сумма процентов по векселям полученным и какова по уплаченным, какова структура векселей (товарных и финансовых) и

т. п. Такая информация может быть получена только по данным синтетического и аналитического учета, в частности, по данным журналов-ордеров и ведомостей, фиксирующих расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Некоторая часть информации может быть получена из Книги учета векселей.

Чрезвычайно важно в сегодняшних условиях проанализировать структуру вексельной задолженности:

  • по срокам погашения;
  • по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.);
  • по удельному весу отдельных крупных должников (предполагается их ранжирование по значимости или по сумме задолженности);
  • по уровням задолженности (перед организациями, его структурными звеньями и т. д.).

Кроме этого, можно выделить и другие задачи анализа вексельного обращения:

  • анализ объема и динамики вексельной задолженности;
  • анализ структуры и состояния вексельного обращения по срокам полезного использования и правовой защищенности;
  • анализ доходности векселей;
  • анализ ликвидности векселей и степени риска вложений средств в векселя;
  • оценка возможности кредитования покупателя товара продавцом напрямую, без посредничества финансовых структур;
  • анализ оборачиваемости векселей;
  • анализ правильности определения налогооблагаемой базы по НДС на доходы по векселям;
  • анализ структуры статей, отражающих вексельные долги организации и ее дебиторов, с точки зрения срока погашения и реальности получения платежа;
  • анализ эффективности использования векселей.

Кроме того, целесообразно проанализировать, в какой мере использование векселей обеспечивает своевременность расчетов за товарно-материальные ценности; выступает средством погашения различных обязательств, включая валютные; каким образом отражается на ускорении оборачиваемости оборотных средств; как выполняет функцию векселедательского кредита.

Завершается анализ установлением и оценкой причин несоблюдения платежной дисциплины, разработкой возможных вариантов ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей по приоритетности), оптимизацией расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей и т. д.).

О состоянии расчетов с участием векселей можно судить, прежде всего, по данным баланса организации. Сам факт наличия задолженности по полученным векселям свидетельствует о возможности организации предоставлять своим дебиторам товарные кредиты под поставку продукции (товаров). В свою очередь, наличие задолженности по векселям в пассиве баланса говорит о доверии к организации со стороны ее кредиторов и соответствующей репутации в деловых кругах.

Для проведения анализа состояния расчетов по выданным и полученным товарным векселям необходимо исчислить удельный вес задолженности по ним в общем итоге баланса и, соответственно, в величине дебиторской и кредиторской задолженности в целом. Это нужно, во-первых, для определения их места в общей картине финансового состояния (значимости показателей данных статей), во-вторых, для сравнения относительных показателей данных статей за ряд лет и выявления соответствующих тенденций к увеличению или уменьшению.

Особое значение при анализе векселей имеет анализ их состава и структуры, поскольку это позволяет не только сказать, как изменилась общая картина по векселям, но и сделать выводы конкретно по каждому дебитору, обеспечившему свою задолженность векселями.

Анализ эффективности использования векселей все более и более интересует работников экономических служб организаций как в силу очевидных недостатков правового регулирования вексельного обращения, так и в силу экономических преимуществ, связанных с умением использовать вексель в качестве орудия обращения, взамен наличных денег. Это обстоятельство в известной мере расширяет рамки воспроизводства в рыночной экономике, поскольку умелое использование векселя взамен наличных денег может существенно повысить доходность организации.

Эффективность использования подобных финансовых инструментов проявляется в частности в том, что организация-поставщик, используя в расчетах векселя, получает процентный доход как в рублях, так и в иностранной валюте.

Конечный результат от использования векселей выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в увеличении объемов сбыта товаров, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Однако и вексельное обращение наталкивается на границы, обусловленные самим характером коммерческих векселей как частных долговых обязательств. Векселя могут обращаться лишь в ограниченном кругу организаций, осведомленных о взаимной платежеспособности. В противном случае финансово-эксплуатационные потребности покрываются за счет заемных и дополнительно привлеченных источников, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей уставной деятельности организаций.

Дивидендная политика организации

Важной частью управленческой стратегии организации, влияющей на процессы инвестирования и использования капитала, является дивидендная политика.

