Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.) | ||
Россия - экономика в процессе перехода
Очевидно, что наиболее заметным событием последнего десятилетия был распад Советского Союза в конце 1991 г. и решение России и других образовавшихся стран трансформировать экономику с центральным планированием в рыночные экономики. В этой заключительной главе мы проанализируем причины распада Советского Союза и проблемы, с которыми столкнулись образовавшиеся страны. Мы рассмотрим следующие конкретные вопросы. Каковы были основные характеристики и цели советской плановой системы? Почему пала коммунистическая система? Что должно быть сделано для осуществления перехода к рыночной, или капиталистической, системе? Какую роль могли бы сыграть США и другие западные страны в этом переходе? Какой прогресс был уже достигнут на пути перехода? Какие проблемы остаются? Переход от центрального планирования к рынку осуществляется достаточно широко. Такие страны Восточной Европы, как Польша, ГДР, Чехословакия и Венгрия, раньше Советского Союза вступили на этот путь. Мы рассмотрим проблемы России из-за ее экономического, политического и военного значения. Россия составляет около 3/4 территории бывшего Советского Союза, она в 1,7 раза больше Канады, второй по величине страны мира. В России проживает около 150 млн человек, несколько больше половины населения Советского Союза. Она обладает огромным количеством природных ресурсов, включая нефть и газ, драгоценные металлы, алмазы и древесину. Идеология и организацииЧтобы понять плановую экономику бывшего Советского Союза, мы должны вернуться назад и рассмотреть его идеологию и организации. Марксистская идеологияКоммунистическая партия была ведущей силой в советской политической и экономической жизни. Она представляла собой диктатуру пролетариата, или рабочего класса. Основываясь на марксизме-ленинизме, коммунисты рассматривали свою систему как неизбежно приходящую на смену капитализму, раздираемому внутренними противоречиями, проистекающими из эксплуатации, несправедливости и нестабильности, которые он, по их мнению, создавал. Для коммунистов рыночная система была хаотичной, нестабильной и несправедливой. Рынки, по их мнению, порождали инфляцию, безработицу и несправедливое распределение дохода. В противоположность этому центральное планирование рассматривалось как способ рационального распределения экономических ресурсов, достижения макроэкономической стабильности и обеспечения большего равенства. Особенно важной для наших целей является марксистская трудовая теория стоимости — концепция, согласно которой экономическая, или обменная, стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство. Благодаря капиталистической организации частной собственности капиталисты владеют машинами и оборудованием, необходимыми для производства в индустриальном обществе. Не имеющий собственности рабочий класс, следовательно, зависит от капиталистов в отношении своей занятости и получения средств к существованию. Из-за невыгодного положения рабочего и стремления капиталистов к получению прибыли капиталисты будут эксплуатировать рабочую силу, выплачивая дневное жалованье, которое ниже стоимости произведенной рабочим продукции. Капиталист может и будет платить рабочим низкую заработную плату и экспроприировать оставшиеся плоды их труда в качестве прибыли, или, как ее называл Маркс, — прибавочной стоимости. В советской системе прибавочную стоимость получало государство как представитель рабочего класса и распределяло в основном через общественные фонды потребления, например на образование, транспорт, здравоохранение и жилье. Задача коммунизма состояла в том, чтобы заменить капитализм бесклассовым обществом, свободным от эксплуатации. Коммунистическая партия рассматривала себя как авангард рабочего класса, и предполагалось, что ее действия полностью согласуются с целями рабочего класса. На самом деле это была сильная диктатура. Многие люди характеризовали советское правительство как диктатуру над пролетариатом, а не диктатуру самого пролетариата. ИнститутыДвумя основными организационными характеристиками советской экономики были: 1) государственная собственность на ресурсы; 2) авторитарное центральное экономическое планирование. Государственная собственность. Государственная собственность означает, что советское государство владело всей землей, природными ресурсами, транспортом и коммуникациями, банковской системой и практически всей промышленностью. Большая часть розничных и оптовых торговых предприятий и большая часть городского жилья также принадлежали государству. В сельском хозяйстве многие фермы принадлежали государству; большая часть, однако, представляла собой организованные государством коллективные хозяйства, по сути, кооперативы, которым государство предоставило землю «в бесплатное пользование на неограниченное время». Централизованное экономическое планирование. Централизованное экономическое планирование означало, что Советский Союз имел централизованную, «командную» экономику, функционирующую на основе обязательного выполнения детально разработанного экономического плана. Советская экономика направлялась государством, а не рынком. Выбор, осуществляемый в экономике США с помощью рынка, в Советском Союзе производился путем принятия бюрократических решений. С помощью плана «вся разнообразная деятельность советской экономики координировалась таким образом, как будто это были части одного невероятно огромного предприятия, руководимого из центрального штаба в Москве». Проблемы централизованного планированияСоветская система централизованного планирования начала функционировать в конце 20-х - начале 30-х годов. Несмотря на проводившиеся время от времени реформы, система практически не менялась в течение почти семи десятилетий. Цели и средстваСледующие обобщения показывают, как функционировала советская плановая экономика в историческом плане. 1. Индустриализация и военная мощь. Экономика бывшего Советского Союза представляла собой систему «тоталитаризма, созданного для индустриализации и экономического роста страны». Плановыми целями были быстрая индустриализация и достижение военной мощи. Это было сделано путем крупных инвестиций в тяжелую промышленность — сталелитейную, химическую и машиностроение, а также путем использования большой доли внутреннего производства для нужд армии. В результате не достигли должного уровня развития легкая промышленность, сфера обслуживания, а также инфраструктура. 2. Чрезмерное потребление ресурсов. Увеличение производства, которого стремились достичь при составлении планов, было продиктовано грандиозными целями, требовавшими чрезмерного потребления доступных экономике ресурсов. В результате не все запланированные цели могли быть достигну- ты. Приоритетными были задачи, связанные с тяжелой индустрией и армией, в ущерб потреблению. 3. Мобилизация ресурсов. Индустриализация и быстрый экономический рост были первоначально достигнуты за счет мобилизации труда, капитала и сырья. В ранние годы социализма в сельском хозяйстве наблюдался избыток рабочей силы, которая была направлена в промышленное производство. Кроме того, большая доля незанятого населения была привлечена к труду. Первоначальный рост советской экономики был связан с большими капиталовложениями, а не с использованием фиксированного количества исходных материалов с большой продуктивностью. В 30-е годы и сразу после второй мировой войны эта стратегия приводила к более высоким, чем в США и других развитых странах, темпам роста. 