6.2. Методологические подходы к планированию проектов
Методология планирования - это совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов разработки планов, их обоснование и описание в соответствии с современными требованиями рынка, которые проверены передовой практикою.В методологии управления проектами проект имеет такие фундаментальные уровни управления:
концептуальный;
стратегический;
тактический, который делится на текущий и оперативний.
На концептуальном уровне определяются цели, задачи проекта, рассматриваются альтернативные варианты действий по достижению запланированных результатов с оценкой положительных и отрицательных моментов каждого варианта, устанавливаются концептуальные направления реализации проекту.
При стратегическом планировании определяются основные этапы и основные препятствия, которые характеризуются сроками ввода объекта, производственными мощностями, объемами выпуска продукции этапы проекта, характеризующиеся сроками завершения комплекса работ, сроками поставки продукции, срокам подготовки работ; также прогнозируется потребность в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталах.
Стратегический план устанавливает стабильное внешнее и внутреннее окружение, фиксированные цели для проектной команды и обеспечивает общее видение проекту.
При тактическом планировании текущий план определяет сроки выполнения комплекса работ, потребность в ресурсах, устанавливает четкую границу между участниками работ в разрезе года и квартала. Оперативный план детализирует задачи участникам на месяц, неделю, сутки по комплексам робит.
Планы могут детализироваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается на каждый комплекс работ или комплекс работ, выполняемый одним организациею.
Также различают планы по степени охвата работ проекта:
главный, комплексный, сводный (на все работы проекта);
детальный за организациями-участниками;
детальный по видам робит.
К общим принципам планирования проектов можно отнести следующие:
целеустремленность. Планирование рассматривается как процесс развертывания главной цели проекта в иерархическую последовательность целей и задач проекта до уровня отдельных мероприятий, действий, работ по определению порядка их исполнения;
комплексность. Комплексность планирования означает полный охват научных, проектных, организационных, производственных и других мероприятий и работ, направленных на достижение целей и результатов проекта;
сбалансированность по ресурсам. Сбалансированность по ресурсам означает, что планы не содержат задач и работ, не обеспеченных необходимыми ресурсами;
системность. Системность планирования предполагает применение системного подхода и учета влияния на проект факторов его окружения; рассмотрение проекта как целостной системы с определением и учетом взаимосвязей как внутри, так и вне его;
гибкость. Гибкость планирования предполагает способность системы прогнозировать и учитывать возможные изменения влияния внешних факторов и их последствия. Для этого пользователю должна быть предоставлена возможность легко варьировать набором технологических, организационных и экономических условий, учитываемых в расчете, варьировать критериями, ограничениями, приоритетами и получать в удобном виде для анализа и сопоставления варианты планов, которые формируются при различных постановках задач;
многофункциональность. Многофункциональность планирования означает обязательное планирование всех установленных функций управления проектом;
оптимальность. Оптимальность планирования предполагает способность системы формировать не просто приемлемые (допустимые с точки зрения принятых ограничений и требований) планы, а рациональные или лучшие планы по выбранным критериям. Это достигается использованием экономико-математических или, если это невозможно, эвристических методов;
адаптивность. Адаптивность планирования включает все преимущества оптимального планирования, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процессу разработки плана привлекается руководство, что дает возможность учитывать требования, которые не формализуются. Все это делает планирование более адекватным реальным условиям, персонифицированным, обоснованным и ответственным; непротиворечивость. Непротиворечивость планирования обеспечивается преемственностью и взаимосвязанностью всех плановых решений; непрерывность. Непрерывность планирования заключается в проведении мониторинга, контроле и при необходимости актуализации плановых решений; стабильность. Стабильность планирования обеспечивается неизменностью основных целей и ограничений проекта, его жизнеспособностью, а также гибкостью и адаптивностью системы. Важным процессом в планировании проекта является процесс формирования информационной системы управления проектами. Именно на этом этапе определяются информационные и коммуникационные потребности участников проекта: кому и какая информация нужна, когда эта информация необходима, каким образом будет предоставляться эта информация. Информация, необходимая для планирования взаимодействия проекта, включает:
организационную структуру и распределение ответственности проекта;
направления, подразделения и специалистов, вовлеченных в проект;
причины, по которым конкретные индивидуумы могут быть привлечены к проекту, и место их нахождения;> - потребности во внешней информации.
Структура распределения информации - это детализация того, кому информация (отчеты, данные, расписание, техническая документация и т.д.). Направляется и какие методы будут использованы для распространения информации различных типов (отчеты, заседания и т.д..). Эта структура должна соответствовать структурам распределения ответственности и отчетности, определенным в организационной структуре проекта. Описание порядка предоставления информации часто включает матрицу ответственности, в котором указывается, кто и с какой периодичностью получает отчеты. Как правило, в такой матрице по горизонтали представлены отчеты, по вертикали - получатели и периодичность.
6.1. Составляющие системы планирования проекта | 6.3. Система контроля соблюдения параметров проекта |