Реферат: Памятники ВОВ в Санкт-Петербурге

Отечественной войны

 

 в Санкт-Петербурге


 


Петербургу скоро исполнится триста лет. И, любуясь его великолепием, всякий раз поражаешься, что этот город-музей, пронизанный историческими ассоциациями, по существу, еще очень молод.

История здесь воспринимается не как далекое прошлое, а как нечто близкое, непосредственно связанное с современностью, с собственной судьбой. Почти зримо представляешь себе, как порывистый, неутомимый Петр впервые решительно ступил на болотистый невский берег; как по улицам Выборгской стороны пробирался в Смольный Ульянов-Ленин осенью 1917 года, чтобы начать вооруженное восстание; как по обледенелым набережным спускались к Неве за водой истощенные жители блокадного Ленинграда…

В этом главное отличие Петербурга от других крупнейших культурных центров мира и один из секретов его притягательности. История Петербурга не уходит корнями в древность, как, скажем, история Рима или даже Москвы, ее можно охватить в памяти целиком, хотя и она богата эпохальными событиями. Неизбежное погружение в исторические размышления при созерцании красоты города приподнимает над суетной повседневностью, наполняет душу обилием возвышенных впечатлений и раздумий.

По многим странам ближнего и дальнего зарубежья разбросаны памятники героям и жертвам последней войны, которая у нас называется Великой Отечественной. Памятники и мемориалы эти разные: от скромных фанерных пирамидок со звездой до грандиозных монументов в берлинском Трептов-парке или на горе Геллерт в Будапеште. Мирными ночами они ведут между собой молчаливую перекличку скорби, памяти и славы.

Мемориальное Пискаревское кладбище

Тяжелым испытанием, выпавшим на долю Ленинграда, была Великая Отечественная война и 900-дневная блокада. Более миллиона его жителей пожертвовали своей жизнью, но не сдали город врагу. Девятьсот дней героизма, равного которому не знает мировая история. В память об этом времени на Пискаревском мемориальном кладбище установлена статуя скорбящей Матери-Родины. "Никто не забыт и ничто не забыто..."

Родина-мать неотрывно смотрит на надгробья павших детей своих в тишине Пискаревского кладбища в Ленинграде. Местом массовых захоронений стало Пискаревское кладбище: только за 2,5 месяца здесь было зарыто 20 тысяч покойников.

В этих торжественных и скорбных монументах выражены боль и трагедия горожан. Сюда, на Пискаревское и Серафимовское кладбища, приходят и многие гости Петербурга - отдать дань уважения городу и горожанам - старикам, детям, женщинам, воинам, погибшим в кольце вражеской блокады, но не сдавшимся. Истощенная и истерзанная фашизмом страна преклонялась перед подвигом города-героя, устоявшего в 900-дневную блокаду и не только выжившего, но и сумевшего помочь фронту оружием.

Парк Победы

Сразу же после войны горожане заложили два парка Победы - на Московском проспекте и на берегу Финского залива, там, где еще до войны началось сооружение самого большого в городе спортивного стадиона. Эти парки стали как бы символом торжества жизни. Сегодня они манят тенистыми аллеями.

Монумент защитникам города


И спустя много лет не гаснет в сердцах петербуржцев благодарность тем, кто отдал за них жизнь. В тридцатую годовщину со дня окончания войны недалеко от бывшей линии фронта, на площади Победы, 9 мая 1975 г. был открыт грандиозный монумент защитникам города.

Над небольшой площадкой, входящей в комплекс площади Победы, как бы висит колоссальное бронзовое кольцо, символизирующее разорванное кольцо блокады. В середине на постаменте из черного полированного лабрадорита скульптура "Блокада" работы М.Аникушина. У ее подножия две фигуры -- рабочий-ленинградец и солдат встали плечом к плечу. Расходящиеся влево и вправо гранитные параллелепипеды несут на себе бронзовые изваяния тех, кому Ленинград обязан славой и самой жизнью.

Эта увековеченная благодарная память, выраженная архитектурными и пластическими средствами, производит, конечно, колоссальное впечатление.

В 1978 г. был открыт памятный зал, где хранятся подлинные реликвии блокадного времени и Летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых аистов, на которых день за днем запечатлен ход событий героической эпопеи.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Это единственный в мире военный музей, созданный в дни Великой Отечественной войны. Экспозиция музея рассказывает об истории битвы за Ленинград в период с 1941 года по 1944 год, о жизни города в условиях 900-дневной блокады. В экспозиции представлены личные вещи участников Ленинградской битвы, фронтовые письма и фотографии бойцов армии и флота, оружие и награды, живопись и графика фронтовых художников. Значительное место в экспозиции посвящено блокаде города, работе промышленных предприятий, учреждений культуры, школ, бойцам МПВО и т.д. В зале представлены продукты питания и воспроизведена типичная ленинградская квартира блокадных лет. К 50-летию Победы открыта новая экспозиция. На западном берегу Ладожского озера в пос. Коккорево находится филиал музея обороны и блокады Ленинграда. В ноябре 1941 г. здесь размещался командный пункт по организации ледовой дороги, а затем штаб Военно-автомобильной дороги.

Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда”

          Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда” создан в Южном Приладожье на местах ожесточенных боев за Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Его художественной и идейной доминантой является музей-диорама, посвященная прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года и размещенная в пандусе Новоладожского моста у деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области.

