Коммерческое право (Герасимова Л.П.) |
Понятие и общая характеристика франчайзинга. Договор коммерческой концессииФранчайзинг является новой прогрессивной системой организации бизнеса, которую используют крупнейшие участники рынка для распространения своих технологий под собственным фирменным наименованием. Это такая форма сотрудничества независимых предпринимателей, при которой один, с успехом создавший одно или несколько предприятий в определенной сфере бизнеса (франчайзер), предоставляет на возмездной основе другим предпринимателям (франчайзи) права на использование своего способа ведения бизнеса, который к моменту взаимодействия получил признание и коммерческий успех. Причем франчайзинг порождает нового участника коммерческой деятельности, так называемого франчайзингового брокера, который выступает связующим звеном между участниками франчайзинга, на основе агентского договора (гл. 52 Гражданского кодекса). В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии, когда одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию (например, ноу-хау), а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д., за исключением наименования места происхождения товара, так как в этом случае важна привязка производства товаров к определенной местности (например, «Гжель», «Палех»), где хранятся секреты и традиции. Договор коммерческой концессии – консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий, комплексный (содержит нормы о правах пользования объектами исключительных прав как подлежащих регистрации в патентном ведомстве (например, товарный знак), так и не подлежащих регистрации (например, коммерческое обозначение), а также нормы о совместной деятельности). Стороны этого договора – правообладатель и пользователь – индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Существенным условием договора коммерческой концессии, кроме предмета, является объем использования предмета коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии подлежит регистрации органом юстиции по месту нахождения правообладателя или пользователя. В отношении третьих лиц договор коммерческой концессии считается вступившим в силу с момента его регистрации. Если объект договора коммерческой концессии подлежит охране в соответствии с патентным законодательством, договор коммерческой концессии, помимо регистрации в органах юстиции, должен быть зарегистрирован также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков – Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Несоблюдение этого требования влечет ничтожность договора коммерческой концессии в целом или в части этого объекта.
Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право |