Отчет по практике: Разработка информационной системы

Введение

Технологическая практика была пройдена на предприятии ОАО “Мосэнергосбыт”. На сегодняшний день «Мосэнергосбыт» – крупнейшая энергосбытовая компания страны, реализующая 6,9% вырабатываемой в России электрической энергии (80 млрд кВт·ч в год). В ее состав входят офисы по обслуживанию клиентов в Москве и Московской области, а также муниципальные отделения и участки.

В число главных направлений деятельности компании входят:

·  покупка электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);

·  реализация (продажа) электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям

·  оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;

·  диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической энергии;

·  оказание услуг по организации коммерческого учета электрической энергии;

·  разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;

·  выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;

·  инвестиционная деятельность;

·  оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам.

Информационный центр предприятия состоит из следующей техники:

o  процессоры: Intel ® Pentium® 4 CPU 2.26GHz 2.28 ГГц 504 МБ ОЗУ (3 шт), Intel ® Pentium® 4 CPU 1.80 GHz 1.80 ГГц 504 МБ ОЗУ(1 шт), Celeron ® CPU 2.13Ghz 2.13 ГГц 248 МБ ОЗУ(3 шт);

o  мониторы Samsung 961bf (7 шт);

o  принтеры: HP LaserJet P2035(2 шт), HP LaserJet Pro P1102 (4 шт);

o  сканер HP ScanJet G4050 (1 шт);

Описание конфигурации ПК на рабочем месте:

Материнская плата: Gigabyte GA KT600;

Процессор: AMD Athlon XP 1700+;

Винчестер: Samsung 80GB IDE;

Видеокарта: ATI Radeon 9100 128 mb;

Монитор: 19’’ LG f920p;

Клавиатура: Genius;

Мышь: A4TECH.

На них используются пакеты прикладных программ:

операционные системы Windows XP SP3, Microsoft office 2007,в качестве архиватора используется winrar, для обеспечение безопасности используется антивирус Касперского.

Также на предприятии ОАО «Мосэнергосбыт» используется автоматическая система управления энергосбытовой деятельностью (АСУ ЭД).

Автоматизированная система управления энергосбытовой деятельностью предназначена для автоматизации процессов работы с потребителями электроэнергии. АСУ ЭД "Интегратор" решает задачи, стоящие перед энергосбытовыми компаниями:

- ведение договоров с потребителями энергии;

- совершенствование обслуживание клиентов энергосбытовой компании за счет предоставления дополнительных услуг и сокращения времени отклика на запросы абонентов;

- обеспечение оперативной информацией об оплате за потребленную энергию;

- оперативное предоставление комплексной информации по задолженности потребителей за электроэнергию перед компанией.

АСУ ЭД "Интегратор" - модульная настраиваемая система, хорошо ложащаяся в концепцию реформирования энергетики, работающая с бытовыми (АСУ ЭД "Интегратор"/Быт) и промышленными (АСУ ЭД "Интегратор"/Пром) потребителями, включает в себя:

- расчетно-учетную систему: заключение и ведение договоров с потребителями, учет потребления энергии, учет оплаты энергопотребления, ведение базы данных по приборам учета и присоединениям;

- информационно - аналитическую систему: контроль поступления платежей за энергопотребление для руководства;

 - процессинг платежей за энергопотребление в электронном виде в системе защищенного документооборота;

 - систему по организации приема безналичной оплаты за электроэнергию владельцами пластиковых банковских карт;

- систему репликации (синхронизация распределенных узлов БД).

Система разрабатывалась с учетом различных уровней технической оснащенности каналов связи энергосбытовых компаний.

АСУ ЭД "Интегратор" имеет модульную архитектуру, которая позволяет учитывать специфику и аспекты энергосбытовой деятельности гарантирующих поставщиков энергии, обычно имеющих разветвленную филиальную сеть (Отделения, участки), и независимых поставщиков энергии, состоящие как правило из одного офиса, что обеспечивает масштабируемость системы.

АСУ ЭД "Интегратор" является открытой системой и позволяет проводить интеграцию решений с корпоративными информационными системами предприятия.


Основная часть

 

Индивидуальное задание по практике было выполнено в СУБД MS Office Access 2007.

Приложение Microsoft Access – это настольная система управления реляционными базами данных (СУБД), предназначенная для работы на автономном персональном компьютере (ПК) или локальной вычислительной сети под управлением семейства операционных систем Microsoft Windows. СУБД Microsoft Access обладает мощными, удобными и гибкими средствами визуального проектирования объектов с помощью Мастеров, что позволяет пользователю при минимальной предварительной подготовке довольно быстро создать полноценную информационную систему на уровне таблиц, запросов, форм и отчетов.

К основным возможностям СУБД Microsoft Access можно отнести следующие:

·  Проектирование базовых объектов – двумерные таблицы с полями разных типов данных.

·  Создание связей между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей.

·  Ввод, хранение, просмотр, сортировка, изменение и выборка данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации, индексирования таблиц и аппарата алгебры логики.

·  Создание, модификация и использование производных объектов (запросов, форм и отчетов).

