2.6. Эффективность антикризисного управления и факторы , ее определяющие
Проблематика оценки эффективности антикризисного управления принадлежит к наименее разработанным теоретическим вопросам его построения, хотя понятно, что определение таких ключевых понятий, как результат, эффект, критерии и показатели эффективности является одной из необходимых предпосылок формирования любой системы управлиння.Как известно, проблематика эффективности и подходов к ее оценке достаточно разрабатывалась отечественными и зарубежными учеными, что обусловило распространение различных подходов для обоснования этих понятий и формирования оценочных показникив.
Принято выделять указанные ниже виды ефективности.
1. В зависимости от полученного результата (следствия) - экономическую, которая в общем виде характеризует соотношение между полученными результатами и ресурсами, которые были потрачены для их достижения, и социальную эффективность, которая дополнительно учитывает социальные последствия (сохранение и создание новых рабочих мест, улучшение социально-психологического климата в коллективе или условий труда и т.д.).
2. Зависимости от места получения эффекта - народнохозяйственную (общественную) и локальную (коммерческую) эффективность, которая может быть в свою очередь оценена на уровне отдельного предприятия, его структурного подразделения, отдельного бизнес-процесса, операции тощо.
3. Зависимости от метода расчета - абсолютную эффективность, которая характеризует общую или удельную эффективность деятельности предприятия или другого объекта оценки за определенный промежуток времени, и сравнительную эффективность, отражает последствия сравнение альтернативных вариантов и выбора наилучшего из них.
4. В зависимости от подхода к оценке - частичную (отдельную), чинникових (обусловленную влиянием отдельного фактора) и полную (интегральную) ефективнисть.
5. В зависимости от объекта оценки - эффективность производства, эффективность использования трудовых (труда), материальных и финансовых ресурсов; эффективность системы управления предприятием или организации определенного управленческого процесса тощо.
6. В зависимости от степени увеличения эффекта - первичная, мультипликационная и синергическое ефективнисть.
Первичная эффективность - это начальный одноразовый эффект, получаемый в результате реализации определенной совокупности мероприятий (технических, технологических, организационных, экономических, социальных и т.п.). Мультипликационная эффективность является следствием многократного и Многонаправленная использования этих мероприятий (инноваций) не только на данном предприятии, но и на других предприятиях, в других сферах деятельности. Она проявляет себя в таких специфических формах:
• диффузный эффект, получаемый благодаря максимальному распространению в другие сферы и отрасли деятельности;
• резонансный эффект, который возникает благодаря активизации и стимулированию развития других положительных явлений и тенденций как в данном предприятии, так и на других предприятиях (в сферах деятельности);
• эффект "стартового взрыва", который является проявлением своеобразной цепной реакции, начала лавинообразного увеличения эффекта под влиянием первичного импульса (первичной эффективности)
• эффект сопроводительных возможностей, который проявляется в виде различных промежуточных и побочных положительных результатов (эффектов)
• эффект акселерации, который характеризует ускорение темпов распространения какого-то позитивного результату.
синергического эффективность характеризует комбинированное влияние всех мероприятий (инноваций) на финансово-хозяйственное положение предприятия, при котором он превышает арифметическую сумму эффектов, полученных от каждого отдельного заходу.Module . Относительно антикризисного управления нет смысла пытаться сконструировать систему показателей эффективности именно управленческой деятельности, выделить из общего эффекта ту часть, которая достигнута благодаря функционированию самой системы антикризисного управления. Более подходящим в качестве эффекта (результата, последствий) антикризисного влияния рассматривать результативные показатели деятельности управляемой системы в целом, то есть показатели, достигнутые предприятием за период внедрения антикризисного управлиння.
Оценка эффективности антикризисного управления проводится по такой системе критериев:
• достигнута изменение важнейших показателей хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния предприятия за период антикризисного управления (по сравнению с началом реализации антикры -зових процедур);
• скорость получения положительных изменений в единицу времени, то есть прирост обобщающих показателей хозяйствования, полученный за один временной интервал (неделя, месяц, квартал)
• экономичность получения положительного эффекта, измерением оценки которой является соотношение между достигнутым приростом результатов хозяйственно-финансовой деятельности и объемом расходов, связанных с достижением этого эффекта (совокупная оценка расходов на проведение чисто антикризисного управления и стоимости дополнительно привлеченных ресурсов)
• достаточность изменений для восстановления параметров жизнеспособности предприятия, которая оценивается путем сравнения фактически достигнутых показателей с эталонными (целевыми) значениями, при которых обеспечивается жизнеспособное состояние пидприемства.
Определены критерии могут стать основой построения системы локальных и общих показателей эффективности антикризисного управления, с помощью которых могут оцениваться альтернативные антикризисные предложения и формироваться вывод об эффективности системы антикризисного управления предприятием в цилому.
Эффективность антикризисного управления определяется совместным влиянием таких важнейших факторов
1) профессионализм субъекта антикризисного управления и качество его профессиональной подготовки;
2) личностные качества субъекта антикризисного управления, его способность быть лидером и обеспечить объединение всех творческих конструктивных сил;
3) психология субъекта антикризисного управления, его способность к проведению управления в экстремальных ситуациях;
4) формирование антикризисной команды, способной профессионально, адекватно и творчески выполнять поставленные перед ними задачи;
5) поддержка субъекта антикризисного управления трудовым коллективом и собственниками предприятия, обеспечения корпоративности, т.е. интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, внутренний патриотизм и энтузиазм;
6) методология разработки рискованных управленческих решений;
7) обоснованность и научность приемов прогностически -аналитических исследований, происходящие на всех этапах его осуществления;
8) качество разработанной антикризисной программы и адекватность существующим условиям и ограничениям антикризисных мероприятий;
9) надлежащая оперативность и гибкость антикризисного управления, прежде всего в период реализации антикризисных мероприятий;
10 ) наличие специального программного обеспечения для проведения диагностических и прогностических процедур и исследований.
2.5. Принципы осуществления антикризисного управления | 2.7. Концептуальная модель процесса антикризисного управления предприятием |