5.2. Национальная система регулирования денежно-кредитных отношений

До мирового экономического кризиса 1929-1933 pp. кредитная система Германии в целом не регулировался законодательством. Первый закон о кредитной системе, принятый 1935 p., Впоследствии многократно дополнялся различными постановлениями, что сделало его в правовом смысле очень нечетким. Новый закон о кредитной системе было принято только в 1961 р.
С 1945 г. надзор за кредитными учреждениями осуществлялся министерствами земель. Централизованный надзор за кредитной системой передавался Федеральному бюро надзора. Правительству предоставлялось право на закрытие банков и бирж в случае банковской кризи.
Немецкий федеральный банк ("Бундесбанк") является преемником "Рейхсбанка", созданного в 1875 р.
После окончания Второй мировой войны деятельность "Рейхсбанка" и его филиалов в советской зоне была полностью прекращена. В западных зонах введена двухуровневая банковская система. ее особенностью было то, что в каждой из земель Германии возникли центральные банки на базе сохранившихся отделений "Рейхсбанка". Их деятельность координировался Банком немецких земель (БНЗ), созданным оккупационными властями западных краин.
В 1957 p., Согласно закону о создании Немецкого федерального банка, объединены центральные банки Банка немецких земель. Таким образом возникла эмиссионная система, существующая до сих пор. При создании Немецкого федерального банка принцип централизации был применен не полностью. Центральные банки земель, которые подчиняются "Бундесбанка", до сих пор имеют определенную организационную самостийнисть.
Немецкий федеральный банк выполняет следующие задачи:
Управляет валютными резервами национальной экономики;
Осуществляет эмиссию банкнот;
Контролирует предоставление средств кредитным учреждениям;
определяет направления финансовой политики государства;
осуществляет расчетно-кассовое обслуживание уряду.
В руководящие органы Немецкого федерального банка принадлежат Совет центральных банков земель. Совет директоров, Правления центральных банков земель. Организационная структура Немецкого федерального банка приведена на мат 9.
Module . Совет центральных банков земель - главный орган Немецкого федерального банка, в нее входят: президент и вице-президент, другие члены Совета директоров и Правления центральных банков земель. К компетенции совета входит:
определения денежно-кредитной политики
разработка общих директив для ведения деятельности и административного руководства;
разграничение сферы влияния Совета директоров и Правления центральных банков земель;
координация деятельности Совета директоров и Правления центральных банков земель.
Все члены Совета центральных банков земель назначаются президентом страны по предложению Правительства (с учетом мнения совета центральных банков) сроком на восемь лет (в некоторых случаях - на короткий срок, но не менее двух лет). Члены Совета директоров не могут быть отозваны до истечения срока полномочий, за исключением личных причин. Этот принцип обеспечивает независимость и защищенность членов совета .
С объединением Германии, согласно новой редакции закона о Немецкий федеральный банк, его организационная структура была изменена в соответствии с государственным устройством страны и одновременно сокращена до девяти центральных банков. Отделение центральных банков земель расположены в крупных населенных пунктах.Module . Совет директоров - центральный исполнительный орган Немецкого федерального банка, ответственного за выполнение решений Совета центральных банков земель. Совет директоров осуществляет деловое и административное управление банками. К компетенции Совета директоров отнесены вопросы операций с кредитными институтами, выполняющих задачи федерального значения, валютные операции и операции на открытом ринку.
В состав Совета директоров входит президент и вице-президент Немецкого федерального банка и другие члены Совета директоров, которые назначаются президентом Германии по представлению федерального правительства на восемь рокив.
Правления центральных банков земель состоит из президентов и вице- президентов центральных банков. Центральные банки земель осуществляют операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями в пределах своего региону.
При центральных банках земель существуют советы, состоящие из представителей банковской системы страны, предприятий и частных лиц. Совет является совещательным органом , через нее Немецкий федеральный банк поддерживает отношения с кредитными учреждениями и предприятиями-позичальниками.
Государственным органом регулирования небанковского финансового сферы выступает Регулирующий орган финансовых услуг. Это учреждение (создана в 2002 г.) осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, страховых компаний, инвестиционных фирм и других финансовых организаций.
5.1. Эволюция денежно- кредитной системы 5.3. Инфраструктура денежно-кредитной системы