Методические рекомендации Минфина от 27.12.95г. N 60 "О порядке начисления и выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям" определяют дивиденды как часть чистой прибыли, распределяющейся среди акционеров по количеству приходящихся на их долю акций. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и в соответствии с категориями принадлежащих им акций. В мировой же практике дивидендами считают любые выплаты, получаемые акционерами в связи с владением акциями.

Размер выплат определяет, какую часть чистой прибыли получат акционеры, и какая часть будет реинвестирована в развитие акционерного общества. Высокие дивиденды способствуют росту цен на акции в краткосрочном периоде, но не менее важен и прогнозируемый темп прироста капитала. Если инвестиции в активы будут незначительными, то рост замедлится, и цена акции в перспективе упадет. Организация принимает решение, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять, и это сказывается на условиях смены дивидендного выхода.

Форма выплаты дивидендов может быть денежной или натуральной, пропорционально имеющимся акциям, дополнительными акциями или через выкуп акций. Схемы всех выплат рассматриваются как часть дивидендной политики.

Вопрос о распределении прибыли открытого акционерного общества, включая сроки и порядок выплаты дивидендов, относится к исключительной компетенции собрания акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. На нем определяется порядок объявления и выплаты дивидендов, что фиксируется в протоколе. В случаях, предусмотренных уставом, может объявляться промежуточный дивиденд в расчете на одну простую акцию за месяц, квартал, полугодие. Окончательный размер дивидендов объявляется общим собранием акционеров по результатам хозяйственной деятельности за год с учетом промежуточных выплат. Выплата объявленных дивидендов обязательна, в первую очередь начисляются и выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, а затем - по простым.

Схемы выплат включают периодичность и размер платежей. Обычно объявляемая выплата выражается в сумме на акцию, но может выражаться в процентах от рыночной цены (дивидендная доходность) или в процентах от прибыли (дивидендный выход). Дивиденды объявляются без учета налогов.

Альтернативные формы распределения чистой прибыли касаются только простых акций. При наличии прибыли, достаточной для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, акционерное общество обязано их выплатить, а в случае отказа владельцы акций могут обжаловать это решение. Если размер прибыли недостаточен или общество убыточно, выплата дивидендов по привилегированным акциям возможна только за счет и в пределах резервного фонда. Если акционерное общество неплатежеспособно или убыточно либо может стать таковым после выплаты дивидендов, по представлению дирекции акционерного общества общее собрание может принять решение о невыплате дивидендов. Это вполне возможно, учитывая, что владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на собрании и могут опротестовать отказ в выплате дивидендов лишь в суде.

На значение дивидендного выхода влияют различные факторы: инвестиционные возможности общества, предпочтения акционеров между текущим и будущим доходом; сложившаяся структура собственников, структура капитала, размер источников выплаты.

Дивидендный выход не влияет на стоимость капитала даже в среднесрочной перспективе. Например, Мiсrоsоft не выплачивала дивиденды 20 лет, что не мешало высокому курсу ее акций. Куда большее значение имеет не размер дивидендов, а рыночная капитализация и полученная прибыль, независимо от того, как она будет использована. Но, с другой стороны, высокие дивиденды позволяют привлечь и сохранить тех акционеров, которых интересуют текущие выплаты. Для руководства организации и трудового коллектива, а также акционеров, имеющих высокие доходы, важнее реинвестировать прибыль, тем более что выплата дивидендов связана с высокими налоговыми выплатами. Акционерное общество выбирает вид дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию.

Остаточная политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей организации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. В этом случае при установлении дивидендного выхода сначала определяется количество денежных средств, которыми может располагать акционерное общество без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн.руб. и дивиденды не выплачиваются, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн.руб. Если структура капитала сохраняется неизменной, то для максимизации рыночной оценки капитала потребуются заемные средства. Затем вероятный размер нового капитала сравнивается с инвестиционными возможностями через сравнение внутренней нормы доходности и стоимости капитала.

Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), более размера располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется. Недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта.

Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты каждого года определяются как разница между чистой прибылью отчетного года и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы в текущем году.

Инвесторы выберут организация, которое реинвестирует прибыль вместо выплаты дивидендов, если доходность (рентабельность) его активов после реинвестирования превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно при аналогичном уровне риска. Например, если акционерное общество реинвестирует в проект, обеспечивающий 30% рентабельности, а наивысшая доходность на рынке по дивидендам составит 20%, то акции этой организации будут расти в цене.