Информационная система – это совокупность программно-аппаратных средств, способов и людей, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку и выдачу информации для решения поставленных задач. На ранних стадиях использования информационных систем применялась файловая модель обработки. В дальнейшем в информационных системах стали применяться базы данных. База данных – это интегрированная совокупность структурированных и взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Основные объекты информационной системы по учету электроэнергии:

– «Физические лица» – номер лицевого счета, фамилия, имя, отчество, адрес, контактный телефон, код тарифа;

– «Учет физических лиц» – код клиента, код тарифа, код подключения, фамилия, имя, отчество, контактный телефон;

– «Тарифы» - код тарифа, название, стоимость.

– «Обслуживание электросчетчиков» - код услуги, наименование услуги, стоимость услуги

Эти таблицы используются для хранения данных в реляционной базе данных. Данные хранятся в записях, которые состоят из отдельных полей. Каждая таблица содержит информацию о сущностях определенного типа (физических лицах, учета физических лиц, тарифах и по обслуживанию электросчетчиков).

В таблице физические лица хранится информация о физических лицах, их тарифы и контактная информация.

В таблице учет физических лиц хранится информация о показаниях электросчетчиков по месяцам.

В таблице учет физических лиц хранится информация о тарифах.

В таблице обслуживание электросчетчиков хранится информация о предоставляемых услугах.


Связь устанавливается между двумя общими полями (столбцами) двух таблиц. Отношения, которые могут существовать между записями двух таблиц:

·  один – к - одному, каждой записи из одной таблицы соответствует одна запись в другой таблице;

·  один – ко - многим, каждой записи из одной таблицы соответствует несколько записей другой таблице;

·  многие – к - одному, множеству записей из одной таблице соответствует одна запись в другой таблице;

·  многие – ко - многим, множеству записей из одной таблицы соответствует несколько записей в другой таблице.

Для обеспечения целостности данных между объектами базы данных были установлены связи:

Запрос (query) – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Существует несколько типов запросов: на выборку, на обновление, на добавление, на удаление, перекрестный запрос, создание таблиц. Наиболее распространенным является запрос на выборку. Запросы на выборку используются для отбора нужной пользователю информации, содержащейся в таблицах. Они создаются только для связанных таблиц.

В информационной системе по учету электроэнергии были созданы параметрический запрос, запрос с вычислениями и запрос на выборку полей из разных таблиц. Параметрический запрос запрашивает информацию об адресе и выводит информацию о плательщике по его адресу в качестве условия. При запуске запроса нужно ввести адрес плательщика в диалоговое окно.

Для создания такого запроса нужно ввести в квадратные скобки выражение, по которому вы хотите получить информацию.

В запросе абонентская плата производятся вычисления суммы к оплате. Для этого были созданы вспомогательный столбец «расход электроэнергии» и столбец «сумма к оплате». Во вспомогательном столбце определяется расход электроэнергии, а уже в столбце «сумма к оплате», который берет данные из вспомогательного столбца, производятся итоговые вычисления.

Результатом выполнения запроса является расчет абонентской платы.

Запрос на выборку полей из разных полей определяет, заказывал ли плательщик услуги и какие из них если да. Данные были взяты из таблиц «Физические лица» - номер лицевого счета, адрес и «Обслуживание электросчетчиков»-Наименование услуги, стоимость услуги.

Результатом выполнения запроса является информация об услугах предоставляемых клиентам.

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Форма предоставляет возможности для:

-   ввода и просмотра информации базы данных

-   изменения данных

-   печати

-   создания сообщений

Для улучшения функциональности формы были добавлены такие кнопки как: закрытия формы, переход по записям (предыдущая, следующая) и добавления новой записи. Внешний вид форм представлен на скриншотах.

Форма для создания и редактирования данных в таблице «Физические лица»:

Форма для создания и редактирования данных в таблице «Учет физических лиц»:


Главная кнопочная форма создается с целью навигации по базе данных, т.е. она может использоваться в качестве главного меню БД. Элементами главной кнопочной формы являются объекты форм и отчётов. В информационной системе «Учет электроэнергии» была создана такая кнопочная форма, которая запускается автоматически при входе в базу данных и выполняет роль интерфейса. Для задания этого параметра нужно выполнить действия: кнопка Office - параметры Access - текущая база данных - форма просмотра.

 

Отчет это форматированное представление данных, которое выводится на экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных. При печати таблиц и запросов информация выдается практически в том виде, в котором хранится. Часто возникает необходимость представить данные в виде отчетов, которые имеют традиционный вид и легко читаются. Подробный отчет включает всю информацию из таблицы или запроса, но содержит заголовки и разбит на страницы с указанием верхних и нижних колонтитулов.

Таким образом, для удобства представления данных были созданы 2 отчета:

В процессе создания информационной системы были созданы следующие объекты Access:

Должностные обязанности на закрепленном месте:

1. Выполнять печатные работы, соблюдая правила орфографии и пунктуации, а также стандарты и унифицированные системы организационно-распорядительной документации.