Создатели диорамы – ленинградские художники и ветераны войны и участники ленинградской эпопеи Ю.Н. Гариков, Л.В. Кабачек, БВ. Котик, Н.М. Кутузов, Г.К. Молтеннинов, Ф.В. Савостьянов в диорамных образах и сюжетах воскресили события 7 дней ожесточенных боев (с 12 по 18 января 1943 года) операции “Искра”, ставшей переломным моментом битвы за Ленинград 1941-1944 годов.

Художественно-документальное полотно размером 40*8 метров передает накал сражения, развернувшегося на левобережье Невы под Шлиссельбургом. Единством живописи и объемного макетирования достигается пространственная глубина и создается “эффект присутствия”, позволяющий зрителю ощутить себя непосредственным участником событий. Крупным планом на диораме показаны боевые действия двух советских фронтов – Волховского и Ленинградского, которые в семидневном сражении разгромили немецко-фашистскую группировку встречным одновременным ударом и встретились южнее Ладожского озера, прорвав блокаду Ленинграда. Месяц спустя Ленинград был воссоединен со страной посредством железнодорожной ветки – Дороги Победы, которую проложили в освобожденном районе, обеспечивая доставку продовольствия и военных грузов в Ленинград вплоть до его окончательного освобождения в январе 1944 года.

Предметный план диорамы представляет композицию из окопов, блиндажей, огневых точек, ходов сообщения, остатков вооружения и снаряжения. Глубина предметного плана – от 4 до 8 метров.

Музей-диорама, первый и пока единственный музей такого рода в Санкт-Петербурге, был открыт 7 мая 1985 года.

Пригород

На центральной площади города Кировска ( в 1,5 км от диорамы) находится выставочный зал музея-диорамы, где проходят разного рода выставки и организуются мероприятия, сыскавшие популярность далеко за пределами Кировского района.

В трех километрах от д. Марьино, на южной окраине Кировска, находится мемориальный комплекс “Невский пятачок” Этот небольшой левобережный плацдарм, захваченный у неприятеля в сентябре 1941 года, стал своеобразным ключом к Ленинграду. Он приковал к себе вражеские войска почти на два года, не давая им продвинуться вперед. Именно на этом участке Ленинградского фронта, где предпринимались неоднократные попытки прорыва блокады, в боях так называемого местного значения решалась судьба Ленинграда.

Мемориальная зона занимает площадь 50 га. Ее композиционным центром является Рубежный камень – на семь метров приподнятые над невским берегом два куба, чугунный и гранитный, символизирующие единение и непоколебимость доблестны защитников города. Авторами мемориального комплекса “Невский пятачок” являются архитекторы М.Л. Хидекель и О.С. Романов, художник Г.Д. Ястребенецкий.

Старинный русский город Шлиссельбург, находящийся на Ладожском берегу у истока Невы, в 1941-1943 гг. Пережил оккупацию.

Со дня взятия Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года ведет счет дням блокадная летопись Ленинграда. Именно в этот день Ленинград был отрезан от Большой земли и стал поддерживать связь со страной только по легендарной Дороге Жизни, проложенной по Ладожскому озеру. В деревне Кобона на его восточном берегу, которая в блокадную пору была крупным транспортным узлом, в настоящее время открыт филиал музея-диорамы музей “Дорога Жизни”.                   


Литература:

1.   Дмитрий Шерих «Петербургская история»

2.   Ефлов В.Б. «Памятники Карельского перешейка»

3.   Медведев П.П. «Памятники архитектуры»

Искусство 60-80-х годов
Ильина Т. На рубеже 50-60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников ...
Особая страница в монументальной живописи - произведения, составляющие органическую часть мемориала, как, например, мозаика Памятного зала памятника Победы в Ленинграде "1941 год ...
Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин); в честь героической обороны города (зеленый пояс Славы вокруг Санкт-Петербурга); как единая композиция -музей, подобно Брестской крепости или ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: статья
Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования
... Казанский государственный университет культуры и искусств Факультет информационно-документных коммуникаций Кафедра книговедения и библиографии Музей ...
1. Продолжить дополнительный сбор материалов для музейной экспозиции, дня чего организовать командировки сотрудников библиотеки в литературные архивы Москвы (ЦГАЛИ), в Санкт ...
Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической ...
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Челябинская государственная академия культуры и ...
Школьники знакомятся с понятиями "памятник", "виды памятников", "мемориальная доска" и т. д. Главная воспитательная цель такой экскурсии - сформировать у детей сознание, что ...
Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их ...
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. АНТИТЕЗА МОСКВА-ПЕТЕРБУРГ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ. Спор западников и славянофилов о месте России в мировой истории ...
Достаточно хорошо изучена архитектура городов в работах "Архитектурные памятники Петербурга - второй половины XIX века" А. Пунина; "Архитектурная панорама Невских берегов" Н ...
Почему "телефонов моих номера" у "тебя", т.е. у Петербурга-Ленинграда, а не ленинградские номера сохраняются в памяти вернувшегося поэта?
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат ...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: "Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач ...
Старейшим и одним из популярнейших музеев страны и крупнейших морских музеев мира является Центральный ордена Красной Звезды военно-морской музей в Санкт-Петербурге, существующий с ...
В музейном празднике широко используются музейные коллекции, мемориальные экспозиции или комплексы, недвижимые памятники истории и культуры, расположенные вне музея, памятные места ...
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: дипломная работа