3.2. Основы регулирования внешнеэкономической деятельности в системе управленческого иерархического пространства
Во всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики, она является составляющей национальной экономической политики, а потому подлежит регулированию со стороны держави.Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине является закономерной базой для обоснования целесообразности функционирования соответствующих органов влади.
Внешнеэкономическая деятельность регулируется государством в лице ее руководящих органов, негосударственными органами управления экономикой (товарными, фондовыми, валютными биржами, торговыми палатами), самими субъектами внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих координационных угод.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, Министерство экономики и внешней торговли Украины, Государственная таможенная служба Украины, Антимонопольный комитет Украины, Межведомственная комиссия по международной торговле и органы местного управления в пределах полномочий, определенных законодательством (в . 7-23 Закона о ВЭД).
Внешнеэкономическая деятельность в Украине регулируется с помощью законов Украины, актов тарифного и нетарифного регулирования, которые выдаются государственными органами в пределах их компетенции, экономических средств оперативного регулирования в рамках действующего законодательства. Следует обратить внимание на то, что регулирование внешнеэкономической деятельности посредством актов и действий государственных и негосударственных органов, прямо не предусмотренных ст. 7 Закона о ВЭД, заборонено.
К государственному регулированию внешнеэкономической деятельности относятся:
• таможенное регулирование (ст. 13 Закона о ВЭД, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины № 2098 - XII от 05.02.1992 года «О едином таможенном тарифе» и др.);
• валютное регулирование (Декрет Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 года № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля», Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» и др.);
• лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций (ст. 16 Закона о ВЭД, Указ Президента Украины от 10.02.1996 года № 124/96 «О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности»);
• введение специальных экономических зон (ст. 24 Закона о ВЭД, Приказ Президента Украины от 17.11.1995 года № 1062/95 «О мерах по проведению эксперимента в Североокрымская экономической зоне« Сиваш »и др.);
• применение специальных санкций за нарушение внешнеэкономической деятельности (ст. 32-37 Закона о ВЭД, ст. 119-120 Таможенного кодекса, ст. 4 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» и др.).
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Разнообразие их определенным образом систематизируется. Одной из самых распространенных в применении выступает классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и ее правопреемники - Всемирной торговой организации (ВТО). Несмотря на это, методы регулирования внешнеэкономической деятельности целесообразно будет классифицировать по следующим направлениям:
• по направленности действий на экономические процессы их следует разделять на протекционистские и либерализации мероприятия;
• по характеру воздействия на экономические процессы - на организационно-правовые, административные и экономические меры (рис. 3.2.1).
Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации направленные на устранение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. К административным мерам относят средства прямого ограничения экспорта или импорта (внедрение квот, лицензий, эмбарго). К экономическим мерам относят средства, влияющие на внешнеэкономические процессы через экономические интересы их участников (политику установления пошлин, акцизов, других сборов, систему налогообложения, политику установления банковской учетной ставки, курса валюты).
Более детально, по сравнению с приведенной выше классификацией, меры, применяемые к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, разделяют на таможенно-тарифные и нетарифни.
В свою очередь нетарифные меры делятся на 3 категории:
1) меры непосредственного ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики (лицензирование и квотирование);
2) меры, связанные с выполнением таможенных и административных формальностей (импортные налоги и депозиты, сертификация);
3) валютные ограничения и валютный контроль.
Таможенное регулирование рассматривает и предоставляет детальную характеристику действия таких таможенных режимов, как: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; свободный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона, переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт, уничтожение; отказ в пользу держави.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт-государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пересекающих границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении таможенного тарифа цена товара на внутреннем рынке поднимается выше свитовои.
Существуют несколько видов пошлин, но в качестве базовых целесообразно выделить специальное и адвалорная пошлины за их значительное распространение в застосуванни.
Специальная пошлина определяют в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема).
Адвалорные сборы устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товару.