4. Директивное распределение ресурсов. Советские центральные плановые органы распределяли ресурсы по отраслям и предприятиям, определяя тем самым ассортимент произведенной продукции. Директивное планирование заменяло собой рыночную, или ценовую, систему распределения ресурсов. 5. Государственные фиксированные цены. Цены устанавливались по указанию правительства, а не путем соотношения спроса и предложения. Цены на потребительские товары менялись редко, а на «предметы первой необходимости», например жилье и основные продукты, устанавливались на низком уровне. Арендная плата за жилье в СССР составляла всего около 3% дохода и не менялась с 1928 по 1992 г.! Цены на сырье и производимую предприятиями продукцию также определялись государством и использовались в основном в бухгалтерских расчетах для оценки успехов предприятий в достижении намеченной производственной цели. 6. Самообеспечение. Советский Союз считал себя единственной социалистической страной, окруженной враждебными капиталистическими державами. Следовательно, в центральных планах делался акцент на экономическое самообеспечение. Торговля со странами Запада была резко ограничена из-за того, что рубль не конвертировался в другие валюты. Советский Союз вел торговлю в основном с другими коммунистическими странами Восточной Европы. 7. Пассивная макроэкономическая политика. Советская экономика была количественно-ориентированной системой, в которой деньги и цены играли весьма ограниченную роль в распределении ресурсов. В отличие от большинства рыночных экономик, монетарная и фискальная политики в Советском Союзе были скорее пассивными, чем активными. В США и других странах с рыночной системой монетарная и фискальная политики используются для того, чтобы регулировать совокупный уровень производства, занятость и цены. Уровень безработицы в СССР был очень низким и составлял 1-2% всей рабочей силы. Частично это было результатом планирования и различных стимулов к труду. Низкий уровень безработицы был также связан с избыточным количеством работников (руководители не могли уволить избыточных работников), отсутствием заинтересованности в минимизации издержек (основной целью было валовое производство) и постоянным уменьшением темпов прироста населения. Основным механизмом контроля за уровнем цен было государственное ценообразование. Проблема координацииРыночная система - это мощная организующая сила, которая координирует миллионы индивидуальных решений, принимаемых потребителями, поставщиками ресурсов и предприятиями, и способствует эффективному использованию редких ресурсов. Ее нелегко заменить централизованным планированием в качестве механизма координации работы всего хозяйства. Пример: предположим, что предприятие в Минске производит мужскую обувь. Составители плана должны поставить реальную задачу этому предприятию и затем обеспечить его всеми необходимыми материалами: рабочей силой, электричеством, кожей, резиной, нитками, гвоздями, станками, транспортом для поставки сырья и отправки готовой продукции. Когда мы переходим от простой продукции типа обуви к более сложной, например телевизорам или тракторам, то проблемы выделения ресурсов при составлении планов значительно осложняются. В связи с тем что продукция одних предприятий служит сырьем и исходным материалом для других предприятий, неспособность хотя бы одной отрасли выполнить намеченную задачу вызовет цепь неблагоприятных последствий. Если горнодобывающая промышленность из-за недостатка оборудования, рабочей силы или транспорта не сможет обеспечить сталелитейную промышленность требуемым количеством железной руды, то сталелитейная промышленность не сможет удовлетворить нужды многих отраслей, которым требуется сталь. Все отрасли, использующие сталь — автомобильная, тракторная, транспортная, — не смогут достичь запланированных целей. Таким образом, цепная реакция затронет все предприятия, использующие сталь или стальные детали в качестве исходных материалов. «Узкие места» в производстве и остановки предприятий в 80-х и начале 90-х годов стали возникать в советской экономике с пугающей периодичностью. Краткое повторение 40-1
Неудачи коммунизмаСнижение темпов экономического роста, низкое качество продукции и неспособность удовлетворить потребности населения внесли свой вклад в распад советской экономической системы. Замедление ростаРост советской экономики в 50-х и 60-х годах был впечатляющим. В 50-е годы производство в СССР увеличивалось примерно на 6% в год, по сравнению примерно с 3% в США. Советская экономика продолжала расти со скоростью 5% в год в 60-е годы. Но в 70-е годы рост замедлился до 2,5 — 3%, а к середине 80-х годов он снизился до 2%. В последние год или два перед распадом системы реальное производство резко сокращалось. Низкое качество продукцииЕще одним доказательством неэффективности советской системы является низкое качество товаров. В таких жизненно важных отраслях, как электроника и станкостроение, советская технология отставала от США на 7-12 лет. В целом качество большинства советских товаров не соответствовало международным стандартам. Потребительские товары были особенно низкого качества, а ассортимент продукции был сильно ограничен. Товары длительного пользования — автомобили, холодильники и бытовая электроника — по мировым стандартам были весьма примитивными. Более того, потребительский сектор часто испытывал острый недостаток основных товаров, за простыми товарами выстраивались нескончаемые очереди, возникал «черный» рынок и процветала коррупция при распределении продукции. Нужды потребителейОсновным фактором, который привел к крушению социалистической системы, была неспособность эффективно поставлять товары и услуги, которые хотели купить потребители. В первые десятилетия социализма правительство заключило со своими гражданами некий «социальный контракт» в том смысле, что, жертвуя потребительскими благами ради высокого уровня накопления и инвестирования, необходимого для быстрой индустриализации и роста, население будет вознаграждено потребительским изобилием в будущем (см. рис. 2-5). Невозможность системы удовлетворить жизненные нужды потребителей привела к разочарованию населения («Международный ракурс» 40-1). Причины распадаОписав причины неэффективности экономики бывшего Советского Союза, мы теперь рассмотрим причины его распада. 