Рынок как одно из великих достижений человеческой цивилизации прошел испытание временем

Рынок как одно из великих достижений человеческой цивилизации прошел испытание временем и доказал свою значительную жизненную силу. Есть все основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, мобильной, гибкой, эффективной экономики без ринку.
Время рынок следует рассматривать как составляющую модели социально-экономического развития, а не как ее всеобъемлющую систему. Рыночной экономики, которая бы функционировала исключительно на принципах саморегулирования, в мире практически не существует. Рынок оказывает огромное влияние на экономические, социальные отношения, но он не в состоянии их упорядочить, привести в систему с учетом всех социальных сил общества. Другой важной составляющей эффективно функционирующей модели социально-экономического развития является государственное регулювання.
Рыночное и государственное регулирование - это единственный экономико-правовой и организационно-экономический механизм, который должен постоянно приспосабливаться к постоянно меняющимся во времени и пространстве внутренних и внешних условий хозяйствования, подтверждается всем мировым опытом и зафиксировано наукою.
Важной составляющей государственного регулирования экономики является участие государства в формировании, регулировании и развитии социально-трудовых отношений, ведущей составляющей которых является распределительные отношения. Многообразие функций государства в этой сфере следует из ее статуса и роли в жизнедеятельности общества в целом. Выступая в различных ролях - собственника средств производства и работодателя, законодателя, инициатора социального диалога, арбитра, посредника, примирювача, гаранта прав и свобод членов общества - не может не играть существенной роли в формировании политики доходов в целом и заработной платы зокрема.
Мировой опыт свидетельствует, что ныне ни одна страна с развитой рыночной экономикой не обходится без активного вмешательства государства в процессы регулирования заработной платы, хотя методы, сфера, масштабы государственного влияния, конечно, есть ризними.
В экономической системе, основанной на рыночных отношениях, вмешательство государства в заработную плату имеет, с одной стороны, преимущественно косвенный социально ориентированный характер, а с другой - предполагает прямое участие в определении условий оплаты праци.
Одновременно заметим, что масштабы государственного вмешательства в определение условий оплаты труда зависят и от действенности системы социального партнерства, от того, сколько и каких вопросов в области социальной политики, в том числе оплаты труда, становится предметом социального партнерства и «отделяется» от государства. Но при любых условиях достаточно распространенное мнение о том, что в условиях рыночной экономики регулирование оплаты труда осуществляется стихийными процессами формирования цены рабочей силы на рынке труда, является помилковою.
В последние годы в Украине происходил активный процесс становления системы государственного регулирования заработной платы, составляющие которой формировались с учетом мирового опыта, конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Учитывая масштабы государственной собственности в Украине, отсутствие многих рыночных механизмов, несовершенство системы социального партнерства, рычаги вмешательства государства в экономические процессы на макроуровне, в том числе и в регулировании заработной платы, объективно должны быть значительными, но не могут переходить допустимой межи.Module . Согласно Закону Украины «Об оплате труда» (ст. 5) до основных субъектов организации заработной платы относятся органы государственной власти и местного самоврядування.
Сфера государственного регулирования оплаты труда в соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» распространяется на определение размера минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий, определения условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной или коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются или дотируются из бюджета, на регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, а также на налогообложение доходов працивникив.
Роль государства в сфере заработной платы заключается также в организации перспективных научных исследований и изучении зарубежного и отечественного опыта, научно-методическом обеспечении формирования тарифной системы, совершенствовании тарифно-квалификационных справочников; проведении единой политики по тарификации работ; организации разработки нормативов трудовых затрат на массовые технологические процессы тощо.
Важной задачей государства и впредь должно быть содействие проведению переговоров между основными социальными силами общества с целью урегулирования социально-трудовых отношений, предотвращения массовых трудовым конфликтам.
Одним из основных элементов государственного регулирования заработной платы является определение и обеспечение минимального ее уровня. Минимальная заработная плата в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может оплачиваться выполненная работником месячная (почасовая) норма труда (объем работ). До минимальной заработной платы не включаются доплаты за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, а также премии к юбилейным датам, за изобретения и рационализаторские предложения, материальная допомога.
В случае, когда работнику, выполнившему месячную (часовую) норму труда, начислена заработная плата ниже законодательно установленного ее размера, предприятие проводит доплату к надлежащему ривня.
Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и господарювання.
Размер минимальной заработной платы в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» (ст. 9) определяется с учетом:
стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;
общего уровня средней заработной платы
производительности труда, уровня занятости и других экономических умов.
