2. виды государственного контроля.

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от критерия, который является определяющим при классификации на виды, выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.
Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать состояние дел и предупредить негативные последствия. Проводятся они по конкретной функции управления, или же отрасли.
Тесное сочетание этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними существуют существенные различия. Они касаются разных сторон контрольной деятельности и самого характера контроля
Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность того, кто контролирует, с тем, кого контролируют. При надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля заключается и в различных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является сугубо внутренним и может касаться различных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведомственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности.
По правовым последствиям отраслевой и надведомственный контроль также имеют свои отличия. Если отраслевой может ограничиваться мерами административно-организационного воздействия, то при надведомственном контроле контролирующий орган может прибегать к принудительным мерам, или же обращаться с представлением результатов контроля в соответствующие государственные органы, уполномоченные применять соответствующие меры воздействия.
В Украине построение системы контроля в сфере, государственного управления происходит путем развития сложных и разветвленных систем надведомственного контроля. Задача таких систем контроля состоит в обеспечении решений комплексного характера, касается нескольких, а то и многих отраслей управления или реализации отдельных функций управления. Поэтому этот вид контроля не связан с административной подчиненностью субъектов.
Правовой основой надведомственного контроля с Конституция Украины и законодательные акты, выделяют функцию контроля как один из основных видов деятельности государственных органов.
Следует отметить, что в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии. И если мы рассматривали отраслевой и надведомственный контроль, руководствуясь характером взаимоотношений между субъектом контроля и подконтрольным объектом, то не менее важно в основу выделения видов контроля положить содержание контроля или направления его осуществления. Соответственно выделяют финансовый контроль, банковский, налоговый, контроль за выполнением управленческих решений и др..
Законодательное обеспечение системы контроля и отдельных его видов способствует активизации контрольной деятельности и совершенствованию механизма контроля. В некоторых видах контроля он не только отрабатывается, но и начинает активно действовать. Так, например, по налоговой службы, которая активизировалась как в направлении выполнения своей непосредственной работы - контроль за соблюдением налогового законодательства и своевременной уплатой налогов, так и в плане гласности осуществления налогового контроля - широкого информирования через средства массовой информации о состоянии и изменения в налоговой политике .
Финансовый контроль осуществляется за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов. На основе ревизий и проверок делается глубокий анализ, который дает возможность подавать предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем. При проведении финансового контроля руководствуются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе», актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
Важное место в сфере государственного управления занимает банковский контроль, который осуществляет Национальный банк Украины в сфере кредитно-денежных отношений.
Одним из видов государственного контроля, который находится в стадии формирования, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства по защите интересов предпринимателей га добросовестной конкуренции. Правовым обеспечением этого вида контроля является Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины». В соответствии с этими законами приведена вся нормативная база: решения правительства Украины, центральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в этой сфере.
Конкретизация функций такого вида контроля в практической деятельности может быть сведена к противодействию монопольным посягательствам отдельных видов производителей, соблюдения законов о демонополизации субъектов хозяйствования, подготовки рекомендаций правительства или законодательной власти на основе детального анализа производственных процессов, контроль за проведением приватизации и разгосударствления, контроль за соблюдением законодательства о банкротстве, где речь идет о принятии своевременных решений относительно переориентации или ликвидации убыточных производств или даже отдельных отраслей.
Несмотря на сложную ситуацию в сфере экономики Украины, важное значение приобретает таможенный контроль. Такой вид контроля существует во всех странах, но наши условия налагают на него свои особенности, более жесткие подходы к объемам при вывозе за пределы таможенной территории Украины и ввозе на нее товаров и других предметов.
Отдельное место в системе контроля занимает статистический контроль, который вместе с тем может использоваться при осуществлении других видов контрольной деятельности.
Сама система контроля в сфере управления и системы различных видов контроля, входящих в нее, не являются статичными, раз и навсегда определенным по содержанию, объему, формами и методами. Они руководствуются едиными принципами в своей работе. Однако, исходя из условий и ситуаций, возникающих изменений в приоритетах государственного регулирования, меняется и система контроля, формы и методы работы органов, его осуществляющих.
Правовое обеспечение системы контроля в сфере государственного управления состоит из массивов законодательных актов, регулирующих отдельные виды контроля. Нет единого акта, который бы охватывал все звенья деятельности государства по осуществлению контрольных полномочий. Такой акт необходим и им мог бы быть Закон Украины «О государственном контроле в сфере исполнительной власти». В содержание этого закона следует включить основные принципы и направления осуществления этой важной функции государства. Принятие его дало бы возможность сформировать правовые основы целостного механизма осуществления контроля органами всех ветвей государственной власти
Следует заметить, что речь идет о государственном контроле, который осуществляется органами исполнительной власти в процессе управленческой деятельности за законностью и целесообразностью работы органов исполнительной власти, соблюдением государственной дисциплины, эффективности управленческой деятельности. Поэтому такой контроль, осуществляемый внутри системы органов исполнительной власти, является внутренним.
Контроль, который осуществляют другие государственные органы относительно органов исполнительной власти, является внешним. К таким видам контроля относятся: парламентский, президентский, судебный контроль, прокурорский надзор. Для этих видов государственного контроля едины цель и объект контроля деятельности органов исполнительной власти. И перед ними стоят разные задачи и разнообразны формы и методы контроля, а также последствия его осуществления.
1. контроль как функция государственного управления : понятие и основные принципы. 3. организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти.