Щербак И.А. Экономическая статистика

Статистическое изучение товарных рынков и рынков продуктов

Товарный рынок служит механизмом, обеспечивающим связи сферы производства со сферой потребления, определяющим распределение товаров в соответствии со спросом.

Товарный рынок складывается из взаимносвязанных субрынков:

  1. средств производства, из которых выделяются субрынки природного сырья и промышленной продукции;
  2. предметов потребления, в том числе продовольствия и продовольственных товаров;
  3. услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг.

В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков.

Региональный рынок и его подсистемы – городской и сельский рынки, которые ограничиваются рамками определенного территориально-экономического и административно-географического образования.

Состояние рынка характеризуют следующие показатели.

1.  Спрос представляет собой форму потребностей покупателей в товарах (торговых услугах), представленных на рынке, обеспеченных денежными доходами. Объем спроса определяется количеством товара, который покупатели намерены купить на рынке при определенном уровне цены. При низком уровне цен покупатели стремятся купить больший объем товаров, а при высоком – соответственно меньший объем или вообще отказаться от покупки. На объем спроса на отдельные товары влияют и другие факторы: уровень денежных доходов населения; уровень цен на взаимозаменяемые или взаимодополняющие товары.

2.  Предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для регистрации, которые уже находятся на рынке или могут быть представлены на нем. Объем предложения представляет собой количество товара, которое конкурентные производители желают реализовать на рынке в данный момент времени по определенной цене. Чем выше уровень цен на рынке, тем больший объем предложения, и наоборот. На объем предложения отдельных товаров влияют также уровень затрат на их производство и доставку на рынок; физико-химические свойства товаров; уровень конкуренции продавцов на рынке и другие факторы.

3.  Цена представляет собой денежный эквивалент, в соответствии с которым осуществляются акты купли-продажи товаров.

Уровень цен на отдельные товары формируется в пределах диапазона цен спроса и предложения на потребительском рынке.

Оптимальным вариантом такого уровня является цена рыночного равновесия, уровень которой уравновешивает объемы спроса и предложения на рынке.

4.  Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за лучшие условия реализации товаров. Уровень конкуренции обусловливается количеством продавцов, удельным весом их операций на рынке, используемыми формами конкуренции.


Цель, задание, предмет экономической статистики | Категории показателей экономической статистики | Система показателей экономической статистики | Органы государственной статистики Российской Федерации | Понятие о классификациях, группировках и номенклатурах и их назначение в статистическом исследовании | Отраслевые классификации видов экономической деятельности | Классификация продукции (работ, услуг) | Основные экономические группировки и система обозначений в статистике | Понятие о системе национальных счетов | Основные макроэкономические показатели | Принципы построения системы национальных счетов | Расчет валового внутреннего продукта производственным методом | Распределительный метод определения ВВП | Метод конечного использования ВВП | Межотраслевой баланс | Содержание и задачи статистики рынка труда | Статистика экономической активности, занятости и безработицы | Баланс трудовых ресурсов. Абсолютные показатели движения рабочей силы | Относительные показатели движения рабочей силы | Рабочее время | Статистика расходов на рабочую силу | Общая концепция и определение активов | Нефинансовые активы | Основные фонды. Их оценка и показатели | Амортизация основных фондов | Оборотные фонды | Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» | Система показателей доходов населения | Предмет, цель, задачи и система показателей статистики природных ресурсов | Статистика водных и земельных ресурсов | Статистическое изучение товарных рынков и рынков продуктов | Статистическое изучение конъюнктуры рынка | Система показателей рынка продуктов | Показатели производства и отгрузки промышленной продукции в стоимостном выражении | Задачи и система показателей статистики цен | Статистика цен потребительского рынка | Статистическое изучение динамики цен производителей | Статистические показатели оценки инфляции | Понятие и задачи статистики государственных финансов | Бюджетная классификация | Основные показатели статистики государственного бюджета | Сущность и задачи фискальной системы | Цели и задачи статистики внешней торговли | Методология таможенной статистики внешней торговли | Показатели таможенной статистики внешней торговли | Основы платежного баланса | Цены и время регистрации операций. Валютная единица учета | Классификации платежного баланса и международные инвестиционные позиции | Понятие фондового рынка | Индивидуальные характеристики и показатели доходности ценных бумаг | Показатели активности фондовых бирж | Денежное обращение | Показатели скорости обращения денежной массы | Статистика денежных вкладов | Статистики финансов предприятий | Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
Щербак И.А. Экономическая статистика | Яковлева А.В. Экономическая статистика