Согласно ст. 10 Закона Украины «Об оплате труда» размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета с учетом предложений, выработанных на переговорах представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального угоди.
Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговорив.
В государственных норм и гарантий относят также нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время, в праздничные, нерабочие и выходные дни, в ночное время, за время простоя не по вине работника, за продукцию, оказавшейся браком не по вине работника. Государство регулирует и гарантирует доплаты работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности рабочего дня, оплату ежегодных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей и повышения квалификации, за обследование в медицинском учреждении, за перевод по состоянию здоровья или из-за беременности на более легкую, нижеоплачиваемую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям, для доноров; из-за переезда на работу в другую местность, за служебных командировок тощо.
Перечень государственных норм и гарантий по оплате труда и порядок их применения определен статьей 12 Закона Украины «Об оплате труда».
Сейчас в Украине государство пользоваться и такими рычагами вмешательства в политику доходов и организацию заработной платы, которые уже давно не используют страны с рыночной экономикой, например, регулированием средств, направляемых на оплату труда предприятиями-монополистами. Почему западные страны не регулируют фонд оплаты труда предприятий-монополистов и используют, как правило, косвенные методы вмешательства в политику заработной платы на предприятиях? Объяснение здесь одно: там работает антимонопольное законодательство, а потому владелец, который предстает в разных ипостасях (коллективный, частный), всегда заинтересован в одном - конкурентоспособности производства, зависит прежде всего от минимизации затрат. При этом критерием минимизации, чертой дозволенного есть мера заинтересованности работников в производительном, достаточно оплачиваемой работе. В Украине в основном такого собственника еще нет, а если и есть, то только де-юре. Нет у нас и конкурентной среды, полноценного товарного рынка тощо.
Итак, сейчас нам необходимы как достаточно сильные позиции государства в определении политики заработной платы, так и действенное, адекватное современному состоянию базисных отношений договорное регулирование оплаты труда, сущность которого рассматривается нижче.
Оценивая действия органов законодательной и исполнительной власти относительно регулирования заработной платы на основании Закона Украины «Об оплате труда», можно сделать вывод, что ни один из рычагов государственного влияния на организацию заработной платы в последние годы должным образом не срабатывал. Несовершенной была и остается практика установления минимальной заработной платы, регулирования фонда оплаты труда на предприятиях-монополистах, налогообложения доходов работников, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной и коммунальной собственности, защиты заработной платы при хронических задержек ее выплаты и инфляционных процессов . Из-за несовершенства государственной экономической политики на организацию заработной платы, ее уровень и динамику значительное влияние оказывают факторы, которые при нормальных условиях вообще не определяют порядок оплаты труда. Речь идет о кризисе платежей, задолженность по выплате заработной платы, «бартеризацию» экономики, значительный налоговый пресс в части, касающейся начислений на фонд оплаты труда, тощо.
В течение периода рыночной трансформации экономики существенным препятствием в проведении надлежащей государственной политики в сфере оплаты труда было восприятие властными структурами и идеологами рыночных реформ в Украине заработной платы только сквозь призму дефицита государственного бюджета и инфляционных процессов. Поэтому практические действия властных структур в течение этих лет (особенно в 1993-1995 гг) были направлены не столько на реформирование, сколько на постоянное ограничение заработной платы при одновременной «обвальной» либерализации цин.
Эффективность организационно-экономического механизма регулирования заработной платы в ближайший период значительной степени зависеть от того, какой будет государственная политика заработной платы, насколько удачно использоваться органами государственной власти прямые и косвенные рычаги влияния на уровень, структуру и динамику заработной плати.
Усиление роли государства в регулировании оплаты труда должно осуществляться по следующим направлениям:
а) согласование составляющих экономической политики, включая структурную, ценовую, налоговую, внешнеэкономическую и т.д., и реализация мероприятий, направленных на усиление социальной эффективности реформ, рост заработной платы одновременно с реформированием других составляющих механизма хозяйствования;
б) формирование современного полноценного рынка труда и использования рыночного саморегулирования как важной составляющей влияния на параметры заработной платы
в) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти в реализации законодательно определенных полномочий по установлению условий и размеров оплаты труда;
г) законодательное обеспечение развития социального партнерства;
д) активизация деятельности органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как субъектов социального партнерства в формировании соглашений на национальном, отраслевом, региональном (территориальном) уровнях;
е) введение дополнительных мер, направленных на защиту заработной платы
е) усиление контроля за соблюдением законодательства по оплате труда.
Формирование заработной платы как цены товара «услуги рабочей силы», как и любого Определяющим элементом организации заработной платы в условиях рыночной экономики