7.2. Деятельность государства по обеспечению экономического равновесия

Для достижения социально-экономического равновесия, стабильности в обществе государство применяет ряд методов. Среди них можно выделить три основных. Суть первого метода - государственное регулирование через налогообложение, другой - регулирования экономического и социального развития общества в процессе осуществления расходной политики. Третий метод заключается в разработке государством «правил игры», законодательства по различным вопросам. Это правовое регулирование экономических и социальных процесив.
Первый метод государственного регулирования экономики - это сложная система взаимоотношений между государством и обществом, и для ее характеристики следует выяснить крайней мере следующие вопросы: Какие цели налогообложения? Кто должен платить налоги? На каких принципах, в каких размерах и каким инстанциям платятся налоги? Какие санкции за неуплату налогов?
Конечно ответы на эти вопросы, общей для всех стран, быть не может. В каждой создается собственная система налогообложения, отражающей специфические социально-экономические условия. В связи с этим только перечень вопросов дает возможность представить, какое сложное задание стоит перед украинскими законодателями, которые начали разработку налоговой системы нового государства. Однако, прежде чем рассмотреть результаты их работы, ознакомимся с некоторыми ответами на перечисленные вопросы, которые уже даны в экономически развитых краинах.
Начнем с вопроса о целях налогообложения. Конечной его целью является формирование доходов государственного бюджета для осуществления в дальнейшем государственных расходов. Между тем в США, например, существуют три вида бюджетов, и уже это обусловливает дифференциацию целей налогообложения. За счет федерального бюджета осуществляются расходы, затрагивающие интересы нации в целом: на оборону, космос, иностранные дела и тому подобное. Средства бюджета штата расходуются на реализацию программ по поддержанию уровня жизни, на строительство скоростных дорог и т.п.. Из местного бюджета осуществляется финансирование обучения, охраны общественного порядка. Это является ответом и на вопрос, кому американец платит налоги. В США есть федеральные налоги, налоги штата и мисцеви.
Государственное регулирование начинается уже в процессе взимания налогов. Они используются как важный инструмент влияния государства на экономическую деятельность. Так, различаются налоги, поощряющие некоторые виды экономической деятельности, ограничивают другие и запрещают третьи. Кроме того, оптимальный по размерам подоходный налог, ограничивая частное потребление и инвестиции, стимулирует повышение эффективности виробництва.
Какие принципы налогообложения, т.е. какой объект налогообложения? Начнем с подоходного налога. Как показывает практика, им облагаются прибыль предприятий или организаций, а также доходы граждан. Объектом налогообложения может быть имущество, с которого начисляется налог (например, недвижимое имущество). Все они относятся к прямым податкив.
Второй вид налогов уплачивается населением пропорционально благ, которые оно получает от деятельности государства, т.е. здесь применяется подход к налогообложению с позиций выгоды граждан. Например, в хорошем состоянии местных дорог заинтересованные прежде владельцы автомобилей. Они и платят налог, идущий на расходы по эксплуатации дорог местного значения при покупке бензина, в цену которого включено это податок.
Есть также виды налогов, которые платят покупатели определенных товаров и услуг. Это так называемые акцизы, или акцизные сборы, взимаемые при продаже сигарет, спиртных напитков тощо.
В отличие от налогов на доход или имущество, которые являются прямыми, налоги пропорционально благ покупателей и акцизные сборы представляют собой налоги на продажу и есть непрямими.
Исходя из целей налогообложения и принципов их взимания, определяются субъекты, обязанные платить налоги. Это предприятия, работники, покупци.
При решении вопроса «сколько платить?" Обычно исходят из возможности платить - налоги зависят от размера дохода. При этом используют два принципа: налог на доходы может быть прогрессивным или регрессивным. В случае применения первого богатые слои населения, платя налоги, тратят большую часть дохода, чем малоимущие, а другой - навпаки.
В США минимум годового дохода семьи, не облагается налогом, составляет 8750 долл. Если годовой доход превышает эту сумму, налог быстро растет по прогрессивной системе. Однако максимум налога ограничен и равен 50 процентов от суммы дохода. Типичной ставкой налогов в фонд социального обеспечения для получения пособия по старости есть 14,1 процента от зарплаты, если зарплата меньше 40 тыс. долл.. за год, а если больше - ставка зростае.
Через систему налогообложения государство в определенной степени регулирует производственную деятельность, размеры чистого дохода производителей, а также собственные доходы на различных уровнях государственной структуры управления. Украина только приобретает опыт экономического и социального регулирования. Система налогообложения находится в состоянии становления. В качестве примера можно привести проблему налогообложения прибыли предприятий. С января 1995 г. Правительство Украины и Верховная Рада Украины обращались к этой проблеме неоднократно. Так, в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», принятого 18 ноября 1997 p .. уже 16 декабря 1997 г. было внесены изменения, касаются налогоплательщиков, объекта налогообложения, порядка начисления и уплаты налога. Такая же ситуация сложилась и с налогом на добавленную стоимость, акцизный сбор тощо.
Все бюджетные расходы можно разделить на три группы. Первая связана с расходами на оборону и иностранные дела, вторая - с регулированием экономики, третья - с социальным регулированием. Расходы на оборону и иностранные дела традиционные для государства. Она осуществляла их задолго до того, как стала экономическим субъектом, поэтому эту группу расходов мы рассматривать не будемо.
Вторая группа расходов обслуживает регулирования экономики. Государство как экономический субъект разрабатывает свою экономическую политику, которая включает ряд направлений со своими задачами и механизмом их решения. Рассмотрим составные части экономической политики держави.
Сущность финансовой политики заключается в бесплатном выделении бюджетных средств на цели, определенные государством. К ним относят прежде всего цели, имеющие общеэкономический, общенациональный характер. Это может быть создание и развитие новой современной отрасли материального производства, развитие сферы услуг, хозяйственное освоение определенных регионов страны и т.д.. Реализация таких задач недоступна не только отдельным крупным корпорациям страны с достаточно диверсифицированным производством. Нередко их решения не под силу и консорциум - соглашение крупных фирм для совместного осуществления определенных проектов на стыке различных галузей.
Цели, финансируемых государством, имеют, как правило, комплексный характер и требуют решения совокупности экономических и социальных проблем. Для этого обычно принимаются государственные программы, рассчитанные на несколько рокив.
В механизме финансирования важное место занимает такая форма бесплатного выделения средств, как субсидии. Это помощь, преимущественно в денежной форме, которую государство предоставляет за счет бюджетных средств местным органам власти, частным, а отчасти и государственным предприятиям. Это, например, субсидии, которые государство предоставляет для стабилизации цен производителям сельскохозяйственной продукции, чтобы компенсировать потери их прибыли в связи с ограничением производства по заданию государства. Субсидии предоставляются для поддержки частных производителей также в других галузях.
Кредитная политика имеет целью регулирование кредита и денежного обращения. Эта задача обычно решается через центральный банк. Иллюстрацией осуществления кредитной политики может быть центральный банк США - Федеральная резервная система (ФРС). Главная функция ФРС - контроль за банковскими резервами, есть по той части депозитов, которую банки оставляют для текущего обслуживания клиентов. Благодаря этому координируется предложение денег и кредита. ФРС состоит из 12 региональных банков и центральных координационных органов в Вашингтоне. В Раде ФРС - президенты 12 региональных банков. Совет заседает ежемесячно и определяет макроэкономическую политику.
Главные инструменты механизма осуществления кредитной политики ФРС следующие: 1) операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных облигаций. Например, Комитет по операциям на открытом рынке решил уменьшить резервы банков. Для того чтобы «выкачать» деньги из банков, им продаются государственные облигации. Последствия такого шага представлены на рис. 8.
Если Комитет считает необходимым увеличить резервы банков, то правительство покупает на рынке государственные облигации, векселя и другие ценные бумаги. Деньги поступают к банкам и пополняют резервы, имеет соответствующие последствия;
2) регулирование процентной ставки. Федеральные резервные банки предоставляют займы обычным банкам и получают процент, который называют учетной ставкой. Если она растет, то соответственно уменьшаются резервы банков, и дальше схемою.
Инвестиционная политика государства тесно переплетается с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как было показано ранее, через ее механизмы. Однако инвестиционная политика имеет и собственный механизм, связанный с амортизациею.
В отличие от других издержек производства - материальных и заработной платы, регулируются рынком, затраты средств труда регулируются, как правило, государством. Итак, государство влияет на темпы научно-технического прогресса. Кроме того, она препятствует сокрытию части доходов от налогообложения отнесением их к амортизационным отчислениям. Для того чтобы ускорить развитие науки и техники, технически обновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений и этим ускоряет возврат стоимости основного капитала как источника модернизации производства. О значении этого средства развития производства свидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним из главных мероприятий «рейганомики». В тот период сроки амортизации промышленных машин и оборудования сократились с 12,7 до 5, производственных зданий - с 37 до 15 лет. А в целом сроки амортизации ускорились на 40 видсоткив.
Денежная политика осуществляется прежде всего через регулирование количества бумажных денег в обращении. До второй мировой войны, когда рынок развивался стихийно путем саморегулирования, также стихийно поддерживалась количество необходимых для обращения золотых денег. Однако в послевоенный период золото исчезло из реального обращения. И на рынке стали господствовать бумажные деньги. В отличие от золотых денег, монопольное право выпуска бумажных денег принадлежит государству. Следовательно, ее функцией стал контроль соответствия количества денег реальным потребностям обращения. Однако скоро количество их превысило потребности, обусловив процесс инфляции. Какая объективная сила заставила государство выпускать больше денег, чем было нужно?