Таможенный тариф представляет собой перечень товаров, облагаемых пошлиной, применяемым данной страной к импортируемым товарам, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
На величину импортной пошлины влияют затраты производителя, и, как следствие этого, - растет цена, по которой импортер будет продавать свой товар. Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается, в первую очередь, на споживачах.
Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене, но дешевле импортного, и увеличить отечественные объемы продаж, ведь потребность потребителей в более дорогом результате тарифа товаре уменьшается. Такая ситуация может привести к неэффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими затратами, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные галузи.
Однако заинтересованность производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять чем заинтересованность потребителей. Кроме того, государство, будет выступать как сторона, выигравшая от тарифов, потому увеличение расходов потребителя увеличивает ее прибыли. Но если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемые местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост затрат в этих производителей, а далее, по известной схеме, - рост цен и сокращение виробництва.
Использование пошлины, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию. С точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистский или фискальный характер тарифа. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая пошлины, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок. Цель фискальных пошлин - обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняет пошлины на товар, который не производят в данной краини.
Таможенные тарифы состоят из трех видов пошлин: максимальных, минимальных (льготных) и преференциальных. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые - в случаях, когда существуют торговые договоры при условии введения режима наибольшего благоприятствования. Третьи-разновидность торговых (преференциальных) пошлин, которые обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров стран розвиваються.
В послевоенный период (т.е. после 1945 года) внешнеторговые отношения стран регулировались преимущественно путем взаимного снижения пошлин. Это направление стало главным в регулировании международной торговли. Так, уровень таможенного обложения был основным предметом обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. Результатом стало снижение уровня таможенного обложения более чем на 3/4. Сейчас средний уровень ставок тарифов развитых стран составляет около 6%, развивающихся стран - 30-40%, при этом на отдельные товары пошлина может колебаться в значительно больших межах.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджету.
Экспортные тарифы используют в основном страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта запрещено конституциею.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли страны, участвующие в ней, ликвидируют пошлину в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты в отношении третьих стран. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа. Сейчас в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитым среди других есть интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), первым этапом деятельности которого стало создание западноевропейскими странами таможенного спилки.
Таможенно-тарифное регулирование - это важнейший механизм государственного регулирования ВЭД (внешней торговли), который является примером экономического регулирования и отвечает требованиям рыночной экономики в отличие от нетарифных ограничений, которые носят характер государственного силового регулирования внешней торгивли.
К тому же таможенно-тарифное регулирование выступает важнейшей составляющей таможенного дела, одной из основных функций таможенных органов любой страны. Согласно принципам ГАТТ / ВТО таможенно-тарифная политика государства направлена на регулирование внешнего рынка и стимулирования експорту.
Основы правового фундамента таможенно-тарифного регулирования были заложены Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» от 05.02.1992 года № 2098-XII. Этот закон визначив
основные направления тарифного регулирования, ввел в законодательство Украины такие понятия, как ввозная, вывозная, специальное, антидемпинговая, компенсационная пошлина, таможенная стоимость товаров и т.п.. Он определил виды пошлины по способу взимания - адвалорная, комбинированное, специфическое; регламентировал процедуру начисления и уплаты пошлины, предоставления тарифных преференций.
Таможенно-тарифная политика любого государства, осуществляющего радикальные экономические преобразования, служит двум основным целям:
1) обеспечению надлежащего уровня поступлений в государственный бюджет, что вносит определенный вклад в общие усилия правительства по макроэкономической стабилизации;
2) созидания равных условий для конкуренции отечественных и иностранных производителей, на первом этапе может предусматривать временное применение ограничительных мер защиты национальных производителей, которые побуждают к перестройке производства, его рационализации и реструктуризации, к внедрению новых методов управления с целью повышения общей конкурентоспроможності.
Украина с 1994 года ведет переговоры о присоединении к ГАТТ и вступлению в ВТО. В связи с этим уже с 1995-1996 годов национальное законодательство Украины постепенно приводится к требованиям ГАТТ и основных соглашений Уругвайского раунда (1994 года), основным лейтмотивом которых выступает либерализация международной торговли и снятие любых ограничений в этой сфере. Таможенно-тарифная политика является важнейшим направлением такого реформирования. Поэтому уже 06.04.1996 года Указом Президента Украины № 255/96 утверждена «Концепция трансформации таможенного тарифа Украины на 1996-2005 годы по системе ГАТТ / COT». Указанная концепция определяет основные принципы и направления постепенного снижения ставок ввозной пошлины тарифа Украины для их реализации украинской стороной в переговорном процессе для обеспечения гарантированного доступа к товарным рынкам в рамках присоединения Украины к ГАТТ и вступлению в СОТ.
Конечной целью трансформации таможенного тарифа Украины является достижение после законченного переходного периода уровня средней ставки ввозной пошлины не более 14%. Средняя ставка ввозной пошлины - это отношение ставки на определенный товар, умноженной на объем импорта этого товара, к общему объему импорта всех товаров. Что касается реалий, то просматривается тенденция к постепенному ее снижение, в частности состоянию на 01.06.1999 года эта цифра составляла 12,72%.
Основу ставок ввозной пошлины составляют адвалорные ставки. Специфические и комбинированные ставки пошлины преимущественно установлены на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, ликеро-водочные и табачные изделия, продукцию легкой промышленности, автомобили, видеотехнику и другие виды высоколиквидных товаров, которые являются традиционными объектами снижения таможенной вартости.
Товарно-классификационная схема Тарифа базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, объектом классификации которой есть все товары, обращающихся в международной торговле. На ее основе и на основе комбинированной номенклатуры ЕС построена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в которой товары систематизированы в 21 разделе, 97 товарных групп, подгруппы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. В грузовой таможенной декларации товар кодируется девятизначный цифровым кодом в соответствии с ТН ВЭД, в котором первые две цифры указывают на товарную группу, первые четыре - на товарную позицию товара, первые шесть - на код товара по системе, все девять цифр - на товарную подсубпозиции товару.
Ввозная (импортная) пошлина уплачивается в национальной валюте Украины. Пошлина, подлежащая оплате, начисляется таможенными органами согласно ставкам, действующим на день подачи грузовой таможенной декларации, и уплачивается таможенным органам до или в момент принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению. Начисление пошлины на товары, подлежащие обложению ним, проводится на базе их таможенной стоимости, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за них на момент пересечения таможенной границы Украины. В таможенную стоимость включаются цена товара, указанная в счете-фактуре, и фактические затраты, если они не включены в счет-фактури.
Законом Украины от 03.04.1997 года № 170/97-ВР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам обложения ввозной пошлиной товаров и других предметов, которые ввозятся на таможенную территорию Украины» на основе базы международных договоров утвержден перечень стран, с которыми Украина применяет режим наибольшего благоприятствования или национальный режим (55 стран) и режим свободной торговли (13 стран). К товарам, происходящим из стран, с которыми Украина применяет режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, применяются льготные ставки ввозной пошлины, к товарам из других стран применяются полные ставки ввозной мита.
От уплаты ввозной пошлины освобождаются товары, если это предусмотрено международными соглашениями с участием Украины или другими законодательными актами. Более подробный перечень преференций приведены в приказе Государственной таможенной службы № 401 от 12.01.1999 року.
Вопросы таможенно-тарифного регулирования нашли отражение в проекте нового Таможенного кодекса Украини.
Почти все страны мира используют различные меры нетарифного регулирования в ВЭД как альтернативу мерам тарифного регулирования. Часто они применяются в отношении товаров, произведенных в Украине. Многие страны пытаются с помощью таких средств препятствовать проникновению украинских товаров на свои внутренние рынки, превращая принцип свободной торговли в обычную декларацию. Украина пока не может повлиять на подобную ситуацию, потому что в ее действующем законодательстве еще нет четкого определения мер нетарифного регулювання.
Согласно ст.
3.1. Внешнеэкономическая политика предприятий Украины ее состав , структура и особенности | 3.3. Определение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий |