3.3. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основании их эксклюзивной ценности
С учетом достижений теории и практики управления конкурентоспособностью, разработанных научных подходов и принципов российский исследователь проблем качества Р. А. Фатхутдинов предлагает теорию конкурентного преимущества формировать на основе понятия «ценность».Ценность, па его мнению, - это нечто особенное, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т.п.
Конкурентное преимущество системы - эксклюзивная ценность, которую имеет система, что дает ей преимущество перед конкурентами.
Ценность предлагается классифицировать по следующим признакам:
система, которой свойственна ценность для реализации конкурентного преимущества, - биологическая, социальная, производственная, техническая,
вид ценностей - материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические, политические;
содержание ценностей - качественные, стоимостные, поведенческие, синергические;
источник или основа происхождения ценностей - объективные и субъективные;
способ существования ценностей - реальные и виртуальные;
сущность ценностей - базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность системы управления и т.п.) и второстепенные (ординарные новшества, дешевые трудовые ресурсы, освоена рыночная инфраструктура, активы и т.п.);
динамичность проявления ценностей - стратегические и тактические;
форма проявления ценностей - достоинства индивида, положительные взгляды на явления, оригинальная миссия системы, нововведения и т.д.;
место проявления ценностей - вне системы и внутри системы;
уровень стабильности проявления ценностей - стойкие (природно-климатические факторы, положительное конкурентная среда, высокая культура и т.п.) и неустойчивые (новшества, имидж, ресурсы и т.д.);
масштаб распространения ценностей - глобальные, локальные, индивидуальни.
Для лучшего понимания сущности какого-либо явления рекомендуется пользоваться логическими схемами.
показано построен цепочку получения от ценностей эффекта (например, прибыли).
Сделаем анализ схемы преобразования ценности в какой нибудь вид эффекта: технический, социальный, экономический или политический. Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализованные вне или внутри биологической, социальной или производственной системы в глобальном, локальном или индивидуальном масштабе. Например, внутри социальной или производственной системы могут быть реализованы новшества путем преобразования их в инновации в любой сфере деятельности. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, воплощаются в товарах, выпускаемых данной, системой и реализуемых на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутренней конкурентного преимущества, даст ефект.
Полученный после реализации товара доход, включающий эффект, назад поступает в систему, которая применила (использовала) данное конкурентное преимущество (на схеме эта связь показан обратной связью от эффекта в систему). Социальная или производственная система полученный доход распределяет на внутреннее потребление (премирование персонала, технический или социальное развитие системы и других направлений) или на получение, (приобретение, покупку) новой конкурентоспособной ценности. Эта связь показан обратной стрелкой от системы к ценности. Немаловажно полученный доход направлять на приобретение эффективных (перспективных) конкурентоспособных ценностей, которые могут быть реализованы в конкурентные преимущества данной системи.
Из всех ценностей, приобретаемых снова, наиболее эффективными для системы являются базисные стратегические глобальные ценности. Например, производственная система, разработавшая или купила эксклюзивное право на новую информационную технологию, конструкцию, структуру объекта или технологию ее изготовления, может иметь стратегическое монопольное право на использование этого конкурентного преимущества в глобальном масштабе. В этом случае главные трудности сводятся к комплексной оценке, во-первых, цепочки преобразования ценности на эффект (см. рис. 3.5), во-вторых, количественного результата самого ефекту.
Рассмотрена логика сущности конкурентного преимущества системы позволяет сделать вывод, что техническая, социальная, экономическая или комплексная оценка конкурентного преимущества представляет собой очень трудоемкий процесс. В конкурентной борьбе технических систем важны уже другие характеристики: качество системы с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей, цена приобретения и использования системы, качество сервиса системы. Чтобы по этим характеристикам иметь конкурентные преимущества, производственная система, которая разрабатывает и производит техническую систему, должна иметь свои внешние или внутренние конкурентные преимущества (прогрессивная система автоматизированного проектирования, конструктивные радикальные новшества, прогрессивное оборудование, конкурентоспособный персонал и т.д.). Для приобретения конкурентных преимуществ социальной системой она должна обладать конкурентоспособными персоналом, технологиями, оборудованием и т.д.
Таким образом, методика оценки конкурентоспособной преимущества опирается на сущность ценности, которая стала источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других умов.
Таким образом, прогнозирование конкурентного преимущества системы может осуществляться на основе:
системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон системы;
системного анализа конкурентных преимуществ выпускаемых системой, по стадиям их жизненного цикла;
системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов и выпускаемых товаров ними,;
анализа набора ценностей, которые могут быть преобразованы в конкурентные преимущества системы или ее товаров;
оценки стоимости ценностей, которые приобретают системой;
разработки программы (проекта) прохождения ценностей к их воплощению, получение конкретного результата или эффекта в пространстве и во времени;
анализа возможности качественного соблюдения принципов прогнозирования.
3.2. Методы анализа конкурентных преимуществ (SWOT , GAP , LOTS , PIMS , "Кинзи ") | 3.4. Анализ конкурентоспособности фирмы за Ж. Ж. Ламбеном |