7.3. Регулирующая деятельность государства в социальной сфере

Если антимонопольное регулирование встречает жесткое сопротивление лишь со стороны крупного капитала, то социальное регулирование затрагивает интересы всех предпринимателей. Долгое время это обстоятельство значительно осложняло деятельность по регулированию социальной сферы, что особенно ярко видно на примере становления системы социальной защиты населення.
Первым в истории регулирования на государственном уровне не только экономического, но и социального развития был «новый курс» Ф. Рузвельта. С целью выхода из «великой депрессии» конгресс США принял в июне 1933 г. подготовлен Ф. Рузвельтом закон о восстановлении (восстановление) национальной промышленности. Этот закон устанавливал минимальную заработную плату и максимальную рабочую неделю, провозглашал право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов. Произвол предпринимателей в вопросах организации и оплаты труда постепенно менялась системой постоянных условий воспроизводства рабочей силы. Она предусматривала правовое регулирование оплаты труда, его условий, а также создание профсоюзных организаций для выражения интересов наемных работников и их защиты. Это означало правовое и организационное становление наряду с экономической отраслью отношений новой, социальной сфери.
Социальные отношения предусматривают правовое обеспечение и реальное удовлетворение также других важных потребностей нормального воспроизводства рабочей силы, таких как помощь безработным, социальное обеспечение нетрудоспособных. На основе программы «нового курса» американское государство начала заниматься социальной защитой населения. Так, с 1933 по 1938 г. на денежную помощь безработным, организацию общественных работ, создание новых рабочих мест было выделено 25 млрд. дол. федеральных, штатных и муниципальных средств. Для сравнения отметим, что за то же время военные расходы составляли 11 млрд. дол., Из которых 5 млрд. было потрачено на выплаты ветеранам, которые также могут быть отнесены к социальным витрат.
В августе 1935 г. начал действовать закон о социальном обеспечении, который предусматривал систему пенсий и денежной помощи для нетрудоспособных. Тогда же были законодательно снижены ставки налогов на небольшие доходы и увеличенные ставки на большие прибыли. Ф. Рузвельт подписал также закон, который подтвердил права рабочих на создание профсоюзов. Предпринимателям запрещалось отказываться от заключения коллективных договоров, препятствовать возникновению рабочих профспилок.
Курс Ф. Рузвельта на создание системы социального обеспечения населения встретил сопротивление крупного капитала в различных формах, в том числе идеологической. Однако прогрессивные тенденции прокладывали себе дорогу, и это адекватно отражала общественное мнение, о чем свидетельствует избрание Ф. Рузвельта президентом США четыре раза пидряд.
После второй мировой войны система государственного социального регулирования получила распространение в странах Западной Европы. Сегодня в своей практике социального регулирования государство в развитых странах использует те же методы, что и для обеспечения экономической ривноваги.
Прежде социальное регулирование осуществляется в процессе налогообложения. Благодаря установке достаточно высокого уровня необлагаемого минимума годового дохода обеспечиваются нормальные условия для воспроизводства рабочей силы и удовлетворения других потребностей членов семьи, поддержка мелких производителей. Следовательно, снимается социальное напряжение, которое могло бы исходить от численного низкооплачиваемой части суспильства.
Прогрессивной системы налогообложения ослабляет негативный общественный резонанс от неравенства в отношениях собственности на богатство, которое распределяется в обществе значительно неравномернее, чем доходы (так, 1 процента населения США принадлежат 19 процентов всего богатства страны).
Несколько большее значение в социальном регулировании расходования бюджетных средств имеет государственное регулирование социальных факторов общественного развития - социального, обеспечения, образования, медицинского обслуживания, жилищной сферы тощо.
Система социального обеспечения является важным источником доходов населения, который формируется на внерыночных основе. Эта система включает прежде государственное пенсионное забезпечення.
Закон Украины «О пенсионном обеспечении» введен в действие с апреля 1992 г. Он гарантирует всем нетрудоспособным право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров благодаря установлению пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также благодаря регулярному пересмотру их размеров в связи с увеличением минимального потребительского бюджету.
Закон различает: а) трудовые пенсии - по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, б) социальные пенсии. Право на распространенную пенсию - по возрасту - имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - после 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Расширенные возможности выбора варианта при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. Так, его берут (по выбору обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы подряд перед обращением за пенсией, или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой дияльности.
Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Это инвалиды, в том числе с детства, дети (в случае потери кормильца) тощо.
Предусмотрено ежегодное повышение пенсий в связи с индексацией денежных доходов населения. Пенсии не подлежат оподаткуванню.
Третий метод - правовое регулирование социальных вопросов. Прежде государство стало одним из субъектов регулирования трудовых отношений наряду с предпринимателями и профсоюзами. Объектами регулирования является величина заработной платы, продолжительность рабочего времени и отпусков, порядок увольнения, мероприятия по технике безопасности. Государство устанавливает прожиточный минимум, минимальную заработную плату, минимальный размер пенсий тощо.
Так, важным звеном государственной деятельности является регулирование правовых основ занятости населения. 1 марта 1991 принят Закон Украины «О занятости населения». Он определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на працю.
Для реализации политики занятости населения создается государственная служба занятости, деятельность которой финансируется из Государственного фонда содействия занятости населения. Услуги этой службы предоставляются бесплатно. Для содействия занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в работе Кабинет Министров Украины и местные Советы народных депутатов разрабатывают годовые и долгосрочные государственные и территориальные программы занятости населения. Так, государственная программа предусматривает следующие меры по содействию занятости и социальной защиты населения
создание дополнительных рабочих мест путем развития малых предприятий, семейного и индивидуального подряда, фермерских хозяйств, организации оплачиваемых общественных работ и т.п.;
профессиональная подготовка и переподготовка высвобождаемых работников;
организация работы по профессиональной ориентации;
обеспечения занятости тех, кто нуждается в социальной защите (женщин, молодежи, инвалидов);
оказание материальной помощи безробитним.
По законодательству безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка (трудового дохода) из-за отсутствия работы, которая их устраивает, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к работе. Пособие по безработице выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 мес. течение последующих 3-х лет, причем в первый год пособие предоставляется не более 6 мес, второй - не более 3 мес, третий год - остаток. Максимальный размер пособия не может быть выше средней заработной платы, сложившейся в стране. Размер пособия по безработице для граждан, ищущих работу впервые (или после длительного - более одного года - перерыва), установлен на уровне не ниже 75 процентов установленной законом минимальной заработной плати.
Деятельность государства по социальному регулирования в развитых странах встречает и теперь неоднозначную оценку. ее оппоненты отмечают такие негативные последствия увеличения налогов и перераспределения доходов: уменьшается заинтересованность предпринимателей в инвестициях, теряются стимулы к труду, растут правительственные расходы на оплату труда финансовых инспекторов по налогообложению. В конечном итоге социальные программы уменьшают размер валового национального продукту.
Типичное возражение против социальной практики государства таково: чем больше социальных программ, которые усиливают равенство в обществе, тем глубже конфликт между равенством и эффективностью. При применении прогрессивного налогообложения ослабляется заинтересованность во вложениях (инвестициях). Если доходы малообеспеченной части населения будут достаточно высокими, бедняки не искать достаточно упорно роботу.
Время вложения в человека, в частности повышение уровня образования и профессионального мастерства малообеспеченных слоев населения, является резервом повышения производительности их труда в будущем. Поэтому П. Самуэльсон прав, заявляя, что было бы трагической ошибкой рассматривать программы помощи бедным как вычет из национальных ресурсов. В целом же аргументы, которые приводят оппоненты, заставляют признать, что деятельность государства по социальному регулирования должна иметь достаточно жесткие границы.
7.2. Деятельность государства по обеспечению экономического равновесия 7.4. Границы и перспективы регулирующей деятельности государства