Коммуникация и ее особенности. Манеры коммуникативного общения
Коммуникация – это: - передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу;
- взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации;
- линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.
Особенности коммуникаций между людьми: - возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации);
- коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
- возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Взаимозависимости в процессе коммуникации: - отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом;
- отправитель должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет его интерпретировать;
- отправитель должен убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания;
- сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.
Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через конкретный канал коммуникации.
Структура послания должна отвечать на три вопроса: - сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории;
- когда приводить наиболее веские аргументы – в начале или в конце послания;
- изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».
Коммуникативные стили общения – способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.
Манеры коммуникативного общения:
- доминантная (снижение роли других в коммуникации);
- драматическая (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
- спорная (агрессивная или доказывающая манера коммуникативного общения);
- успокаивающая (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
- впечатляющая (поведение, ориентированное на то, чтобы произвести впечатление на партнера по переговорам);
- точная (нацеленная на точность сообщения);
- внимательная (выказывание интереса к тому, что говорят собеседники в процессе коммуникативного процесса);
- воодушевленная (частое использование невербального поведения – контакт глаз, жестикуляция, движение тела);
- дружеская (открытое поощрение собеседника);
- открытая (представляющая стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции).
Кушнир И.В. Теория управления
|