11.2. Виды административных взысканий и лица, подлежащие ответственности за совершение административных правонарушений

Необходимо предусматривать возможность внесения существенных изменений в определение понятия «административное правонарушение» и его приведения в соответствие с содержания таможенного дела. Такие изменения обосновываются как же коренными изменениями, которые планируется внести в административное право, так и более четким определением состава правонарушений, объекта посягательств в таможенных правопорушеннях.
В ст. 104-120 ТК Украины выделены противоправные деяния физических и юридических лиц, которые вступают в отношения с таможенными органами в связи с внешнеэкономической деятельностью. Правда, в проекте Таможенного кодекса по состоянию на 1 февраля 2001 определены нормы правовой защиты работников таможенных органов от противоправных действий физических лиц. Но, по сути, это подмена норм Уголовного и Административного кодексов. Ныне действующий Таможенный кодекс оставляет без достаточного внимания действия должностных лиц таможенных органов, которые тоже можно и нужно различать как преступления и проступки. Сейчас эти деяния регулируются или оцениваются в правовом отношении административным и уголовным законодавством.
Но рассмотрим общие положения относительно состава административного правонарушения и обоснование применения конкретных административных стягнень.
Ранее мы отмечали, что за административные-правонарушения несут ответственность как физические, так и юридические лица. Однако, несмотря на существенные социальные изменения в обществе и появление огромного количества юридических лиц, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, теория и практика сегодняшнего дня не отработала должным образом институт административной ответственности юридических лиц за нарушения, в частности, таможенных правил.
Фактически ответственность юридических лиц сводится к наложению штрафов или аннулирования разрешений, непосредственно касается администрации предприятий. Этим усиливалась ответственность руководителей. Хорошо, если это частное предприятие, а если государственное? В этом случае государство налагает взыскания на себя? Итак, на этом направлении есть много теоретических и практических проблем, которые необходимо скорее решать в условиях рыночной економики.
Надо отметить, что основные вопросы, касающиеся правовой оценки деяния физических лиц, в значительной мере виришени.
Административном правонарушении в области таможенного дела - это действие или бездействие конкретного физического лица, нацелены на нарушение таможенного правила.
При правовой оценке фактов нарушения таможенных правил мы пользуемся положениями Кодекса Украины об административных правонарушениях. В частности, согласно ст.17 кодекса не подлежит административной ответственности лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или была в состоянии неосудности.
Таким образом, можно определить, что при нарушении таможенных правил ответственность наступает при наличии совокупности объективных и субъективных признаков, когда есть полный состав правопорушення.
Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в области таможенного дела, которые охраняются действующим законодательством, или интересы государства в области таможенного справи.
Объективную сторону правонарушения составляет действие или бездействие конкретного лица (лиц) в конкретное время и определенном месте - таможенной зони.
Субъект - конкретная юридическое или физическое лицо, допускает нарушения интересов держави.
Суб объективная сторона - это психическое отношение лица к совершенному правопорушення.
Ст. 103 Таможенного кодекса дает разъяснения, что под «лицами», совершивших нарушение таможенных правил, понимаются граждане (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), должностные лица, а также юридические лица. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения таможенного правонарушения 16-летнего возраста. Статья предусматривает специального субъекта - это должностные лица, то есть государственные служащие, которые выполняют в соответствии с занимаемой должности определенные обязанности.
Относительно определения юридического лица указывается, что «при совершении нарушений таможенных правил предприятиями ответственности подлежат должностные лица - руководители этих предприятий».
По состоянию на 12 декабря 1991 p., Когда принимался Таможенный кодекс, в государстве еще не было частных предприятий. Поэтому ответственность несут должностные лица юридических осиб.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вместе с тем, это положение не нарушает общепризнанного международного порядка, по которому есть круг иностранных граждан, на которых не распространяется административная юрисдикция страны пребывания. В таких случаях ответственность этих категорий лиц решается дипломатическим шляхом.
Таможенное законодательство не определяет много технологических вопросов относительно признания состава таможенного правонарушения, поэтому оно оставляет решение этих вопросов в рамках административного права, в частности Кодекса Украины об административных правонарушениях и Гражданского процессуального кодекса Украины. Это касается ответственности за совершение нарушений таможенных правил вследствие действия непреодолимой силы, форс-мажорных обстоятельств. К этим вопросам относится и неприменение административного взыскания в связи с размером ущерба, причиненного общественным отношениям конкретным правопорушенням.
Вопрос об оценке размера ущерба правонарушения относится к компетенции должностного лица таможенного органа, который рассматривает материалы дела о совершенном нарушении таможенных правил.
Ст. 34 КоАП определяет обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение административного правонарушения. Эти положения в полной мере касаются и таможенных правонарушений:
• чистосердечное раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
• добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• совершение правонарушения несовершеннолетним;
• совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до 1 року.
Наличие смягчающих обстоятельств свидетельствует о меньшей степени опасности виновного лица. Надо учитывать, что факты, которые смягчают или ликвидируют ответственность, имеют обратную силу и распространяются на правонарушения, совершенные до их прийняття.
Законодатель обеспечения законности определил в ст. 35 КоАП отягчающие ответственность за совершение административного правонарушения. В частности:
• продолжение противоправного действия, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;
• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
• совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
• вовлечение несовершеннолетних в правонарушения;
• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения.
В отличие от перечня смягчающих обстоятельств, этот перечень вичерпним.
Потребности индивидуализации, персонификации ответственности предусматривают, что при рассмотрении таможенным органом материалов о совершении таможенного правонарушения необходимо учитывать все обстоятельства дела, как смягчающие, так и отягчающие, и личность виновного особи.
При решении вопроса о мере ответственности крайне важно установить факт возможной соучастии в совершении правонарушения, так как закон требует при наложении взысканий учитывать степень и характер участия каждого из соучастников в совершении преступления.
Соучастие в правонарушении признается умышленное совместное участие в конкретном правонарушении двух и более физических лиц. Соучастниками признаются лица, которые принимали непосредственное участие в совершении тех или иных действий, в совокупности привели к нарушению таможенного правила.
Организатор - лицо, которое организовало нарушении таможенных правил или руководившее его совершением. Это наиболее опасная личность. Организационная деятельность может найти свое выражение в создании группы нарушителей, распределении ролей между ними, разработке форм связи, выполнении отдельных действий тощо.
Исполнителем является лицо, непосредственно совершившее правонарушение, то есть совершила действия, указанные в диспозиции конкретной статьи МК.
Подговорщика - лицо, склонила другое лицо к совершению правонарушения. Эти действия могут быть в разных формах (подкуп, угрозы, просьбы) и / или в письменной, устной форме или в конкретных угрожая действиях. Мотивы действий подговорщика не имеют значення.
Пособие - лицо, способствовала совершению правонарушения указаниями, советами, предоставлением средств совершения правонарушения или которая обещала скрыть следы правонарушения и предметы или орудия правопорушення.
Ответственность соучастников базируется на принципах равной ответственности, самостоятельной ответственности за свои деяния, которые являются составной частью всех совокупных действий, которые имели целью совершения правонарушения, персонификации ответственности в зависимости от степени общественной опасности особи.
Ст. 139 МК определяет сроки наложения административных взысканий. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения нарушения таможенных правил, а при длительном нарушении - не позднее 2-х месяцев со дня его виявлення.
Конфискация (точнее - извлечение) предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения, и предметов со специально изготовленными тайниками, производится немедленно при выявлении факта нарушения таможенных правил, независимо от времени совершения правонарушения.
11.1. Понятие административного правонарушения 11.3. Виды административных взысканий за нарушение таможенных правил