2.5. Принципы осуществления антикризисного управления
Под принципами управления принято понимать объективные правила управленческого поведения, вытекающие из потребностей объекта управления и возвращаются к нему в виде научного знания, с помощью которого реализуются задачи управления, обеспечивается повышение эффективности его потенциала, более совершенная организация отношений объекта управления с середовищем.Антикризисное управление должно осуществляться с учетом системных и специфических принципов (рис. 2.3).
К наиболее значимым системных принципов, которые определяют общие требования к проведению антикризисного управления, относятся:
1) принцип объективности, использование которого предусматривает учет сути и механизмов возникновения и углубления кризисных явлений, ориентацию управленческого воздействия не только на внешние проявления кризиса, но и на глубинные первопричины возникновения кризисных явлений с целью их локализации (блокировка) или устранения;
2) принцип комплексности, который определяет необходимость системного мышления, разработку антикризисных решений по всем направлениям деятельности предприятия, видов ресурсов, используемых функциональных подсистем предприятия;
3) принцип соответствия, суть которого заключается в изучении и типизации условий функционирования конкретного предприятия-объекта антикризисного управления, выявлении специфических условий и тенденций его развития, учете стадии жизненного цикла и имеющихся конкурентных преимуществ предприятия, временных ограничений, присущих антикризисно-м процесса, особенно на этапе углубления кризиса, как можно более широком охвате всех "за" и "против" конкретного управленческого решения с учетом реалий, имеющих место;
4) принцип контроля, который предусматривает осуществление постоянного контроля за ходом реализации управленческих мероприятий с целью ее дальнейшей адаптации к условиям внутренней и внешней среды предприятия, изменяющихся во времени;
5) принцип оптимальности, который предусматривает оптимизацию методического инструментария исследования проблем предприятия и диагностики угрозы его банкротства, оптимальное соотношение оперативных, тактических и профилактических антикризисных мер с учетом стадии кризиса, вероятного срока возникновения ситуации банкротства, причин и факторов, обусловивших появление кризисных явлений; Module . 6) принцип основного звена, использование которого ориентирует на поиск и первоочередное решение основной проблемы (катализатора кризиса), усиление внимания к той сфере (направления) деятельности, которая обусловливает возникновение и распространение кризиса или в которой дальнейшее углубление кризиса имеет наиболее негативное влияние на функционирования и жизнеспособность предприятия в целом;
7) принцип законности, который предполагает знание и использование в интересах предприятия-объекта антикризисного управления правовых основ, регламентирующих осуществление предпринимательской деятельности, внедрения и рассмотрения дела о банкротстве, обусловливают возможности финансового оздоровления и санации предприятий;
8) принцип эффективности, сущность которого заключается в максимально возможном использовании потенциала объекта и субъекта управления для формирования обоснованной программы антикризисных действий, минимизации временных, материальных и финансовых затрат, связанных с кризисным состоянием предприятия и (или) выходом из него .
Специфические принципы антикризисного управления дифференцируются относительно механизма, процесса и системы управлиння.
Под механизмом антикризисного управления следует понимать совокупность средств и методов воздействия на объект управления - кризисные явления. Основными принципами, на которых основан механизм антикризисного управления, признаются:
1) принцип опоры на антикризисную сознание - понимание негативных последствий возникновения и углубления кризиса для всех субъектов антикризисного процесса; важнейшими характеристиками сознания являются интересы, ценности и мотивы деятельности, от которых зависит достижение поставленной цели;
2) принцип антикризисной мотивации деятельности - его суть заключается в преимущественном использовании средств мотивации, направленных на решение кризисных проблем; административные или организационные меры не подкреплены экономической и морально-этической мотивацией, как правило, неэффективны;
3) принцип предвзятости в решении проблем - скорость углубления кризисных явлений на определенном этапе выходит из-под контроля, изменения становятся необратимыми, поэтому механизм антикризисного управления должен быть ориентирован прежде всего на предотвращение возникновения и углублению кризисных явлений;
4) принцип многовариантности разработки возможных антикризо-вых процедур с учетом фактора неопределенности и риска реализации отдельных плановых мероприятий, необходимость разработки альтернативных мер обусловливается, во-первых, их возможной нерезультативность, во-вторых, вероятностью изменений во внешнем окружении, внутреннем потенциале, целеполагание владельцев предприятия, вследствие чего разработан вариант антикризисных действий будет признан нецелесообразным или невозможен для реализации;
5) принцип реалистичности в оценке ситуации, успехов или неудач, которые имеют место; оценивая возможность преодоления кризиса необходимо опираться на объективную реальность. Информация о любых позитивные сдвиги, которые имеют место и является результатом антикризисных мер, должна распространяться среди персонала. Неудачи не должны восприниматься фатально, следует сосредоточить внимание на изучении причин низкой эффективности или нерезультативности для предотвращения повторения таких ошибок в майбутньому.
Процесс управления принято определять как последовательность действий, которые должны быть осуществлены и которые формируют управленческое воздействие. Главным в организации процесса антикризисного управления является соблюдение следующих принципов:
1) стратегичности (целеустремленности) - антикризисное управление не может быть эффективным, если оно осуществляется без определенной цели или четких задач, когда отсутствует антикризисная стратегия управления;
2) последовательности решения проблем - в ходе антикризисного управления необходимо ранжировать задачи и проблемы по степени их важности для достижения конечной цели, учитывая их влияние на решение дальнейших задач и скорость антикризисных преобразований;
3) своевременности принятия управленческих решений, реализация которого требует постоянного мониторинга состояния хозяйственной системы, раннего выявления признаков кризисного состояния, реагирования на них соответствующими антикризисными мерами; игнорирование этого принципа может иметь фатальные последствия, поскольку общеизвестно, что вывод системы из глубокого кризиса требует значительно больших усилий и затрат, чем предупреждения и предотвращения ее возникновения;
4) гибкости, маневренности, приспособления к быстрым изменениям во внутренней и внешней среде предприятия: несмотря на целесообразность разработки типовой схемы антикризисного процесса, специфика конкретного предприятия может уточнять содержание и инструментарий работы, которая должна быть осуществлена на каждом этапе, ранжировать их значимость, изменять порядок проведения;
5) оценки позитивных и негативных последствий принимаемых решений, учета их влияния на жизнедеятельность предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Под системой управления понимается совокупность функций и полномочий, которые необходимы для осуществления управленческого влияния, в том числе и антикризисного. Система антикризисного управления должна строиться с учетом следующих основных принципов:
1) функциональной интеграции - антикризисное управление не может быть эффективным, если оно будет опираться только на решение оперативных и тактических задач; необходимо весь менеджмент предприятия, все его функции ориентировать на предотвращение кризиса, а в случае возникновения признаков кризисного состояния - их локализацию; Module . 2) профессионализма, предполагает наличие специальной подготовки тех лиц, которые принимают на себя ответственность за действенность антикризисного управления, овладение определенных знаний и навыков для непосредственного проведения или управления этой работой, только профессиональная подготовка обеспечивает действенность и результативность анти-кризисных преобразований, выделения приоритетов, правильное ранжированный-ния задач, дает возможность сэкономить время, сохранить средства, а иногда и собственность;
3) ответственности за последствия принимаемых решений, именно в этой функциональной подсистеме управления необходима развитая и сбалансированная система ответственности за последствия реализации антикризисной программы, прежде всего финансовые; в развитых странах такая система ответственности сформировалась и прошла испытание временем, в Украине формирование ее принципов и механизмов входит в число первоочередных задач, которые должны быть решены;
4) оптимального соотношения централизма и децентрализма в принятии соответствующих решений, максимальное вовлечение персонала предприятия, которое оказалось в кризисном состоянии, к разработке и впро
рение антикризисных мер. Только при этих условиях можно надеяться на максимальную скорость и эффективность в достижении целевого результату.
Определены принципы антикризисного управления, дополняя и конкретизируя друг друга, могут и должны действовать только в системе.
2.4. Методологические основы и ограничения антикризисного управления | 2.6. Эффективность антикризисного управления и факторы , ее определяющие |