Государственный бюджет

Государственный бюджет - это финансовый план образования и использования денежных фондов государства на протяжении года, другими словами - это баланс доходов и расходов государства, который составляет министерство финансив.
Государственный бюджет (местные бюджеты) всегда состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает объемы и источники доходов бюджета, а расходная - бюджетные расходы и их обсяги.
Структура государственного бюджета гипотетической рыночной страны отражается на рис. 3.5.1.
Доходы бюджета формируются прежде всего за счет налогов (более 90% центрального и 70% местных бюджетов).
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны (унитарное или федеративное государство), ее экономической, политической и др.. подсистем и состоит из двух или трех звеньев. Так, бюджетная система унитарных (т.е. единых государств - Великобритании, Франции и др.). Состоит из двух звеньев - государственного и местного бюджетов. В бюджетную систему федеральных государств входит еще третья, среднее звено - бюджеты членов федерации: в США - это бюджеты штатов, в Германии - земель, в Швейцарии - кантонов, в бывшем СССР - республик. Бюджет Украины состоит лишь из 3 звеньев (центрального бюджета, республики Крым и местных).
На государственный бюджет (бюджет центрального правительства) возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др.. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, перераспределении национального дохода тощо.
На местные бюджеты возлагаются функции развития коммунального хозяйства, строительства определенных объектов экономической и социальной инфраструктуры, развития здравоохранения образования (частично).
Источником государственных (центральных) бюджетов являются такие виды налогов, как подоходный налог на прибыль компаний, акцизы, таможенные пошлины, доходы от государственных займов, выпускаемых центральным правительством, а также доходы от объектов государственной власности.
Доходы местных бюджетов формируются за счет отдельных налогов (в основном поимущественного), от муниципальной собственности (например, ренты от домов), отдельных акцизов, от предоставления коммунальных услуг, различных административных сборов, выпуска займов, размещаемых через различные финансовые институты (банки, страховые компании и др.)., тощо.
Государство, кроме того выделяет средства целевого назначения местным органам власти на строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихий, аварий и др.. Проект бюджета готовит центральное правительство, а утверждает законодательная влада.
Государственные расходы - это выраженные в денежной форме отношения собственности между государством и юридическими и физическими лицами в процессе распределения и потребления части национального доходу.
Основная доля государственных расходов направлялась на содержание государственного аппарата и военные цели, а социальных расходов не было. В середине 90-х гг. на первое место вышли расходы на социальные цели (развитие образования, здравоохранения, выплат безработным, пенсионерам и др..). это обусловлено качественно новой ролью личного фактора в современном производстве (значение образования квалификации, развития творческих способностей работников и т.п.), усилением общечеловеческих ценностей в комплексе ценностных ориентиров общества, ростом армии безработных и т.д.. Вследствие этого на социальные расходы в развитых странах идет около 35% государственных витрат.
На втором месте в структуре государственных расходов - расходы на экономические цели: жилищное строительство и его реконструкцию, разработку природных ресурсов и охрану окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, науку, связь, государственное регулирование и прогнозирование экономики и др.. Эти расходы в развитых странах мира составляли в середине 90-х гг около 25-27% государственных витрат.
Их высокий удельный вес обусловлена превращением государства в головную организацию по обеспечению нормального воспроизводства экономической системы, а планомерности и, в частности, государственного регулирования - в ядро хозяйственного механизма. Негосударственные формы собственности и рыночного механизма могут развивать фундаментальные научные исследования, преодолевать экологический кризис, решать другие проблеми.
Третье место в структуре государственных расходов занимают расходы на военные цели. Они подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относят непосредственные расходы из государственного бюджета на оборону. К косвенным - часть расходов на космические исследования, военную помощь другим странам, выплаты ветеранам войны.
Следующая по величине статья государственных расходов - расходы на обслуживание государственного боргу.
Выплата государственного долга и процентов по нему осуществляется через выкуп государственных ценных бумаг за средства из государственного бюджету.
Часть средств из бюджета государства идет на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств, оплаты взносов в международные организации и ин.
Дефицит бюджета - это превышение расходов государственного бюджета над доходами. Возникновение и рост дефицита бюджета обусловлено экономическими кризисами, милитаризацией экономики, ведением войны, экономической нестабильностью, ростом задолженности местных бюджетов, бесконтрольным ростом других расходов из бюджета.
Финансово-кредитная система в условиях рынка Банки и их роль в условиях рынка