4.3. "Размеры " государства в условиях реализации политики монетаризма

Основное противоречие дискуссии между сторонниками монетаризма и кейнсианства сводится к проблеме регулирования совокупного спроса-будь то с позиции его стимулирования или ограничения. Действительно, вряд ли кто из современных экономистов будет отрицать важность этого фактора при формировании экономической политики. На практике всегда существует проблема, какую политки - денежно-кредитную или фискальную - надо проводить, но, на наш взгляд, не совсем правильно рассматривать монетарную политику как панацею от всех бид.
Более того, при механическом переносе на украинскую почву различных вариантов в подходах к экономической политике существующее в действительности противоречия между сторонниками монетаризма и кейнсианства в условиях нормальной рыночной экономики приобретает искаженного характера. Многие украинские "кейнсианцев" искренне верят в то, что дефицит совокупного спроса - это отсутствие денег у хозяйствующих субъектов. Соответственно, их рецепты сводятся к тем или иным вариантов увеличения денежного предложения и осуществления на основании этого "монетизации" економики103. Между тем самого Кейнса волновала прямо противоположная проблема: как заставить тратить деньги в условиях, когда хозяйственные субъекты этого делать не хотят. Не случайно как основной инструмент увеличения эффективного спроса он рассматривал фискальную, а не денежно-кредитную политику, направленную на перераспределение доходов и ведет к усилению склонности к потреблению, важного фактора роста капиталу.
Не менее спорным выглядит Украины и монетаристский подход, который имеет достаточно строгие логические противоречия в условиях нормальной рыночной экономики. Многие исследователи и на цифровом материале, и на жизненных принципах показывали, как более жесткая монетарная политика в современных условиях приводила не столько к ограничению инфляции, сколько к прогрессирующему "дефицита денег" 105. В украинской реальности также на цифрах можно продемонстрировать, как сокращение государственных расходов приводило нас к тому, к чему в нормальных рыночных условиях привести не может - еще большего сокращения доходов бюджета. Это было следствием провокации распространение бартерных сделок и неплатежей, в наших условиях врезки расходов, не должно происходить в функционирующих по стандартам рыночных економиках.
Анализируя причину такого явления, автор поддерживает А. Найденова, который подчеркивает, что "наша важнейшая отличие от нормально функционирующей рыночной экономики заключается в специфичности реакции хозрасчетных субъектов на сигналы рынка". Все негативные проявления в виде неплатежей, бартера, отрыва финансовой сферы от реального сектора экономики, тысячекратно превышение в течение многих лет уровня процентной ставки над реальной доходностью приложения капитала, в экономике, по нашему мнению, это не результат тех или иных частных ошибок в области монетарной или фискальной политики, а проявление ее глубокой системной деформации.
На практике существует два пути дальнейшего экономического развития Украины: наилучшим образом адаптироваться к особенностям хозяйственной системы, которая сложилась. Экономический рост после 2000 г. показывает, что некоторые резервы здесь, но в стратегическом плане такой подход вряд ли выведет Украину на уровень экономически мощных государств; необходимо осуществление комплекса мер, которые заставили бы работать нашу экономику так, как должна работать нормальная рыночная экономика. Как показывают первые шаги нового правительства, в таком направлении это более сложный путь, но, на наш взгляд, более перспективний.
Принципиально важным в современных условиях для дальнейшего развития является де-факто признание правительством искривленности экономической системы, которая состояла, и формулирование комплексных мероприятий (в виде так называемых структурных реформ), направленных на оздоровление и совершенствования рыночных институтов. С монетаристской точки зрения, главным является задача наведения порядка в управлении государственными активами. С чисто экономической точки зрения, очевидно, что поставленная правительством цель - это обеспечение социально-экономического развития, который включает и экономический рост. Такие категории и процессы, как бюджет, инфляция, приватизация, обменный курс, процентные ставки, налоги и т.д., служат просто инструментами, способствующих достижению этой высокой цели. Выше мы уже пытались показать, что их смешивания в монетарной политике может стоить довольно дорого для экономики. В более широком монетаристскому контексте, учитывая, что свобода и демократия - это независимые ценности, возникает дилемма относительно того, что чем должен подлежать. А. Сен подчеркивает, что "свобода - не только главная цель развития, но и один из важнейших его инструментов". С таких позиций либерализация, которую проповедуют монетаристы, правильная, поскольку здесь делается акцент на положительной обратной связи между свободой и развитием. "Ее (либерализации - Авт.) Центральная идея, - отмечает Р. Дарендорф, - это свобода в рамках закона. Нужно позволить людям преследовать собственные интересы и цели, ограничив их свободу только правилами, которые не позволяют ограничивать свободу других". В этом контексте в украинском экономическом поле при воплощении в жизнь монетаризма роль государства как гаранта должна расти. Но следует запомнить, на что указывают и монетаризм, что такая синергия проявляется лишь в долгосрочной перспективи.
Существенным недостатком воплощение монетаризма было отсутствие ясности в решении иерархии структурных реформ. Между тем "перестановка ходов" негативно может повлиять на последствия развития. Обратимся к пенсионной реформе. Сегодня уже почти никто не возражает против воплощения накопительных принципа, однако условие его успешной реализации - это существование более или менее развитого фондового рынка, который предоставляет пенсионным фондам возможность инвестирования в соответствующие финансовые инструменты. Поскольку в Украине такой рынок находится в стадии становления, это заставляет пенсионные фонды осуществлять вклады в иностранные ценные бумаги, но тем самым создаются условия для трансформации украинского накоплений в иностранные инвестиции, не отвечает задаче рационального их использования для активизации инвестиционной деятельности в Украине. Такой же мере это касается и других отдельных галузей.
Для эффективного действия монетарной политики необходимо усилить роль государства в создании режима нормального рыночного функционирования экономики. Это прежде всего внесения корректив в права собственности, которые обеспечат ориентацию предприятий на максимизацию прибыли в краткосрочном плане и чистой стоимости фирмы - в долгосрочном. Наиважнейшей составляющей этой задачи должно быть формирование эффективно рыночного механизма управления, включая приватизацию, государственными активами. Опыт Украины показал, что государство, имея крупную собственность, которой ее владелец не управляет, негативно влияет на поведение остальных хозяйствующих субъектов. В условиях отсутствия управляемости со стороны государства, по мнению А. Алчиана, "яблокам общественного саду никогда не дают созреть, это крайним примером утверждения, что существование прав собственности, отличные от частных, нарушает соответствие использования ресурсов их выявленной рыночной ценности" .
Не менее важный аспект успешного проявления монетарной политики и действия рыночного монетарного механизма - необходимость расчистить балансы всех хозяйственных субъектов, включая государственные, от просроченных взаимных задолженностей. В противном случае готовы жить по рыночным правилам предприятия окажутся просто заблокированы. В условиях существующей экономической дезорганизации, на наш взгляд, институт банкротства неэффективен. Проведение в масштабах государства такой крупномасштабной операции можно рассматривать как разновидность денежной реформы. Подчеркнем, что не способ стимулирования совокупного спроса, а монетарный инструмент одновременной монетизации экономики, является средством решения системного задачи. "Монетизация (капитализация), - по мнению Ю. Пахомова, - определяет спрос, а от его масштаба зависит объем рынка. Рынок - объемный или необъемных - решающим образом определяет статус страны как высокоразвитой или такой, которая развивается, могущественной или слаборазвитой ".
В условиях структурных изменений, которые происходят под влиянием политики монетаризма, роль государства должна усиливаться для создания соответствующих условий и уменьшения возможных негативных социальных последствий. Ведь в самих структурных изменениях, характерных любой экономической системе, нет ничего необычного. Но одно дело, когда они охватывают не более одной отрасли, а другое - когда вся экономика начинает функционировать по принципиально новым правилам, которые диктуют качественно новую аллокации ресурсов. В таком случае экономика подвергается своеобразной разновидности шока со стороны предложения, следствие которого - серьезные изменения всего экономического развития. По мнению Г. Колодко, этому периоду фундаментальных системных изменений, которые затронули саму суть процесса постсоциалистической трансформации, характерна своя специфика. "Многие явления, которые характерны для него, предсказать было очень трудно. Этим можно объяснять, пусть частично, большой разрыв между слишком оптимистичными заявлениями и ожиданиями с одной стороны и реальностью - с другой". На наш взгляд, именно в этом суть явлений, которые пережили все постсоциалистические страны: рост инфляции при углубляя спаде производства, ведь стагфляционные процессы вообще возможны только в условиях шоков со стороны предложения. При шоках со стороны спроса одновременное ускорение инфляции и углубление спада, как известно, просто неможливо.
Шоковые состояния со стороны предложения значительно ограничивают эффективность регулирования совокупного спроса. Значительная часть свободных мощностей - также результат структурных несоответствий предыдущего производственного аппарата потребностям новой экономической системы, а не факторов, которые лежат в основе совокупного спроса. Для приведения их в соответствие нужны средства. В условиях действия нормальных рыночных механизмов для аллокации дополнительных ресурсов, которые появляются в экономике вследствие их неиспользования, вводятся в действие рыночные механизмы: банки, их стимулы, информационные ресурсы. Это было основой для идеи современных монетаристов о необходимости смещения фокуса монетарной политики с трансакционных функций денег на роль монетарной политики в ее влиянии на предложение кредита ". При отсутствии эффективного воздействия монетарных институтов случаются так называемые" переплескы "(overshooting). То есть выбывают не только те производственные мощности, которые "обречены", но и доля тех, которые при определенных условиях вполне могут быть востребованы. Создание этих условий возлагается на государство и его монетарную политику.
В период таких структурных изменений ресурсы не могут мгновенно перераспределяться в соответствии с новыми ( рыночных) условий деятельности. В этом смысле можно говорить о наличии противоречий в экономике. Опасность их заключается в том, что временные неприятности могут иметь очень серьезные долгосрочные последствия. По продолжительности процесса реструктуризации те факторы производства, которые бы выбыли из употребления временно, могут навсегда остаться невостребованными. Примером этого является Украина, значительная часть потенциала которой могла бы вообще работать, но безвозвратно втрачена.
Изменились взгляды современных монетаристов на роль государства в экономической политике Да, учитывая описанных структурных шоков, которые имеют серьезные социальные последствия, современные монетаристы ставят вопрос об усилении роли государства в создании надежной "сетки социальной безопасности" в условиях трансформационной экономики, необходимость сочетания мер в социальной политике с мероприятиями в сфере промышленной политики. Относительно промышленной политики, то она, по их мнению, может быть двух видов - пассивная и активна. Первая применяется исключительно для смягчения структурного шока. Благодаря активной монетарной и фискальной политике государство не дает сразу погибнуть предприятиям, оказавшимся в тяжелом состоянии. Используя механизмы постепенного усиления давления на них рыночных сил, государство дает возможность или адаптироваться к новым условиям, или подготовиться для закрытия к периоду банкротства, создав условия для появления новых рабочих мест. Проблема, которая возникает в обществе при таком воздействии государства, по мнению Р. Хардина, - это преодоление "либеральной недоверия" 113. Вызвана она тем, что в условиях либерализации растет возможность увеличить доходы и богатство как самих политиков, так и их семей и друзей. И государственные бюрократы не остаются равнодушными к возможности получить финансовую выгоду, а некоторые не могут устоять перед соблазном коррупции. Поэтому, по мнению Корнаи, в этих условиях "государство и общественные институты должны быть выстроены таким образом, чтобы реалистично учитывать негативные стороны поведения политиков-бюрократов ".
В процессе активной промышленной политики задача государства состоит в том, чтобы не потерять позиции в области высоких технологий. В новых условиях либерализации экономики и перехода к рыночным условиях государство выступает как активатор и гарант их развития. Государство через систему капиталов, по мнению Маркияна, имеет и должна способствовать решению следующих задач:
развивать такую сферу воспроизводства творческого потенциала граждан (а это главный ресурс информационной экономики), как система непрерывного образования;
активизировать сознание, гарантировать общедоступность, стабильность функционирования и демократичность информационных сетей;
определять приоритетные направления развития высоких технологий и способствовать осуществлению инвестиций в эти галузи.
Либерализация экономики может дать более высокую динамику ВВП в краткосрочном или даже в среднесрочном плане , но без соответствующей поддержки государства значительно замедляется модернизация экономики, ставится под сомнение сохранение высоких технологий и обеспечение достойных позиций страны в свити.
Опыт внедрения монетаризма в условиях либерализации экономики показывает, что при формировании промышленной политики принципиально важна постепенность в воздействии сил рынка на приоритетные виды деятельности при непрерывном их усилении. Нельзя, например, ограничиваться установлением высоких пошлин для защиты определенных производств. Должна быть четкая перспективная политика их постепенного снижения до нормального уровня для того, чтобы возбуждать производство, адаптироваться к мировому рынку, а не изолироваться от него. При этом важно учитывать национальные особенности и использовать те механизмы влияния, которые более эффективно будут срабатывать с учетом специфических национальных традиций, имеющегося уровня и образа жизни, что дает возможность лучше использовать сильные и преодолеть слабые стороны своей национальной спадщини.
Исследуя этот феномен, В . Марцинкевич доказывает, что "при свободной действия общих механизмов самодвижения воспроизведения опора на собственные национальные формы, как и заимствования зарубежных, которые подходят, происходят легко и естественно во спонтанным влиянием требований эффективности".
Монетарная политика этого периода в основном должен поддерживать нерыночные сектора " реальной экономики ", ведь эквивалентность, равновесие, эффективность отражает не только ту часть экономических благ, которые реализуются через рынок, но и охватывающих весь универсальный спектр сбалансированности воспроизводственных отношений социально-экономической системы. Нерыночная отрасль полностью вписывается в основные родовые понятия и критерии воспроизводственной эффективности, соотношение затрат и результатов. Выбранный во всей полноте народнохозяйственный процесс на равных включает и ситуацию безприбутковости, и прирост полезности для определенного экономического субъекта, и одновременно рост полезности или выгоды для всех участников социально-экономических процессов. Благодаря достижению разумного эквивалентности производственной и непроизводственной сферы при активной роли государства в переходный период обеспечивается и самая или идеальная конечная социальная экономическая эффективность. Все эти аспекты учитываются в так называемой теории сегментации рынка труда, также приходит к выводу о необходимости государственного вмешательства, особенно в период трансформационных преобразований. "Это вмешательство, - подчеркивает А. Аткинсон, - может принимать различные формы: законодательное регулирование минимальной заработной платы; гарантии минимального уровня доходов, подкрепленные набором мер, призванных компенсировать факторы, негативно влияющие на уровень занятости, и модернизировать наиболее уязвимые отрасли и регионы. На макроуровне ответственность государства достаточно значительная ".
Реализация активной промышленной и социальной политики в условиях трансформационной экономики, несомненно, связана с масштабными перераспределительными процессами, осуществить которые в состоянии только исполнительная власть (как центральная, так и региональная). Высокая эффективность проведения такой политики связана с поддержкой высокого относительного уровня общих государственных расходов (и доходов). В Украине правительственные расходы сейчас находятся на явно недостаточном уровне (примерно 40% ВВП) ". XX ст.
4.2. Эволюция идей "Вашингтонского консенсуса" 4.4. Основные тенденции и стратегия современной монетарной политики Украины