2. Отсылать и принимать e-mail сообщения.

3. Распечатывать нужные документы, письма, систематизировать их.

4. Относить на подпись руководителю приказы, заявления и т.д.

5. Заносить в компьютер регистрационные данные.

6. Следить за состоянием компьютера и копировальной техники.

Требования безопасности во время работы:

1.Продолжительность работы перед экраном не должна превышать 1 часа.

2.В течение всего рабочего времени стол содержать в порядке.

3.Открыть все вентиляционные устройства.

4.Выполнять санитарные нормы: соблюдать режим работы и отдыха.

5.Соблюдать правила эксплуатации и вычислительной техники в соответствии с инструкциями.

6.Соблюдать расстояние до экрана в пределах 70-80см.

7.Соблюдать установленный временем режим работы. Выполнять упражнения для рук, глаз и т.д.

9.Запрещается касаться задней панели системного блока при включённом питании.

10.Запрещается попадание воды на системный блок, рабочую поверхность и другие устройства.

11.Запрещается производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.

12.После работы на компьютере не рекомендуется смотреть телевизор 2-3часа.


Заключение

В ходе технологической практики стояла задача оценить знания на протяжении трех лет. Учебная практика создала условия для получения навыков работы по избранной специальности, закрепления своих знаний, полученных во время обучения в колледже, повышения уровня компьютерной грамотности. На практике научился применять знания в области работы с ПК, а именно:

- установка и настройка операционных систем;

- установка сопутствующих программ;

- установка и настройка комплектующих, а также дополнительных устройств для ПК;

- быстрый набор текста;

- работа с различным ПО;

- работа в среде Microsoft Office;

Было получено индивидуальное задание, в соответствии с которым была разработана концептуальная схема базы данных для энергосбытовой компании. Выполнив работу, связанную с составлением реляционной базы данных, были получены навыки работы с данными при помощи запросов. Были освоены основные принципы работы и механизмы функционирования энергосбытовой компании.


Список используемой литературы:

 

1)  Микляев “Все настройки ПК”.

2)  Журин А.А “Microsoft Office 2003”

3)  Работа на персональном компьютере. Л.Л. Болотько, А.П. Монастырский

4)  Операционная среда Windows и ее приложения. М.К. Буза, Л.В. Певзнер, И.А. Хижняк

5)  Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера, 2006

6)  Э. В. Фуфаев, Д. Э. Фуфаев- Базы данных Москва 2005 год

7)  Потапкин А.В. Текстовый редактор Word для Windows. Практ.пособие Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича.– СПб.: Питер, 2001. – 640 с.

8)   Microsoft Access 2000. Шаг за шагом: Практическое пособие / Пер. с англ. – М.: ЭКОМ, 2000. – 352 с.

... технологии создания и обработки баз данных с помощью MS Access XP
Информационные технологии создания и обработки баз данных с помощью MS Access XP МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по курсу "Информатика" В методических указаниях ...
Microsoft Access - это одно из приложений, входящих в состав пакета Microsoft Office.
В Microsoft Access база данных включает в себя все объекты, связанные с данными, в том числе и те, которые предназначены для автоматизации работы с ними, такие, как таблицы, формы ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие
Информационные технологии управления
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный ...
Запуск Microsoft Access выполняется командой Пуск\ Программы\ Microsoft Office\ Microsoft Access, либо двойным щелчком по его значку или значку файла базы данных, имеющего ...
Без использования мастеров создаются запросы: запрос на выборку; запрос с параметрами; перекрестный запрос; запросы на изменение (создание таблицы, удаление, добавление и ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие
Excel и Access
ВВЕДЕНИЕ Впервые Windows была выпущена в свет в 1985 году фирмой Microsoft. В течение 1987-1989 гг. появилось большое количество мощных и удобных ...
Ниже мы рассмотрим один из наиболее распространенных и популярных среди пользователей персональных компьютеров программный пакет Microsoft Office и покажем некоторые возможности ...
Отчеты в одну колонку представляют собой один длинный столбец текста, содержащий значения всех полей каждой записи таблицы или запроса.
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: реферат
Автоматизированная система бухгалтерского учета Министерства ...
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Задачи и организация автоматизированной системы бухгалтерского учета. Глава 1. Экономическая характеристика системы Министерства ...
Вместо традиционного изображения отдельных полей и записей (как dBase и FoxBase) на экране вы видите таблицу - в виде строк и столбцов.
Так как конечной целью пользователя является выборка информации из БД и последующая ее обработка, то усилия по стандартизации сконцентрировались в первую очередь на разработке ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
Техническая диагностика средств вычислительной техники
ГОУ СПО Астраханский колледж вычислительной техники М.В. Васильев преподаватель специальных дисциплин Астраханского колледжа вычислительной техники ...
Тогда, при последовательном доступе к четырем банкам, стробы /RAS0 - /RAS3 формируются только в начале выборки очередной страницы, оставаясь затем в активном L-уровне, поэтому ...
В ответ на запрос программы, нужно ввести номер цилиндра, номер головки и номер сектора, на который будет производиться запись.
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие