Теория управления (Кушнир И.В.)

Коммуникация и ее особенности. Манеры коммуникативного общения

Коммуникация – это:

  1. передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу;
  2. взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации;
  3. линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.

Особенности коммуникаций между людьми:

  1. возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации);
  2. коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
  3. возможность возникновения коммуникативных барьеров.

Взаимозависимости в процессе коммуникации:

  1. отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом;
  2. отправитель должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет его интерпретировать;
  3. отправитель должен убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания;
  4. сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.

Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через конкретный канал коммуникации.

Структура послания должна отвечать на три вопроса:

  1. сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории;
  2. когда приводить наиболее веские аргументы – в начале или в конце послания;
  3. изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».

Коммуникативные стили общения – способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.

Манеры коммуникативного общения:

  1. доминантная (снижение роли других в коммуникации);
  2. драматическая (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
  3. спорная (агрессивная или доказывающая манера коммуникативного общения);
  4. успокаивающая (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
  5. впечатляющая (поведение, ориентированное на то, чтобы произвести впечатление на партнера по переговорам);
  6. точная (нацеленная на точность сообщения);
  7. внимательная (выказывание интереса к тому, что говорят собеседники в процессе коммуникативного процесса);
  8. воодушевленная (частое использование невербального поведения – контакт глаз, жестикуляция, движение тела);
  9. дружеская (открытое поощрение собеседника);
  10. открытая (представляющая стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции).


Кушнир И.В. Теория управления