Таким образом, даже если инвестор оценивает будущий рост более рискованно, чем получение текущей дивидендной доходности, высокая ожидаемая доходность по новым проектам компенсирует этот риск.

Фиксированный выход устанавливается в оптимальном размере на ряд лет. Но так как величина чистой прибыли из года в год меняется, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде такая политика не увеличивает цену акций. На практике в первые годы своего существования в акционерных обществах обычно используется остаточная дивидендная политика. Затем с учетом влияния различных факторов устанавливается оптимальное значение дивидендного выхода как ориентира. Иногда дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем - близок к нему. При этом администрация определяет целевое (оптимальное) значение дивидендного выхода, с учетом которого строят политику конкретных выплат.

Годовое увеличение прибыли не приводит к автоматическому увеличению дивидендов за этот год, и обычно рост чистой прибыли опережает рост дивидендов. На размер дивиденда оказывают влияние общие изменения в размере прибыли за прошлые годы и перспективы роста организации.

Решения по изменению дивидендной политики должны приниматься осторожно, но и неуклонно следовать ей из года в год невозможно. В дивидендной политике есть определенная инерционность, и если дивидендный выход оптимален, акционерное общество стремится не менять его. Это означает, что дивиденд на акцию в текущем году равен фиксированной доле от чистой прибыли года.

При неизменности дивидендного выхода прирост дивиденда происходит при изменении прибыли, которое может быть временным и не отражать долгосрочной тенденции роста. Увеличивать дивиденды можно только при уверенности в возможности и далее поддерживать рост прибыли, но уменьшение дивиденда на акцию нежелательно и из-за этого руководство организации устанавливают рост дивидендов не в той пропорции, что рост прибыли.

Таким образом, на текущее значение дивиденда оказывает влияние динамика прибыли прошлых лет, и если величина прибыли сохраняется ряд лет, то дивидендный выход является оптимальным.

Политика не снижающихся дивидендов на акцию направлена на то, чтобы никогда не снижать ежегодный размер дивиденда. Политика выражается в постоянном или слабо увеличивающемся размере дивиденда на акцию или в стабильных выплатах невысоких дивидендов и процентных надбавок в удачные годы. Это означает низкий риск инвестирования и невысокую требуемую доходность. Акции при такой политике высоколиквидны, поскольку имеют постоянный спрос на фондовом рынке, а нераспределенная прибыль реинвестируется.

Политика выплаты акциями может проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости. Если инвестиционные возможности и ограниченность других источников финансирования диктуют реинвестирование прибыли, но в прежние годы дивиденды выплачивались, и часть акционеров рассчитывает на текущий доход, то, чтобы не обмануть ожидания акционеров, руководство может предложить им выплату дивидендов акциями. Общее число акций в обращении будет увеличено.

Выплата дивидендов акциями порой диктуется не отсутствием денег, а либо невозможностью их концентрации к моменту выплаты дивидендов, либо альтернативными вариантами использования чистой прибыли. Руководство, принимая решение об объявлении дивидендов, должно четко оценивать возможности изменения структуры активов и нахождения необходимых денежных средств.

Еще одна цель выплаты дивиденда акциями - повышение ликвидности акций через снижение рыночной цены вместо дробления. Обычно дробление используется как разовая процедура после резкого скачка цены. Выплата дивидендов акциями может проводиться как среднесрочная дивидендная политика, по которой процент дивиденда устанавливается на уровне ежегодного темпа прироста прибыли и цены акции. Например, если ожидается ежегодный темп прироста прибыли 15% и аналогичный рост цены акции, что через некоторое время сделает ее низколиквидной, то установление ежегодного 15-процентного дивиденда позволит зафиксировать цену акции.

Акционеры вынуждены соглашаться с предложением руководства, поскольку информация о невыплате дивиденда будет отрицательным сигналом для рынка и цена акции может упасть еще больше. С другой стороны, использование прибыли, сохранение имиджа общества и другие факторы будут играть на повышение цены акций, которая может сохраниться или даже вырасти благодаря выплате дивидендов.

Выкуп собственных акций означает использование чистой прибыли на выплаты владельцам капитала и может рассматриваться как альтернатива денежным выплатам дивиденда. Такая регулярная дивидендная политика осуществляется на биржевом и внебиржевом фондовом рынках путем скупки по фиксированной цене по тендеру или на аукционе. Возможен также прямой выкуп пакета акций у одного крупного акционера по договорной цене. Если цена не завышена, то оставшиеся акционеры не теряют капитал.