1. Бремя военных расходов. Значительные советские военные расходы — 15—20% ВВП по сравнению с 6% в США — поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе. 2. Бремя сельского хозяйства. По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около 1/4 ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10—25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения дождя и коротким сезоном вегетации; серьезными ошибками в планировании и управлении и, что наиболее важно, неспособностью создать эффективную систему мотивации. Бывший когда-то основным экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции Советский Союз стал одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которое руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства. 3. Больше ресурсов или повышение эффективности. Во многом быстрый рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была в Советском Союзе одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счет сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в бывшем Советском Союзе в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель. Предпринимавшиеся время от времени попытки использовать для производства зерна земли очень низкого качества были непродуктивными, так как урожай был минимальным, а площадь пастбищ сокращалась. Альтернативой росту за счет использования большего количества исходных материалов является повышение производительности, то есть эффективности использования имеющихся средств. Но это более сложный путь. Рост производительности требует современных средств производства, нововведений и технического прогресса, сильных материальных стимулов у работников и менеджеров, чего не наблюдалось при традиционной советской плановой системе. На самом деле производительность труда рабочих в бывшем Советском Союзе, по оценкам, составляла от 35 до 40% производительности труда американских рабочих. 4. Проблемы планирования. Проблема централизованной координации экономической деятельности усложняется по мере развития экономики. Во времена правления Сталина — 30-е и 40-е годы — планирование напоминало планирование западных капиталистических стран в период второй мировой войны. Устанавливалось несколько ключевых производственных целей, и ресурсы централизованно выделялись для выполнения именно этих целей, независимо от издержек и благополучия потребителей. Но в результате была создана более сложная, промышленно развитая экономика, продукция стала более сложной, возникло много новых отраслей, требующих планирования. Техника планирования, пригодная в эпоху Сталина, стала неадекватной и неэффективной в более развитой советской экономике 70-х и 80-х годов. Советская экономика переросла свой плановый механизм. 5. Неадекватные показатели успеха. Рыночная экономика имеет единственный показатель успеха - прибыль. Успех или неуспех каждой фирмы измеряется ее прибылями или убытками. Прибыли зависят от потребительского спроса, эффективности производства и качества продукции. В противоположность этому основным показателем успеха советского предприятия было выполнение количественных показателей производства, определенных органами централизованного планирования. Это порождало неэффективность экономики, потому что издержки производства, качество и ассортимент продукции рассматривались в лучшем случае во вторую очередь. Достижение наименьших издержек производства почти невозможно без системы рыночных цен, точно отражающих относительную редкость или экономическую стоимость различных ресурсов. Управляющие и рабочие часто жертвовали качеством продукции, потому что они получали премии за выполнение количественных, а не качественных показателей. Часто выполнение плана по производству телевизоров и автомобилей приводило к снижению их качества, выпуску бракованной продукции. Наконец, органам планирования очень трудно определять количественные показатели производства так, чтобы не внести случайные искажения. Если цели производства для предприятия, производящего гвозди, указываются в весовых единицах (тонны гвоздей), то оно будет стремиться производить только крупные гвозди. Но если цель выражается в количественных показателях (тысячи гвоздей), оно будет стремиться использовать имеющиеся средства для производства только мелких гвоздей. Проблема состоит в том, что экономике требуются и крупные, и мелкие гвозди. 6. Проблемы мотивации. Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Если предложение некоторого продукта относительно невелико, то его цена и прибыльность увеличатся и производители будут стремиться расширять его производство. И наоборот, избыточное предложение означает снижение цен и прибылей и сокращение производства. Стремление к успешным нововведениям в форме либо нового качества продукции, либо технологии производства связано именно с их прибыльностью. Большие трудовые усилия, совершаемые работниками, приносят большие денежные доходы, способствующие повышению уровня жизни. Этих действий и корректировок планов не происходит при централизованном планировании. Ассортимент производимой продукции в бывшей советской экономике определялся центральными плановыми органами. Если их оценки необходимого количества автомобилей, бритвенных лезвий, нижнего белья и водки, которые хотело бы купить население по устанавливаемым государством ценам, были неверны, то возникали дефициты и излишки отдельных видов продукции. Но руководители, занимающиеся производством этих товаров, премировались за достижение установленных объемов производства; у них не было никаких стимулов корректировать объем производства в ответ на возникновение излишков или дефицита. И у них не было изменений цен и прибыльности, которые сигнализировали бы им о том, больше или меньше продукции реально требуется. Поэтому в бывшем Советском Союзе многие продукты были недоступными или дефицитными, в то время как другие невостребованные товары заполняли склады. Побуждения к инновациям практически полностью отсутствовали; более того, нововведениям часто сопротивлялись. Советские предприятия принадлежали государству и были по существу монополиями. В результате ни управляющие, ни работники не получали личного выигрыша от улучшения качества продукции или разработки более эффективной производственной технологии. Исторически внедряемым государством нововведениям сопротивлялись и управляющие, и рабочие. Причина состояла в том, что новый производственный процесс обычно сопровождался более высокими, нереалистичными производственными планами, их невыполнением и лишением премий. Внедрение нововведений также замедлялось из-за отсутствия конкуренции. У предприятий не было стимулов для производства продукции лучшего качества, внедрения эффективных методов управления или способов производства. Аналогично цель экономического самообеспечения изолировала предприятия Советского Союза от конкурентного давления международных рынков. В целом на протяжении длительного периода времени советские предприятия производили одну и ту же продукцию при помощи одной и той же технологии, причем и продукция, и технология становились все более устаревшими по мировым стандартам. Индивиды также не имели побуждений к более напряженной работе из-за отсутствия материальных стимулов. Из-за низкого приоритета потребительских товаров при планировании существовал только ограниченный набор низкокачественных товаров и услуг, доступных советским потребителям. (Цена автомобиля намного превышала средние доходы рабочих, а для тех, кто способен был его купить, период ожидания составлял от одного до пяти лет.) Хотя упорная работа вознаграждалась продвижением по службе и премиями, увеличение денежного дохода не трансформировалось в пропорциональное увеличение реального дохода. Зачем прилагать усилия ради дополнительных денег, если на заработанные деньги нельзя ничего купить? Как сказал однажды советский рабочий западному журналисту: «Государство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем». Реформы ГорбачеваРазрушающаяся советская экономика 70-х и начала 80-х годов вынудила тогдашнего президента Михаила Горбачева осуществить в 1986 г. программу реформ, названную перестройкой, заключавшуюся в реструктурировании экономики. Это реструктурирование сопровождалось гласностью, кампанией в пользу большей