Директор или менеджер

Слово "менеджер" - новое в нашем экономическом и бытовом лексиконе. Кто он? Руководитель. Например, директор. Вместе с тем слово "директор" мы не заменяем словом "менеджер". Мы привыкли к тому, что на государственном предприятии директор назначается. Это единица номенклатурная, независимо от того, есть у него умение управлять или нет. Ведь было же так, что Несправа директора перемещали в директорское кресло другого предприятия. Поэтому слово "менеджер" мы совершенно справедливо относим к тем, кто может взяться за управление с полной ответственностью, кто обладает знаниями и имеет способности в этом деле. Разумеется, в среде прежней номенклатуры были люди, достойные своих кабинетов. Несмотря на то, что они имеют большой опыт работы, их не стоит отбрасывать. Надо помочь директорам стать менеджерами своих пидприемств.

Конечно, такой проблемы нет во вновь рождаются экономических структурах, таких как биржи, аукционы, коммерческие банки, малые предприятия. А вот для государственных проблема превращения директорского менталитета в менеджерский стоит гостро.

Во всем мире менеджеры делятся на четыре группы. Первая - короли бизнеса. Их единицы, они хорошо известны в деловых кругах. Вторая - гроссмейстеры бизнеса. Их больше, это тоже известные в своем кругу управленцы. Далее следуют мастера бизнеса - основная масса бизнесменов. Есть и любители бизнеса, то вступают в него, вдохновляясь идеей, то идут на время или навсегда. К какой из этих групп вы войдете, зависит от Ваших здибностей.

Прежде всего необходимо определить "философию" своего менеджмента, которая подскажет стиль управления. "Философия" менеджера - это его мировоззрение. Рассмотрим для примера формулировку "хозяин всегда прав". С одной стороны, в этом выражении есть логика: хозяин рискует, принимая решение, а потому она продумано, обосновано. Но, с другой стороны, если такая концепция принимается за аксиому, это означает, что хозяин большое внимание уделяет обеспечению непротивления его позиции. А это чревато неточностями в оценке истинного положения дел. Принцип "убыток фирмы - Ваш убыток" предполагает, что большое внимание уделяется системе наказаний. Обеспечивает такой принцип кнута успех дела?

Следовательно, необходимо очень серьезно подумать над выбором методологии менеджмента, чтобы не наткнуться на видимые и невидимые рифы в выбранном стиле управлиння.

Управлять - значит вести предприятие к осуществлению цели, используя как минимум три его составляющие: персонал, ресурсы, организационные процеси.

Чем сложнее предприятие, тем больше у него составляющих, тем труднее добиться их согласования. И тут менеджеру надо взвесить свои способности и возможности, хорошо изучив будущее "дело". Важно знать, на какую степень ответственности обрекает себя менеджер, какой свободе деятельности он приобретает и на какую выгоду может рассчитывать. Все зависит от формы собственности предприятия, количества собственников, источники стартового капитала. Понятно, что и ответственности, и свободы действий больше тогда, когда средства принадлежат самому менеджеру. Если средства принадлежат десятку акционеров, то риска в десять раз меньше, но прав и доходов - тоже. Эти зависимости приведены в табл. 3, где указаны основные варианты бизнесу.

Таблица 3
ПоказательТип фирмы по форме владельцевОдинДва и болееНе одиндва и болееПолномочия в принятие решенийВладелецУчастникы пропорции
Выбор и реализация программы деятельности Десять управленческих способностей