Автоматическое реинвестирование осуществляется в том случае, если акционерное общество, нуждаясь в увеличении уставного фонда, навязывает своим акционерам на сумму начисленных дивидендов дополнительные акции или увеличивают их номинал за счет прибыли и иных источников. При этом подоходный налог с реинвестируемых сумм удерживается, как и с реально полученных дивидендов. Зато выплаты акционерам организации в виде акций, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций, произведенного за счет собственных источников (например, фонда переоценки основных средств), если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из акционеров, не считаются в налоговых целях дивидендами.

Политика низкой доходности и косвенных выплат. Низкий дивидендный выход обеспечивает малую ликвидность акций (что регулярно демонстрируют приватизационные аукционы), но зато сохраняет "руководящую и направляющую" роль государства, даже в ущерб развитию инвестиционных процессов.

В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение организации на рынке ценных бумаг: доход на акцию, ценность акции и др.

Для определения доходности акций рассчитывают несколько показателей. Под текущей доходностью понимают дивиденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда и представляет собой частное от деления величины дивиденда на одну акцию на рыночную стоимость одной акции. Доходность акции может быть рассчитана также с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. В этом случае доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда, полученного в течение периода владения акцией, и разницы (прибыли или убытка) между ценой покупки акции и ценой ее продажи на цену покупки акции.

Доля выплачиваемых дивидендов указывает, какая часть чистой прибыли расходуется на выплату дивидендов. Этот коэффициент представляет собой частное от деления величины дивиденда на одну акцию на величину чистой прибыли на одну акцию.

Методика рейтингового анализа эмитентов

По мере повышения суверенного рейтинга России все большее число российских организаций заявляют о своих планах по выпуску еврооблигаций и других международных ценных бумаг, а заемщики намереваются строить свои отношения с кредиторами в соответствии с международными стандартами. На фоне макроэкономической стабилизации и экономического роста значительно улучшились финансовые показатели большинства корпоративных заемщиков. Наблюдается рост рынка рублевых корпоративных облигаций, векселя постепенно превращаются в нормальную «рыночную» бумагу — аналог коммерческих бумаг, обращающихся на зарубежных рынках. Все это свидетельствует о том, что российские организации постепенно осваивают «правила игры» на рынке и международные стандарты ведения бизнеса. Вот почему возрастает потребность в аргументированных и независимых оценках, которые позволили бы дифференцировать заемщиков и их долговые обязательства на основе надежных критериев. Рынок ценных бумаг стремится обрести твердую опору в виде классификаций, стандартов и эталонов.

Кредитный рейтинг эмитента — это оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства полностью и в срок, который присваивается компании рейтинговым агентством.

Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству.

Некоторые области применения рейтингов приведены в таблице 9.22.

Таблица 9.22

Преимущества применения кредитных рейтингов

Сфера применения

Преимущество

Рынки государственных долговых обязательств

Доступ ко многим сегментам рынка. Расширение возможного круга инвесторов

Кредитные линии контрагентам

Увеличение количества поставщиков. Расширение возможностей для арбитража

Переговоры об открытии ликвидных кредитных линий.

Расширение круга источников финансирования. Облегчение доступа

Кредитный рейтинг эмитента

Ориентир для переговоров с кредиторами и поставщиками

Планирование структуры капитала

Обеспечение баланса интересов владельцев облигаций и акционеров

Облигационные и денежные фонды

Маркетинг, размещение и внутренний контроль. Возможное содействие росту стоимости

Соответствие установленным нормативам и стандартам

Возможность участия в приватизационных тендерах

Развитие бизнеса

Налаживание отношений с клиентами

Частный кредитный рейтинг

Более эффективные переговоры с коммерческими контрагентами

Тендеры и проекты

Снижение необходимости в аккредитивах, гарантиях или залоге

Отношения с инвесторами

Повышение информированности владельцев облигаций и акций

Кредитный рейтинг, по какой бы шкале он ни присваивался, не является рекомендацией относительно того, покупать, продавать или держать те или иные ценные бумаги или мнением о рыночной цене долговых обязательств и об инвестиционной привлекательности эмитента для конкретного инвестора. Пользователями рейтинговой информации являются стратегические инвесторы, кредиторы, акционеры и портфельные инвесторы, аналитики, потребители услуг организаций (банков, страховых компаний и т. п.), а также потенциальные партнеры по бизнесу.

Наиболее очевидной и распространенной сферой применений кредитных рейтингов является улучшение финансовых условий привлечения финансовых ресурсов и облегчение процесса размещения долговых обязательств (размещение целого ряда финансовых инструментов, например, Еврооблигаций, невозможно без присвоения рейтинга).

В процессе присвоения кредитного рейтинга аналитики рейтинговых агентств пользуются информацией, предоставленной эмитентом (в ответ на специальный запрос), которая может быть конфиденциальной и недоступной. Кредитный рейтинг отражает текущее мнение агентства о способности и готовности организации (эмитента долговых обязательств) своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства. При этом кредитный рейтинг не является рекомендацией покупать или продавать те или иные ценные бумаги (в отличие от рейтингов, которые присваиваются инвестиционными банками). Важно понимать, что кредитный рейтинг не является результатом аудиторской или какой-либо иной проверки, хотя результаты таких проверок, проведенных другими организациями, могут быть использованы аналитиками рейтингового агентства.

Рейтинги могут изменяться, приостанавливаться или отзываться в тех случаях, когда информация меняется или становится недоступной. Кредитные рейтинги подразделяются на кредитные рейтинги эмитентов, отдельных эмиссий и специализированные рейтинги. Кредитные рейтинги эмитентов устанавливаются в соответствии со шкалой. Шкала позволяет сравнивать эмитентов разной экономической природы (организации, регионы, муниципалитеты, банки, страховые компании и другие) по величине кредитного риска, выводит эмитента и его обязательства за пределы узкоотраслевого контекста.

Основным видом рейтингов является долгосрочный кредитный рейтинг. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории «ААА» до самой низкой «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» также могут содержать знак «плюс» или «минус», демонстрирующий относительное положение внутри категории.

Рейтинги категорий «ААА», «АА», «А» и «ВВВ» традиционно относятся к «инвестиционному» классу, в то время как рейтинги категорий «ВВ», «В», «ССС», «СС» и «С» обладают значительными спекулятивными характеристиками.

Краткосрочные рейтинги показывают способность и готовность эмитента выполнить свои финансовые обязательства в краткосрочной перспективе. Они также имеют диапазон от «А-1» для обязательств наивысшего качества до «D» для обязательств самого низкого качества. Рейтинги внутри категории «А-1» могут содержать знак «плюс» для выделения более надежных обязательств в данной категории. Краткосрочные рейтинги наиболее активно применяются на развитых рынках, в частности, эмитентами с относительно более высоким уровнем кредитоспособности, в основном для размещения так называемых «коммерческих бумаг».

Классификация кредитных рейтингов в зависимости от состояния эмитентов представлена в нижеприведенной таблице.

Таблица 9.23

Классификация кредитных рейтингов эмитентов

Класс

Состояние эмитента

ААА

Исключительно высокая способность к исполнению финансовых обязательств. Наивысший рейтинг.

АА

Очень высокая способность к исполнению финансовых обязательств.

А

Высокая способность к исполнению финансовых обязательств, но эмитент может быть подвержен отрицательному влиянию неблагоприятных экономических условий и изменившихся обстоятельств.

ВВВ

Достаточная способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, однако присутствует высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.

ВВ

Вне опасности в краткосрочной перспективе, но имеется существенная неопределенность, связанная с чувствительностью по отношению к неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим условиям.

В

Достаточно высокая уязвимость при наличии неблагоприятных деловых, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств.

ССС

В данный момент существует потенциальная возможность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств и своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.

СС

В настоящее время высока вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств.

С

Было подано заявление о банкротстве или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение финансовых обязательств продолжаются.

SD

Выборочный дефолт по отдельному выпуску или классу обязательств при продолжении своевременного исполнения платежных обязательств по другим выпускам.

D

Неисполнение долговых обязательств.

Рейтинг присваивается организации только при наличии достаточной информации. Процедура присвоения рейтинга включает в себя оценку количественных и качественных параметров, финансовых и бизнес-рисков. Рассматриваются такие аспекты, как общее состояние отрасли, перспективы ее роста и зависимость от технологических изменений и действий регулирующих органов. После подписания соглашения о присвоении кредитного рейтинга назначается ведущий аналитик, под руководством которого формируется индивидуальный запрос на получение необходимой информации, проводится ее анализ и встречи с руководством эмитента. После изучения материалов и проведения встреч с руководством, рейтинговый комитет принимает решение о присвоении рейтинга.

Процесс присвоения рейтинга является конфиденциальным, как и сам факт обращения организации к рейтинговому агентству, вплоть до момента, когда руководство эмитента принимает решение о публикации рейтинга.

Процедура определения рейтинга эмитента состоит из пяти этапов.

На первом этапе организация-эмитент оформляет заявку на присвоение рейтинговой оценки. Агентство осуществляет сбор первичной информации об организации-эмитенте и высказывает предварительное согласие или несогласие на проведение работ по выставлению рейтинга.

На втором этапе происходит встреча представителей агентства с менеджментом организации. По итогам встречи между организацией-эмитентом и агентством заключается договор о предоставлении рейтинговых (информационных) услуг. В соответствии с договором агентство берет на себя обязательства по выставлению рейтинга и его мониторингу в течение определенного времени, а организация-эмитент обязуется представить полную информацию о своей деятельности.

Третий этап - процесс рейтингования эмитента. Он начинается с момента предоставления эмитентом необходимых для проведения работ данных. По результатам рейтингования составляется полный рейтинговый отчет, который передается на рассмотрение организации-эмитенту.

Четвертый этап - согласование результатов рейтингового исследования с организацией. В случае согласия эмитента на публикацию рейтинга, агентство составляет краткое рейтинговое заключение на основании полного рейтингового отчета. Заключение содержит информацию о присвоенном рейтинге, а также краткое обоснование отнесения к нему эмитента.

Пятый этап - публикация и мониторинг рейтинга. Для осуществления мониторинга рейтинга агентство берется отслеживать информацию о компании - эмитенте и динамике изменения ее основных показателей. В случае существенного изменения значений интегральных показателей деятельности компании, агентство оставляет за собой право пересмотра рейтинговой оценки.

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности российских нефинансовых организаций предполагает исследование пяти основных групп факторов:

  • операционной среды деятельности организации;
  • показателей производственного потенциала и динамики развития организации;
  • показателей, отражающих позиции организации на рынках;
  • характеристик корпоративного управления;
  • основных показателей финансовой устойчивости организации.

Современное состояние российской экономики требует особых подходов к рейтинговой оценке. Например, согласно западным оценкам значительная кредиторская задолженность — символ доверия кредитной организации к компании-заемщику, показатель ее высокой платежеспособности и финансовой устойчивости. Практика же бизнеса в нашей стране показывает, что высокая кредиторская задолженность организации, скорее всего, негативно влияет на ее развитие и означает высокий уровень неплатежеспособности.

Стремительное расширение деятельности рейтинговых агентств по присвоению рейтингов в странах, где подавляющее большинство рейтингов находится в «спекулятивном» классе, приводит к созданию национальных шкал, существующих параллельно с международной шкалой, — признанным во всем мире эталоном оценки кредитного риска. Рейтинги по национальной шкале отражают мнение об относительной кредитоспособности заемщиков и их долговых обязательств в условиях соответствующей страны. Рейтинг по национальной шкале нельзя напрямую сопоставлять ни с международным рейтингом, ни с рейтингом по другой национальной шкале.

Международные рейтинговые агентства разрабатывают российскую шкалу кредитного рейтинга, которая обеспечивает значительно большую дифференциацию российских эмитентов по уровню кредитного риска по сравнению с возможностями международной шкалы. Российские компании все чаще принимают решение о публикации кредитных рейтингов по российской шкале.

Получение кредитного рейтинга по российской шкале дает эмитентам следующие дополнительные преимущества:

  • получение независимой компетентной оценки риска инвестирования/кредитования относительно прочих российских заемщиков;
  • улучшение условий привлечения финансовых ресурсов, а также увеличение ликвидности рублевых долговых обязательств;
  • усиление позиций в конкурентной борьбе за кредитные ресурсы на российском рынке.

Развитие национальной рейтинговой культуры имеет большое значение для всей российской экономики. Отечественные рейтинговые агентства постепенно приучают организации раскрывать информацию о себе. Этот опыт будет полезен для организаций, планирующих выход на международный рынок.



Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности | Кушнир И.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности