4.3. организационное развитие предприятия и реструктуризация
Реструктуризация предприятия является важной составляющей его организационного развития. С одной стороны, в процессе реструктуризации приходится коренным образом менять одну из ключевых функций менеджмента - организацию. С другой стороны, организационные изменения должны предшествовать другим изменениям в производственно-хозяйственной деятельности. Итак, организационный фактор играет активную роль в осуществлении всего процесса реструктуризации предприятия. Важнейшая особенность организационной составляющей в процессе реструктуризации связана с тем, что предприятие подвергается коренной реорганизации. Изменяется организационная форма производства, размер и структура предприятия, вводятся временные организационные структуры, используются системы управления проектами, создаются новые подразделения, вводятся новые должности, формируется рыночно ориентированная организационная культура и т.д.. От ряда подразделений предприятиям приходится видмовлятись.Прежде всего, речь идет об объектах социально-бытового назначения, содержание которых является значительным финансовым бременем. С другой стороны, приходится создавать новые, ранее неизвестные службы маркетингового плана. И, наконец, по-новому нужно организовывать взаимосвязи между отдельными подразделениями. В процессе реструктуризации предприятия ограничены во времени и ресурсах перестройки своей организационной структуры, поскольку существует угроза банкротства. Отсюда следует угроза организационных ошибок, избежать которых требует от руководителей принятия взвешенных организационных ришень.
Организационная составляющая включает разнообразные инструменты взаимосвязи и взаимодействия всех работников предприятия между собой. Важнейшими из них являются производственная и общая структура предприятия, организационная структура управления, различные регламенты (положения, должностные инструкции), организационная культура и т.д.. Недооценка роли организационного фактора может существенно повлиять на ход реструктуризации предприятия. Благодаря организационному фактору каждый работник реально включается в процесс реструктуризации, а налаживание эффективного взаимодействия между сотрудниками создает условия для последовательной реализации обоснованных программ реструктуризации.
В процессе реструктуризации важно учитывать следующие принципы внедрения организационных изменений:
комплексное осуществление организационных изменений с учетом развития внутренней и внешней среды;
разработка генерального плана развития организационной структуры;
предотвращения возникновения организационных конфликтов;
использование простейших и самых конкретных организационных решений;
последовательность организационных изменений на основе генерального плана, внедрение большого количества незначительных изменений имеет больше шансов на успех, чем жидкие кардинальные организационные революции;
обучение персонала методам деятельности в условиях организационных изменений;
поддержка организационных изменений высшим руководством;
стремительное реагирование на сопротивление организационным зминам.
Реструктуризации нацелено на повышение успешности бизнеса и эффективности управления организацией. Достижение этих целей базируется на решении определенного количества заданий (табл.4.2).
При осуществлении реструктуризации необходимо учитывать, что понятие «организация» и «бизнес» взаимосвязаны, поскольку организация создается для осуществления предпринимательской деятельности, а последняя не может существовать без определенной организационной структуры, ее реализует. Структурные аспекты особенно важны для эффективной реструктуризации организации.
Организационная структура предприятия является системообразующим элементом предприятия как целостного организма, который определяет порядок его функционирования. Организационная структура, с одной стороны, формируется на основе структуры бизнес-процессов, а с другой - определяет их эффективность, потенциальную кадровый потенциал предприятия, увязывает в единый системного процесса управленческие и предпринимательские функции, которые реализуются персоналом пидприемства.
Организационная структура управления предприятия должна быть адекватной внешним и внутренним условиям функционирования предприятия, его целям и стратегии. Эффективную организационную структуру формирует система бизнес-процессов, «наполняется» персоналом, который реализует бизнес-процессы в рамках установленной организационной структури.
Характерные недостатки организационных структур большинства отечественных предприятий такие:
чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителях с неизменным снижением эффективности управления в связи с их перегрузкой;
наличие значительного количества управленцев с размытым и перекрестным диапазоном ответственности;
неадекватная информационная поддержка деятельности предприятия, прежде всего его коммерческой и финансовой деятельности;
недостаточная или структурно размытая работа с персоналом, которую одновременно и не всегда согласованно осуществляют отделы кадров, работы с персоналом, организации труда и заработной платы;
отсутствие или формальное наличие жизненно необходимых финансово-экономических подразделений и руководителей, которые несут ответственность за результаты финансовой деятельности предприятия (служба финансового директора);
отсутствие службы управления изменениями, которая ориентирует предприятие в конкретный момент времени на требования внешней середовища.
Перечисленные факторы часто приводят к тому, что большинство задач развития предприятия не виришуеться.
Современное предприятие является системой различных и не всегда взаимосвязанных видов деятельности. Эффективно управлять и совершенствовать (реструктурировать) можно только хорошо структурированную систему, которая содержит
систему бизнес-процессов, которые осуществляются в рамках предприятия в целом и отдельных видов деятельности;
организационную структуру распределения ответственности и полномочий, по сути организационно-штатную структуру распределения персонала по бизнес-процессам и бизнес-операциях;
^ Систему взаимодействия элементов организационной структуры (подразделений, персонала) в рамках бизнес-процесив.
Современные способы реструктуризации, характеризующихся существенным преобразованием организационной структуры, основываются на следующих основных подходах:
формирование единого корпоративного центра (материнской компании, холдинга) и комплекса бизнес-единиц различной степени подчиненности и специализации. Иерархическая структура предприятия должна быть ориентирована на оптимальное осуществление управленческих и координирующих воздействий и связей, должна исключить дублирование функций и лишние управленческие надстройки, позволить обеспечить одновременно самостоятельность организаций, входящих в холдинг, и их системную взаимоувязку и защищенность в условиях ан- тикризового управления в холдинге;
сегментация стратегических зон хозяйствования (СЗХ) в нынешней и перспективной деятельности компании и формирование комплекса соответствующих стратегических центров хозяйствования (СЦХ) в виде базовых, опорных, юридически самостоятельных дочерних компаний, отвечающих за эффективное ведение дел в своей СЗХ;
формирование иерархической организационной структуры с единой технологии бизнес-процессов по основным комплексных видах деятельности (например, при реализации проекта), с четко проработанной системой разграничения полномочий и ответственности отдельных участников холдинга при координирующей роли материнской компании.
4.2. основные формы и виды реструктуризации предприятий | 4.4. реструктуризация предприятия на основе создания центров ответственности |