Щербак И.А. Экономическая статистика

Статистическое изучение конъюнктуры рынка

Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на рынке системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Конъюнктура рынка имеет четыре принципиальные отличительные черты: динамичность, пропорциональность, вариабельность и цикличность.

Поскольку рынок по своей сути склонен к стихийности, следовательно, его параметры подвержены колебаниям как случайным, так и периодическим.

Основными показателями конъюнктуры рынка являются:

  1. масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле-продаже товара, количество предприятий;
  2. степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;
  3. тип рынка (конкурентный, монополистический);
  4. динамика рынка (изменение параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
  5. степень деловой активности (число и размер заказов, объем и динамика сделок);
  6. уровень устойчивости – колебания основных параметров рынка в динамике и пространстве;
  7. уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);
  8. сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
  9. цикличность рынка (положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла);
  10. средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Производственный потенциал определяет максимальные возможности товарного предложения.

Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.

Емкость рынка – количество товара, которое рынок способен приобрести за определенный срок при данных условиях.

Для исследования конъюнктуры рынка используется метод построения системы индексов деловой активности – показателей динамики основных характеристик рынка производства товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев – показателей общей экономической ситуации: уровня занятости, учетной ставки ЦБ РФ, объема инвестиций. Дополнительные индикаторы: численность потребителей, уровень дохода, территориальная структура розничных продаж, а также готовность населения к расходам.

Метод конъюнктурного тестирования представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок развития рынка – это рост, стабильность, понижение, каждой из которых присваивается соответствующий балл.

Источником информации о рынке и рыночных процессах является отчетность предприятий, поставляющих и продающих товары. Отчетность: о поставке товаров; о розничном товарообороте; о товарных запасах; о затратах; о прибылях.


Цель, задание, предмет экономической статистики | Категории показателей экономической статистики | Система показателей экономической статистики | Органы государственной статистики Российской Федерации | Понятие о классификациях, группировках и номенклатурах и их назначение в статистическом исследовании | Отраслевые классификации видов экономической деятельности | Классификация продукции (работ, услуг) | Основные экономические группировки и система обозначений в статистике | Понятие о системе национальных счетов | Основные макроэкономические показатели | Принципы построения системы национальных счетов | Расчет валового внутреннего продукта производственным методом | Распределительный метод определения ВВП | Метод конечного использования ВВП | Межотраслевой баланс | Содержание и задачи статистики рынка труда | Статистика экономической активности, занятости и безработицы | Баланс трудовых ресурсов. Абсолютные показатели движения рабочей силы | Относительные показатели движения рабочей силы | Рабочее время | Статистика расходов на рабочую силу | Общая концепция и определение активов | Нефинансовые активы | Основные фонды. Их оценка и показатели | Амортизация основных фондов | Оборотные фонды | Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» | Система показателей доходов населения | Предмет, цель, задачи и система показателей статистики природных ресурсов | Статистика водных и земельных ресурсов | Статистическое изучение товарных рынков и рынков продуктов | Статистическое изучение конъюнктуры рынка | Система показателей рынка продуктов | Показатели производства и отгрузки промышленной продукции в стоимостном выражении | Задачи и система показателей статистики цен | Статистика цен потребительского рынка | Статистическое изучение динамики цен производителей | Статистические показатели оценки инфляции | Понятие и задачи статистики государственных финансов | Бюджетная классификация | Основные показатели статистики государственного бюджета | Сущность и задачи фискальной системы | Цели и задачи статистики внешней торговли | Методология таможенной статистики внешней торговли | Показатели таможенной статистики внешней торговли | Основы платежного баланса | Цены и время регистрации операций. Валютная единица учета | Классификации платежного баланса и международные инвестиционные позиции | Понятие фондового рынка | Индивидуальные характеристики и показатели доходности ценных бумаг | Показатели активности фондовых бирж | Денежное обращение | Показатели скорости обращения денежной массы | Статистика денежных вкладов | Статистики финансов предприятий | Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
Щербак И.А. Экономическая статистика | Яковлева А.В. Экономическая статистика