открытости и демократизации в политической и экономической сферах. При гласности рабочие, потребители, руководители предприятий, политические лидеры и другие люди получили возможность высказывать жалобы и предложения по улучшению экономики. Реформы Горбачева включали шесть взаимосвязанных элементов: 1) модернизацию промышленности; 2) большую децентрализацию принятия решений; 3) создание ограниченного сектора частного предпринимательства; 4) улучшение трудовой дисциплины и стимулирования работников; 6) повышение роли страны в мировой экономике. Хотя перестройка вначале была вполне успешной, она не могла полностью справиться с системными экономическими проблемами, стоящими перед Советским Союзом. Если оглянуться назад, можно увидеть, что перестройка соответствовала духу традиционных советских «кампаний», призванных добиться большей производительности в рамках той же плановой экономики. Она не стала общей программой организационных изменений типа тех, которые были приняты в Польше и Венгрии. Таким образом, в конце 80-х годов советская экономика находилась в застое; по некоторым оценкам, темпы роста составляли только около 2% в год, по другим, роста экономики не наблюдалось вообще. В конце 1991 г. сменивший Горбачева Борис Ельцин предложил программу радикальных реформ, или «шоковой терапии», для перехода от плановой к рыночной системе. Краткое повторение 40-2
Переход к рыночной системеБывшие советские республики, особенно Россия, поставили перед собой задачу перехода к рыночной экономике. Каковы же компоненты такой сложной программы реформ? ПриватизацияЕсли должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности. Это означает, что государственная собственность — пахотные земли, жилье, фабрики, станки и оборудование, магазины — должны перейти к частным владельцам. Это также означает, что должно быть разрешено образование и развитие новых частных фирм. Поощрение конкуренцииПромышленный сектор бывшего Советского Союза состоял из крупных принадлежащих государству предприятий со средним числом работников более 800 человек. От 30 до 40% всей промышленной продукции производилось «отраслями», состоявшими из одного предприятия. Когда одну и ту же продукцию производили несколько предприятий, их действия координировались в процессе планирования таким образом, что создавался картель. Короче говоря, большая часть продукции выпускалась в монопольных или почти монопольных условиях. Переход к эффективной рыночной экономике требует отмены этих государственных монополий и разработки антитрестовских законов для поддержания конкуренции. Приватизация без демонополизации принесет мало выгод экономике в целом. Существующие монополии должны быть реструктурированы или разделены на отдельные конкурирующие фирмы. Например, предприятие, производящее трактора и состоящее из четырех заводов, могло бы быть разделено на четыре конкурирующие фирмы. Следует установить и гарантировать права вхождения новых фирм в ранее монополизированные отрасли. Совместные предприятия, образованные российскими и иностранными компаниями, обеспечивают возможность не только расширения конкуренции, но и открытие экономики для международной торговли. Новые законы дали возможность иностранным фирмам инвестировать непосредственно в российские предприятия. Ограничение и изменение роли правительстваПереход к рыночной экономике уменьшает экономическую роль правительства. Правительство должно свести свое участие к обеспечению соответствующей законодательной базы; поддержанию конкуренции; сокращению неравенства в распределении доходов и богатства; проведению корректировки в тех случаях, когда издержки или выгоды перелива капиталов становятся слишком большими; предоставлению общественных товаров и услуг; стабилизации экономики (см. гл. 5 Смешанная экономика: частный и государственный секторы). Многие из этих функций являются новыми для российского правительства, по крайней мере в условиях рыночной системы. При централизованном планировании безработица и явная инфляция находились под контролем. Исторически грандиозные производственные планы и избыточная занятость на предприятиях приводили к низким уровням безработицы, а государственное ценообразование контролировало их уровень. Таким образом, возникла задача разработки монетарной и фискальной политик и организационных изменений, необходимых для их внедрения, чтобы косвенно обеспечить макроэкономическую стабильность. Реструктурирование, скорее всего, приведет к значительному уровню краткосрочной безработицы, когда неэффективные государственные предприятия закроются или окажутся нежизнеспособными при частном владении. Поэтому должна быть установлена приоритетная цель - гарантирование социального обеспечения российских граждан. В частности, должна быть создана программа страхования от безработицы не только в целях поддержания равенства, но и для того, чтобы уменьшить сопротивление рабочих переходу к рыночной экономике. Для поддержания конкурентных рынков потребуется какая-то разновидность антитрестовского законодательства. Реформа цен: отмена контроляВ отличие от конкурентных рыночных цен, цены, установленные советским правительством, не имели никакого отношения к экономической ценности продукции и ресурсов. В эффективно функционирующей конкурентной рыночной системе предельная цена продукции равна ценности, которую потребители ей приписывают («выгоде») и ценности ресурсов, затраченных на ее изготовление («издержкам»). Когда свободный рынок достигает этого равенства для всех товаров и услуг, редкие ресурсы экономики эффективно используются для удовлетворения нужд потребителей. Но в бывшем Советском Союзе цены исходных материалов и продукции фиксировались правительством и во многих случаях не менялись в течение длительного периода времени. Поскольку цены на исходные материалы не отражали относительной редкости ресурсов, предприятие не имело возможности минимизировать реальные издержки производства. При фиксированных ценах нельзя произвести единицу некоторого товара X таким образом, чтобы минимизировать альтернативные издержки. Пример: высокие цены на электроэнергию привели к тому, что в условиях рыночной экономики фирмы стали уменьшать ее использование. Но в бывшем Советском Союзе (крупнейшем производителе электроэнергии в мире) цены на электроэнергию были занижены, и отрасли использовали в два-три раза больше энергии на производство единицы продукции, чем ведущие промышленно развитые страны. При переходе от цен, определяемых государством, к ценам, устанавливаемым рынком, возникает сложная проблема, потому что исторически цены на многие основные потребительские товары были зафиксированы на низком уровне. Обоснование такой политики в СССР заключалось в том, что низкие цены обеспечат доступность этих товаров для всех. Как показывает рис. 40-1, такая ценовая политика помогает объяснить хронический дефицит товаров и длинные очереди, раздражавшие потребителей в бывшем Советском Союзе. Полностью неэластичная кривая предложения S отражает фиксированное производство, например обуви, определяемое принятым планом. (Не обращайте в данный момент внимания на кривую предложения S'.) Кривая спроса, как и в рыночной экономике, наклонена вниз. При заданной величине S равновесная цена равна Pa. Но, пытаясь сделать обувь более доступной для людей с низкими доходами, государство фиксировало цену на уровне Pf.
