9.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами , по претензиям и возмещением материального ущерба , с разными дебиторами и кредиторами

В процессе хозяйственной деятельности предприятия возникает потребность учитывать расчеты претензионного характера. Они, как правило, учитываются на субсчете 374 «Расчеты по претензиям». Проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств является одним из важнейших завдань.
Изучение задолженности по претензиям начинают с анализа инвентаризации задолженности по каждой сумме. Необходима сверка расчетов на предприятиях. Для проведения сверки расчетов дебиторам посылают выписки из аналитических счетов или направляют к ним специалистов. Одновременно нужно пригласить выписки из аналитических счетов о состоянии расчетов с предприятием у кредиторов. С целью полного изучения всех операций, связанных с расчетами, инвентаризацию их надо проводить на дату обстеження.
В ходе изучения задолженности по претензиям следует обосновать соответствующие документы и установить наличие случаев учета на балансе суммы претензий с просроченным сроком исковой давности. При этом проверяют списанные суммы невозмещенных претензий за счет финансовых результатов предприятия и устанавливают осуществления оперативного контроля за своевременностью и обоснованностью передачи материалов по претензиям в хозяйственный суд для возмещения заборгованости.
Аудитор обращает внимание на своевременность заключения и исполнения договоров на поставку продукции и материалов, определяет ответственность за невыполнение ими обязательств.
Результаты проверки целесообразно отобразить в ведомости по следующей форме (табл. 9.4).
Проверка прочей дебиторской задолженности предполагает предварительное выяснение наличия задолженности со стороны работников предприятия и других лиц, а также причин ее возникновения. Согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (п. 5.4 ст. 5) к валовым расходам относятся все суммы средств на командировку, подтверждены документально.
Проверке подлежат все операции, связанные с предоставлением и использованием подотчетных сумм на командировку, хозяйственные нужды и т.п.. Аудитор должен установить, что выдача наличности лицам для командировки производилась в пределах установленных норм и отображалась на соответствующих бухгалтерских счетах.
Согласно П (С) БУ 16 «Расходы» в бухгалтерском учете расходы, непосредственно связанные с производством, отображаются на счете 23 «Производство», а расходы, связанные с управлением или сбытом продукции - на счетах 92 « Административные расходы »и 93« Расходы на сбыт ». Аудитор должен выяснить своевременность возврата в кассу неиспользованных сумм, выданных под отчет. Они должны быть возвращены в кассу не позднее чем через три дня после окончания срока, на который они были выданы.
Аудитору следует помнить, что на подотчетные суммы, которые вовремя не возвращенные работниками предприятия, увеличивается фактическая сумма наличности в кассе. Последняя сравнивается с лимитом кассы, при превышении которого выплачиваются штрафные санкции (суммы превышения) за каждый день превышения лимита. Задолженность не возвращена в кассу, воздерживаться по заработной плате и отображаться в учете по дебету субсчета 661 «Расчеты по заработной плате» и кредиту субсчета 372 "Расчеты с подотчетными лицами», но не более 50 процентов от заработной плати.
Выборочно аудитор проверяет правильность рассчитанных сумм и оформления документов на служебные командировки. Средства на командировку выдаются в размере предварительно рассчитанных сумм в соответствии с установленными нормами оплаты стоимости проезда, суточных, квартирных и т.п.. Правильность определения размера выплат на расходы, связанные с командировкой, аудитор должен проверять с учетом норм возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме финансируемых из бюджетов), утвержденных Кабинетом Министров Украины. Предельные нормы суточных расходов для командировок в пределах Украины с 12.09.2000 г. составляют 18 грн, а для командировок за границу - 252 грн. Эти суммы уменьшаются, если в счет стоимости проживания в гостиницах входит одно-, двух-и трехразовое питание. Срок командировки в пределах Украины не может превышать 30 дней, а за пределы Украины - 60 дней. Реальный срок командировки определяется приказом руководителя, а для командировок за границу - еще и справкой дипломатического или консульского установи.
Правильность оформления командировочных документов определяют сравнением даты, указанной в удостоверениях (даты выбытия и прибытия работника к месту назначения), с количеством дней командировки согласно приказу руководителя и фактически проведенных. По авансовому отчету сверяют даты возвращения из командировки и представления отчета, т.е. устанавливается своевременность этой процедури.
В случае командировки за границу на служебном автомобиле расходы на горюче-смазочные материалы возмещаются в соответствии с действующими нормами за 1 км пробега и утвержденному маршруту. Аудитор должен установить соблюдение установленного действующим законодательством порядка таких розрахункив.
Аспектом проверки выданных под отчет сумм являются средства, предназначенные для хозяйственных нужд. Они выдаются в пределах имеющихся средств на текущем счете. Подобно отчетности о командировках должен быть составлен и утвержден авансовый отчет об их использовании с добавлением оправдательных документов. Аудитор проверяет полноту оприходования материальных ценностей, правильность отнесения на счета бухгалтерского учета. С этой целью анализируются данные, отраженные в журнале № 7 с.-х. «Расчеты с подотчетными лицами», где концентрируется синтетический и аналитический учет. На основе авансовых отчетов сверяют остатки на начало отчетного периода с остатком за предыдущий отчетный период, проверяют суммы выданных авансов за журнал-ордер № 1 «Касса», записи на кредите субсчета 372 "Расчеты с подотчетными лицами». Расчеты с подотчетными лицами на хозяйственные нужды должны осуществляться на следующий день, а сельскохозяйственных предприятий - в течение 10 днив.
Операции расчетов с подотчетными лицами должны быть отражены следующими записями (табл. 9.5).
Особой проверке нуждаются суммы, выданные в счет заработной платы и своевременно не возвращенные, а также выяснения наличия не возвращенных работниками подотчетных сумм, если они не отражены на субсчете 372 «Расчеты с подотчетными лицами», а скрытые на счетах 37 «Расчеты с разными дебиторами », 68« Расчеты по прочим операциям ».
Аудит расчетов по другим операциям. Расчеты по другим операциям, которые учитываются на счете 68 «Расчеты по прочим операциям», проверяют по каждому виду платежей.
Задача аудита задолженности по другим расчетам - установить:
причины возникновения долга и обоснованность осуществленных хозяйственных операций;
цель, с которой были получены авансы;
своевременность погашения ранее выданных предприятиям авансов и переплат;
правильность удержания из заработной платы работников задолженности по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, погашения задолженности за товары, приобретенные в кредит, полученную ссуду и т.п.;
суммы, учитываемые на этом счете и не относятся к авансов полученных (изучают данные Ведомости № 3.5 по каждой сумме, которая учитывается с целью установления их наличии).
Исследованию подлежат бухгалтерские записи на субсчетах 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Проверка расчетов за товары, проданные в кредит, предусматривает пересмотр договоров, в которых указана сумма кредита, связанную с суммой, отраженной по дебету субсчетов 377 «Расчеты с прочими дебиторами», 685 «Расчеты с прочими кредиторами» субсчет 1 «За товары, проданные в кредит ». После этого проверяют полноту и правильность списания задолженности, проведенной по кредиту субсчетов 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Аналогично проверяют задолженность на других субсчетах 377, 685.
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами изучают по каждому дебитору и кредитору. При журнально-ордерной форме аналитический учет проверяют Сведения аналитического учета расчетов (ф. № 8/1 с.-х.), где на основе первичных документов отображаются обороты по кредиту в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Проверяя итоги за каждым кредитором и дебитором, аудитор контролирует их достоверность в целом по сведениям, после чего сравнивает с оборотом за месяц перенесены в Журнала-ордера № 8 с.-х. данные, Журнал-ордер № 8 с.-х. сравнивает с Главной книгой и балансом пидприемства.
Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям.
Цель аудита - подтвердить достоверность и наличие задолженности по расчетам с персоналом по прочим операциям.
Задача аудита расчетных операций по предоставлению займов работникам - установить:
наличие решения акционеров, владельцев, учредителей о предоставлении займов конкретным работникам - физическим лицам;
правильность оформления договоров на выдачу ссуды на индивидуальное жилищное строительство или строительство садовых домиков;
законность источников, за счет которых предоставлено займа;
реальность отражения в учете задолженности по предоставленным займам;
правильность и достоверность начисления процентов по займам, их соответствие ставкам, предусмотренным договором;
своевременность предоставления займа получателю и погашения ее в установленный срок на основе изучения кассовых документов (приходных и расходных ордеров, отчетов кассира) и данных финансовой звитности.
Источники проверки:
акты инвентаризации счетов;
расчетно-платежные ведомости;
Журнал-ордер № 8 с.-г.
Своевременность и полноту оприходования таких денежных средств в кассу и выдача их получателю при предоставлении ссуды через предприятие проверяют сравнением кассовых документов с выписками банка и с записью по кредиту субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность». Правильность отражения операций по выдаче займов из кассы работникам и служащим определяется аудитором согласно записям по дебету субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность» в корреспонденции с кредитом счета 30 «Касса».
Соблюдение сроков платежей по займам проверяют сравнением сумм и сроков, указанных в обязательствах, с данными платежных документов (кассовых приходных ордеров, расчетно-платежных ведомостей, выписок банка) и записей в учетных регистрах по кредиту субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность» в корреспонденции с дебетом счетов 30 «Касса», 31 «Счета в банках», 66 «Расчеты по оплате труда» в зависимости от порядка осуществления платежив.
Цель аудита расчетов с другими кредиторами - подтвердить обоснованность и законность возникновения таких розрахункив.
Задача аудита - установить:
наличие и правильность оформления договоров;
объем оказанных услуг;
правильность определения сумм кредиторской задолженности и сроков платежив.
Аудитор сопоставить данные по документам предприятия с выписками банка, платежными поручениями, записями на счете 68 «Расчеты по прочим операциям» субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами».
Кредиторская задолженность учитывается на счете 68 «Расчеты по прочим операциям», должна быть рассмотрена с точки зрения законности ее возникновения и своевременности погашения. Аудитор должен установить:
достоверность отражения в балансе суммы кредиторской задолженности
учтенную задолженность, по которой истек срок исковой давности, выяснить причины ее возникновения и приняты меры для ее недопущения;
обоснованность списания задолженности;
правильность оформления подтверждающих документов;
обоснованность безнадежности боргив.
Другую дебиторскую задолженность отражают в учете следующими бухгалтерскими записями (табл. 9.6).
Аудитор должен установить соблюдение требований П (С) БУ 11 «Обязательства». Для этого целесообразно использовать перечень возможных нарушений требований П (С) БУ 11 «Обязательства», определенные отдельными авторами, приведены в табл. 9.7.
Выявленные аудитором нарушения П (С) БУ 11 «Обязательства» заносятся в его рабочих документов, которые находят отражение в соответствующих обобщающих документах, составленных аудитором.
9.2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 9.4. Аудит кредитных операций