Государство, регулируя межотраслевые пропорции, предпочитает прогрессивным в настоящее время отраслям, которые обеспечивают быстрое развитие всего народного хозяйства. В условиях НТР сложился новый механизм межотраслевого регулирования, позволяющий обеспечить опережающее развитие приоритетных отраслей без возмещения для этого средств из других, второстепенных отраслей. Это достигается, выпуская в обращение дополнительную сумму денег, которая направляется в ведущие отрасли. В результате роста цен второстепенные отрасли уже не имеют возможности даже при сохранении прошлогоднего фонда накопления обеспечить уровень реального накопления прошлого периода. Производство в этих отраслях сокращается, в приоритетных - расширяется. Этот механизм можно проиллюстрировать такой модели (табл. 2).
В нашем примере дополнительные капитальные вложения составили 30 единиц, были распределены неравномерно: 25 единиц получила ведущая отрасль - электронная и только 5 единиц - машинобудування.
Хотя в металлургии абсолютный объем капиталовложений не изменился, однако реально он уменьшился, о чем свидетельствует снижение доли этой отрасли в общих капиталовложениях с 40 до 30 процентов. Итак, инфляционный механизм позволяет перераспределить среди отраслей и предприятий фонд накопления во время движения производства, без его остановки. Этим достигают повышения эффективности развития экономики в цилому.
Можно возразить, что такой механизм возможен только при условии, когда государство имеет большую экономическую силу. А таких условий в развитых странах сегодня нет. Дело в том, что мы рассмотрели объективный механизм регулирования межотраслевых пропорций, осуществление которого в современных условиях зависит не только от государства. Эти процессы будут происходить, даже если государство, обладающее монополией на эмиссию денег, решит прекратить дополнительный выпуск в обращение грошей.
Третья группа бюджетных расходов - связана с социальным регулированием - через ее исключительную важность будет рассмотрена далее отдельно. А сейчас проанализируем третий метод государственной деятельности - правовое регулювання.
Сущность правового регулирования заключается в том, что государство создает правовые основы экономической деятельности, т.е. устанавливает «правила экономической игры», в которой принимают участие фирмы, потребители и само государство. Правовые основы не ограничиваются собственно экономикой. Они также определяют права и формы собственности в широком смысле, социально-экономические условия деятельности предприятий, взаимоотношения администрации с профсоюзами тощо.
Значительное место в правовом регулировании государства занимает антимонопольное регулирование. Известно, что развитие концентрации и централизации производства имеет тенденцию к тотальной монополизации производства и рынка. От нее страдают и производители, и потребители. Монопольное положение производителя позволяет ему ограничивать конкуренцию на рынке. Монополии, как правило, навязывают партнерам такие условия сделок, которые ставят их в неодинаковое положение. Монополии ограничивают производство для создания дефицита на рынке и установления монопольных цен. Они создают препятствия для выхода на рынок других предпринимателей. В самом монополизированном производстве начинают преобладать застойные тенденции, попытки обеспечить монопольные прибыли путем завышения рыночных цен, от чего страдают покупци.
В связи с тенденцией к монополизации производства возникает общественная потребность в экономическом регулировании деятельности монополий. «Обуздать» монополии и организовать такое регулирование может только государство. Средства государственного вмешательства в деятельность монополий - это уменьшение прибылей монополий за счет высоких налогов, контроль за ценами (для регулирования доходов и сдерживание инфляции "), контроль за объемами производства, типам товаров, условиями вхождения фирм в отрасль и выхода из нее. Наряду с этими экономическими формами регулирования деятельности монополий государство применяет также социальное регулирование их деятельности - экологическое, обеспечения безопасности продукции для потребителей (автомобилей, самолетов, игрушек).
Однако этих мер государственного регулирования недостаточно, и они дополняются мерами к нарушителям. Для этого разрабатываются антитрестовские законы. США, например, имеют столетний опыт разработки и применения подобного законодательства. Здесь запрещено такие слива фирм, которые ограничивают конкуренцию. Крупные компании обязаны заранее проинформировать государственные органы о слиянии с другими компаниями или о покупке их. Государственные органы изучают материалы и в результате могут запретить слияние, если создается монополия, наносит ущерб конкуренции на местном или национальном рынке. В случаях, когда фирмы допускают незаконных действий, к ним применяют большие штрафи.
Главный результат антимонопольного регулирования в США заключается в том, что американскому государству в острой борьбе удалось «обуздать» свои монополии. агрессивные из них было ликвидировано, другие разукрупнены. Начиная с 1954 г. новые монополии возникают не в результате слияния, а преимущественно за счет внутреннего роста. В результате поддерживается нормальная конкуренция. Так, доля эффективно конкурентных рынков возросла с 56 процентов в 1958 г. до 95 в 1980 р.
В марте 1992 г. в Украине был принят Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Данный закон определяет правовые основы ограничения и предотвращения монополизма, государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Демонополизация экономики Украины должна быть проведена в соответствии со специальной программой. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства поручено осуществлять Антимонопольному комитету, который образует Верховная Рада Украины и подчиняется ей. Он имеет право определять монопольное положение предпринимателей на рынке. Монопольным признается положение предприятия, доля которого на рынке определенного товара превышает 35 процентов. Антимонопольный комитет осуществляет государственный контроль за реорганизацией (слиянием или присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий. Если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный
7.1. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике 7.3. Регулирующая деятельность государства в социальной сфере