Но не все, кто хотел бы купить туфли по цене Pf могли их получить. При цене Pf спрос был заметно больше, чем предложение, поэтому наблюдался избыток спроса, или дефицит. Это объясняет длинные очереди потребителей и пустые прилавки. Напротив, были широко распространены «черные» рынки, где товары продавались по заметно более высоким ценам, чем те, которые устанавливало государство. Присоединение к мировой экономикеСоветский Союз был изолирован от мировой экономики в течение почти трех четвертей века. Ключевой аспект перехода состоял в том, чтобы открыть его экономику для международной торговли и финансов. Одной из основных задач было превращение рубля в стабильную конвертируемую валюту. Конвертируемость и стабильность были необходимы для того, чтобы Россия могла увеличить свое влияние в международной торговле и финансах. Фирмы не могут продавать товары в России или покупать их, если не будет установлен реалистичный обменный курс рубля. Не следует также ожидать, что западные фирмы станут инвестировать в бывший Советский Союз, если не будут уверены, что рубль можно обменять на доллары и другую «твердую» валюту. Американские и другие западные фирмы хотят получать свою прибыль в долларах, иенах, фунтах и марках, а не в рублях. Открытие российской экономики для мировой торговли будет полезным, потому что мировые рынки являются источниками конкуренции и местом приобретения необходимых высоких технологий у промышленно развитых стран. Либерализация международной торговли будет побуждать приватизированные российские предприятия эффективно производить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам качества. Кроме того, свободная международная торговля позволит России реализовать выгоды от производства, основанного на сравнительном преимуществе, — выигрыш в доходе, который она долго не получала из-за своей изоляции. Макроэкономическая стабильностьПереход к свободным рынкам также увеличивает возможность возникновения высокого уровня инфляции. Рассмотрим снова рис. 40-1. Когда будет отменен контроль государства над ценами, то они повысятся с Pf до Pa. При приватизации это возрастание цен будет несколько смягчено дополнительным ростом производства продукции, вызванным повышением цен. Как показывает кривая предложения S' на рис. 40-1, частные производители ответят на повышение цен увеличением объема поставок продукции. Тем не менее цены значительно вырастут — с Pf до Pe. Аналогично поднимутся цены на масло, мыло, мясо, жилье, водку и другие товары и услуги, цены на которые будут либерализованы. В процессе перехода крайне важно контролировать инфляционное давление. Наихудшим сценарием является гиперинфляция, когда наблюдается «бегство от наличных денег» и рубль перестает функционировать в качестве эффективного средства обмена, так как фирмы и потребители считают его неприемлемым. В этих условиях спекуляция и накопление запасов вытесняют производство и экономика полностью останавливается. Быстро и неравномерно повышающиеся цены создают неблагоприятную обстановку для принятия микроэкономических решений. Достижение производства с наименьшими издержками (эффективность производства) и с наиболее желательным ассортиментом продукции (эффективность распределения ресурсов) возможно при определенном уровне ценовой стабильности. Наконец, высокая и динамичная инфляция осложняет достижение других экономических целей. Приобретение бывших государственных предприятий частными покупателями, установление конвертируемости рубля и привлечение внутренних и иностранных инвестиций для модернизации экономики проводить гораздо труднее в условиях неопределенности, вызванной быстро повышающимся уровнем цен. Общественная поддержка: отношения и ценностиРеформы, включающие переход от планирования к рынку, должны иметь широкую общественную поддержку. Рассмотрим некоторые возможные трудности. 1. Сопротивление бюрократии. Реформы угрожают сохранению рабочих мест и статуса многих бывших членов партии и бюрократов. Во многих случаях эти индивиды продолжают занимать престижные должности и хотели бы сохранить их. К сожалению, бывшие государственные предприятия и другие активы с наибольшей вероятностью перейдут в руки тех самых бюрократов, которые раньше управляли развалившейся системой центрального планирования. 2. Стимулы для рабочих. При системе капиталистических стимулов большая часть рабочих и управленцев стремится соблюдать трудовую дисциплину и работать более напряженно и производительно. Такие мотивы трудно приживаются в экономике, которая исторически не стремилась удовлетворять потребности работников. Увеличение заработной платы не обеспечивает стимулов без соответствующего улучшения количества и качества жилья, продовольствия и других потребительских товаров и услуг. Некоторые наблюдатели говорят, что многие граждане бывшего Советского Союза и других коммунистических стран приобрели такую трудовую мораль и черты характера, которые можно изменить только постепенно. Неторопливая работа, нежелание брать на себя ответственность, сопротивление переменам и нововведениям, приоритет количества продукции над качеством, быстрое продвижение в должности, основанное на связях и партийной принадлежности, а не на эффективности работы — вот какие качества преобладали в период социализма. Было бы наивным предполагать, что население обладает трудовой этикой и духом предпринимательства и эти свойства проявятся, как только будет убрана тяжелая рука централизованного планирования. Гражданам более 70 лет внушали, что частная собственность, прибыли и капиталистическое предпринимательство — это зло. «Осадок коммунизма» в умах не так легко растворить и убрать. Проблема одновременностиБолее тонкая проблема состоит в том, что все компоненты реформы взаимосвязаны. Если не продвигаться на всех «фронтах» одновременно, то отставание в одном месте увеличит вероятность неудачи. Примеры: введение частной собственности мало поможет увеличению производительности труда, если реформа цен не будет проведена таким образом, чтобы цены отражали относительную редкость конкретного продукта. Приватизация — распродажа государственных предприятий — может быть полезна для сокращения дефицита бюджета. Когда неизвестны рыночные цены на исходные материалы и конечную продукцию, очень трудно определить стоимость приватизируемого предприятия. Создание конкурентной среды зависит от открытости экономики для мировой торговли и иностранных инвестиций. Роль развитых странРазвитые капиталистические страны мира могут облегчить проведение реформ в России тремя способами: предоставить иностранную помощь; разместить частные инвестиции в России; содействовать интеграции России в систему мировой экономики. Иностранная помощьИностранная помощь может облегчить болезненный процесс перехода, когда от централизованного планирования уже отказались, а свободное предпринимательство еще не получило развития. В частности, иностранная помощь позволит российскому правительству избежать финансирования бюджета путем печатания денег и тем самым снизить уровень инфляции. США и другие страны рыночной демократии заинтересованы в переходе России к демократии и капитализму. Если переход не удастся, то «мирные дивиденды», связанные с концом холодной войны, могут не реализоваться; придется также пожертвовать возможностью ускоренного экономического роста в связи с расширением международной торговли с обладающей огромным свободным рынком Россией. Политическая выгода состоит в том, что демократическая Россия оставит в изоляции последние оплоты коммунизма: Китай, Кубу и Северную Корею и, возможно, вынудит их лидеров пойти по пути политических и экономических реформ. Но имеются и серьезные возражения против помощи России. Одно из них состоит в том, что такая помощь будет неэффективной и бесполезной тратой денег, пока не будет осуществлен переход к рыночному капитализму. За исключением гуманитарной помощи в форме продовольствия и медикаментов, экономическая помощь вряд ли будет полезна, пока твердо не установятся капиталистические институты и формы организации. Второе возражение состоит в том, что Россия еще не использовала имеющиеся у нее возможности по переводу огромных ресурсов из военного сектора в гражданский. Наконец, имеется и серьезное политическое возражение: иностранная помощь, предоставляемая стране, которая долгое время была противником в холодной войне, вряд ли будет популярна у избирателей из промышленно развитых стран, которые видят в своих странах безработицу, низкий уровень образования, преступность, бедность и злоупотребление наркотиками. Проблема иностранной помощи представляет собой разновидность вопроса о курице и яйце. Запад хочет, чтобы предоставление помощи было связано с продвижением или даже завершением реформ; Россия утверждает, что помощь нужна для проведения реформ. Аналогично быстрый рост инфляции в России вызывает серьезные сомнения у потенциальных поставщиков помощи; но отсутствие иностранной помощи вынуждает Россию финансировать дефициты путем печатания денег, что еще больше раздувает инфляцию. Какой объем экономической помощи уже поступил реально? И в каких формах? Табл. 40-1 показывает, что в 1992-1993 гг. Запад предоставил помощь России в размере 23 млрд дол., из них 3 млрд дол. выделили международные финансовые организации, 2,5 млрд дол. - Международный валютный фонд и 0,5 млрд дол. — Мировой банк. Оставшиеся 20 млрд дол. поступили в порядке двусторонней помощи, то есть представляли собой прямую помощь одной страны другой. Около 18 млрд дол. были предоставлены в виде экспортных кредитов — то есть субсидируемых правительством кредитов, - что позволит России покупать экспортные товары путем ссуд под низкие проценты вместо выплаты наличных денег. Оставшиеся 2 млрд дол. были предоставлены в форме грантов.
Доля США в двусторонней помощи составляет приблизительно от 2 до 3 млрд дол. в год. В 1994 г. Соединенные Штаты выделили 2 млрд дол. в форме грантов и почти 1 млрд дол. в виде кредитов. Частное инвестированиеСумеет ли Россия при движении в сторону капиталистической системы привлечь иностранные инвестиции для поддержки своей экономики? Имея огромный потенциальный рынок и население почти в 150 млн человек, можно было бы ожидать, что ответ будет положительным. Потоки частных инвестиций могли бы серьезно помочь российской экономике, возможно, даже больше, чем общественная помощь. Кроме предоставления реального капитала стремящиеся к получению прибыли иностранные инвесторы принесут с собой управленческие навыки, улучшенные технологии, предпринимательское умение и маркетинговые связи. Но иностранные фирмы, занимающиеся бизнесом в России, сталкиваются со значительными препятствиями. Одна из трудностей состоит в том, чтобы определить, кто за что отвечает. Следует ли иметь дело с Министерством торговли в Москве, или с региональными чиновниками, или и с теми, и с другими? Кому иностранная фирма платит налоги и с кем, собственно, подписывать контракты? Кто выдает необходимые разрешения и лицензии? Более того, законодательная поддержка коммерческой деятельности часто бывает громоздкой, неоднозначной или вообще отсутствует. Во многих случаях нельзя найти надежных поставщиков исходных материалов. А инфраструктура, например коммуникации и транспорт, по западным стандартам остается весьма примитивной. Налоги с предприятий — одни из самых высоких в мире. Рэкетиры регулярно собирают с фирм деньги на охрану, а мастера легкой наживы обманывают инвесторов. Всплески гиперинфляции порождают неуверенность и вызывают колебания у частных инвесторов. Членство в международных организацияхИсторически бывший Советский Союз стоял в стороне от международной торговли и финансовых организаций, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Членство в этих организациях могло бы пойти на пользу Советскому Союзу. Россия была принята в МВФ и Мировой банк в 1992 г. и, как мы видим из табл. 40-1, получила 3 млрд дол. помощи от этих организаций. Членство в ГАТТ привело бы к снижению тарифных барьеров для российского экспорта.Доклад об успехахКаково же текущее состояние реформ в России? ДостиженияК положительным результатам можно отнести то, что некоторые мероприятия российской экономической реформы все-таки были проведены. 1. Приватизация. К концу 1994 г. около 70% всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около 2/3 бывших государственных предприятий; 90% мелких компаний являются частной собственностью; 80% предприятий в секторе обслуживания также являются частными. Процесс приватизации состоял из двух стадий. На первой стадии государство дало ваучеры 40 млн российских граждан. Получатели могли объединять свои ваучеры для приобретения предприятий. На второй стадии, начавшейся в 1994 г., разрешалось покупать государственные предприятия за наличные деньги. Это дало возможность иностранным инвесторам покупать российские предприятия, а предприятиям — возможность получить необходимый капитал. Однако земельная реформа продвигается более медленно. Фермеры боятся неопределенности и потенциальных проблем, которые могут сопровождать приватизацию земель и возникновение свободных рынков. 2. Ценовая реформа. За некоторыми исключениями, Россия отказалась от государственных фиксированных цен. В январе 1992 г. правительство перестало контролировать около 90% всех цен. Международная ценность рубля упала до текущих высоких цен «черного» рынка и стала определяться спросом и предложением. 3. Низкий уровень безработицы. Несмотря на огромные структурные изменения, связанные с переходом к рынку, массовая безработица пока не наступила. Весной 1994 г. безработица была чуть ниже 6%, что, по международным стандартам, почти соответствует полной занятости. Отрицательная сторона реформ состоит в том, что многие российские рабочие были вынуждены смириться со значительным снижением зарплаты, чтобы сохранить свои рабочие места. В результате произошло резкое падение уровня жизни и одновременно стало расти неравенство доходов. ПроблемыВ процессе экономического перехода Россия столкнулась со значительными проблемами. 1. Инфляция. Как показывает столбец (2) табл. 40-2, инфляция в России была огромной. Существует несколько источников возникновения такой инфляции.
Во-первых, в январе 1992 г. были «отпущены» цены и, как ожидалось, цены на многие товары мгновенно выросли в 3-4 раза (см. рис. 40-1). Во-вторых, российские домохозяйства создали огромные запасы денег и вкладов в сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие потребительские товары появятся в изобилии. После либерализации цен избыточная денежная масса хлынула на рынок и способствовала усилению инфляции и падению рубля. Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней. Во-первых, приватизация государственных предприятий привела к тому, что правительство потеряло важный источник поступлений - прибыли предприятий. Во-вторых, характерная для переходного времени неопределенность привела к массовым уклонениям от уплаты налогов. Многие местные власти не платили налогов центральному правительству. Многие приватизированные предприятия не платили новый установленный 28%-ный налог на добавленную стоимость. Антиалкогольная кампания правительства также привела к потере поступлений от продажи алкогольной продукции. В-третьих, государство предоставило крупные субсидии промышленности и сельскому хозяйству и увеличило социальные пособия, чтобы смягчить проблемы переходного периода. Одним из заметных побочных эффектов инфляции в России было резкое снижение международной ценности рубля. Когда цены в стране были либерализованы, то с ними был «отпущен» и рубль. В начале 1992 г. курс обмена составлял 90 руб. за 1 дол. К январю 1994 г. курс рубля упал до 1607 рублей за 1 дол., а осенью 1994 г. снова стремительно упал до уровня 3926 руб. за 1 дол. и только немного поднялся впоследствии в результате вмешательства Центрального банка России. Такие резкие изменения международной ценности рубля, очевидно, повредили международной торговле России. 2. Сокращение объемов производства и снижение уровня жизни. Реальный объем производства начал снижаться уже в 80-х годах, но в процессе реформ его снижение ускорилось. В столбце (3) табл. 40-2 отражен процесс снижения объема производства в 1991-1994 гг. Отметим, что максимальное снижение реального ВВП наблюдалось в 1992 г. и составило 19%, а в 1994 г. - 12%. Причины такого резкого снижения объемов производства состоят: 1) в высокой инфляции, которая привела к неблагоприятным условиям для получения кредитов и инвестирования; 2) в разрушении международных торговых связей России со странами бывшего коммунистического блока Восточной Европы; 3) в банкротстве и закрытии многих бывших государственных предприятий, которые не могли выжить в новых рыночных условиях; 4) в изменении структуры размещения ресурсов и снижении роли армии. Мы знаем, что продукция - это доход. Снижение реального объема производства означает снижение жизненного уровня в России. Сельскохозяйственным рабочим, государственным служащим и пенсионерам пришлось нелегко, и, как мы уже отмечали, многим работникам пришлось смириться с резким сокращением зарплаты для того, чтобы сохранить свое рабочее место. 3. Неравенство и социальные издержки. В течение переходного периода экономическое неравенство увеличилось. Как уже отмечалось, многие сельскохозяйственные рабочие, пенсионеры и государственные служащие очень обеднели. Появилась так же небольшая обогатившаяся элита — одни связаны с частным предпринимательством, другие — с коррупцией, нелегальной деятельностью и спекуляцией. Значительные трения между «выигравшими» и «проигравшими» подогревают сомнения общества относительно желательности рыночной экономики. Экономическая безопасность отсутствует, ухудшились медицинское обеспечение и образование; реально сократилось число школ; резко снизилась продолжительность жизни. В 1988 г. продолжительность жизни мужчин в России составляла 65 лет. В 1994 г. она составляла 59 лет — на 13 лет меньше, чем американских мужчин. Краткое повторение 40-3
ПерспективыМнения экспертов относительно вероятности успешного перехода России к рыночной экономике существенно расходятся. Дестабилизация и развалПессимистическая точка зрения состоит в том, что экономические и политические условия в России крайне переменчивы, это может подорвать и экономические реформы, и процесс демократизации. В частности, постоянный дефицит российского бюджета, финансируемый правительством за счет печатания денег, усиливает этот же дефицит. Слабому и нерешительному центральному правительству будет трудно вводить и собирать налоги. Фирмы и местная власть будут увиливать от налоговых платежей, поэтому центральное правительство не сможет обеспечить их получение. Широко распространенное уклонение от налогов обозначает уменьшение налоговых поступлений, увеличение дефицита бюджета и рост инфляции, а следовательно, и финансовую нестабильность. Снижение налоговых поступлений ослабляет способность правительства обеспечивать выполнение налогового законодательства, так что возникает порочный круг, а в результате страна движется в сторону политического и экономического коллапса. Снижение налоговых поступлений также сокращает возможности центрального правительства выполнять его основные функции, такие, как поддержание законности и порядка и социальное обеспечение своих граждан. Может возникнуть стремление к старому политическому порядку — к экономически надежному социализму, которое приведет к отказу от экономических реформ и демократии. Довести дело до концаБолее оптимистическая точка зрения состоит в том, что процесс реформ в России — относительно новое явление и наиболее страшные экономические препятствия в виде инфляции и снижения реального производства уже позади. Как можно предположить исходя из табл. 40-2, уровень инфляции и темп снижения объемов производства будут уменьшаться. Важно, что быстро развивается частный сектор. Около 70 тыс. государственных предприятий были приватизированы, и появилось около 18 тыс. новых фирм. Начинают появляться финансовые рынки и рынки ценных бумаг и, возможно, некоторая часть из 40 млрд дол., которые, по некоторым оценкам, находятся за границей, вернутся в Россию, чтобы стимулировать инвестирование и экономический рост. Хотя переход России от централизованного планирования к рынкам может продолжаться еще около десяти лет и сопровождаться значительными трудностями, считаются маловероятными полная неудача экономических и политических реформ и возвращение к социализму. РЕЗЮМЕ
Китай - возникновение экономической сверхдержавы?Черты и последствия реформ в Китае значительно отличаются от реформ в России. На протяжении последнего десятилетия Китай достиг замечательных темпов экономического роста! В терминах реального ВВП Китай стал третьей по величине мировой державой, впереди которой находятся только США и Япония. Если текущий разрыв темпов роста производства - в 6-6,5% - между Китаем и США сохранится, то Китай станет крупнейшей мировой экономической державой уже после 2010 г. (даже если производство на душу населения останется заметно меньшим, чем у основных промышленных стран, из-за огромной численности населения Китая). Направление реформ в Китае и России одинаковое - тот же переход от централизованного планирования к рыночной экономике. Почему же тогда в Китае все складывается так удачно по сравнению с Россией? Хотя среди экспертов нет единого мнения на этот счет, ответом могут быть черты реформ в Китае. 1. «Шоковая терапия» или постепенность. Россия придерживалась метода быстрой и радикальной «шоковой терапии», пытаясь достичь приватизации, либерализации цен, конкуренции, макроэкономической стабильности и других элементов реформы за короткое время. Реформы в Китае, начатые еще в 1978 г., были медленными и постепенными. 2. Политическая и экономическая реформы. Россия полагала, что ее политический аппарат, в особенности коммунистическая партия, был препятствием на пути экономической реформы. Политическая реформа, или демократизация, предшествовала в России началу экономической реформы. Китай стремился к экономической реформе под руководством своей коммунистической партии. Точка зрения Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к бесконечным дебатам, борьбе за впасть, застою и краху экономических реформ. Китай считает, что коммунистическая диктатура и рынки совместимы; Россия считает, что они несовместимы. 3. Роль государственных предприятий. Россия сконцентрировала большую часть своих организационных реформ на приватизации государственных предприятий, которые производят большую часть ВВП. Китай защитил существование и развитие своих государственных предприятий, одновременно стимулируя создание конкурирующих частных предприятий. 4. Связи с мировой экономикой. Россия пыталась достичь интеграции в мировую экономику путем либерализации курса рубля, снижения международных торговых барьеров и членства в международных организациях типа МВФ. Китай создал «специальные экономические зоны» вдоль всего побережья, которые уничтожали государственную монополию на международную торговлю и финансы. Цель - привлечение иностранного капитала и иностранных компаний вместе с их развитыми технологиями и деповым опытом. Результатом стал бурный экономический рост в этих зонах, возглавляемый китайцами - бизнесменами из Гонконга, Тайваня и других частей Азии. Может ли Китай продолжить свой экономический взлет? Многие эксперты оптимистично смотрят на это. Экономика Китая сегодня - высококонкурентна; норма сбережений -очень высока, что способствует привлечению инвестиций в промышленность; увеличение производительности сельского хозяйства позволяет перевести избыток рабочей силы в промышленность; рабочая сила имеет достаточное образование и навыки, чтобы способствовать дальнейшей индустриализации; текущий низкий уровень технологии дает значительный потенциал для выигрыша эффективности при заимствовании новейшей технологии. Возможно, наибольшим поводом для пессимизма является увеличение разрыва между экономическими реформами и политическим управлением. Китай остается обществом политических репрессий. По мере того как растущий уровень жизни расширяет возможности выбора его граждан, они могут также выбрать тот тип государства, который им нравится, а также того, кто будет управлять этим государством. Китайский авторитарный капитализм несет в себе зародыш хаоса и даже гражданской войны, что может пагубно отразиться на продолжении экономических реформ. экономикс |